Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности.
материал
«Новые подходы по организации экологического воспитания в ДОУ
Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_ekologii.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 с . Иглино»
муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Экологическое воспитание дошкольников
в системе планирования образовательной деятельности
в соответствии с ФГОС.
Выполнила: Михайлова Наталья Александровна
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс образования и развития ребенка, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды.
Формирование экологической культуры – это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе, являющейся важной, необходимой составляющей воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями, введением федеральных государственных образовательных стандартов.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- развивать потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного познавательного опыта через экологическое воспитание. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность, эмоциональное отношение).
Только в деятельности ребенок приобретает необходимые знания, умения, навыки. Общаясь с природой, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
В работе с детьми нужно использовать такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности, растет познавательный потенциал.
Вся работа по экологическому образованию осуществляется в двух направлениях: на НОД и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми на образовательной деятельности, закрепляли в повседневной жизни.
Начиная с 2-3 лет, нужно обращать внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давать детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы, возвращаясь по нескольку раз к одним и тем же объектам и явлениям.
Во второй младшей группе работу продолжаем. Привлекать детей к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливать, рыхлить, протирать листья, и т.д. Каждый ребенок постепенно знакомится с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливать птиц на участке.
В старшем дошкольном возрасте вовлекать в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучать к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формируются практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.
Формы экологического воспитания:
а) массовые;
б) групповые;
в) индивидуальные.
К массовым формам относится работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, наблюдения, экологические сказки, ролевые игры.
К групповым формам относится экскурсии, работы на участке.
К индивидуальным формам -наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
В группе должен быть оборудован экологический центр и уголок природы, где будут представлены детская и энциклопедическая литература экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений, коллекции, экологические макеты («Лес», «Зоопарк», «Ферма») и другие материалы. Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, дети учатся бережному отношению к труду взрослых. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводят игре. Сюжетно – ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний.
Всем известно, что игры экологического содержания являются наиболее эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. («Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Что сначала, что потом?», «Когда это бывает?» и др.)
Подбор разнообразных дидактических игр экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Кто что ест?», «Опасно - не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем урожай» и т др.
Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала. Использование предметных игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствуют развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме).
На прогулке использовать наблюдения. Для каждого наблюдения небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формируются у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними (в процессе использования циклов наблюдений за одним и тем же объектом). Наблюдение стимулирует интерес детей, их познавательную активность.
Наряду с наблюдениями широко используют наглядный иллюстративный материал, который помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью у дошкольников формируются представления об объектах, явлениях природы, которые наблюдать невозможно, дети знакомятся с явлениями в природе (сезонными изменения), происходит обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.
Важнейшая форма работы с детьми - это труд в природе. Этот вид деятельности, способствует формированию осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности дошкольники могут применить на практике знания, приобрести новые, убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда).
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение семьи к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.
Экологическую информацию взрослые могут получать:
- на родительских собраниях;
-проектная деятельность;
- из консультаций для родителей;
- в совместной деятельности с детьми.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.
Результатом практических мероприятий по экологическому образованию дошкольников можно считать:
— создание стенгазет с рассказами о любимых питомцах;
— написание рассказов о животных и растениях, рекомендаций по уходу за животными и растениями;
— разработку презентаций, проектов.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проя...
Требования федерального государственного стандарта образования нового поколения к экологическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Экологическое образование дошкольник...
Статья Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС
Экологическое воспитание дошкольников...
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности в соответствии с ФГОС....
Экологическое воспитание дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование стало некотъемлемой частью дошкольной педагогики.Формирование экологической культуры- это средство воспитания у детей правильного и осознанного отношения к природе....
Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО
Система планирования образовательной деятельности воспитателя с учетом состояния здоровья, показателей физического развития и психофизиологических особенностей воспитанников ДОО осуществляется путем о...
Требования ФГОС образования нового поколения к экологическому воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогикиКонец формы...