Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации
методическая разработка (младшая группа)
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka.docx | 19.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Томашевская Вера Анатольевна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №1
Невского района
Санкт-Петербурга
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Свежий воздух имеет огромное значение для физического развития дошкольника. Именно прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка реализует все условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяет его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.
Прогулка – это один из режимных моментов жизнедеятельности детей в детском саду. От того насколько грамотно буде организована детская деятельность на прогулке, зависит всестороннее развитие детей. Именно поэтому это сложнейший вид педагогической деятельности.
Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Требования к продолжительности прогулки.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
Безопасность:
Воспитатель во время проведения прогулки должен постоянно помнить о технике безопасности, которая включает в себя несколько пунктов: требования к оборудованию на участке, знания «Инструкции по технике безопасности при проведении прогулок с воспитанниками».
В рамках инструкции по ТБ, воспитателю необходимо:
- подготовить участок для проведения прогулки, осмотрев территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности. На нём не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами;
- убрать весь мусор с территории участка. Уборка участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории;
- в летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке. После ухода детей с прогулки, песочницы следует накрывать чехлами.
- ежедневно осматривать групповую площадку, горки, малые формы, песочницы. В случае обнаружения повреждений, которые могут привести к травме ребёнка, сообщить заведующему или завхозу. Не разрешать детям использовать это оборудование до устранения повреждений.
В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Содержание прогулки:
По ФГОС дошкольного образования решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
В ходе прогулки осуществляется интеграция всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Грамотно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей, с учетом их интересов и способностей.
Продумывая прогулку, следует учитывать ряд особенностей детей младшего дошкольного возраста:
1. У детей 2-3 лет преобладает наглядно - действенное мышление. Ребенок накопил недостаточно жизненного опыта, поэтому может понять только то, что находится непосредственно перед его взором и с чем он может сам действовать.
2. Детям этого возраста присуще чувственное познание действительности. Включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать значение предметов окружающего мира.
3. Также следует учитывать особенности детей этого возраста:
- быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, поэтому надо следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;
- неумение сосредоточиваться требуют дозирования новых сведений (рассказы об окружающем могут длиться не более 3 - 4 минут);
- отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);
- затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).
В соответствии с ФГОС в ДОУ предполагается преимущественное использование наглядно - практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых, проблемных ситуаций и прочее.
Наблюдение провожу в начале прогулки: обращаю внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых. Детям очень нравится, когда использую стихи в описании живой и неживой природы.
Большое место на прогулке отвожу подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Роль водящего в игре выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей или же сам воспитатель. Перед началом игры напоминаем правила игры. Побуждаем активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры. Детям очень нравится играть: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Мыши водят хоровод», «А мы в лес пошли», «Карусели», «Бездомный заяц» и другие.
Также предлагаю детям игрушки для организации творческих игр. Можно предложить обыгрывать день рождение мишки, покатать игрушки с горки, строить замок для игрушек. Выносим саночки, машины, коляски. Дети самостоятельно подбирают атрибуты и игрушки для игр.
Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выношу кегли, обручи, мячи, песочные наборы, предлагаю ребятам заняться самостоятельными играми.
В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью заранее подготавливаю все необходимые материалы и оборудование. Приглашаю к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений – это игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.
Во время прогулок слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.
Также большое внимание уделяю трудовой деятельности детей. Провожу наблюдения за трудом взрослых: учу детей уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.
Предлагаю ребятам посильный труд, организация которого зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети могут собирают листья, зимой - сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаю детям уборку участка от камней, веточек, подмести дорожки. Провожу индивидуальные и коллективные трудовые поручения. Воспитатель должен следить, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
По завершению прогулки дети поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.
Прогулки будут интересными и достигнут цели в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. ...
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации
статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом...
«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»
Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте....
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации
Для педагогов ДОУ...
Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...
Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
Статья об огранизации прогулки (из опыта работы)...
Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91 Красносел...