Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации
методическая разработка (младшая группа)

Томашевская Вера Анатольевна

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Томашевская Вера Анатольевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №1

Невского района

Санкт-Петербурга

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

Свежий воздух имеет огромное значение для физического развития дошкольника. Именно прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка реализует все условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяет его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Прогулка – это один из режимных моментов жизнедеятельности детей в детском саду. От того насколько грамотно буде организована детская деятельность на прогулке, зависит всестороннее развитие детей. Именно поэтому это сложнейший вид педагогической деятельности.

Цель прогулки: укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательному, речевому, физическому художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

Требования к продолжительности прогулки.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Безопасность:

Воспитатель во время проведения прогулки должен постоянно помнить о технике безопасности, которая включает в себя несколько пунктов: требования к оборудованию на участке, знания «Инструкции по технике безопасности при проведении прогулок с воспитанниками».

В рамках инструкции по ТБ, воспитателю необходимо:

  • подготовить участок для проведения прогулки, осмотрев территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности. На нём не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами;
  • убрать весь мусор с территории участка. Уборка участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории;
  • в летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке. После ухода детей с прогулки, песочницы следует накрывать чехлами.
  • ежедневно осматривать групповую площадку, горки, малые формы, песочницы. В случае обнаружения повреждений, которые могут привести к травме ребёнка, сообщить заведующему или завхозу. Не разрешать детям использовать это оборудование до устранения повреждений.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Содержание прогулки:

По ФГОС дошкольного образования решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов. 

В ходе прогулки осуществляется интеграция всех образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие». Грамотно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей, с учетом их интересов   и способностей.

Продумывая прогулку, следует учитывать ряд особенностей детей младшего дошкольного возраста:

1. У детей 2-3 лет преобладает наглядно - действенное мышление. Ребенок накопил недостаточно жизненного опыта, поэтому может понять только то, что находится непосредственно перед его взором и с чем он может сам действовать.

2. Детям этого возраста присуще чувственное познание действительности. Включая в работу органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус), малыш начинает понимать значение предметов окружающего мира.

3. Также следует учитывать особенности детей этого возраста:

  • быстрая утомляемость и отсутствие тормозных процессов, поэтому надо следить за самочувствием малышей, осуществлять смену видов деятельности;
  • неумение сосредоточиваться требуют дозирования новых сведений (рассказы об окружающем могут длиться не более 3 - 4 минут);
  • отвлекаемость (на прогулке поводов для этого предостаточно);
  • затруднения при запоминании (поэтому показы, беседы нужно проводить ярко, эмоционально и обязательно предусматривать повторение).

В соответствии с ФГОС в ДОУ предполагается преимущественное использование наглядно - практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых, проблемных ситуаций и прочее.

Наблюдение провожу в начале прогулки: обращаю внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых. Детям очень нравится, когда использую стихи в описании живой и неживой природы.

Большое место на прогулке отвожу подвижным играм. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя). Роль водящего в игре выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей или же сам воспитатель. Перед началом игры напоминаем правила игры. Побуждаем активно двигаться малоподвижных ребят, которые во время прогулки предпочитают спокойные игры. Детям очень нравится играть: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Мыши водят хоровод», «А мы в лес пошли», «Карусели», «Бездомный заяц» и другие.

Также предлагаю детям игрушки для организации творческих игр. Можно предложить обыгрывать день рождение мишки, покатать игрушки с горки, строить замок для игрушек. Выносим саночки, машины, коляски. Дети самостоятельно подбирают атрибуты и игрушки для игр.

Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выношу кегли, обручи, мячи, песочные наборы, предлагаю ребятам заняться самостоятельными играми.

В соответствии с планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью заранее подготавливаю все необходимые материалы и оборудование. Приглашаю к себе детей для индивидуальной работы на закрепление основных видов движений – это игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.

Во время прогулок слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.

Также большое внимание уделяю трудовой деятельности детей. Провожу наблюдения за трудом взрослых: учу детей уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.

Предлагаю ребятам посильный труд, организация которого зависит от погоды и времени года. Так, осенью дети могут собирают листья, зимой - сгребать снег, делать из него разные сооружения. Также поручаю детям уборку участка от камней, веточек, подмести дорожки. Провожу индивидуальные и коллективные трудовые поручения. Воспитатель должен следить, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

По завершению прогулки дети поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.

Прогулки будут интересными и достигнут цели в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).

Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки.    ...

Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации

статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом...

«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»

Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте....

Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

   Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...

Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)

            Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91                   Красносел...