Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации
статья (младшая группа)
статья роль прогулки в младшей группе ДОО, как провести прогулку с интересом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
andreeva_statya_-progulka.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Андреева Наталья Николаевна
Воспитатель ГБДОУ №2
Калининского района г.Санкт-Петербург
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации
(из опыта работы воспитателя)
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А.Сухомлинский)
Прогулка в детском саду имеет большое значение в развитии ребенка. Тем более, если речь идёт о малышах второй младшей группы, возраст которых 3–4 года. Познание окружающего мира, живой и неживой природы, повышение иммунитета — всё это позволяют ежедневные прогулки. Однако каждый этап пребывания детей на улице требует тщательной методической подготовки и грамотного проведения.
Основная цель прогулки — это укрепление иммунитета малыша. Досуг на улице реализует её за счёт адаптации организма детей к условиям внешней среды. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду. Правильная организация прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём. В связи с этим Федеральным государственным образовательным стандартом сформулированы основные цели прогулки во второй младшей группе:
- профилактика простудных заболеваний и утомления детей;
- обучение природосообразному поведению (наблюдение за погодой, сменой времён года и пр.);
- анализ погодных изменений во внешнем мире;
- развитие навыков и умений фиксировать преобразования в окружающем мире;
- воспитание положительного отношения к природе, определяющего необходимость заботы о ней.
В нашей группе прогулкам уделяем особое внимание, так как это один из способов получения ответов на детские вопросы. На прогулке дети могут наблюдать за явлениями природы, погодой, животными, транспортом, трудом взрослых, а также можно проводить массу интересных опытов и экспериментов. Это способствует развитию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи. Дети на прогулке расслабляются, устанавливается более близкий контакт с ребенком, он становится более открытым, больше доверяет педагогу, тем самым улучшается эмоциональное состояние ребенка. На участке должно быть комфортное, безопасное оборудование для физического развития детей. Это горки, лазалки, невысокие ступеньки (например из бревнышек), качели, но все хорошо закрепленное.
Прогулку мы проводим согласно теме недели или проекта. Прежде, чем приступить к прогулке сначала мы изучаем тему недели или проекта, затем ставим задачи, составляем план проведения бесед, игр, готовим презентацию по теме и т.д. Например: тема проекта «Птицы нашего края». В группе рассматриваем картины художников, иллюстрации, подбираем стихи, рассказы о птицах, пальчиковые гимнастики, сказки, рисуем, лепим, конструируем и т.д.
В младшем возрасте мы особое место уделяем прогулке пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. В младшей группе мы особое внимание уделяем прогулке с персонажем. Данный вид прогулки включает в основе развлекательный элемент и направлен на создание отличного настроения у воспитанников. В качестве персонажа-ведущего прогулки представляет сказочный персонаж например бибабо–ворона. Он поручает ребятам увлекательные задания, формируя проблемную ситуацию и вовлекая к участию в подвижных играх. Дети 3-4 лет с удовольствием выполняют задания вместе с персонажем.
Физическое развитие.
Сначала проводим разминку или подвижную игру «ПТИЧКИ И КОШКА» с персонажем.
Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.
Ход: 3-4 ребенка изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в круге, нарисованном на земле.
Птицы слетают с деревьев (спрыгивают), летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм), летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц.
Правила: птенцы вылетают только по зову птиц; дети бегают только в пределах площадки; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении. В начале игры роль кошки играет воспитатель.
Вторая часть прогулки это наблюдение (познание) Бибабо - ворона привлекает внимание воспитанников к наблюдательному процессу за птицами, их повадкам, голосам. Проводится дидактическая игра например; найди птичку такую же, сколько ворон на березе и т.д.
Бибабо включает детей в творческие задания и упражнения по речевому развитию. Они проводятся в условиях хорошей погоды, с использованием выносного материала, (прослушивание сказок о природе, беседа по картинкам, изготовление поделок с природного материала и т. д.), после наблюдения проводим итоговую беседу о том, что видели, что понравилось, что случилось и т.д.
Художественно-эстетическое развитие. Бибабо просит детей нарисовать палочками или мелками (в зависимости от погоды) части птиц например: круг-это тело, треугольник – клюв или просто по замыслу детей. Дети охотно идут на контакт с персонажем, и выполняет его просьбу.
Трудовые задания: с помощью куклы бибабо переключаем внимание детей на кормушку для птиц. Привлекаем детей к кормлению птиц, насыпание корма в кормушку, также к сбору игрушек, оказание помощи в наведении порядка на площадке (уборка листвы, сухих ветвей, расчистка дорожек и т.д.)
В ходе реализации проекта я стараюсь соблюдать структуру прогулки. Так, если дети находились на занятии, требующем умственных усилий, усидчивости, прогулку начинала с подвижных игр, а затем переходила к наблюдениям. Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие – начинала с наблюдений или спокойных игр. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение. Малыши трудятся в цветнике -сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.
Прогулка для детей — это одновременно и активный отдых, и получение информации об окружающем мире. Окружающий мир всегда интересует детей. Прогулки на свежем воздухе полезны еще по одной причине — они закаляют ребенка, повышая его иммунитет и улучшая сопротивляемость к инфекционным заболеваниям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прогулка во 2 младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
Большие потенциальные возможности для всесторонего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. ...
«Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)»
Уважаемые коллеги, данный материал раскрывает вопросы проведения прогулок в старшей группе, основываясь на нормах ФГОС и личном опыте....
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации
Для педагогов ДОУ...
Прогулка в младшей группе ДОО от педагогического замысла до его реализации
Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)...
Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Прогулка на свежем воздухе имеет огромное значение для профилактики утомления, а также психического и физического развития детей. Пребывание на свежем воздухе- самое первое и прост...
Прогулка в старшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя).
Статья об огранизации прогулки (из опыта работы)...
Тема: Прогулка в младшей группе ДОО: от педагогического замысла до его реализации (из опыта работы воспитателя)
Поваренных Динара ЭдуардовнаВоспитательГБДОУ Детский Сад № 91 Красносел...