Принципы создания РППС
учебно-методический материал

Герасимова Наталья Юрьевна

Чтобы спроектировать для детей развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствовала бы всем современным требованиям, нужно детально изучить содержание и принципы создания предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_sozdaniya_rpps.docx49.09 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы создания развивающей предметно-пространственной среды

Введение

Все живое на земле имеет свою среду обитания, в которой есть все необходимые условия для развития и обеспечения жизнедеятельности. Маленького ребенка можно сравнить с хрупким и нежным цветком.  Ему, как и цветущему растению, для успешного роста нужен свет познания, тепло и внимание окружающих людей, насыщение в виде интересных игр и разных видов деятельности. В период дошкольного детства все это обеспечивает предметно-развивающая среда. Данная тема рассматривалась ранее рядом известных психологов и педагогов. Еще в 1989 году в «Концепции дошкольного воспитания», созданной Р.Б. Стеркиной, В.А. Петровским, В.В. Давыдовым, Е.В. Бодровой, указывалось, что необходимым условием для сохранения физического и психического здоровья детей является организация предметной среды в детском саду. В связи с модернизацией системы образования в России произошли значительные изменения и в дошкольном образовании. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [15, с. 4].  

К сожалению, в некоторых дошкольных учреждениях предметно - развивающая среда до сих пор не соответствует требованиям ФГОС ДО. Отсутствие знаний в этом направлении мешает педагогам идти «в ногу со временем». Чтобы спроектировать для детей развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствовала бы всем современным требованиям, нужно детально изучить содержание и принципы создания предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО. Изучение этого вопроса является на сегодняшний день актуальным.

Цель: ознакомление с содержанием и принципами создания предметно-развивающей среды в детском саду.

Задачи:

- рассмотреть основные принципы организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО и степень изученности данной темы в работах известных ученых;

- изучить особенности организации предметно-развивающей среды ДО;

- познакомиться с содержанием предметно-развивающей среды в ДО для детей с ОВЗ;

- исследовать проблемы организации предметно-развивающей среды в детском саду;

- обобщить знания по вопросу построения предметно-развивающей среды в разных возрастных группах.

 1. Основные принципы организации предметно-развивающей         среды в ДО

 

 Предметно-развивающая среда дошкольников в соответствии с             требованиями ФГОС ДО

Детский сад в течение нескольких лет фактически становится для детей родным домом, где они проводят большую часть своего времени. Поэтому окружающая среда должна быть сформирована таким образом, чтобы дошкольники могли свободно развиваться, играть, общаться со сверстниками, реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Просто наполнить группу играми, книгами и игрушками на сегодняшний день недостаточно. В настоящее врем появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Под понятием «Развивающая предметно-пространственная среда» подразумевается часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [15, с. 5].  В связи с принятием ФГОС ДО дошкольные организации могут вносить изменения в предметно-развивающую среду при сохранении лучших традиций. Варианты ее создания могут быть разными, но обязательно должна учитываться возрастная и гендерная специфика.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • Содержательно-насыщенной (насыщенность РППС предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе, соответствие возрастным особенностям и содержанию программы);
  • Трансформируемой (Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей; от возможностей детей.
  • Вариативной (вариативность среды предполагает: наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения), периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Полифункциональной (полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
  • Доступной (доступность среды предполагает: доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
  • Безопасной (безопасность среды - соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.)

Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях были разработаны В.А. Петровским, Л. П. Стрелковой, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной и вошли в концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду

  • Принцип дистанции, позиции при взаимодействии, ориентирующей на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», которое способствует установлению оптимального контакта с детьми.
  • Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем их участия в создании своего предметного окружения.
  • Принцип стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями.
  • Принцип комплексирования и гибкости зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  • Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.
  • Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов.
  • Принцип открытости – закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию.
  • Принцип половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Данная концепция и принципы стали основополагающими для построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. О.А.Артамонова, Т.М.Бабунова, М.П.Полякова в своих исследования   определили основные педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

  • Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.
  • Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду.
  • Учет всех направлений развития ребенка.
  • Разнообразие предметно-развивающей среды, рациональное расположение ее составляющих.
  • Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
  • Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
  • Обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования.
  • Доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей.
  • Создание условий для изменения среды.

Среда как многокомпонентное явление рассматривалась многими известными философами, педагогами, психологами и другими исследователями. По - мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение [7, с. 24].  О влиянии среды на развитие человека и ее воспитательном значении писали Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, П.П. Блонский. Ведущий педагог и исследователь детства А.С. Макаренко считал, что воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторская деятельность педагогов в «Школе под голубым небом» В.А. Сухомлинского показала, что природа может стать благоприятной средой для воспитания подрастающего человека.   В конце 20 века активно в научных работах А.Т. Куракина, М.В. Новикова, В.А. Ясвина появился термин «образовательная среда».  Так же была разработана теоретическая модель содержания образования.

2. Особенности организации предметно-развивающей среды ДО

Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать принципу целостности образовательного процесса. Обогащение    развивающей предметно-пространственной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитательно-образовательного процесса, возраста, уровня развития детей и видов детской деятельности. Наполняемость РППС (развивающей предметно-пространственной среды) должна соответствовать пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие. Согласно принципу интеграции образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы, используемые в реализации содержания одной образовательной области, могут применяться и в реализации содержания других областей. Оснащение помещений должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим [9, с. 7].   Мебель – соответствовать физическим параметрам детей. Игрушки должны подбираться в соответствии с возрастом и интересами дошкольников.  Предметно-развивающая среда должна способствовать совместной деятельности взрослого и ребенка, содействовать развитию самостоятельности детей и соответствовать их возрасту   и потребностям.

Для поддержания познавательного интереса   детей младшего возраста игровая среда должна обновляться каждый день. Подбор игрушек, материалов, макетов, построек напрямую зависит от игровой задачи.  Так как малыши постоянно находятся в движении, необходимо предусмотреть площадь, свободную от мебели и оборудования. В старших группах предметно-развивающая среда должна быть разнообразной и полифункциональной. В этом возрасте активно развивается воображение, и дошколята любят перестраивать свое игровое пространство. Для этого нужны: гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья и другое.  Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку фантазировать и обустраивать окружающее пространство согласно замыслу игры. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть не только доступной, но и включать в себя   объекты природного характера. Это требуется для исследовательской деятельности детей, участия дошкольников в элементарном труде, для успешной организации опытов и экспериментов с природным материалом. Развивающая предметно-пространственная должна воспитывать в ребенке основы духовно-нравственной культуры и содержать изделия декоративно-прикладного творчества, репродукции картин известных художников, портреты видных деятелей науки и культуры, предметы старины и пр.

При проектировании предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении следует создавать все условия для обеспечения        эмоционального   благополучия и комфорта ребенка [1, с. 13].    Обстановка в детском саду должна быть располагающей. Тогда дети смогут быстро освоиться и благополучно останутся в ней на целый день.  Комфортная среда — это пространство, в котором маленькому человеку уютно и интересно, где он может заняться любимым делом. Художественно-эстетическое оформление помещений дошкольного учреждения играет в этом важную роль.  Теплые тона, веселые картинки на стенах и многое другое положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка, вызывают в нем неповторимые ощущения. Пребывание в такой среде способствует снятию напряжения, зажатости, тревожности; открывает перед ребенком широкие возможности выбора занятий, материалов, пространства. Для самостоятельной деятельности дошкольников среда должна быть вариативной и состоять из различных мастерских, исследовательских площадок, художественных студий, библиотечек, игровых, лабораторий. РППС нужно менять в соответствии с интересами воспитанников не реже, чем один раз в несколько недель.  Оборудование игрового пространства должно легко трансформироваться и отвечать познавательным потребностям дошкольников. В обустройстве игрового уголка могут принимать участие как дети, так и родители. Содержание предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности должно включать материалы для исследовательской деятельности. Например: конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр. Образовательная среда должна так же способствовать развитию творческих способностей, создавать условия для занятий живописью, танцами, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, различными видами ремесел и пр. Одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО является создание предметно-развивающей среды для физического развития дошкольников. Организуемое пространство в этом направлении должно включать в себя специальное оборудование, инвентарь и реквизит для проведения занятий по физической культуре, спортивных праздников, утренней гимнастики и других оздоровительных мероприятий.

  • Организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ

Предметно-развивающая среда для организации жизнедеятельности детей с ОВЗ в детском саду должна не только способствовать их общему развитию, но и выполнять коррекционную и компенсаторную функцию [6, с. 19].    На основании ряда документов: Закона об образовании» РФ, СанПиНа, Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), программы, любое дошкольное учреждение обязано обеспечить специальные условия, в которых дети с особыми образовательными потребностями могли бы полноценно развиваться. Предметно - развивающая среда для детей с ОВЗ должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей   каждого ребёнка, а также его интересов, способностей и уровня активности.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи

Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями речи должна меняться в соответствии с разными этапами коррекционной работы. Для работы с детьми с нарушениями речи необходимо создать речевой уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками. Подобрать игрушки для обыгрывания стихов, сделать карточки с изображением правильной артикуляции звуков и схемами разбора слова и предложения. В уголке для развития речи должны быть: красочные картинки для закрепления и автоматизации звуков; игры и пособия по лексическим темам для формирования словаря, грамматического строя речи, связной речи, звукопроизношения; зеркало для проведения индивидуальных занятий; специальные тетради для выполнения заданий.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения

Предметно-развивающая среда для детей   с особенностями зрительного восприятия должна содействовать развитию зрительно-двигательной ориентировке в пространстве. Это помогает закреплять и развивать представления дошкольников об окружающем мире, накапливать жизненный опыт. Для этого пространство помещения должно быть насыщено различными сенсорными раздражителями и создавать все условия для двигательной активности.  Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями зрения содержит: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сделанные из разного материала игрушки, дощечки с разными тактильными поверхностями, демонстрационный материал (по размеру должен быть не менее 20см), материал раздаточный (от 3 до 5см), пособия дидактические игры по изучаемым темам, кроссворды, ребусы, логические цепочки, алгоритмы.

  • Предметно-развивающая среда для детей с ЗПР

Содержание предметно-развивающей среды для детей с ЗПР, помимо общих компонентов, включает в себя: различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации); схемы и алгоритмы действий; модели последовательности рассказывания, описания; модели сказок.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями интеллекта

Для оснащения предметно-развивающей среды для детей с нарушениями интеллекта нужны: предметы для развития перцептивных действий; предметы для развития сенсорной сферы; реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины; подборки простого иллюстративного материала по ознакомлению с природой, окружающими, действиями людей.

  • Предметно-развивающая среда для детей с нарушениями слуха

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь. В связи с этим в предметно-развивающую среду следует включать: игрушки и   картинки; таблички для изучения пространственных понятий; схемы составления описательных рассказов; схемы последовательности действий.

Предметно-развивающая среда, созданная с учетом интеграции образовательных областей в значительной мере, облегчит работу педагога с детьми ОВЗ.

 3 . Основные проблемы организации предметно-развивающей среды в детском саду

Анализируя работы современных исследователей и опыт педагогов дошкольного образования можно выделить ряд проблем в организации:      

  • Формальный подход к организации предметно-развивающей среды.

Некоторые педагоги в детском саду   формально подходят к наполняемости пространства группы. В этом случае предметно-развивающая среда остается надолго статичной, оснащение учебных и игровых центров носит выставочный характер, продукты   совместной деятельности воспитателя и ребенка не используются в педагогическом процессе.  Можно так же наблюдать неправильную расстановку мебели, что значительно тормозит развитие двигательной активности детей.  Причиной всему этому является непонимание педагогами значения предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности.  

  • Однообразие при отборе игровых и учебно-методических пособий.

 Неграмотный подход к насыщению предметно развивающей среды часто вызван объективными или субъективными причинами. Например, недостаточным финансированием или отсутствием качественных и разнообразных материалов.  Иногда причиной однообразия игровых и учебно-методических материалов является нежелание воспитателя учитывать возрастные особенности, гендерную принадлежность, интересы воспитанников, и он ориентируется только на тот банк пособий, который был сформирован ранее.    Такой подход к подбору материала для работы с детьми противоречит основным принципам организации РППС ДО.

  • Нерациональный подход к организации предметно-развивающей среды

Некоторые педагоги подходят к проектированию предметно-развивающей среды необдуманно и нерационально. Среда для детей должна быть сформирована как единое целостное пространство. Нарушение логики расположения уголков, зон и учебных центров для разных видов деятельности может привести к дезорганизации, повышению уровня тревожности и быстрой утомляемости детей.

  • Нарушение эстетической гармонии в оформлении помещения

При оформлении пространства группы некоторые педагоги в своем стремлении к яркости и наглядности используют несочетаемые цвета и предметы. Это плохо влияет на развитие эстетического и художественного вкуса дошкольников, а также на их настроение, самочувствие и здоровье.  Поэтому очень важно создать правильную цветовую обстановку, отвечающую потребностям детей и способную предотвратить угасание ориентировочных реакций и зрительных ощущений.

  • Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.

Иногда в детском саду можно наблюдать такую ситуацию, когда дети не знают, чем себя занять, не могут выбрать направление своей деятельности. Педагог не только должен уметь грамотно спроектировать предметно-развивающую среду, но и содействовать активизации деятельности детей   ее по освоению. Воспитателю так же следует чаще привлекать дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований. Необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования, игр и пособий детьми не допустимо. Это может вызвать угасание познавательного интереса воспитанников.

  • Несоответствие предметно-развивающей среды в детском саду интересам и потребностям современных детей

Сегодня   дошкольники растут в условиях, принципиально отличающихся от условий жизни детей 20 века. В домашней среде современного   ребенка присутствует изобилие игрушек, интерактивных пособий, компьютерных игр, оборудования. Но, к сожалению, предметно-развивающая среда, организуемая в дошкольном учреждении, не всегда отвечает интересам дошкольников. Поэтому в группе необходимо создавать такое пространство, которое бы во всем отвечало   потребностям современных детей.          

 4. Предметно-развивающая среда в разных возрастных группах

При проектировании предметно-развивающей среды в группе нужно учитывать возраст детей и их индивидуальные особенности развития. При переходе воспитанников в следующую возрастную категорию предметная среда должна частично сохраняться и в тоже время содержать новые материалы и оборудование. Такой подход обеспечивает освоение программы всеми детьми без исключения.

  • Предметно - развивающая среда для детей младшего возраста

В организации группового пространства для детей младшего возраста особое внимание уделяется Зоне «Двигательной активности» Дети раннего возраста испытывают потребность в движении, поэтому главная задача, стоящая перед воспитателями – максимально стимулировать двигательную активность своих воспитанников. Предметная среда для малышей должна включать в себя: игрушки, пособия, оборудование, различные материалы, которые будут способствовать развитию опорно-двигательного аппарата детей. Это могут быть коляски, каталки, лошадки, горка, качели, машины. Так же большой интерес для детей представляют модули, с помощью которых можно преобразовывать окружающее пространство. С помощью модулей решается проблема перенасыщенности игровой среды. В Зоне «Двигательной активности» есть так же игры и предметы для сенсорного развития малышей: сухой бассейн, массажные коврики, мешочки с разной крупой и т.д. Уголок физического развития включает в себя и спортивный инвентарь: мячи, обручи, кегли, гантели, кольцеброс.  

Следующая Зона «Театрализованной деятельности и ряженья» представляет для детишек младшей группы огромный интерес. Он способствует развитию воображения, творческих способностей, внимания, памяти, эмоциональной отзывчивости. В импровизированной театрализованной зоне находятся атрибуты для различных видов театра: пальчикового, настольного, плоскостного, здесь же можно найти всевозможные маски для разыгрывания сценок. Уголок ряжения, входящий в эту зону позволяет детям снять напряжение и получить психоэмоциональную разрядку. Здесь можно выбрать себе подходящий образ, а также научиться сочетать вещи по цвету, фактуре ткани, размеру. Этот вид деятельности может дополняться ролевыми играми или быть частью «Салона красоты», «Парикмахерской». Уголок ряженья включает в себя разные аксессуары: шапочки, маски, фрагменты костюмов разных персонажей (фуражки, пилотки, ленты, платочки, воротники, колпачки). Его следует пополнять в течение всего года.

В «Творческой зоне» должен располагаться отдельный стол, за которым дети могут лепить, рисовать, разукрашивать в течение дня. Здесь размещается специальное самостирающееся устройство, восковые карандаши, доски с палочкой для рисования, современные материалы для лепки, которые не оставляют следы на руках.  Эти предметы не создают проблем, не пачкают рук, не требуют частой смены бумаги.  Изобразительная деятельность детей должна проходить под чутким руководством воспитателя, который может незаметно направлять процесс творчества, помогать ребенку сделать свои первые шаги в искусстве.

Так же в группе для малышей необходимо оборудовать книжный уголок, который будет способствовать ознакомлению детей раннего возраста с разной литературой. Здесь должны расположиться любимые книги с интересными картинками. Эту зону нужно красочно оформить, чтобы она была внешне   эстетически привлекательна. Яркий и содержательно-насыщенный уголок книги будет способствовать формированию внутреннего мира ребёнка, расширять видимое и не видимое пространство, обогащать предметно-развивающую среду группы.

Следующий важный центр для малышей – это «Зона развивающих игр», которая способствует формированию сенсорного восприятия, мелкой моторики воображения и речи. В этой зоне располагают всевозможные игры и пособия, направленные на развитие мышления: матрёшки с пятью вкладышами, стаканчики, игрушки-шнуровки, панно с липучками, пуговицами, кубики, пирамидки, лото, конструкторы.

Один из самых важных уголков, располагающихся в младшей группе – «Зона отдыха и уединения». Опыт показывает, что малыши время от времени устают от окружающих людей и им нужно спрятаться в какое-то уютное местечко.  Поэтому маленьким детям необходимы «домики», позволяющие расслабиться. Эта зона оборудуется элементами визуального воздействия и звуковых эффектов: гирляндами с огоньками, звучащими игрушками и т.д.

  • Предметно - развивающая среда для детей среднего дошкольного возраста

Все пространство для детей средней группы может быть условно разделено на три зоны: учебную, игровую и бытовую. В каждой из них располагаются разные уголки.

Учебная зона. Включает в себя несколько уголков, содержание которых направлено на развитие познавательно-исследовательского интереса, развития и укрепления физического здоровья детей, воспитания художественного и эстетического вкуса.

В математическом уголке расположены игры для развития логики и счета, красочный раздаточный материал, геометрические фигуры, счеты, познавательный математический материал. Физкультурный уголок привлекает воспитанников разным спортивным оборудованием, которое используется в режимных моментах, подвижных играх в течение дня, в самостоятельной деятельности детей. Уголок природы содержит все необходимое для ухода за комнатными растениями: передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор. Он способствует не только эстетическому обогащению предметно-развивающей среды группы, но и воспитывает бережное отношение к природе, развитию исследовательской и познавательной деятельности дошкольников. В центре творчества каждый ребенок может получить все необходимое для изодеятельности, лепки, изготовления поделок. Здесь представлен широкий спектр разных материалов для творчества: белая и цветная бумага, цветной картон, восковые мелки, карандаши, гуашь и кисти разного диаметра, раскраски трафареты, образцы для рисования, пластилин, доски, стеки многое другое. В раздевалке группы для ознакомления родителей и гостей оборудуются выставки творческих работ дошкольников. В мини-библиотеке воспитатель выставляет книги в соответствии с программой. Все книги должны соответствовать возрасту детей и быть красочно иллюстрированными. Наполнение библиотеки происходит 1-2 раза в месяц.  

Игровая зона оснащена разными уголками. Содержание игровой зоны позволяет развивать у детей социальные и коммуникативные навыки, способствует раскрепощению и сплочению детского коллектива, созданию благоприятной атмосферы в группе.

Строительный уголок включает в себя наборы для конструирования – всевозможные конструкторы, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал и т.д. Так же здесь располагаются фигурки животных, макеты овощей и фруктов. Уголки для сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Ателье" открывают детям простор для фантазии, способствуют социальной адаптации, развивают коммуникативные качества. Театральный уголок позволяет воспитанникам проявлять свои творческие способности и таланты, объединяет их вокруг общей идеи, способствует созданию благотворной атмосферы в группе, раскрепощает, развивает воображение. Здесь имеется все необходимое для театрализованной деятельности: маски сказочных персонажей, элементы костюмов, волшебный мешочек со сказочными атрибутами, настольный вид театра и другое. Большое значение имеет уголок уединения. Он создает условия для отдыха и расслабления, снятия физического напряжения и созерцания. Обычно уголок уединения отделен от других зон легкой шторкой.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства, где имеются фартучки и головные уборы поварят. Он нацелен на воспитание в детях положительного отношения к труду, чувства ответственности, аккуратности, самостоятельности и др. В туалетной комнате расположен уголок гигиены. У каждого ребёнка там есть место для полотенца, расчески и индивидуальных средств гигиены.

  • Предметно - развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста

При планировании размещения оборудования и мебели в группах старшего дошкольного возраста необходимо разделить пространство на отдельные зоны с целью обеспечения разного вида деятельности дошкольников. В помещениях для детей старшей и подготовительной группы можно выделить несколько зон. В спортивной зоне находится спортивный инвентарь фабричного производства: скакалки, мячи, верёвки, клюшки, обручи. А также оборудование, сделанное руками родителей и педагогов: флажки, ленты, мешочки, набитые песком, платочки. Необходимо так же предусмотреть спецоборудование для индивидуальных упражнений с детьми по предотвращению плоскостопия (массажная дорожка), улучшению осанки развитию глазомера.  В строительной зоне находится все необходимое, чтобы дети старшего дошкольного возраста могли свободно заниматься конструктивной деятельностью. В содержимое входит: разные виды конструктора, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек, небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.) Большой популярностью у детей пользуются наборы для мальчиков и девочек (машины, город, строительство, набор строительных пластин, животные, железная дорога, семья), магнитный конструктор и конструктор мягких деталей среднего размера.  Уголок безопасности формирует у детей основы безопасного поведения дома и на улице. Проводя занятия в этой зоне, воспитатель учит детей избегать в повседневной жизни опасных ситуаций. Здесь располагаются: наборы знаков дорожного движения, дидактические игры: «Авто-кросс», «Внимание дорога!», игры по правилам дорожного движения, книги по безопасности дошкольников, стенды, макеты, игрушки и т.д. В «Музыкальном уголке» дети смогут найти все необходимое для музыкально-творческой деятельности: шумовые инструменты фабричного изготовления: детские металлофоны, ложки, бубны, маракасы, треугольник; инструменты, сделанные детьми и взрослыми: пластиковые и бумажные   емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками. Здесь должен находиться    музыкальный центр. Для занятия музыкой используется следующее: флеш-карта с разной музыкой, картинки с разными инструментами, книги про композиторов, музыкальные дидактические игры. Зона художественного творчества располагается как правило в самом освещенном месте группы. Здесь для детей приготовлены: мелки, акварель, тушь, гуашь, а также бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. В этом уголке отводится место для выставки творческих работ воспитанников. В зоне художественного творчества дошкольники в течение дня имеют возможность заниматься изобразительной деятельностью, лепкой и изготовлением поделок и аппликаций. Уголок дидактических игр обеспечивает детям условия для познавательной и исследовательской деятельности. Он является из всех самым насыщенным и содержит все необходимое для подготовки детей к школе. В него входит: мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, настольно-печатные игры, наборное полотно, магнитная доска, комплект геометрических фигур, часы для определения времени, счеты, наборы картинок по разным лексическим темам и многое другое. Книжный уголок включает в себя не только книги, но и весь дидактический материал по развитию речи дошкольников, а также портреты писателей, альбомы для рассматривания и другое. Сюжетно-ролевая зона – важная часть предметно-развивающей среды. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С.Л. Рубинштейн писал, что «эта игра - наиболее спонтанное проявление ребенка, и вместе с тем она строится на   взаимодействии ребенка с взрослыми» [12, с. 33] Играя в сюжетно-ролевые игры дети имеют возможность проявлять фантазию в выборе темы игры. Проигрывая различные ситуации, дети постепенно готовятся к взрослой жизни. Педагог должен только направлять деятельность детей, но ни в коем случае не навязывать свои правила. В этой зоне присутствуют такие уголки как «Медицинский центр», «Салон красоты», «Кафе» и т.д.  Деятельность старших дошкольников в Экологическом уголке, по сравнению с предыдущими годами, усложняется и расширяется. Помимо ухода за растениями, дети занимаются в нем исследованием и экспериментированием. Для этого в уголке есть специальное оборудование и материалы: приборы для исследований, емкости разной вместимости, различный природный материал, календарь погоды, термометр и т.д. В патриотическом уголке дошкольники знакомятся с большой и малой Родиной. В данной зоне размещены: альбомы для рассматривания по темам: «Национальности», «Мое село», «Наш детский сад», «Наша страна»; художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия по символике России и достопримечательностям разных городов; куклы в национальных костюмах и другое. В театральной зоне находятся все атрибуты для постановки сказок и небольших пьес: костюмы, маски, разные виды настольного театра.

Заключение

Многие бывшие воспитанники не помнят, какие в детском саду проводились занятия. В их памяти сохраняются такие яркие моменты как игры с ровесниками, любимые игрушки, сказки, детские маскарадные костюмы, роли в театрализованных постановках на празднике.  Это объясняется свойством человеческой психики – помнить эмоционально-насыщенные эпизоды из жизни. Поэтому одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДО, сделать предметно-развивающую среду для детей максимально насыщенной, доступной и отвечающей всем современным требованием ФГОС ДО. В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  • Содержание предметно-развивающей среды должно соответствовать принципу целостности образовательного процесса.
  • При проектировании РППС учитывается возраст, индивидуальные особенности развития детей, их интересы и потребности;
  • В детском саду важно создавать благоприятную среду, в которой каждый ребенок мог проявить познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие и интеллектуальные способности.
  • Наполняемость РППС напрямую влияет на эмоциональное состояние детей во время их пребывания в ДО;
  • Предметно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна не только способствовать их общему развитию, но и выполнять коррекционную и компенсаторную функцию;
  • Предметно-развивающая среда, создается с учетом интеграции образовательных областей.

  Список информационных источников

  1. Бабунова, Т. М. Дошкольная педагогика: учеб, пособие / Т. М. Бабунова. - М.: Сфера, 2016. - 208 с.
  2. Висангириева, Е.Д. Проектирование социокультурной предметно-пространственной среды развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения (на примере создания Монтессори-детского сада Туапсинского педагогического колледжа): дис... канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2016. — 223 с.
  3. Глушкова, Г. Предметная среда действительно развивающая? / Г. Глушкова, С. Мусенко // Дошкольное воспитание. — 2015. - № 2. — с.
  4. Доронова, Т. Н. Материалы и оборудование для детского сада: пособие для воспитателей и заведующих / Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Н. А. Короткова, М. А. Рунова; под ред. Т. Н. Доро- новой, Н. А. Коротковой. — М.: Элти-Кудиц, 2015. — 160 с.
  5. Ежкова, II. С. Дошкольная педагогика: учеб, пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова., 2017. - 182 с.
  6. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
  7. История педагогики и образования / под ред. А. И. Пискунова. — М.: Сфера, 2016. — 512 с.
  8. Каратаева, Н. А. Развивающая предметно-пространственная среда: мифы и реальность / И. А. Каратаева, О. В. Крежевских // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - №2. - с. 38-44.
  9. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда: метод, рекомендации / С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1015. — 64 с.
  10. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования: метод, рекомендации для пед. работников дошк. образоват. организаций и родителей детей дошк. возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. — М.: Федер. ин-т развития образования, 2014. — 96 с.
  11. Полякова, М. Н. Как сделать среду группы развивающей: советы воспитателю / М. Н. Полякова // Детский сад: теория и практика. — 2015. — № 10. — с. 7—19.
  12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2000. — 217 с.
  13. Сунцова, Н. Ю. Организация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста / Н. Ю. Сунцова, О. К. Жигалко, О. В. Юнкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — с. 323-325.
  14.  Тимченко, О. А. Игровое пространство дошкольного учреждения как здоровьесберегающая среда: дис. ... канд. пед. наук. — Ростов н/Д., 2016. — 135 с.
  15. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2016. — 365 с.
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Министерство образования и науки
  17. Российской Федерации - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-памятка "Принципы построения РППС"

Принципы построения предметно-развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому) + Принципы создания предметно-пространственной развивающей среды интегрированных видов деятельности (Дыбина О.В., П...

Взаимодействие педагога с родителями по созданию РППС

Семья и детский  сад  – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия д...

Презентация опыта работы "Создание РППС музыкального зала своими руками"

Предлагаю коллегам свои варианты использования различных материалов для создания РППС музыкального зала. Инструменты для мини-музея, стимульный материал, наглядность к ООД, атрибуты к играм и танцам м...

Создание РППС

Создание развивающей предметно- пространственной среды...

Принципы построения РППС в ДОУ

Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном о...

Создание РППС с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса- педагога, родителей, детей. Выступление на районном семинаре

Перечень литературных источников:Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерст...

Основные принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО

Основные принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО...