Методическая разработка по совместной деятельности с детьми и родителями «Масленица широкая»
методическая разработка (старшая группа)
Проект по патриотическому воспитанию "Масленица широкая"
Продолжительность проекта - 1 неделя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 69
комбинированного вида во Фрунзенском Районе
города Санкт-Петербурга
Методическая разработка по совместной деятельности с
детьми и родителями
«Масленица широкая»
Филатова Анна Михайловна, воспитатель I квалификационной категории,
стаж 6 лет
г. Санкт-Петербург.
Пояснительная записка
В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема воспитания национальной культуры , приобщения нового поколения к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своей семьи, родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Наше прошлое- это фундамент стабильной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Все мы когда- то пытались найти ответы на вечные вопросы: Кто мы? Какими были наши предки? Что черпаем из прошлого? Во имя чего живём в настоящем? Что будет с нами в будущем?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – особенно актуальная тема сегодня.
Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии народных обычаев и традиций, забота о передаче житейского, духовного, педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств народной культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одной из задач работы нашего детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Процесс ознакомления с народными ценностями, традициями русского народа происходит через совместную деятельность педагогов с дошкольниками и их родителями. Наш проект направлен на воспитание патриотизма, основанного на особенностях народных традиций.
Содержание
Пояснительная записка_________________________________2 стр.
Основная часть ______________________________________5 стр.
Список литературы __________________________________________ 11 стр.
Проект по патриотическому воспитанию
« Масленица широкая »
Вид проекта:
познавательно - творческий , краткосрочный . Продолжительность проекта :
1неделя Участники проекта :
Воспитатели , дети старшей группы ( 5-6 лет ) , родители .
Актуальность проекта:
Россия богата своими традициями, но мы видим тенденцию к тому, что в наше время стали уходить в прошлое знания о народных гуляниях, когда праздники отмечали не только в своей семье, а целыми улицами, деревнями. Наши дети не видят примера от своих родителей.
Масленица – один из ярких и веселых народных праздников, происходящий в конце зимы, всегда отмечался, шумно с блинами, ярмарками и скоморохами. Поэтому этот праздник оставляет светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети знакомятся с национальной культурой и народными традициями, приобретают знания о смене сезонов, узнают новые народные песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа.
Цель:
Воспитывать патриотизм, основанный на традициях русского народа.
Задачи:
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
• Развивать художественно – творческую деятельность дошкольников в рисовании городецкой росписи.
• Содействовать формированию сотрудничества детского сада и родителей воспитанников ;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Реализация проекта через образовательные области:
Познавательное развитие:
НОД , беседы , дидактически игры , совместная деятельность , загадывание загадок .
Речевое развитие : Чтение художественной литературы ,заучивание .
Социально – коммуникативное развитие:
Тематические беседы , просмотр мультимедийной презентации , просмотр мультфильмов.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность , прослушивание русской народной музыки , совместный праздник детей и их родителей.
Физическое развитие : Подвижные игры , хороводные игры , народные игры -забавы . Предполагаемые результаты :
- Сформированы представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
- Имеют представление о различных жанрах устного народного творчества, народных праздниках, играх;
- Владеют знаниями масленичной кухни;
- Сформированы навыки рисования городецкой росписи;
- Усвоены традиционные культурные эталоны не только детьми, но и их родителями и сотрудниками детского сада.
Продукт проектной деятельности :
- Оформление выставки рисунков «Масленица»;
- Составление сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей « Масленица широкая».
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап (информационно-накопительный) :
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информационного материала для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями);
•Подготовка методического материала ( конспекты НОД, игр, совместной деятельности, т.д.)
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
•Анкетирование родителей «Народные праздники дома» .
2.Основной этап (организационно-практический):
Понедельник - « Встреча гостей » - Беседа о значении названия « Встреча гостей »- ходили к друг другу в гости
- Просмотр мультимедийной презентации « Масленица »; - Совместная деятельность - рисование «Тарелочка для блинов » ( по городецкой росписи ) ; - Отгадывание загадок о зиме и весне .
Вторник - «Заигрыш»
-Беседа о значении названия «Заигрыш» - начинались катания на санях, лошадях
-Заучивание закличек, загадок ,частушки, пословиц о Масленице ;
- Разучивание песни «Ой, блины мои блины...»;
-Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»;
-Хороводная игра «Едет Масленица»;
- Подвижные игры: «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
- Памятка для родителей «Традиции празднования Масленицы в России»;
Среда - «Лакомка »
- Беседа о значении названия «Лакомка »- пекли и вдоволь ели блины ; - Беседа «Значение и символика блинов»;
- Народная игра-забава «Блинная эстафета»;
- Рисунки на снегу ;
- Родителям предложить создать сборник рецептов «Блинный пир на весь мир »;
-Чаепитие с блинами ( родители , сотрудники )
Четверг - «Разгуляй», Суббота « Золовкины посиделки»
-Беседа о значении названия «Разгуляй» - можно пошуметь , развлечься , поиграть; « Золовкины посиделки» - навещали сестер мужа ;
- Рисования на тему «Госпожа Масленица»
- Оформление выставки детских рисунков ;
- Слушание народных песен «Как на масленой неделе», т.д.;
- Просмотр мультфильма из серии « Смешарики » . « Масленица »; - Народные игры - забавы « Ручеёк » , « Звонарь » ; - Хороводная игра « Заинька , попляши ».
Пятница - «Тёщины вечёрки» , Воскресенье «Прощённый день».
- Беседа о значении названий «Тёщины вечёрки» - ходили к тёще на блины и «Прощённый день » - все просят друг у друга прощение ;
- Народная игра-забава «Снежный тир»;
- Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Как мужик корову продавал » .
3. Заключительный:
- Презентация сборника семейных рецептов «Блинный пир на весь мир»;
- Совместный праздник детей и их родителей « Масленица широкая».
Обобщение : Входе реализации проекта воспитанники нашей группы познакомились с историей народного праздника Масленица , узнали о праздновании Масленицы в древней Руси и настоящее время. Дети с удовольствием заучивали песни , заклички , загадки , поговорки о Масленице . На прогулке дети с удовольствием играли в народные игры - забавы ; водили хороводы . Родители наших детей приняли активное участие в составлении книги рецептов , в организации и проведении праздника на участие детского сада . Проект был направлен на воспитания патриотических чувств через знакомство с национальной культурой и традициями , на расширение знаний о народном празднике Масленица .
Литература : «Окружающий мир » В.Ю.Дьяченко ; «Знакомство дошкольников с народной культурой »А.Я.Чебан , Л. Л. Бурлакова ; «Календарные и народные праздники в детском саду » Г.А.Лапшина; «Бабушкины забавушки »Л.Н.Карпова ; «Народные праздники в детском саду 5-7 лет »М. Б . Зацепина.
Сценарий праздника
«Масленица широкая»
для детей
старшего возраста
Сценарий праздника
«Широкая Масленица».
Участники :
Дети, родители, сотрудники ДОО. Действующие лица: Скоморохи , Зима , Весна (взрослые ) .
Скоморохи встречают детей , родителей и сотрудников , выходящих из детского сада и приглашают на праздник .Они ведут гостей на площадку , на которой будет происходить действие. Шествие сопровождается репликами скоморохов .
Скоморох 1:
Эге - гей, собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех!
Скоморох 2:
Добрый день, гости дорогие,
Жданные и нежданные!
Званые и не званные!
Ждут вас игры, забавы и шутки!
Скучать не дадут ни минутки!
Скоморох 1:
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Скоморох 2:
Масленицу встречаем,
Зиму провожаем,
Весну заклинаем!
Будет праздник здесь большой,
Встретятся Зима с Весной.
Скоморох 1:
Зиму песнями проводим, Спляшем с нею в хороводе!
А Весну весельем встретим, Словом ласковым приветим!
Как же к нам Весна придет? Как же к нам она дойдет?
Нет, напутал здесь ты что-то.
Скоморох 2 :
А скажите, вам хочется встречу эту увидать?
Дети: Да
Скоморох 1 :
Скоро встреча состоится!
Кто-то к нам на праздник мчится!
Под музыку выходит Зима (родитель ).
Зима: Здравствуй, весь народ честной!
День сегодня непростой!
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами долго я была хозяйкой.
Не боялись меня дети, не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках, в шубах, варежках и шапках.
На морозе веселились, а домой не торопились!
Как могла я вам служила, праздник дивный подарила,
С разноцветными огнями, с елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело, я заметить не успела,
Что закончен мой черед, вслед за мной Весна идет!
Скоморох 1 Погоди, Зима, прощаться, и с народом расставаться.
Мы с тобой хотим сплясать, и немножко поиграть.
Ребята, ну – же, не скучайте, веселый танец начинайте.
Проводится русская народная игра «Ручеёк»
Зима:
С вами весело играли,
Песни пели и плясали!
А теперь пришла пора
Нам прощаться, детвора!
Домой, на Север мне пора.
Прощайте, люди и простите,
На будущий год в гости зовите.
А посох свой я Весне уступаю,
И сестрице успехов желаю! Зима уходит.
Скоморох 2: Собирайся, народ! В гости Масленица идет !
Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.
Все:
Масленица, Масленица,
Дадим тебе мы маслица!
Встретим тебя калачом
И поджаренным блином! Скоморох 1: Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?
Дети: Знаем. Скоморох 1:
А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:
1. Что встречает Масленица? (Весну.)
2. А что провожает? (Зиму.)
3. Что является символом Масленицы? (Блины.)
4. Какие пословицы о Масленице вам известны ? Дети рассказывают пословицы о масленице.
Скоморох 2 : Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!
Звенят колокольчики, Скоморохи на санках вывозят Масленицу, устанавливают чучело в центре площадки.
Скоморох 1:
Масленица дорогая,
Гостья наша годовая
Едет в санках расписных,
На конях вороных.
Скоморох 2:
Наша Масленица, ты чудесница!
В детский сад к нам пришла!
И веселье принесла.
Скоморох 1:
Дорогая наша Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная,
Платочек в цветочках!
Ямочки на щечках
Скоморох 2: Живет Масленица всего семь деньков, Оставайся, Масленица, на семь годков!
Скоморох 1:
А какая же Масленица без блинов горячих да румяных!
Русская Масленица издавна славилась своими блинами.
Предлагают всем гостям и детям исполнить песню «Блины»
Скоморох 2:
Расступись, честной народ!
В гости к нам Весна идет!
Приходит Весна с посохом и букетом весенних цветов .
Весна:
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте, мои пригожие!
Я Весна - Красна!
К вам на праздник я пришла.
Вижу, как меня вы ждали,
Знаю, по теплу скучали.
Что же, будем веселиться,
Песни петь, играть, резвиться!
Загадаю – ка , ребятки,
Вам весенние загадки!
Весна загадывает весенние загадки
1.Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый …(Ручей.)
2.Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый маленький …(Подснежник.)
3. Ночью спрячется оно –
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Светит радостное … (солнце) Весна : Молодцы, ребята , все загадки отгадали .
Скоморох предлагает детям сделать большой хоровод вокруг Весны
Хороводная игра «Едет Масленица».
Скоморох1:
А теперь будем играть – красно солнышко встречать.
Солнце красное взошло.
Станет людям всем тепло!
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Давайте ,ребята, сыграем в игру, позовем солнышко.
Подвижная игра «Гори - гори ясно !»
Весна:
Ну, чего же вы стоите? Чего дожидаетесь?
Может, игры позабыли или вы стесняетесь?
Улица мала, да хоровод велик,
Хоровод велик, поиграть велит.
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Скоморох 2:
Поиграли, поплясали,
Косточки размяли.
Ну, довольно баловаться,
Будем мы соревноваться!
Проводятся народные игры - забавы «Блинная эстафета», « Ручеёк », «Перетягивание каната»
Весна:
Мы плясали, пели песни,
Но, пожалуй , интересней
Будет новая игра,
Заплетать плетень пора.
Ну- ка , кто быстрей из вас
Заплетет плетень сейчас
Народная игра «Плетень» Весна: Как на Масленой неделе Из печи блины летели. Ну-ка, печка, угощай, Всем блиночков подавай. С пылу , с жару разбирайте, Похвалить не забывайте. С пылу , жару из печи Все румяны, горячи. Угощайтесь, гости дорогие! А за праздник вам спасибо! Хорошо мне было с вами , весело , но пришла пора прощаться .
Скоморох 1: Да, пора нам, ребята, прощаться и с Масленицей.
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Раскрасавица !
Ты пришла с добром,
Сыром, маслом, яйцом,
С блинами, пирогами
Да оладьями.
Скоморох 2:
Но к большому сожаленью,
Наше кончилось веселье.
Масленица, прощай!
А на тот год приезжай!
Масленица, воротись!
В новый год покажись!
Прощай, Масленица,
Прощай, Красная!
Дети :
Прощай, прощай,
Прощай, Масленица!
Звучит музыка , выносят угощение – блины. Скоморохи и Весна угощают детей и всех гостей . После угощения блинами скоморохи и Весна прощаются и уходят.
Приложение 2
Цикл бесед
по теме
«Масленица широкая»
для детей старшего возраста
Масленица
Один из наиболее долгожданных, веселых и шумных праздников в году. Празднуется она в течение семи дней, когда люди ходят по гостям, едят блины, катаются с гор на санях. В этом году начало Масленицы приходится на 4 марта , а завершится празднование 10 марта
На Руси издавна блинная неделя была посвящены проводам зимы и встрече весны. Это подготовка к Великому посту, который начинается следом за Масленицей и длится в течение семи недель.
Первые три масленичных дня, называемых малой Масленицей, люди готовились к празднику. Хозяйки выпекали блины, накрывали обильные столы, украшали дома. Дети строили снежные крепости и заливали горы.
Главные празднества разворачивались с четверга, когда начиналась широкая Масленица. Люди надевали лучшие наряды, ходили в гости, катались с гор, устраивали шумные мероприятия на городских площадях. Каждый день пекутся блины, которые подают с самыми разными начинками. Многие традиции дошли до наших дней.
На Руси издавна считалось, что у того, кто не веселится на Масленицу, весь год пройдет хмуро и безрадостно. Считается доброй приметой ходить на масленичной неделе в гости, много есть и радоваться наступающей весне.
На Масленицу запрещается употреблять мясную пищу. Не зря же второе название Масленицы мясопустая. Можно употреблять в пищу молочные и рыбные продукты, а также блины в неограниченных количествах с самыми разными начинками.
Масленичные обряды в России
Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая.
Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
«Масленица»
Есть такой праздник, веселый и радостный, называют его Масленица. Он знаменует конец зимы, и после долгих морозных и снежных дней это не может не радовать. А уж, как любят этот праздник дети! Ведь в эти праздничные дни в селах устраиваются народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличные игры, песни, пляски, ярмарки, все угощаются блинами и участвуют в соревнованиях.
Раньше праздник отмечался именно в день весеннего равноденствия. Праздник ознаменовывался проводами зимы, прославлением солнца, атрибутом которого стал считаться круглый блин. Вообще все атрибуты праздника имели свое конкретное значение. Блины едят всю неделю, а потом начинается Великий пост, ведь, именно ему предшествует Масленица. Блинами в праздничные дни поминали умерших, и по древней традиции первый блин нужно было подарить бедному, чтобы тот поминал умерших родственников того, кто преподнес угощение.
Существует много легенд про этот праздник, и сейчас я вам их расскажу.
1. По одной из древних легенд, Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но каково же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
2. Согласно другой легенды лежит традиция- печь блины на Масленицу. Люди, уставшие от морозов и холодов, выпекали круглые блины и зазывали солнышко, чтобы оно пришло, обогрело, растопило снега и привело на землю весну. Праздновался праздник целую неделю, в селах устраивались народные массовые гуляния с катанием на санях и санках, уличными играми, песнями, плясками, ярмарками и соревнованиями. Считалось, что подобными действиями народ «умасливал» солнце, делая его добрее и теплее. Отсюда и название праздника – Масленица.
Масленичные традиции
Понедельник
В этот день было принято встречать Масленицу. Из тряпья и соломы мастерили чучело, похожее на человеческую фигуру. В селах Масленицу-чучело катали по селу на санях и пели прибаутки. В понедельник дети и родители строили снежные горки, замки, крепости, на ночь заливали их водой, чтобы строения больше простояли. Первый день праздника был ознаменован проведением кулачных боев среди мальчишек, молодых парней и мужчин. Силой мерились поочередно, каждый в своей весовой категории в иерархическом порядке. Задавали тон боям мальчишки, затем парни и в конце доходила очередь и до опытных бойцов. Несмотря на то, что кулачные бои были достаточно жестокими, все участники строго соблюдали правила.
Вторник
Во вторник молодежь каталась на санках и эти катания продолжались до конца недели. Сани и санки украшали пестрыми цветными лоскутами, колокольчиками и бубенчиками. Лошадей, которых запрягали в сани тоже не забывали, в эти праздничные дни они носились по селам очень нарядными, в разноцветных сбруях, дугах. На заигрышах парни выбирали себе невест, а девушки – женихов. Накатавшись на санях, народ ходил по гостям и угощался блинами.
Среда
В среду женатые парни отправлялись к тещам на блины. Испокон веков отношения тещи и зятя были своеобразными, поэтому о них сложено не мало шуток, анекдотов и комичных рассказов. Угощение блинами знаменовало взаимную любовь мамы девушки и ее мужа. В старинные времена люди в Масленицу не работали, а только и делали, что ходили по гостям, угощались вкусными блинами, пели песни, устраивали пляски и праздновали Масленицу.
Четверг
Разгул. С четверга начинались массовые гуляния в селах. Соломенное чучело снова вес день катали на санях, вместе с ним ездили ряженые, с песнями и плясками народ выходил на улицу. Нередко застолья приобретали коллективный характер. Но самым главным занятием этого дня было взятие снежной крепости, которая к четвергу становилась очень прочной и крепкой. Все желающие принять участие в игре делились на команды и одни обороняли выстроенную крепость, а другие, напротив, штурмовали ее. Победители подвергались почетному купанию в проруби, особо отличившиеся ратники потчевались вином.
Пятница
Тещины вечерки. В пятницу тещи отправлялись в гости в семьи своих дочерей. Зять лично шел к теще и, кланяясь в пояс, приглашал тещу к себе. В знак согласия теща отправляла с зятем в дом дочери всю необходимую утварь, чтобы печь блины: сковородки, миски, плошки и прочее. Тесть же отправлял муку и молоко. Смыслом таких действий было налаживание отношений в семьях. Зять приглашал в дом и других гостей, чтобы таким образом показать теще свое уважение и почет.
Суббота
Посиделки у золовки. В этот день молодые жены приглашали к себе родню мужа и главным образом сестер мужа. Если золовка была незамужней, то можно было позвать и своих незамужних подруг на посиделки. Если же золовка уже была семейной дамой, то и в гости могли прийти только такие же семейные подруги молодой жены. Невестка должна была одарить сестру мужа подарками, угостить блинами и после застолья все вместе отправлялись гулять на улицу и кататься на санках.
Воскресенье
Проводы Масленицы и Прощеное Воскресенье
В этот день провожали Масленицу, снова возили по селу в санях чучело Масленицы в сопровождении тех же ряженых, выехав за околицу, устраивали песни и хороводы и сжигали чучело. После этого расходились по домам. В последний день праздника было принято просить друг у друга прощение за старые обиды. После окончания Масленицы в понедельник наступал строгий Великий пост.
Символ Масленицы - Блины
Блины - это главный символ Масленицы. Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
Символ Масленицы - Медведь
Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. Особенно такая забава - игра нравится детям, года можно повизжать и побегать.
Символ Масленицы - Круг-колесо
На Масленицу было принято производить различные действия, связанные с кругом. Украшали колесо от телеги и на шесте носили его по улицам, с гармонью и песнями объезжали несколько раз село на лошадях. Вдоль улиц или с пригорков катали зажженные колеса. Считалось, что у кого колесо докатится без единого падения будет весь год удачлив. Девушки водили хороводы. Ведь хоровод - это тоже колесо.
Символ Масленицы - Чучело из соломы
Ещё один символ масленицы - Чучело - Марена. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках; Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, разводившимся на возвышенности.
В христианской традиции смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.
Приложение 3
Стихотворения, загадки, пословицы, заклички, частушки
по теме
«Масленица широкая»
ЗАКЛИЧКИ
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!
Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
Блинками баловаться!
*** Как на масленой неделе
Каждый день блины мы ели.
И мальчишки, и девчонки
Собирались на вечёрки:
Песни пели и плясали,
Весну радостно встречали!
Весну радостно встречали,
Зиму на год провожали.
Встали дружно в хоровод –
В гости к нам весна идет!
***
Ах, ты, Масленица дорогая,
К нам в гости приезжала,
Приезжала, лели, приезжала.
Да сыр с маслицем привозила,
Привозила, лели, привозила.
***
Всю неделю мы не пряли,
Масленицу дожидали,
Громко привечали,
В гудочки зазывали,
В гости ожидали,
На горе встречали.
Снежком гору посыпали,
Будь, горушка, ледяная!
Приходи, Масленица, дорогая.
Будь, горушка катлива,
Мы будем счастливы.
***
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блинов да маслица!
***
Широкая Масленица!
Мы тобою хвалимся,
На горках катаемся,
Блинами объедаемся.
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
***
Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!
Загадки
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без языка, а говорит. Без ног, а бежит. (Ручей)
Что не сеяно весной родится? (Трава)
Маленько, зелененько все поле покрыло. (Весенний луг.)
Летом ходит без дороги возле елок и дубов, а зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос. (Медведь).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)
Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт.
(весна)
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,
Движения полна,
зовут меня …
( весна )
ЧАСТУШКИ И ПОТЕШКИ
***
***
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лёд,
Пусть весна скорей придёт!
***
Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
***
Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!
***
Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!
***
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков, Оставайся семь годков.
***
Как на Масленой недели
Из печи блины летели,
И сыр, и творог -
Все летело за порог.
Весело было нам!
Достанется и вам!
***
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай!
Чтобы блины горочкой,
И все с икорочкой!
***
Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!
***
Сударыня наша Масленица!
Протянися до Велика дня,
От Велика дня
До Петрова дня!
***
-Масленка, Масленка,
Не видала ли Горасенка?
-А Гораска в красной шапке
На вороненькой лошадке,
Плеточкою машет,
Под ним лошадка пляшет.
***
Блин румяный, блин красивый,
Словно солнышко весной.
Пар такой - всем сразу видно,
Что весна идет во двор.
С Масленицей!
Во время праздничных гуляний на Масленице не забывайте про масленичные народные потешки - припевки, шутки - прибаутки.
Широкорожая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
* * *
Тин-танка, Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
* * *
Я о масленке катался,
Трое саней изломал,
Ворона коня замучил,
А милашку покатал.
* * *
Девки, масленка идет,
Кто нас покатает?
У Петруни за двором
Сивка пропадает.
* * *
Пришла маслена неделя.
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица.
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И... блины-то все поели!
* * *
Подайте оладушка
Нам подмасленного,
Да поджаренного!
* * *
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися!
* * *
Ах ты Домнушка,
Красно солнышко!
Вставай с печи, гляди в печь,
Не пора ли блины печь!
* * *
Вот вам Масленка пришла да,
Кто нас покатает?
Выйдем, станем на снежок да —
До лужку протает!
* * *
Обманула, провела,
В закоулок завела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
* * *
Маслена, Маслена,
Приведи святую! (говорится о "святой неделе")
* * *
Эй, Масленица-куросейка,
Покатай нас хорошенько!
* * *
Прошли дворы,
Наполнили сумы.
Ах, Масленица, обманщица!
С конями пошли,
Со двора свели,
Ах, Масленица, обманщица!
Надели зипуны,
По гостям пошли,
Кати домой,
Шевели ногой,
Шевели ногой,
Вовсю рысцой!
* * *
Не целуй меня на улице -
Целуй меня в сенях!
Не целуй меня в сенях
Целуй на маслену в санях!
* * *
Запрягу я коня вороного,
Посажу я кума молодого.
Масленица счастливая,
Протянися подольше!
* * *
А Маслена, Маслена-полизуха!
Полизала блинцы да стопцы, —
На тарельцы, на тарельцы.
Стихотворения
Весеннее солнце
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Масленица-девица
Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!
Масленица
Русоволоска Масленица добрая
Гуляет всю неделю от души!
Печёт блины, оладьи, пышки сдобные,
Румяные, как солнце. Хороши!
Весёлым хороводом праздник славится,
Поёт, хохочет весь честной народ.
Весну встречает Маслена-красавица.
Прощай зима, до встречи через год!
Бабушкины блины
Бабушка блины спекла
Круглые румяные.
Масленица к нам пришла
Гостьею желанною.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
Я на масленицу маме,
И руками и ногами,
Помогала печь блины,
Небывалой ширины!
Частушки
Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.
Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!
В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.
В нашей группе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!
Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!
Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.
На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.
Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.
Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.
25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.
На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.
Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.
Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!
Приложение 4
Народные игры,
игры- забавы,
хороводные игры.
Хороводная игра «Заря-заряница» Дети встают в круг, держа руки за спиной. Первый игрок ходит по внешней стороне круга с лентой, приговаривая:
Заря – зарница,
Красна девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
На последнем слове игрок кладет ленту на плечо игроку из круга. Он должен схватить эту ленту, и оба начинают бежать в разные стороны, чтобы скорее занять свободное место. Неуспевший (без места) становится зарницей.
Хороводная игра ОЙ, БЛИН ЗОЛОТОЙ!
Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал"блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Маша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Дима, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Саша, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,
Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!
Вера, в круг выходи, пляску заводи,
А мы похлопаем, а мы потопаем!
Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,
Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!
Русская народная игра «Звонарь»
Дети встают в круг. Считалкой выбирают водящего. Он идет по кругу и приговаривает:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:
Дили-дон, дили-дон,
Отгадай, откуда звон.
На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех, пока сзади водящего не окажется 4-6 человек. После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило – то становится водящим.
Русская народная игра «Ручеёк»
Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
Подвижные игры
Снежный тир
Для этого нужно установить мишени для снежков. Лучше, если они будут побольше. Мишени можно установить на столбиках, закопанных в землю, повесить на забор или стену. Затем участники бросают в мишени снежками. Выигрывает тот, естественно, кто выбьет больше очков.
Кто быстрее на метле
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Эстафета “Блины”.
Каждый участник кладёт “блин” на сковородку и бежит с ним до подноса, выкладывает его на поднос, возвращается к команде, передаёт сковородку следующему участнику.
Эстафета . «Воздушный блинчик»
(Дети стоят в команде, подняв руки вверх. Первый ребёнок передаёт «блинчик» над головой, дети передают его из рук в руки до последнего участника. Последний ребёнок оббегает команду, становится первым и снова передают «блинчик» и т. д.)
Эстафета . «Попрыгунчики»
(На полу раскладываются 5 «блинчиков» на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Первый ребёнок выполняет прыжки на двух ногах через «блинчики», обратно возвращается бегом, передаёт эстафету следующему.)
Эстафета . «Перенеси блины»
(Участвуют две команды, у первого в руках сковорода. Берут «блин» (желтые кружки от пирамидок) из ведёрка и переносят его в чашку, возвращаются в команду, отдают сковороду следующему игроку. Между «блинчиками», разложенными на полу, ребёнок бежит «змейкой» до ориентира и обратно, передаёт эстафету следующему участнику.)
Дидактические игры
Дидактическая игра «Какие бывают блины?»
Цель: формировать представление детей традициях празднования русским народом Масленицы, дать представление о значении каждого дня . Воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно.
- На тарелке он один – называем просто …(блин).
- Много испекли их мы – тогда назовём …(блины).
- Испекли для дочек – назовем … (блиночек).
- Будет кушать их сынок – назовём тогда …(блинок).
- Огромный, как домище назовём …(блинище).
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Нарисовать снежки и крепость, провести линии от снежков к крепости.
Цели:
Приобщить детей к истокам русской народной культуры – фольклору, традициям, народно – прикладному искусству, народной музыке, театру.
Познакомить с особенностями русской культуры, с сокровищами устного народного творчества.
Формировать основы художественной культуры детей через народное декоративно – прикладное искусство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми и родителями "Кулинарный поединок"
Встреча проводится в игровой форме. Подбор игр, конкурсов, аттракционов направлен на приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни. Во время встречи знакомят родителей и детей с алгоритмами...
Методическая разработка" Конспект совместной деятельности с детьми по ПДД - Помоги Смешарикам"
Это конспект занятия для закрепления представлений детей о ПДД...
Методическая разработка организации совместной деятельности с детьми раннего возраста по рисованию на тему «Подарок маме».
Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности.Задачи:Образовательные:1.Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги.Развивающие:1.Закрепить знания красного, желтого и зел...
Методическая разработка Конспект совместная деятельность с детьми Тематический досуг «Деревенский дворик» в рамках проекта «Домашние животные»
Закрепление знаний о домашних животных , акетивизировать словарь детей, развивать разговорную речь, учить подражать голосам животных. Воспитывать любовь к животным,заботливое отношение и желание ухажи...
Методическая разработка - "Конспект совместной деятельности с детьми по экологии на прогулке""
Конспект позволяет с помощью подвижных и дидактических игр, загадок, мнемотаблицы и интересного рассказа воспитателя расширить и углубить знания детей о природе, воспитывать бережное отношение к насек...
Методическая разработка. Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы: "День рождения"
Бывают разные дни рождения. Поговорим о рождении нашего прекрасного города - на Неве, Санкт - Петербурге....
Методические разработки форм совместной деятельности с детьми.
Для родителей и воспитателей ДОУ. материал раскрывает как знакомить детей с традиционными строительствами жилища древних русичей; как трудились дети в крестьянских семьях, как развить чувства сострада...