Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из слоеного теста»
рабочая программа (средняя группа)

Шишова Наталья Федоровна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Чудеса из соленого теста" для детей средней группы. Программа расчитана на 1 год обучения с 4-5 летними детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по лепке из текста47.69 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

            Пояснительная записка        3

            Цель, задачи программы, планируемые результаты        4

III. Содержание программы        5

1.Учебный план        5

2.Календарно-учебный график        7

3.Содержание учебного плана        7

      IV. Формы контроля и оценочные материалы        10

      V. Условия реализации программы        11

             1.Методический материал        11

             2. Материально-техническое обеспечение        12

             3.Информационное обеспечение        12

             4.Кадровое обеспечение        12

VI. Литература        12

        

I. Пояснительная записка

В интеллектуальном, эмоциональном и речевом развитии ребенка чрезвычайно важна роль продуктивной деятельности. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Данная программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Знакомство с мягким материалом, его пластичностью, быстрее вызывает у ребенка интерес, и его действия становятся осмысленными. Дошкольников привлекают свойства этого материала. Соленому тесту гораздо легче, чем пластилину или глине придавать любую форму. Что радует малыша. Тесто легко окрашивается в нужный цвет, не пачкает руки. Являясь экологически чистым природным материалом, не вызывает аллергических реакций у детей. Сам процесс лепки вызывает радость от ощущения собственной силы, творчества.

Актуальность программы состоит в том, что ребёнок, осваивая разнообразные способы выполнения элементов из соленого теста, развивая моторику руки обогащает своё мировосприятие, т.е. развивается творческая культура ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя нового). Лепка способствует нормализации тонуса мышц рук и активации мелкой моторики. При лепке малыш действует ладонями и пальцами рук, это происходит постепенно с увеличением участия в лепке всех пальцев, наиболее чувствительной части кисти руки. Овладение детьми техники лепки из податливого материала содействует развитию мелкой моторики, дифференцированных движений и тонких осязательных реакций. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, и речи.     Отличительные особенности программы заключаются в том, что:

Занятия лепкой из соленого теста представляют возможность для развития и обучения всех детей:

- способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей;

- способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Одним из несомненных достоинств занятий с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. «Чудеса из соленого теста» -  так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данного кружка — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. В процессе лепки из соленого теста, помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Творческая деятельность из теста учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, воображения.    

В дошкольном возрасте творчество доставляет ребенку удовольствие, дает ему возможность в поделке отразить свои впечатления и наблюдения, рассказывая о ней.

Процесс лепки способствует развитию детского восприятия и воображения, создает условия для активного припоминания, концентрации внимания и мышления.  В творческой продуктивной деятельности активируется сообразительность детей и стремление к самостоятельной деятельности.

       В процессе работы по программе «Чудеса из соленого теста» учитывается:

возраст обучающихся 4-5 лет;

сроки реализации программы -  1 год; 

режим занятий: 8 часов в месяц, 2 раз в неделю;

длительность занятий: 20 минут для детей 4-5 лет.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания данной программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.  

Для реализации программы используются следующие формы работы:

- Групповая

- Подгрупповая

- Индивидуальная

II. Цель программы:

Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста через обучение технике работы с соленым тестом.

Задачи:

Образовательные:

1. Обучать разным способам и приемам работы с пластическим материалом (соленым тестом, при изготовлении объемных и полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности (элементам пластилинографии).

2. Учить пользоваться различными специальными инструментами и материалами.

Развивающие:

1. Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

2. Развивать внимание, память, воображение.

3. Развивать умение планировать сюжетные композиции.

4. Развивать творческие способности, воображение.

Воспитательные

1. Воспитывать художественный вкус.

2. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Планируемый результат:

В результате реализации программы:

  • научатся различным приемам работы с соленым тестом;
  • будут знать основные понятия и формы объемных и полуобъемных предметов;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными из соленого теста;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Ш. Содержание программы

Учебный план

№ п\п

Название темы, раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Лепка из соленого теста «Смешные овощи»

2

0,5

1.5

Наблюдение, выставка работ

2

«Сладкие фрукты»

2

0,5

1,5

Наблюдение, выставка работ

3

«Топ-шлеп и огород»

2

0.5

1.5

Наблюдение, выставка коллективной работы

4

«Хлебные сувениры»

2

0,5

1,5

Наблюдение , выставка работ

5

«Нарядные зонтики»

2

0,5

1,5

Выставка работ, наблюдение

6

«Забавные грибочки-человечки»

2

0,5

1,5

Выставка работ, наблюдение

7

«Смешарики» (заяц, медведь, сова, колобок, еж, по желанию)

2

0,5

1,5

Выставка работ, наблюдение

8

«Петушок и его семья»

2

0,5

1,5

Выставка работ

9

«Зайка-зазнайка»

2

0,5

1,5

Наблюдение,

выставка работ

10

«Любимые домашние животные» (обьемные и плоскостные фигуры)

4

1

3

Выставка работ, наблюдение

11

«Осенний карнавал» (итоговое занятие)

2

0.5

1.5

Выставка работ, наблюдение

12

«Снежные человечки»

2

0,5

1,5

Выставка работ, наблюдение

13

«Три забавных поросенка»

2

0,5

1,5

Выставка работ, наблюдение

14

    «Елочные игрушки»

4

1

3

Наблюдение, выставка работ

15

«Дед мороз и Снегурочка»

3

0.75

   1,25

Наблюдение, выставка работ

16

«Новогодняя карусель»

3

0.75

    1,25

Наблюдение, выставка работ

17

Валентинки.

Подарки для папы (самолетик, танк, ракета).

Зимние игры и забавы (катание на санках), итоговое занятие.

8

2

6

Наблюдение, выставка работ

18

Подарки для мамы и бабушки.

Девочка – весняночка.

Веселое солнышко.

Озорные сосульки.

Веселые блюдца (лужицы) смеются.

8

2

6

Наблюдение, выставка работ

19

Птичий базар.

Волшебные облака.

Праздничные шарики.

Пасхальный декор.

8

2

6

Наблюдение, выставка работ

20

Весенний лес.

Золотой лужок (одуванчики).

Веселые бабочки.

Весенняя полянка, коллективная работа, итоговое занятие.

8

2

6

Наблюдение, выставка работ, показ образовательной деятельности

Дисциплины

Трудоемкость (кол-во час)

Формы аттестации

1 год обучения

Всего

Теория

Практика

«Чудеса из соленого теста»

70

       17,5

52,5

Выставки

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2021-2022

6.09.2021

31.05.2022

35

70

20 минут

Содержание учебного плана:

Месяц

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

Сентябрь

Осенняя пора

Смешные овощи.

Сладкие фрукты.

Топ-шлеп и огород.

Хлебные сувениры

-Научить использовать тесто для проявления творческих способностей;

-научить передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки;

-развивать гибкость пальцев рук;

-научить видеть конечный результат;

-учить раскрашивать изделие из соленого теста.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

8

Октябрь

Нарядные зонтики.

Забавные грибочки-человечки.

«Смешарики» (заяц, медведь, сова, колобок, еж).

Петушок и его семья.

-Совершенствовать умения детей расплющивать  и сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме;

-развивать мелкую моторику;

-формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур;

-развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

8

Ноябрь

Зайка-зазнайка.

Любимые домашние животные (объемные и плоскостные фигуры).

Осенний карнавал (по замыслу детей), итоговое занятие.

-Освоение конструктивного способа лепки;

-сравнение игрушечных животных по внешнему виду и передача особенностей строения пластическими средствами;

-совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъеме, плоскостные фигуры;

-показать варианты по степени сложности: голова и туловище- единое целое;

- развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками. Из готовых поделок составляются композиционные работы на выставку и для оформления групповой комнаты.

8

Зима – рукодельница

Декабрь

ь

Снежные человечки.

Три забавных поросенка.

Елочные игрушки.

-Формировать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание;

-развивать умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение;

-развивать воображение, мышление, мелкую моторику;

-продолжать формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

8

Январь

Дед Мороз и Снегурочка.

Новогодняя карусель (по замыслу детей), итоговое занятие.

-Продолжать формировать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание;

- развивать мелкую моторику;

-развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

6

Февраль

Валентинки.

Подарки для папы (самолетик, танк, ракета).

Зимние игры и забавы (катание на санках), итоговое занятие.

-Закрепить навыки лепки;

-развивать фантазию, воображение, мелкую моторику;

-воспитывать любовь и заботу к близким , вызвать желание порадовать их подарком.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками. Из готовых поделок составляются композиционные работы на выставку и для оформления групповой комнаты.

8

Весенние чудеса

Март

Подарки для мамы и бабушки.

Девочка – весняночка.

Веселое солнышко.

Озорные сосульки.

Веселые блюдца (лужицы) смеются.

-Учить детей формообразующему движению-скатыванию;

-развивать умение при расплющивании создавать форму (солнышко, лужицы);

-вырабатывать  умение лепить мелкие детали, оформлять ими поделку;

-продолжать развивать композиционные умения;

-воспитывать любовь и заботу к близким , вызвать желание порадовать их подарком.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

8

Апрель

Птичий базар.

Волшебные облака.

Праздничные шарики.

Пасхальный декор.

Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками

8

Май

Весенний лес.

Золотой лужок (одуванчики).

Веселые бабочки.

Весенняя полянка, коллективная работа, итоговое занятие.

-Формировать умение работать с шарообразной формой;

-продолжать учить смешивать на палитре различные цвета;

-продолжать формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

Дети самостоятельно, при помощи педагога лепят на заданную тему, после высыхания раскрашивают свои поделки гуашевыми красками. Из готовых поделок составляются композиционные работы на выставку и для оформления групповой комнаты.

8

Итого часов 70

IV. Формы контроля и оценочные материалы:

Формы контроля

- наблюдение;

- выставки;

- анкетирование;

- тестирование;

- опрос;

-ежегодный мониторинг успешности работы по дополнительной общеразвивающей программе;

-мониторинг степени удовлетворенности родителей по дополнительной общеразвивающей программе.

Критерии отслеживания освоения программы:

Комплекс умений и способностей в изобразительном творчестве детей оцениваются по методике Т.Г. Казаковой, И.А. Лыковой.

  1. Условия реализации программы:

Методические материалы:

Работа по данной программе осуществляется в 3 этапа:

  1. Аналитико-диагностический этап: изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
  2. Практический этап: составление перспективных планов работы, разработка конспектов занятий, организация выставок детских работ.
  3. Обобщающий этап: анализ результатов.

Методы и приёмы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

- наглядный  (просмотр иллюстраций, наблюдение, показ педагогом способов выполнения работы, работа по образцу и др.)

- практический (выполнение работ по образцам, иллюстрациям и др.)

Основные педагогические принципы:

  • от простого к сложному;
  • развивающего обучения;
  • наглядности;
  • самостоятельности и последовательности в овладении знаниями, умениями и навыками;
  • доступности;
  • творческой активности;
  • рационального сочетания коллективной и индивидуальных форм обучения.

Условия реализации программы:

  • наличие материально-технического обеспечения;
  • систематичность посещения кружка «Чудеса из соленого теста»;
  • регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;
  • участие детей, посещающих кружок, в конкурсах детского творчества.

Направления работы:

  • изготовление поделок в технике лепки из соленого теста;
  • изготовление сувениров  и открыток к праздникам.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Изучение нового материала (4 мин)
  3. Практическая работа (12 мин)
  4. Анализ занятия (2 мин)

Материально-техническое обеспечение:

Групповая комната площадью 61,6 кв.м.

Оборудование:

- стол – 24 шт.

- стул – 24 шт.

-мольберт – 1 шт.

-мультимедийное оборудование – 1 шт.

Материалы:

-кисти, баночки для воды, доска для лепки, тканевые салфетки для рук, бумажные салфетки, стеки, скалка для раскатывания теста, краски, ножницы детские, деревянные палочки – по 20 шт.;

-фольга пищевая, крупные пуговицы, крупные бусины, мелкий природный материал (бобы, горох, семена различных растений и т.д.)

Информационное обеспечение

Фото, иллюстрации поделок, выполненные в технике лепки из соленого теста, книги, репродукции, , слаид-шоу, фоновая музыка, видеоролики, презентации.

m.youtube.com - Видеоролик «Видео-урок по тестопластике в средней группе »

infourok.ru -  Презентация «Тестопластика в развитии творческих способностей детей в средней группе»

Кадровое обеспечение

Педагог высшей квалификационной категории

  1. Список литературы
  1. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30т сентября 2020 года).
  3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологии при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226).
  4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.)
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  6. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
  7. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
  8. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
  9.  Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
  10. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
  11.  И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
  12. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
  13.  В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
  14.  Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М.: «Просвещение», 1985 -140 с.
  15.  И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
  16.  О. В. Корчинова. Детское прикладное творчество. Ростов- на- Дону«Феникс», 2005-316с.
  17. Мэри-Энн Кол. Дошкольное творчество. Минск -2005 - 252с.
  18. Периодические издания: журналы «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».
  19. Материалы интернета: www.maam.ru;  www.nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративно-прикладной направленности «Тили-тили тесто» (ознакомительный уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто" является прграммой художественной направленности.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Тили-тили тесто...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»

Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....

Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса в песочнице"

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидате...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа " Чудеса лепной поляны" для детей 4-5лет.

Работа по программе «Чудеса лепной поляны» заключаетсяв том, что она содержит новыеподходы к проведению занятийпо лепки, включающие в себя нетолько процесс изготовленияизделий,  но и ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса на стекле"

ДООП "Чудеса на стекле" для старших групп с использованием световых планшетов...