Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мишина Надежда Васильевна

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_ikt.docx25.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя в ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.

Использование компьютерных технологий помогает: 

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; 
  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; 
  • формировать информационную культуру у детей; 
  • активизировать познавательный интерес; 
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; 
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; 
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.) 

В своей работе я использую следующие средства информационно-коммуникационных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • Фотографии; Иллюстрации
  • Видеоролики
  • Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов); 
  • Презентации (музыкально-дидактические игры, знакомство с композиторами).

Использование ИКТ в музыкальном развитии детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

—    улучшается запоминание пройденного материала;

—    усиливается познавательный интерес воспитанников;

—    предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

—    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

—    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

—    задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

—    развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Формы использования ИКТ в  деятельности  музыкального  руководителя.

  1. Использование готовых электронных продуктов. 

Используя ресурсы сети Internet, можно значительно пополнить медиатеку музыкального  руководителя:  фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций,   музыкально-развивающих компьютерных игр и программ.

Например,  интерактивная музыкальная игра «Щелкунчик» относится к серии детских программ «Играем с музыкой». Эта детская развивающая программа удачно сочетает в себе увлекательную игру, музыкальную энциклопедию и сказочное приключение в мире музыки. «Щелкунчик» поможет ребёнку развить слух, научит различать музыкальные инструменты. Программа включает в себя шедевры классической музыки в исполнении симфонического оркестра, а также девять игр на развитие музыкальных способностей; интерактивная игра «Алиса и Времена года» (МедиаХаус), развивающая игра «Волшебная флейта». Серия этих игр предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста, являются образовательными проектами, позволяющими знакомить детей с шедеврами  мировой классики.

2. Использование мультимедийных презентаций

Мультимедиа презентации – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены рисунки, иллюстрации, аудио - и видеоматериалы. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью проектора.  Мультимедиа презентация служит не только для обогащения знаний детей, но и для их закрепления, отработки  умений и навыков, систематизации и обобщения материала, следовательно, успешно выполняет все основные дидактические функции. Презентация позволяет педагогу представить содержательный материал как систему ярких образов, с опорой  на различные каналы восприятия (зрительного, слухового, эмоционально-чувственного) в ассоциативном виде сохранить информацию в долговременной памяти детей.

Так, например, при  разучивании  музыкально-ритмических  движений можно использовать мнемотаблицы, при  помощи которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

     Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов. При игре на детских музыкальных инструментах применяются видео-партитуры, клипы (Видео-зарядки, «Ложки деревенские», сказочки-подражалочки и пр.)

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ, например с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию», «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок?», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания. и др. Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной и  групповой  работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Музыка».

С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. Современное музыкальное занятие - это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины), диагностики (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

Современный компьютер позволяет создавать аранжировки для детских песен, записывать «минусовые» и «плюсовые» фонограммы, которые могут использоваться не только на праздниках, развлечениях, досугах, но и в самостоятельной музыкальной деятельности детей. Практика показала возможности успешного применения музыкально-компьютерных технологий во всех формах работы с детьми. А в связи с проведением многочисленных конкурсов, фестивалей детского творчества, необходимостью становится создание и применение фонограммы для исполнения со сцены. Таким образом, я использую компьютер для:

- подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности;

- написания сценариев, нотных партитур;

-оформления дидактических игр и других методических материалов;

-обобщения опыта;

- оформления  анкет и других диагностических бланков  для родителей;

- размещения  информации на персональном сайте  и  сайте детского  сада;

-взаимодействия  с родителями по электронной почте;

- оформления  "родительских уголков" и информационных стендов;

- приобретения  и  применения  в  профессиональной  деятельности  книг, методических пособий, журналов в электронном варианте;

- обмена опытом  с  коллегами   из  других регионов  России   на  профессиональных  форумах;

-повышения  квалификации   дистанционно;

 -участия  в  профессиональных  заочных  конкурсах. 

 

Заключение.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, Интернет-ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Кроме того, использование ИКТ позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использованеи ИКТ в работе музыкального руководителя

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов ДОУ  ...

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя ДОУ

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке....

Доклад на тему: «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-о...

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя.

Использование ИКТ при работе музыкального руководителя....

Использование инноваций в работе музыкального руководителя

профессиональная деятельность в инновационном режиме...