Психологическое просвещение родителей
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (воспитателей, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_prosveshchenie_roditeley.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое просвещение современных родителей.
Психологическое просвещение - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (воспитателей, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Психологическое просвещение — это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Психологическое просвещение зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Психологическое просвещение имеет различные формы, типы и способы своей реализации. Примером психологического просвещения является выступление психолога на родительском собрании, где он информирует родителей о возрастных психологических особенностях детей, дает рекомендации по оптимизации межличностных отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещения.
Общая цель консультирования заключается в создании социально-психологических условий для привлечения семьи (чаще всего— родителей) к сопровождению ребенка в процессе воспитания. В первую очередь это необходимо при решении возникающих проблем. Целью деятельности, таким образом, является создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам воспитания и развития ребенка. При этом последовательно реализуется принцип невмешательства психолога в семейную ситуацию.
В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей. Пользуясь встречами с родителями, психолог может попытаться ввести их в актуальные проблемы детей, способствуя тем самым более глубокому пониманию взрослыми динамики детского развития. Условно говоря, психолог погружает родителей в значимые, насущные вопросы, решаемые их детьми в данный момент, их психологического развития, и предлагает подходящие для этого момента формы детско-родительского общения.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. По мнению В. А.Сухомлинского, задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Очень важно, чтобы родитель знал, что его вовлечение в педагогическую деятельность и его заинтересованное участие в воспитательном процессе очень важно, потому что, необходимо для их собственного ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Взаимодействие с дошкольным учреждением помогает семье:
∙относиться к ребенку как равному;
∙знать и учитывать его слабые и сильные стороны;
∙установить доверительные отношения с ребенком;
∙радоваться его личным достижениям.
Создание в ДОУ единого социально-психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.
Основополагающими принципами психологического просвещения родителей
могут стать:
∙принцип доверительности отношений –обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагогов;
∙принцип личностной заинтересованности родителей – стремление
родителей видеть личностный смысл во взаимодействии с педагогом-
психологом, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, занять адекватную, гибкую, прогностическую
позицию;
∙принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных
взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша,
пробуждение желания познать самих себя;
∙принцип утверждения самоценности родителей –предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества ,способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности неповторимости; оказание поддержки родителям.
Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров,
лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным
особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Гендерное воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - психологическое просвещение семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Консультация для педагогов-психологов на тему «Активные и интерактивные формы работы по психологическому просвещению родителей».
Рассматриваемые формы работы с родителями способствуют объединению усилий педагогического коллектива и родителей для развитии ребенка как личности и поиску новых путей привлечения семьи к участию в уч...
Психологическое просвещение родителей
В данном материале собраны информационные плакаты и памятки для психологического просвещения родителей. Информаонные плакаты найдены на просторах интернета. Статья и памятки написаны мной.Темы:- Зачем...
Комплекс мероприятий "Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ День здоровья"
Задачи:- Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.- Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных дейст...
Психологическое просвещение родителей.
Цель работы: психологическое просвещение родителей воспитанников, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников и родителей.Задачи:— расширени...
Газета психологического просвещения для родителей "Улыбка"
Авторская разработка газеты ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ "УЛЫБКА" для педагогов, родителей и детей...
Организация психологического просвещения родителей в дошкольном образовательном учреждении
Организация психологического просвещения родителейв дошкольном образовательном учреждении В последние десятилетия взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Одной из основных характеристик...