Организация психологического просвещения родителей в дошкольном образовательном учреждении
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Уразаева Вера Владимировна

Организация психологического просвещения родителей

в дошкольном образовательном учреждении

 

В последние десятилетия взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Одной из основных характеристик современной семьи является ее недостаточная включенность в систему социальных связей с различными социальными институтами, в том числе с дошкольными учреждениями.

Детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку. 

Детский сад – это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Семья  и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные  функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. По мнению В. А. Сухомлинского,  задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Очень важно, чтобы родитель знал, что его вовлечение в педагогическую деятельность и его заинтересованное участие в воспитательном процессе очень важны потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такое взаимодействие является важным условием эффективной работы с детьми, позволяющим развивать способность к самоорганизации и лидерству в той деятельности, которая им интересна и доступна, где могут полностью реализовать себя (Л. В. Горина).

Взаимодействие с дошкольным учреждением помогает семье:

- относиться к ребенку как равному;

- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;

- установить доверительные отношения с ребенком;

- радоваться его личным достижениям.

Создание в ДОУ единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.

На современном этапе развития общества приоритетным направлением работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является процесс психолого-педагогического сопровождения, т. е. создания педагогических, социальных и психологических условий для успешной реализации личностного потенциала каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.

Ответственность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и личностном развитии, поведении и отношениях; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень являются одними из основных задач педагога-психолога ДОУ.  В этом случае принцип работы педагога-психолога – создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка и построение на ее основе всего педагогического процесса (Т. И. Чиркова).

Одним из аспектов сотрудничества родителей и педагога-психолога ДОУ является психологическое просвещение родителей. Ориентированность дошкольного учреждения на развитие психологической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу психологического просвещения родителей, педагог-психолог может обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, т. е. умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

Объем знаний, уровень ожиданий, своеобразие взглядов и верований родителей, их представлений о специфике развития ребенка и факторах, его определяющих, способны оказать существенное влияние на формирование тех или иных особенностей психики ребенка (О. А. Шаграева).

По мнению Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса, родительские представления являются достаточно сложными, системно организованными и относительно устойчивыми образованиями. «Родители не в состоянии изменить верования и взгляды подобно тому, как меняют старую одежду на новую» (П. Хейманц). В то же время существуют экспериментально подтвержденные данные о том, что формирование у родителей более адекватных представлений о детском развитии позитивно сказывается на родительско-детском взаимодействии (Ж. Шоверс). Коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.

Низкий уровень социально-психологической культуры родителей, непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом, несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины собственных ошибок – все это препятствует успешному развитию и обучению детей.

Единственно правильной функцией педагога-психолога с семьей является поддержка родителей и детей, помощь им, широкое просвещение. Г. А. Широковой выделены факторы, позитивно влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей. Среди них: вера в необходимость совместных действий; повышение авторитета семьи; ориентация на профилактическую работу; восприятие ошибок воспитания как возможностей для родителей; учет интересов и запросов родителей; единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации и педагога-психолога; использование широкого спектра методов работы с родителями; ясность для родителей целей ДОУ; создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Среди негативных факторов, препятствующих взаимодействию педагога-психолога с семьей, такие как: неясность для родителей целей и установок ДОУ; неясность для родителей целей и особенностей деятельности педагога-психолога; ожидание быстрого и легкодостижимого результата со стороны родителей; несистематичность организации работы с родителями; отрыв деятельности педагога-психолога ДОУ от запросов родителей; приоритет стереотипов в поведении родителей, наличие личностных ограничений.

Основополагающими принципами психологического просвещения родителей могут стать:

- принцип доверительности отношений – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагогов;

- принцип личностной заинтересованности родителей – стремление родителей видеть личностный смысл во взаимодействии с педагогом-психологом, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, занять адекватную, гибкую, прогностическую позицию;

- принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша, пробуждение желания познать самих себя;

- принцип утверждения самоценности родителей – принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности неповторимости; оказание поддержки родителям.

Для организации психологического просвещения родителей и улучшения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения необходимо использование активных методов работы. Среди них могут быть выделены такие формы, как:

 

1. Коллективная (выступления на родительских собраниях, днях открытых дверей, проведение лекций, дискуссий, «круглых столов»,   психологических тренингов, мастер-классов, групповых консультаций, семинаров-практикумов, ролевых игр, конкурсов, конференций, семейных педагогических проектов,  анкетирование, тестирование  и др.).

 

2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, общение на сайте ДОУ и др.).

 

3.Наглядно-информационная (уголок психологического просвещения для родителей, библиотека для родителей, информационный раздел на сайте ДОУ и др.).

 

Особую популярность приобретают групповые методы работы с родителями, которые позволяют каждому взглянуть глазами других, осознать поведение ребенка и научиться выстраивать правильные модели реагирования на проблемные ситуации, относиться к ребенку как к индивидууму.

Кроме того, могут проводиться просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей, что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни. Консультативная работа также реализуется через повышение психологической культуры родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтение лекций.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Гендерное воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

 

Критерии эффективности психологического просвещения родителей:

 

1. Повышение эффективности семейного воспитания.

2. Гармонизация детско-родительских отношений.

3. Проявление интереса родителей к психологическому процессу в ДОУ.

4. Оптимизация стиля семейного воспитания.

5.Повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения.

6. Увеличение количества посещений родителями психологических мероприятий просветительского характера.

7. Увеличение количества вопросов родителей к педагогу-психологу и усложнение их содержания.

8. Повышение авторитета педагога-психолога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и сотрудниками ДОУ.

9. Снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в ДОУ.

10.Оптимизм родителей, ощущение ими ответственности, взаимопонимания через использование психологической информации  в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Горина Л. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2005.

 

2. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шаграева, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Г. Г. Филиппова; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

3. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное образование. – 2009.

 

4.Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Рн/Д.: Феникс, 2003.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация психологического просвещения родителей

в дошкольном образовательном учреждении

В последние десятилетия взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Одной из основных характеристик современной семьи является ее недостаточная включенность в систему социальных связей с различными социальными институтами, в том числе с дошкольными учреждениями.

Детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку. 

Детский сад – это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Семья  и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные  функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. По мнению В. А. Сухомлинского,  задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Очень важно, чтобы родитель знал, что его вовлечение в педагогическую деятельность и его заинтересованное участие в воспитательном процессе очень важны потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такое взаимодействие является важным условием эффективной работы с детьми, позволяющим развивать способность к самоорганизации и лидерству в той деятельности, которая им интересна и доступна, где могут полностью реализовать себя (Л. В. Горина).

Взаимодействие с дошкольным учреждением помогает семье:

- относиться к ребенку как равному;

- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;

- установить доверительные отношения с ребенком;

- радоваться его личным достижениям.

Создание в ДОУ единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.

На современном этапе развития общества приоритетным направлением работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является процесс психолого-педагогического сопровождения, т. е. создания педагогических, социальных и психологических условий для успешной реализации личностного потенциала каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.

Ответственность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и личностном развитии, поведении и отношениях; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень являются одними из основных задач педагога-психолога ДОУ.  В этом случае принцип работы педагога-психолога – создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка и построение на ее основе всего педагогического процесса (Т. И. Чиркова).

Одним из аспектов сотрудничества родителей и педагога-психолога ДОУ является психологическое просвещение родителей. Ориентированность дошкольного учреждения на развитие психологической культуры конкретной семьи повышает требования к уровню знаний об особенностях возрастного развития ребенка, о методах воспитания и обучения. Реализуя задачу психологического просвещения родителей, педагог-психолог может обогащать их такими знаниями, которые они смогут использовать как руководство к действию, а не как абстракцию. Помимо этого образование родителей заключается в формировании у них элементов педагогической рефлексии, т. е. умения самокритично оценивать себя как воспитателей, посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Девиз работы с родителями: «От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству».

Объем знаний, уровень ожиданий, своеобразие взглядов и верований родителей, их представлений о специфике развития ребенка и факторах, его определяющих, способны оказать существенное влияние на формирование тех или иных особенностей психики ребенка (О. А. Шаграева).

По мнению Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса, родительские представления являются достаточно сложными, системно организованными и относительно устойчивыми образованиями. «Родители не в состоянии изменить верования и взгляды подобно тому, как меняют старую одежду на новую» (П. Хейманц). В то же время существуют экспериментально подтвержденные данные о том, что формирование у родителей более адекватных представлений о детском развитии позитивно сказывается на родительско-детском взаимодействии (Ж. Шоверс). Коррекция знаний родителей приводит к более адекватной практике воспитания.

Низкий уровень социально-психологической культуры родителей, непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом, несформированность у родителей педагогической рефлексии, т. е. неумение анализировать собственную воспитательную деятельность, находить причины собственных ошибок – все это препятствует успешному развитию и обучению детей.

Единственно правильной функцией педагога-психолога с семьей является поддержка родителей и детей, помощь им, широкое просвещение. Г. А. Широковой выделены факторы, позитивно влияющие на эффективность взаимодействия педагога-психолога и родителей. Среди них: вера в необходимость совместных действий; повышение авторитета семьи; ориентация на профилактическую работу; восприятие ошибок воспитания как возможностей для родителей; учет интересов и запросов родителей; единство в подходах к работе с семьями воспитанников, педагогов, администрации и педагога-психолога; использование широкого спектра методов работы с родителями; ясность для родителей целей ДОУ; создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

Среди негативных факторов, препятствующих взаимодействию педагога-психолога с семьей, такие как: неясность для родителей целей и установок ДОУ; неясность для родителей целей и особенностей деятельности педагога-психолога; ожидание быстрого и легкодостижимого результата со стороны родителей; несистематичность организации работы с родителями; отрыв деятельности педагога-психолога ДОУ от запросов родителей; приоритет стереотипов в поведении родителей, наличие личностных ограничений.

Основополагающими принципами психологического просвещения родителей могут стать:

- принцип доверительности отношений – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагогов;

- принцип личностной заинтересованности родителей – стремление родителей видеть личностный смысл во взаимодействии с педагогом-психологом, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, занять адекватную, гибкую, прогностическую позицию;

- принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша, пробуждение желания познать самих себя;

- принцип утверждения самоценности родителей – принцип предполагает создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, признание его индивидуальности неповторимости; оказание поддержки родителям.

Для организации психологического просвещения родителей и улучшения взаимодействия семьи и дошкольного учреждения необходимо использование активных методов работы. Среди них могут быть выделены такие формы, как:

1. Коллективная (выступления на родительских собраниях, днях открытых дверей, проведение лекций, дискуссий, «круглых столов»,   психологических тренингов, мастер-классов, групповых консультаций, семинаров-практикумов, ролевых игр, конкурсов, конференций, семейных педагогических проектов,  анкетирование, тестирование  и др.).

2. Индивидуальная (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, общение на сайте ДОУ и др.).

3.Наглядно-информационная (уголок психологического просвещения для родителей, библиотека для родителей, информационный раздел на сайте ДОУ и др.).

Особую популярность приобретают групповые методы работы с родителями, которые позволяют каждому взглянуть глазами других, осознать поведение ребенка и научиться выстраивать правильные модели реагирования на проблемные ситуации, относиться к ребенку как к индивидууму.

Кроме того, могут проводиться просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей, что позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни. Консультативная работа также реализуется через повышение психологической культуры родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтение лекций.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста. Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Гендерное воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

Критерии эффективности психологического просвещения родителей:

1. Повышение эффективности семейного воспитания.

2. Гармонизация детско-родительских отношений.

3. Проявление интереса родителей к психологическому процессу в ДОУ.

4. Оптимизация стиля семейного воспитания.

5.Повышение познавательной активности родителей в плане саморазвития и самообучения.

6. Увеличение количества посещений родителями психологических мероприятий просветительского характера.

7. Увеличение количества вопросов родителей к педагогу-психологу и усложнение их содержания.

8. Повышение авторитета педагога-психолога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и сотрудниками ДОУ.

9. Снижение количества конфликтных, напряженных ситуаций в семье и в ДОУ.

10.Оптимизм родителей, ощущение ими ответственности, взаимопонимания через использование психологической информации  в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка и др.

Литература

1. Горина Л. В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2005.

2. Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Шаграева, А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, Г. Г. Филиппова; Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Емельянова М. От сосуществования к сотрудничеству и партнерству // Дошкольное образование. – 2009.

4.Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». – Рн/Д.: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация организации воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста, как одно из условий успешной адаптации родителей к дошкольному образовательному учреждению.

Для каждого родителя ребенок – наиважнейшая  ценность, и решение отдать его в детский сад является для них испытанием. Для того, чтобы установить доверительные отношения с родителями, снять напря...

БАЗОВЫЙ ПАКЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ХОЛДИНГА

Базовый пакет психологических услуг педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в условиях холдинга: Сборник методических материалов для специалистов дошкольных образовательных учрежден...

«Создание мини-центра психологической разгрузки в группах дошкольного образовательного учреждения с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

ull;Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Исходя и...

Работа по педагогическому просвещению родителей воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Одним из направлений в работе с родителями в нашем  ДОО является организация совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения через просвещение....

«Организация методической работы с педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

          Правила дорожного движения – документ, регламентирующий единый порядок дорожного движения. Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания и...