Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
картотека (старшая группа)
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Сентябрь | Опыт № 1 Свойства песка | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка | Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки |
Опыт № 2 Узоры на песке | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет | Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования | |
Опыт № 3 «Песочные часы» | Познакомить детей с временным понятием «минута» | 2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок | |
Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат» | Показать детям, что песок – природный очиститель | 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода | |
Октябрь
| Опыт № 5 «Определение цвета» | Познакомить со свойством песка – цвет | Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой |
Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину» | Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ | 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски | |
Опыт № 7 «Движение песка» | Познакомит со свойством песка – движением | Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока | |
Опыт № 8 «Глинистый песок» | Познакомить детей с разновидностью песка | Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый) |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Ноябрь | Опыт № 9 «Воздух» | Доказать существование воздуха | Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без |
Опыт № 10 «Воздух меняет объем» | Показать детям, что воздух меняет объем | Пластиковая бутылка, таз, монета | |
Опыт № 11 «Соломенный буравчик» | Выявить, что воздух обладает упругостью | Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка) | |
Опыт № 12 «Пузырьки» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина | |
Декабрь
| Опыт № 13 «Холод и вода» | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется | Две бутылки с водой |
Опыт № 14 «Соленая и пресная вода» | Познакомить со свойствами соленой и пресной воды | Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца | |
Опыт № 15 «Вода или лупа» | Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы | Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода | |
Опыт № 16 «Пирамидка» | Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества | Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Январь | Опыт № 17 «Грязный, чистый снег» | Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды | Две белые тарелки, вода, снег |
Опыт № 18 «Иней» | Показать детям, как образуется иней | Горячая вода, веточка дерева | |
Опыт № 19 «Лед и вода» | Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды | Стакан с водой, кубик льда | |
Февраль
| Опыт № 20 «Кувшинка» | Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее | Цветок из бумаги, тарелка с водой |
Опыт № 21 «Мостик» | Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку | 2 книги, 2 листа бумаги | |
Опыт № 22 «Бумага меняет цвет» | Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет | Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера) | |
Опыт № 23 «Шум бумаги» | Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду | Разные виды бумаг |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Март | Опыт № 24 «Что такое магнит» | Дать представления о магнитной силе | Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка |
Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита» | Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы | Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань | |
Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде | Таз с водой, металлические предметы, магнит | |
Опыт № 27 «Управление монетами» | Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются | Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч | |
Апрель
| Опыт № 28 «Солнечный зайчик» | Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно | Зеркала |
Опыт № 29 «Разноцветные огоньки» | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч | Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования | |
Опыт № 30 «Зеркала» | Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов | 2 зеркала, кубик | |
Опыт № 31 «Перевернутый предмет» | Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы | Зеркало, лист бумаги, предмет |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Май | Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы» | Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва | Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли |
Опыт № 33 «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого | Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена) | |
Опыт № 34 «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями | |
Опыт № 35 «В почве есть воздух» | Показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Сентябрь | Опыт № 1 Свойства песка | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка | Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки |
Опыт № 2 Узоры на песке | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет | Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования | |
Опыт № 3 «Песочные часы» | Познакомить детей с временным понятием «минута» | 2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок | |
Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат» | Показать детям, что песок – природный очиститель | 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода | |
Октябрь | Опыт № 5 «Определение цвета» | Познакомить со свойством песка – цвет | Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой |
Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину» | Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ | 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски | |
Опыт № 7 «Движение песка» | Познакомит со свойством песка – движением | Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока | |
Опыт № 8 «Глинистый песок» | Познакомить детей с разновидностью песка | Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый) |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Ноябрь | Опыт № 9 «Воздух» | Доказать существование воздуха | Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без |
Опыт № 10 «Воздух меняет объем» | Показать детям, что воздух меняет объем | Пластиковая бутылка, таз, монета | |
Опыт № 11 «Соломенный буравчик» | Выявить, что воздух обладает упругостью | Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка) | |
Опыт № 12 «Пузырьки» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина | |
Декабрь | Опыт № 13 «Холод и вода» | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется | Две бутылки с водой |
Опыт № 14 «Соленая и пресная вода» | Познакомить со свойствами соленой и пресной воды | Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца | |
Опыт № 15 «Вода или лупа» | Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы | Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода | |
Опыт № 16 «Пирамидка» | Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества | Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Январь | Опыт № 17 «Грязный, чистый снег» | Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды | Две белые тарелки, вода, снег |
Опыт № 18 «Иней» | Показать детям, как образуется иней | Горячая вода, веточка дерева | |
Опыт № 19 «Лед и вода» | Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды | Стакан с водой, кубик льда | |
Февраль | Опыт № 20 «Кувшинка» | Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее | Цветок из бумаги, тарелка с водой |
Опыт № 21 «Мостик» | Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку | 2 книги, 2 листа бумаги | |
Опыт № 22 «Бумага меняет цвет» | Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет | Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера) | |
Опыт № 23 «Шум бумаги» | Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду | Разные виды бумаг |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Март | Опыт № 24 «Что такое магнит» | Дать представления о магнитной силе | Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка |
Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита» | Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы | Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань | |
Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде | Таз с водой, металлические предметы, магнит | |
Опыт № 27 «Управление монетами» | Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются | Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч | |
Апрель | Опыт № 28 «Солнечный зайчик» | Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно | Зеркала |
Опыт № 29 «Разноцветные огоньки» | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч | Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования | |
Опыт № 30 «Зеркала» | Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов | 2 зеркала, кубик | |
Опыт № 31 «Перевернутый предмет» | Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы | Зеркало, лист бумаги, предмет |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Май | Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы» | Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва | Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли |
Опыт № 33 «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого | Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена) | |
Опыт № 34 «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями | |
Опыт № 35 «В почве есть воздух» | Показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/10/picture-621653-1688980946.png)
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-480712-1663533344.jpg)
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/21/picture-987972-1513870801.jpg)
картотека игр - опытов для детей дошкольного возраста
Игры - опыты хорошо развивают познавательную активность детей дошкольного возраста, могут применяться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности старших до...
![](/sites/default/files/pictures/2023/07/03/picture-932935-1688407797.jpg)
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/13/picture-1136886-1555161779.jpg)
Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста
Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/25/picture-1422431-1664135369.jpg)
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/12/picture-1361336-1639318211.jpg)
Картотека - познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...