Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
картотека (старшая группа)
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Сентябрь | Опыт № 1 Свойства песка | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка | Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки |
Опыт № 2 Узоры на песке | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет | Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования | |
Опыт № 3 «Песочные часы» | Познакомить детей с временным понятием «минута» | 2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок | |
Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат» | Показать детям, что песок – природный очиститель | 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода | |
Октябрь
| Опыт № 5 «Определение цвета» | Познакомить со свойством песка – цвет | Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой |
Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину» | Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ | 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски | |
Опыт № 7 «Движение песка» | Познакомит со свойством песка – движением | Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока | |
Опыт № 8 «Глинистый песок» | Познакомить детей с разновидностью песка | Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый) |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Ноябрь | Опыт № 9 «Воздух» | Доказать существование воздуха | Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без |
Опыт № 10 «Воздух меняет объем» | Показать детям, что воздух меняет объем | Пластиковая бутылка, таз, монета | |
Опыт № 11 «Соломенный буравчик» | Выявить, что воздух обладает упругостью | Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка) | |
Опыт № 12 «Пузырьки» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина | |
Декабрь
| Опыт № 13 «Холод и вода» | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется | Две бутылки с водой |
Опыт № 14 «Соленая и пресная вода» | Познакомить со свойствами соленой и пресной воды | Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца | |
Опыт № 15 «Вода или лупа» | Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы | Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода | |
Опыт № 16 «Пирамидка» | Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества | Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Январь | Опыт № 17 «Грязный, чистый снег» | Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды | Две белые тарелки, вода, снег |
Опыт № 18 «Иней» | Показать детям, как образуется иней | Горячая вода, веточка дерева | |
Опыт № 19 «Лед и вода» | Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды | Стакан с водой, кубик льда | |
Февраль
| Опыт № 20 «Кувшинка» | Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее | Цветок из бумаги, тарелка с водой |
Опыт № 21 «Мостик» | Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку | 2 книги, 2 листа бумаги | |
Опыт № 22 «Бумага меняет цвет» | Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет | Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера) | |
Опыт № 23 «Шум бумаги» | Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду | Разные виды бумаг |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Март | Опыт № 24 «Что такое магнит» | Дать представления о магнитной силе | Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка |
Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита» | Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы | Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань | |
Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде | Таз с водой, металлические предметы, магнит | |
Опыт № 27 «Управление монетами» | Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются | Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч | |
Апрель
| Опыт № 28 «Солнечный зайчик» | Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно | Зеркала |
Опыт № 29 «Разноцветные огоньки» | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч | Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования | |
Опыт № 30 «Зеркала» | Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов | 2 зеркала, кубик | |
Опыт № 31 «Перевернутый предмет» | Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы | Зеркало, лист бумаги, предмет |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Май | Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы» | Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва | Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли |
Опыт № 33 «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого | Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена) | |
Опыт № 34 «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями | |
Опыт № 35 «В почве есть воздух» | Показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_poznavatelnyh_opytov_dlya_detey_starshego_vozrasta.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Сентябрь | Опыт № 1 Свойства песка | Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка | Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки |
Опыт № 2 Узоры на песке | Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет | Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования | |
Опыт № 3 «Песочные часы» | Познакомить детей с временным понятием «минута» | 2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок | |
Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат» | Показать детям, что песок – природный очиститель | 2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода | |
Октябрь | Опыт № 5 «Определение цвета» | Познакомить со свойством песка – цвет | Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой |
Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину» | Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ | 3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски | |
Опыт № 7 «Движение песка» | Познакомит со свойством песка – движением | Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока | |
Опыт № 8 «Глинистый песок» | Познакомить детей с разновидностью песка | Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый) |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Ноябрь | Опыт № 9 «Воздух» | Доказать существование воздуха | Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без |
Опыт № 10 «Воздух меняет объем» | Показать детям, что воздух меняет объем | Пластиковая бутылка, таз, монета | |
Опыт № 11 «Соломенный буравчик» | Выявить, что воздух обладает упругостью | Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка) | |
Опыт № 12 «Пузырьки» | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина | |
Декабрь | Опыт № 13 «Холод и вода» | Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется | Две бутылки с водой |
Опыт № 14 «Соленая и пресная вода» | Познакомить со свойствами соленой и пресной воды | Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца | |
Опыт № 15 «Вода или лупа» | Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы | Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода | |
Опыт № 16 «Пирамидка» | Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества | Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Январь | Опыт № 17 «Грязный, чистый снег» | Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды | Две белые тарелки, вода, снег |
Опыт № 18 «Иней» | Показать детям, как образуется иней | Горячая вода, веточка дерева | |
Опыт № 19 «Лед и вода» | Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды | Стакан с водой, кубик льда | |
Февраль | Опыт № 20 «Кувшинка» | Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее | Цветок из бумаги, тарелка с водой |
Опыт № 21 «Мостик» | Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку | 2 книги, 2 листа бумаги | |
Опыт № 22 «Бумага меняет цвет» | Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет | Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера) | |
Опыт № 23 «Шум бумаги» | Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду | Разные виды бумаг |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Март | Опыт № 24 «Что такое магнит» | Дать представления о магнитной силе | Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка |
Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита» | Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы | Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань | |
Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?» | Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде | Таз с водой, металлические предметы, магнит | |
Опыт № 27 «Управление монетами» | Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются | Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч | |
Апрель | Опыт № 28 «Солнечный зайчик» | Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно | Зеркала |
Опыт № 29 «Разноцветные огоньки» | Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч | Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования | |
Опыт № 30 «Зеркала» | Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов | 2 зеркала, кубик | |
Опыт № 31 «Перевернутый предмет» | Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы | Зеркало, лист бумаги, предмет |
Месяц | Форма работы | Цели | Оборудование |
Май | Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы» | Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва | Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли |
Опыт № 33 «Загрязнение почвы» | Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого | Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена) | |
Опыт № 34 «Кому лучше?» | Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы | Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями | |
Опыт № 35 «В почве есть воздух» | Показать, что в почве есть воздух | Образцы почвы (рыхлой), банки с водой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...
Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста
Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...
картотека игр - опытов для детей дошкольного возраста
Игры - опыты хорошо развивают познавательную активность детей дошкольного возраста, могут применяться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности старших до...
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей (старшая группа)
Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей ...
Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста
Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста...
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста ...
Картотека - познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...