картотека игр - опытов для детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Игры - опыты хорошо развивают познавательную активность детей дошкольного возраста, могут применяться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности старших дошкольников. Данный вид деятельности позволяет закрепить знания детей о таких понятиях как "свет" и "цвет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №15 «Светлячок» станицы Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
Картотека игр – опытов для детей дошкольного возраста.
«Почему ночью все кошки серые?»
Цель: познакомить с понятием цвет.
Материал: красный кубик; коробка с отверстиями; фонарик.
Ход. Кубик накрывают коробкой с отверстиями. Ребята как вы думаете, что лежит под коробкой? Давайте заглянем через отверстие (там ничего не видно, потому что свет не проникает в коробку). Направим в одно отверстие фонарик, заглянем еще раз (там лежит предмет в форме куба коричневого цвета) Свет фонарика тусклый, поэтому дает тусклое отражение и предмет кажется тусклым – темного цвета. Откроем коробку – мы видим предмет четкой формы и яркого красного цвета (яркий свет дает яркое отражение).
Вывод: Отражение света от предмета и является цветом.
«Разноцветные капельки» (презентация№3 прилагается)
Цель: путем смешивания основных цветов получить новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой
Материал: палитра, гуашевые краски, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением радуги, мультимедийная модель цветов радуги.
Ход. Дети смешивают на палитрах, указанные в схеме краски и получают нужный оттенок, рисуя разноцветную радугу на листе бумаги.
«Хроматография» (Или из чего состоит черный цвет)
Цель: познакомить с составляющей цвета.
Понадобятся: салфетки, фломастеры, стаканчики, вода.
Ход. В центре салфеток нарисовали кольца фломастерами. На одной салфетке — один цвет. В стаканчики налили совсем немного воды (чуть прикрыли донышко). Свернули салфетки конусом и поставили в стаканчики. Сразу же можно наблюдать, как вода стала подниматься вверх по салфетке, превращая ее из белой в цветную. Достали и расправили салфетки. Обратите внимание, что салфетка, на которой было нарисовано кольцо черным фломастером, не стала черной, а на ней проявились разные цвета. Тоже можно сказать и о салфетке с фиолетовым кольцом. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, мы смогли увидеть, из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
«Свет мой зеркальце!»
Цель: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, при разной степени освещенности.
Материал: Набор предметов, обладающих способностью отражения (стекло с затемненной обратной стороной, полированное дерево, полированный кусок металла и др.)
Ход: Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в нескольких предметах при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать, дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет.
Вывод: предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».
«Путешествие лучика»
Цель: познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;
Материал: фонарик, два листа картона с отверстиями, две картонные подставки, экран, линейка, зеркала для игры «Солнечные зайчики».
Ход. В центре каждой картонки имеется отверстие. Установить картонки на подставки так, чтобы отверстия были на одной высоте. Установить фонарик так, чтобы его луч падал на отверстие первой картонки. Встать с противоположной стороны. Глаз должен быть на уровне отверстия второй картонки (либо можно использовать экран).
Результат. Через оба отверстия видим свет. Затем сместим одну из картонок так, чтобы отверстия не лежали на одной линии с глазом и фонариком.
Результат. Свет не виден.
Вывод. Свет распространяется по прямой линии. Когда что- либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше. Изменить направление света можно только с помощью отражения.
«Театр теней»
Цель: узнать, что тень на стене будет более яркой и четкой, если источник света ближе к стене, и наоборот;
Материал. Настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона (собачка).
Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.
Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень
Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
«Отражение солнца»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркала.
Ход. Воспитатель помогает детям вспомнить стихотворение о солнечном зайчике. Когда он получается? (При свете, от предметов, отражающих свет.) Затем он показывает, как с помощью зеркала появляется солнечный зайчик. Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).
Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого движения зеркала он перемещается на большое рас
стояние.
Вывод. Зеркало отражает луч света и само становится источником света.
Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабоосвещенном помещении. Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)
Воспитатель первой квалификационной категории Косякова Светлана Георгиевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов для детей дошкольного возраста
Картотека опытов для детей дошкольного возраста...
Картотека опытов для детей дошкольного возраста
Опыты для детей дошкольного возраста...
Картотека опытов для детей дошкольного возраста на тему "Космос"
Опыты "Космос"...
Картотека опытов для детей дошкольного возраста
Картотека опытно- экспериментальной деятельнсти для детей старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов для детей дошкольного возраста
Картотека опытов "Мир растений" для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека ."Опыты для детей дошкольного возраста."
Проведение лабораторных опытов в детском саду позволяет в доступной и понятной для ребёнка форме объяснить многие физический явления....
Картотека игр экспериментов и опытов для детей дошкольного возраста
Развивать у детей интерес к экспериментам и учить проводить опыты...