Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его творческие способности, стремления к дальнейшему обучению в школе.
Решению этого вопроса способствует реализация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения, которая предварительно спланирована и направлена на результат освоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, их самостоятельное использование в разнообразных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proektnogo_metoda_v_poznavatelnom_razvitii_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его творческие способности, стремления к дальнейшему обучению в школе.
Решению этого вопроса способствует реализация проектной деятельности в условиях дошкольного учреждения, которая предварительно спланирована и направлена на результат освоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, их самостоятельное использование в разнообразных видах деятельности.
Данная технология предусматривает комбинирование различных методов, приемов, форм и средств, в процессе положительной динамики развития детей по всем образовательным областям.
В «Толковом словаре русского языка» содержатся несколько определений слова «проект»: 1. Разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства. Проект здания, моста. Проект реконструкции улицы. Дипломный проект (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-нибудь документа. Проект резолюции. 3. Замысел, план [4].
Отечественный педагог С.Т. Шацкий определил основные элементы проектов как: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки [5].
Е.Г. Кагаровым были выделены характерные особенности, присущие проектному методу, которые отличают его от других видов деятельности:
- Исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня.
- Детские проекты как бы копируют различные стороны бытия.
- Дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют.
- Проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение [2].
Основу проектного метода составляет направленность познавательной активности дошкольников на получение результата, который достигается путем взаимодействия участников проектной деятельности в процессе решения установленных ранее цели и задач по исследованию определенной проблемы или темы.
Проектный метод в системе работы дошкольного учреждения предусматривает тесное сотрудничество педагогов, воспитанников и их родителей при осуществлении планирования и претворения в жизнь каждого этапа проектной деятельности. Результатом такого сотрудничества является полноценное вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс с целью развития мыслительной деятельности ребенка, способности к поисковой, экспериментальной деятельности, умения принимать решения и проявлять инициативу.
С учетом опыта работы и необходимостью применения проектного метода в дошкольном учреждении, педагогами ДОУ № 38 г. Липецка разрабатываются разнообразные проекты по познавательному развитию с детьми дошкольного возраста.
Каждый запланированный проект предусматривает постановку целей, задач, а также разработку методических приемов и форм работы в тенденции познавательного развития дошкольников.
С детьми среднего возраста был реализован проект «Удивительное под ногами», целью которого было развить наблюдательность, умение анализировать, обобщать, развивать интерес у детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, углубить представления детей о существенных характеристиках, свойствах и качествах природных материалов.
В ходе данного проекта у воспитанников активизировались представления о некоторых особенностях внешнего вида камней и песка; дети научились называть их свойства, находить различия и сходства у песка и камней; проявились познавательно – исследовательские способности; способности самостоятельно определять различные способы решения проблемы; умение анализировать и делать выводы.
Активное вовлечение родителей в данный проект поспособствовало развитию интереса к совместной познавательной и исследовательской деятельности по выявлению особенностей и свойств песка, камней, активизацию креативных способностей детей, входе последовательной реализации этапов проекта.
Результатом такой работы стало проведение итогового мероприятия «Мы исследователи», оформление тематического альбома «Мир песка и камня», создана коллекция камней, оформлена выставка «Необыкновенное превращение камней», на которой были выставлены расписанные гуашью камни детьми совместно с родителями.
В старшей группе был реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, в ходе которого дети узнавали о различных родах войск, познакомились с традициями русского народа, памятниками боевой славы, пришли к выводу о том, что служба в армии не наказание, а почетная обязанность. Участниками проекта стали педагоги, воспитанники, родители, физкультурный и музыкальный руководители.
Организационный и творческий этапы состояли из пополнения предметно-развивающей среды групповой комнаты наглядными материалами по изучаемой теме, подбором литературы, журналов и разработку комплекса мероприятий по осуществлению поставленных задач. Все виды работы в ходе проекта были взаимосвязаны и носили интегративный характер.
Продуктом проектной деятельности стала подборка слайдов, на которых отражен каждый вид совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Результатом работы стало итоговое мероприятие, посвященное «Дню защитника Отечества», а также спортивное развлечение «Защитникам Отечества…УРА!».
В подготовительной к школе группе был реализован проект по познавательному развитию детей в старшем возрасте «Многоцветные конфеты». Участниками данного проекта выступили педагоги, дети, родители и музыкальный руководитель. Его целью стало знакомство детей со свойствами веществ, которые входят в состав конфет. В процессе реализации этапов проекта дети узнали, почему многие конфеты оставляют следы на бумаге, снегу и в воде разных цветов.
Опытным путем дети определили, что в конфетах «M&Ms» и «Skittles» содержатся красители. Выяснили, что натуральные красители, в составе различных пищевых продуктов, могут быть изготовлены из натуральных овощей, фруктов или ягод, а в составе искусственных красителей содержатся вещества химического происхождения. Сделали вывод, что красители из натуральных продуктов полезные и содержат витамины, в то время, как искусственные могут навредить здоровью.
В ходе проекта была оформлена выставка детских рисунков «Укрась фантик», создан альбом с рецептами изготовления домашних конфет, коллаж, проведен конкурс на лучшую поделку из конфетных фантиков, на котором были представлены разнообразные поделки и костюмы.
Завершающим этапом проекта стало развлечение «Конфетный бум», на котором были подведены итоги, сделаны выводы и представлены продукты деятельности детей совместно с родителями.
Использование проектного метода в средней, старшей и подготовительной к школе группах по развитию познавательной активности помогло увеличить мыслительную деятельность дошкольников, заинтересованность в открытии нового и неизвестного, развитию творческих способностей, и применению их на практике.
Дети каждой возрастной группы стали активными участниками организованного образовательного процесса: накапливая и используя определенный опыт и применяя его в реальных условиях действительности. Они познавали неизвестные формы работы с известными природными материалами, узнавали новое о культуре, традициях и обычаях нашего государства, исследовали известные всем продукты питания с неизвестной стороны и опытным путем доказывали возможность применения других веществ для сохранения и укрепления здоровья людей.
Таким образом, организация проектной деятельности и ее реализация в условиях дошкольного образовательного учреждения играет особую роль в познавательном развитии дошкольников, так как основывается на интересах детей, включения их в различные виды деятельности, целенаправленном и активном осмыслении, а также творческой переработке приобретенных знаний и их дальнейшем практическом применении.
Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 64 с.
- Кагаров, Е.Г. Метод проектов в трудовой школе / Е.Г. Кагаров. – Л.: Брокгауз-Ефрон, 1926. – 88 с.
- Нищеева Н.В. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Детство-Пресс, 2013. – 304 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. –М.: Педагогика, 1980. – Т.1. – 304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...
Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...
Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...
Консультация для педагогов (городское методическое объединение) "Моделирование как наглядно-практический метод в познавательном развитии детей дошкольного возраста
Консультация знакомит педагогов с особенностями метода моделирования в познавательном развитии, видами моделирования, применением метода на практике...
Мастер-класс «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Мастер-класс поможет педагогам создать систему работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....
Мастер-класс для воспитателей «Проектная деятельность в познавательном развитии детей дошкольного возраста»
Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов» в процесс познавательного развития детей дошкольного возраста....
Выступление из опыта работы «Использование эффективных методов в речевом развитии детей дошкольного возраста».
Именно упражнения по кинезиологии позволяют активизировать межполушарное воздействие, синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга, формировать новые нейронные связи между полушариями голов...