Педагогический проект «Учись, играя!»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Учись, играя!»
Разработчик:
воспитатель МДОУ
«Детский сад «Огонёк» г. Надыма»
Яхина Р.В.
г. Надым, 2020
Содержание
Введение _______________________________________________________ стр.
Реферативная часть ______________________________________________ стр.6
Проектная часть_________________________________________________ стр.10
Заключение ____________________________________________________ стр.16
Литература ____________________________________________________ стр.18
Приложение ___________________________________________________ стр.
Наименование | Педагогический проект «Учись, играя!» |
Целевая группа. | Дети 2-3 летнего дошкольного возраста. |
Цель проекта | Формирование и развитие познавательных способностей у детей 2-3 л. средствами сенсорных дидактических игр. |
Задачи проекта. | Задачи:
|
Ожидаемый результат проекта. | Ожидаемые результаты с воспитанниками: Выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру предметов, выполняет ряд практических действий; Использует эталоны форм (шар, куб, круг) Умеет различать и сравнивать три предмета по величине. Проявляет интерес к количественной стороне множеств предметов с родителями Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы ДОУ, посредством совместного создания дидактических сенсорных игр, познавательного характера. Ожидаемый продукт: Выпуск сборника сенсорных дидактических игр и упражнений, используемых в условиях ДОУ и семьи направленных на развитие познавательных способностей |
Срок реализации проекта | 1 год |
Введение.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на
федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования
(ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и
дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением
психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных
интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным
окружением или сочетанием тех и других факторов.
Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха, постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.
Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.
Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Исследования, посвященные проблеме развития системы сенсорного воспитания основаны на положениях, сформированных педагогами и психологами (Н.М.Щелованов, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, А.М.Фонарев, С.Л.Новоселова, Я. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой.): ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но он неспособен к восприятию окружающих его предметов в их целостности и постоянстве. По мнению этих ученых, сенсорное развитие ребенка заключается в формировании представлений ребенка о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.
Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Современный этап развития системы дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
В современных условиях назрела острая необходимость «вооружения» ребенка сенсорной культурой, которая создаёт прочный фундамент для развития познавательной и личностной сферы, необходимой для дальнейшего успешного освоения образовательной программы ДОУ и социальной адаптации в детском коллективе.
В МДОУ «Детский сад «Огонёк» г. Надыма» был проведено анкетирование родителей 1 младшей группы по вопросам сенсорного развития и его влияние на развитие познавательных способностей дошкольников 2-3 лет, которое показало:
-родители знают, какие условия созданы в группе детского сада для сенсорного развития их детей и познавательных способностей,
- 80% родителей дома стараются создать развивающую сенсорную среду,
- 30% родителей уверены, что их ребенок развивается в соответствии с возрастом,
- 60% считают, что уровень развития их детей средний и 10% считают его низким.
Провели диагностику уровня сенсорного развития детей в группе, по результатам которой было выявлено:
- детей с высоким сенсорным развитием нет,
- средний уровень развития у 45% детей и 55% - низкий уровень.
Приведенные результаты ответов можно расценивать, как желание родителей активно сотрудничать с педагогами группы и ДОУ в целом с целью активизации взаимодействия родительского сообщества и детского сада.
Анализ данной ситуации позволил выявить противоречия между:
- необходимостью совершенствования системы работы по сенсорному воспитанию и поиском новых методов и форм;
- низким уровнем педагогической культуры родителей и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.
Проект «Учись, играя!» направлен на формирование основ сенсорной культуры, как фактора развития познавательных способностей воспитанников 2-3 лет, посредством использования сенсорных дидактических игр, а также на систематизацию работы по сенсорному воспитанию, т.е. – последовательному, планомерному ознакомлению ребенка с сенсорной культурой человечества.
Гипотеза проекта: применение сенсорных дидактических, учитывающих закономерности и особенности развития детей позволит: повысить эффективность развития познавательных способностей у детей 2-3 лет, ускорит процесс формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
Цель проекта
Формирование и развитие познавательных способностей у детей 2 – 3 лет средствами сенсорных дидактических игр.
Задачи:
- развивать цветоразличение, формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
- учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей;
- развивать тактильную чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений;
- развивать слуховую чувствительность, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха;
- развивать обонятельные и вкусовые ощущения;
- развивать познавательные процессы;
Миссия проекта – помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии.
За содержащую основу проекта выбраны технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Реферативная часть
Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть.
Всем известно, что игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в это же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает и учиться действовать правильно.
Как указывается в работе Н.Н. Поддьякова «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».
Ученые предполагают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение этих моментов.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов (или какому их сочетанию) соответствует свойство такого предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами – это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить, начиная с раннего возраста.
Педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.
Сенсорное развитие - составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, для развития познавательных способностей, подготовки детей к успешному обучению в школе.
Новизна проекта. Оптимизация и систематизация работы по развитию сенсорной культуры детей 2 3 лет, дает возможность: четкого планирования действий, получение конкретного практического результата, готового к применению не только в условиях ДОУ, но и семьи.
Новизной проекта также является сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах.
Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием познавательных сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.
Участники проекта:
-воспитанники группы;
- администрация МДОУ;
- воспитатели первой младшей группы;
- родители воспитанников группы.
Срок реализации проекта
1 год
Ожидаемые результаты
с воспитанниками:
Выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру предметов, выполняет ряд практических действий;
Использует эталоны форм (шар, куб, круг)
Умеет различать и сравнивать три предмета по величине.
Проявляет интерес к количественной стороне множеств предметов
с родителями
Вовлечение родителей в жизнедеятельность группы ДОУ, посредством совместного создания дидактических сенсорных игр, познавательного характера.
Ожидаемый продукт:
Выпуск сборника сенсорных дидактических игр и упражнений, используемых в условиях ДОУ и семьи направленных на развитие познавательных способностей
Контроль за реализацией проекта
Администрация ДОУ
Принципы реализации проекта:
- занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов(например, шар, куб, призма, цилиндр, квадрат, прямоугольник, треугольник и пр.).
- взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения по гармоничному развитию, воспитанию и обучению детей раннего возраста.
Методы и средства реализации проекта:
Игровые образовательные ситуации, повседневная жизнь, режимные процессы.
Работа с предметными и сюжетными картинками.
Дидактические игры.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Подходы к воспитательному процессу
Личностный подход - признание личности ребенка высшей социальной ценностью, стремление не переделывать ребенка, а принимать его таким, какой он есть, умение влиять на его развитие, опираясь, на знания о психологических, физиологических особенностях ребенка, социальных условиях, в которых он проживает.
Опора на чувства ребенка. Только через чувства жизненные ценности, можно познать окружающую действительность.
Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его способностям и потребностям разнообразная деятельность.
Средовой подход. Необходимо стремится снизить негативное влияние среды на ребенка; эффективно использовать положительный воспитательный потенциал среды.
Системный подход предполагает единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание и чувства.
Методика проведения дидактических игры и упражнений.
Игры и упражнения подобраны с учетом возрастных возможностей и способностей детей. Обучение начинается с выполнения заданий и совместными действиями с ребенком. При этом взрослый находиться за спиной ребенка и действовали его руками. Постепенно отпускали свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку меняется: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка комментировалось и обобщалось в речевом плане.
Образовательные ситуации, прогулка, практические действия с предметами, наблюдения, самостоятельная деятельность и деятельность под руководством взрослого организуется в виде игр. Дидактический материал предпочтительно подбирать деревянный (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны и удобны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий, позволяет наиболее точно обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
Условия реализации проекта
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Конституция РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
2.Федерального закона «Об образовании в РФ» в части:
- формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
Программно-методическое обеспечение: научно-методическая литература, Интернет – ресурсы;
Информационное обеспечение: результаты диагностики усвоения ООП ДОУ, анкеты родителей, сайт дошкольного учреждения;
Материально-техническое обеспечение: рабочее место, группа, персональный Сайт;
Кадровое обеспечение: воспитатели 1 младшей группы, воспитанники и родители 1 младшей группы.
Проектная часть
Механизм реализации проекта
Этапы | Основные задачи | Сроки |
I этап Организационный | Изучение потенциала семьи в вопросах сотрудничества семьи и группы ДОУ | Август - сентябрь 2020 г. |
Подготовка нормативно-организационных документов и методических материалов для внедрения проекта. | ||
II этап Основной | Проведение основных мероприятий по реализации проекта (план работы с родителями, план работы с воспитанниками). | Октябрь 2020 – апрель 2021г |
III этап Итоговый | Анализ опыта работы в рамках реализации проекта. | Май 2021г. |
Проведение открытых мероприятий Оформление наглядного и дидактического материала Создание сборника дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию Оформление альбома дизайн проектов по сенсорному развитию Оформление фотоальбома. Проведение СВОТ анализа проекта. Выступление на педагогическом совете о результатах реализации, перспективах развития проекта. Мониторинг реализации проекта. |
План работы с родителями по реализации проекта:
Срок | Мероприятия |
Август | Проведение анкетирования среди родителей. Консультация для родителей «Влияние сенсорной культуры на развитие познавательных интересов» |
Сентябрь | Выпуск буклета «Цвет, форма, величина» Оформление информационно-методического стенда «Сенсорика». Родительское собрание: на тему «Использование сенсорных дидактических игр и упражнений в ДОУ и дома». Обучающий практикум по использованию игр в домашних условиях. |
Октябрь | Обучающий практикум по изготовлению сенсорных дидактических игр в домашних условиях. Консультация для родителей «Упражнения для развития мышц кисти» Изготовление развивающих пособий: «Сенсорное панно с прищепками», «Разноцветные ёжики», «Разложи крышки по цветным тарелочкам», «Сенсорный коврик». |
Ноябрь | Обучающий практикум по использованию тактильных дощечек и сенсорных упражнений для педагогов второй младшей группы. Изготовление развивающих пособий: «Разноцветные матрешки», «Сенсорный конструктор», «Сенсорный куб». |
Декабрь | Изготовление развивающих пособий: «Сенсорное панно с пуговицами», «Петрушка и подружка», Панно «Веселый паровоз», «Шнуровка», «Застежка». Проведение индивидуальных консультаций с родителями воспитанников «Рука изучает мир вещей», «Знакомим детей третьего года с цветом». |
Январь | Семинар-практикум: «Как использовать наши пособия». Изготовление развивающих пособий: «Куб, шар, круг», «Волшебный сундучок», «Лесенка - Чудесенка», «Заборчик» |
Февраль | Проведение мастер – класса родителями воспитанников первой младшей группы, для родителей детей вторых младших групп «Сенсорные игры – занятия, как часть воспитательной работы» |
Март | Консультации: «Познаем мир – познаем себя» |
Апрель | Анкетирование родителей по реализации проекта. |
\
План работы с воспитанниками 2-3 лет.
* Сборник сенсорных дидактических игр и упражнений, используемых в условиях ДОУ и семьи направленных на развитие познавательных способностей.
Оценка результатов осуществления проекта
Оценка результатов осуществления проекта будет осуществляться с помощью мониторинга, приоритетной в котором является функция отслеживания хода и результатов работы по проекту.
Функции мониторинга
-информационно-оценочная (определение результативности проекта);
-организационно-деятельностная (интеграция получаемой информации для определения наиболее успешной деятельности участников в процессе реализации проекта);
-прогностическая (определение состояния реализации проекта на данном этапе; прогнозирование дальнейших результатов и внесение соответствующих, при необходимости, корректив).
Критерии оценки:
- условия, созданные для реализации проекта;
- результаты образовательного процесса воспитанников;
- удовлетворенность родителей результатами реализации проекта;
- удовлетворенность педагогов результатами реализации проекта.
Определение методов оценки показателей, отражающих качество реализации проекта:
- анализ научно-правовых, программно-методических, кадровых, информационных, материально-технических условий реализации проекта;
- анализ результатов усвоения воспитанниками разделов Образовательной программы;
- анализ анкет по удовлетворенности родителей результатами участия в реализации проекта;
- анализ анкет по удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью в рамках реализации проекта.
Показатели сенсорного развития детей 2-3 лет
- Подбирает по образцу или по просьбе взрослого разнообразные предметы основных цветов и их оттенков.
- Подбирает к образцу предметы определенного цвета, но разной формы
- Может правильно назвать 1-2 цвета.
- Различает некоторые объемные геометрические формы: шар, куб.
- Соотносит объемные геометрические формы с их контуром или соответствующими по форме отверстиями.
- Ориентируется в различных по величине формах, собирает игрушки–вкладыши из 3-4 составляющих (стаканчики, матрешки, колпачки): большой, средний, маленький.
- Правильно собирает пирамидку из 3-5 колец.
- При выполнении дидактического упражнения способен ориентироваться одновременно на два признака: цвет и форму (красный куб), величину и форму (большой треугольник), величину и цвет (маленькая синяя машинка).
- Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, крест, овал, квадрат, звезда).
- Действует с фигурами в соответствии с их свойствами: шар – катает, из куба и призмы строит домик.
- Ребенок находит и может назвать предметы по их величине: большой, маленький.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый, гладкий, шершавый, по количеству один - много).
Критерии оценки развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой
Каждое из перечисленных выше заданий во всех случаях оценивалось по трехбалльной системе:
«3 балла» – самостоятельное выполнение задания;
«2 балла» – выполнение задания с помощью взрослого;
«1 балл» – невыполнение задания.
Для оценки результатов исследования нами был установлен пятиуровневый критерий усвоения сенсорных эталонов (по суммарному количеству оценочных баллов). Итоговый балл подсчитываются способом вычисления среднего арифметического. Итоговые баллы соотносятся с уровневыми баллами, которые определялись на основе предложенной шкалы:
1) низкий уровень (н) – от 1,0 до 1,25 баллов;
2) ниже среднего (нс) – от 1,26 до 1,50 баллов;
3) средний уровень (с) – от 1,51 до 2,00 баллов;
4) выше среднего (вс) – от 2,1 до 2,50 баллов;
5) высокий уровень (в) – от 2,51 до 3,0 баллов.
Заключение
Сенсорное воспитание - это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, но первых, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией; в-третьих, насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного и т. д. ), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Сенсорное воспитание также предполагает развитие мышления ребенка, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И наконец, сенсорное воспитание предполагает развитие номинативной функции речи, способствует расширению и обогащению словаря ребенка, развитию познавательного интереса и познавательных способностей.
Учёт возрастных особенностей. Данный проект рассчитан на детей2-3 лет, конкретной группы ДОУ.
Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использованию дидактических сенсорных игр направленных на развитие познавательных способностей.
Способы трансляции опыта. Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:
- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ОУ;
- участие в конкурсном движении различного уровня;
- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.
Возможность распространения опыта реализации проекта. Обобщенный позитивный опыт реализации педагогического проекта может быть распространён на территории Надымского района, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Российской Федерации.
Литература
1.Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М.:«Просвещение», 1983.
2. Баландина JL А., Гаврилова В.Г. «Диагностика в детском саду», Ростов н/Д.: «Феникс», 2004.
3. Венгер J1. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка», М.: «Просвещение», 1988.
4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией JI. А. Венгера. М.: «Просвещение», 1973.
5. Дагмар Альтхауз, Эрна Дум «Цвет, форма, количество», М.: «Просвещение», 1984.
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М.: «Творческий центр»,2001.
7. Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников», М.,2001.
8. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением», №3-2007, тема номера «Экологическое воспитание». Ю.Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М.: «Айрис-пресс»,2006.
9. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего воспитателя, №5-2008.
10. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М.: «Творческий центр: Сфера»,2004.
11. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
12. Н. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ.: «Детство-Пресс», 1999.
13. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.
14. Носова С. А., Непомнящая Р. П. «Логика и математика для дошкольников», СпБ.: «Акцидент»,1997.
15. Пилюгина Э. Г. «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», М.,1983.
16. Сольцева О.Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском Саду» №3-2007.
17. Сенсорное воспитание в детском саду. Под редакцией Поддьякова Н. Н., Аванесовой В. Н., М.: «Просвещение», 1981.Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным учреждением. -Изд. «Учитель», 2002.
18. Поташник, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. -М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Учимся ухаживать за собой"
Краткосрочный педагогический проект«Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)Сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических нав...
Педагогический проект "Учим родителей общению с детьми раннего возраста".
Уважаемые коллеги. Осенью прошлого года у нас прошел проект по теме: «Учим родителей общению с детьми раннего возраста». Общаясь с родителями, мы прошли к убеждению, что у большинства мам и пап возник...
Краткосрочный педагогический проект «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)
Краткосрочный педагогический проект«Учимся ухаживать за собой»(для детей младшей группы)...
Педагогический проект «Учимся ухаживать за собой»
в целом реализация цели проекта направлена на актуализацию задач воспитания культурно – гигиенических навыков положительного отношения к здоровому образу жизни детей через взаимодействие педагог...
педагогический проект "Учим ухаживать за собой"
проект дредлагает перспективный план работы по воспитанию у детей второй младшей группы потребности к здоровому образу жизни...
Краткосрочный педагогический проект «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)
Цель: сохранение и укрепления здоровья детей через формирование культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....
Педагогический проект "Учимся, играя", направлен на развитие сенсорных способностей
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсо...