Лего-конструирование в развитии речи дошкольников.
консультация (подготовительная группа)

В данной консультации представлены игры по развитию речи с использованием легоконструктора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_lego_-_kopiya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Когда ребенок увлеченно и с удовольствием играет с Лего, то в это время у него развивается  память, внимание, мышление, речь. Во время игры с Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. 

И так  игра «Звуковые пирамидки»

Цель: развитие фонематического слуха при различении гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

     

Начинаем строить звуковую пирамиду.

На начальном этапе знакомим детей с термином «гласный звук». Дети учатся  выделять гласный звук из ряда других гласных звуков. С этой целью используются лего-кирпичики красного и жёлтого цвета. Красный кирпичик обозначает заданный гласный звук, жёлтый – любой другой  звук.(собираем)

Как только ребёнок научился различать гласные звуки, мы переходим  к знакомству с согласными твёрдыми и согласными мягкими звуками. Для этого нам понадобятся синие кирпичики для обозначения согласных твёрдых звуков, зелёные – для согласных мягких звуков. Объясняем детям, что у твёрдого звука М есть мягкая пара – Мь. Звук М мы обозначим синим кирпичиком, а звук МЬ – зелёным. После этого даём детям инструкцию: «Если услышишь звук М – возьмёшь синий кирпичик, если звук Мь – зелёный. Когда они успешно справились с этой работой, мы усложняем задание. Для этого  берём кирпичики красного, синего и зелёного цветов. Начинаем строить пирамиду, произнося все звуки: и гласные, и согласные твёрдые, и согласные мягкие. Но перед этим обязательно обговариваем с ребёнком условия игры. «Если услышишь гласный звук – какой возьмёшь кирпичик? (Красный)  Если  согласный твёрдый? (Синий) А когда прозвучит согласный мягкий, то возьмёшь, какой кирпичик? (Зелёный) Здесь возможны варианты. Можете вы произносить звуки, а ребёнок строит пирамиду или наоборот. Можете построить пирамиду, а потом «прочитать» пирамиду.
При помощи таких игр мы учим детей не только различать звуки, но и можем обучать звуковому анализу и синтезу. Манипулируя кирпичиками, переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». 

Картинка «Слон» или «Мак» (схема слова)

Игра «Слоговая лесенка»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры.

Взрослый называет слово, ребенок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребенка, столько и слогов в заданном слове.( так же можем использовать игрушку, картинку или сконструированный предмет из Лего)

Игра «Слоговая лесенка 2»

Цель: закрепить умения чтения прямых и обратных слогов; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Ход игры. Для лесенки используется конструктор ЛЕГО. На отдельном кубике приклеивается согласная буква. Сверху этого кубика прикрепляется лего-человечек или любимая игрушка. Сегодня мы взяли скрепыша Олава.  Ребенок ставит Скрепыша на каждую ступеньку лесенки и называет слог-песенку (АМ ОМ УМ ЫМ ЭМ – обратные слоги). Затем Скрепыш спускается с другой стороны лесенки и поет другие слоги-песенки (МА МО МУ МЫ МЭ – прямые слоги). 

      Для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется лего-конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на ковролине с помощью лего-элементов.

Врач умеет очень просто

Наше горло проверять —

Он всегда при этом просит

Эту букву называть… (А) (показываем готовую букву А)

 Работа над  предложением.

Картинка «Мальчик читает книгу» показываем

- Посмотрите на экран, расскажите о том, что делает мальчик?

(Мальчик читает книгу)

- Что у вас получилось?

- У нас получилось предложение! Предложения состоят из слов. Любое предложение имеет какой-то смысл. В предложении всегда о чем-то говорится. Из предложения мы всегда о чем-то узнаем. В предложении слова объединены по смыслу.

- Сколько слов в этом предложении? (3)

- Назовите первое слово (второе, третье).

(Графическая схема предложения)  

Предложение можно обозначить графической записью. (показать).

Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:

Предложение всегда начинается с заглавной буквы

1.Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, отдельно.

2.В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.

- Выложите из кирпичиков схему предложения.(выкладываем)

Предложение «Мальчик читает книгу.» состоит из трех слов: первое слово «Мальчик»- оно пишется с большой - заглавной буквы; второе слово «читает»; третье слово «книгу»,  в конце ставится точка.(точку сделаем из салфетки или попросим у «Даров  Фребеля»).

«Связная речь»

Игра «Сделай по словесной инструкции» направлена на отработку крепления деталей конструктора между собой, а также отражения этого в речи. Правила игры: два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели. Итак, начинаем игру в парах! (собираем попугая).

Берем большой синий кирпичик, на  него ставим маленький синий кирпич. Берем зеленый большой кирпичик и  ставим на большой синий кирпичик. Берем  большой желтый закругленный кирпичик и ставим  его сверху на  синий и зеленый кирпичики. Берем  красный закругленный с одной  стороны кирпичик и ставим на большой желтый кирпичик, берем желтый кирпичик   с глазками и ставим сверху на красный. На желтый кирпичик ставим маленький синий.    

 Игра окончена. Что получилось? Проводим анализ.

Такую игру целесообразно использовать для детей с 6-и лет, она учит детей работать в команде (в данном случае – в паре) и параллельно развивает речь детей.

«Рассказ по картине» к нашим  попугаям  Кеше и Гоше   подставляем сюжетную картинку. И ребенок от имени своего героя делает рассказ по картине в соответствии к теме недели (наша тема «Что будет, если…),

При конструировании у ребенка активизируется   речемыслительная деятельность, задействуются все анализаторы: зрительный, слуховой, кинестетический, тактильный. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Выступление на Методическом Объединении для воспитателей старших групп Г.Реутов....

Техника ЛЕГО – конструирование как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Презентация по использованию техники лего- конструированиядля развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста...

Проект "Лего-конструирование как средство развития инженерного мышления старших дошкольников"

Актуальность проекта:- ЛЕГО - одна из самых известных и распространенных систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.- Игра - ва...

Лего-конструирование, как средство развития речи дошкольников

Статья, опубликованная в сборнике "Методическая копилка педагога"...

Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....