Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Домисолька" Музыкальный руководитель Клюкач Н.Г.
материал (старшая, подготовительная группа)
Программа имеет художественную направленность, ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественно-эстетических способностей и склонностей к музыкальному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ
НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Домисолька»
Направленность: художественная
Уровень сложности: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Клюкач Надежда Геннадьевна,
музыкальный руководитель
Шарыпово
2021г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
Программа имеет художественную направленность, ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественно-эстетических способностей и склонностей к музыкальному искусству, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Новизна и актуальность
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Домисолька» основана расширенном подходе к музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. В результате работы по этой программе у детей будут сформированы не только навыки владения голосом, движения под музыку и в целом художественно-эстетическая культура, но и развиты инициативность и самостоятельность в музыкальной деятельности, коммуникативные навыки и осознанное отношение к сохранению своего здоровья.
Актуальность программы «Домисолька» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития старших дошкольников. Наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали, что детям нравится исполнительская деятельность, они любят петь, но они испытывают трудности в раскрытии художественного образа произведения из-за недостаточно сформированной художественно-эстетической культуры, навыков движения, владения голосом. Поэтому появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержание программы дополнено в сравнении с аналогичными программами новым решением решения данной проблемы. Программа включает в себя методы развития детей для успешной исполнительской деятельности не только разучивание песен, она дополнена методами работы и видами деятельности детей, которые решают задачи развития у детей основ музыкальной грамотности, умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер и развивают навыки движения во время исполнения песен.
Отличительные особенности программы от уже существующих общеобразовательных программ: Э.П.Кости «Камертон», Жак-Далькроз Э. «Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства», Руднева С.Д., Фиш Э.М. «Музыкальное движение», в том, что в программе «Домисолька» заложено сочетание индивидуальной и коллективной деятельностью детей. Развитие владения голосом проходит в комплексном развитии с умением двигаться под музыку и обучением основ музыкальной грамоты.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» подходит для работы, как со здоровыми детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет, так и с детьми с ОВЗ, без предварительной подготовки с желанием петь. Детей старшего дошкольного возраста отличает наличие жизненного, музыкального, двигательного опыта.
Наполняемость в группе детей с 5 до 6 лет - 12 детей, в группе детей с 6 до 7 лет - 12 детей.
Система набора в студию «Домисолька» осуществляется на основании результатов прослушивания и собеседования.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» предполагает организацию двух групп старшего дошкольного возраста: С 5 до 6 лет, с 6 до 7 лет.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» предлагает проведение 1 занятия в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) количество часов, отведенных для занятий В студии «Домисолька» - 36 ч. Продолжительность занятия: в группе детей с 5 до 6 лет - 25 минут, в группе детей с 6 до 7 лет - 30 минут, всего 72 часа.
Форма обучения и режим занятий
Обучение с учетом особенностей обучающихся может осуществляться в очной и очно-заочной форме. Реализация Программы осуществляется в коллективной и индивидуальной форме работы. Занятия студии « Домисолька» проводятся один раз в неделю.
Цели, задачи и принципы
Цель: формирование гармоничной личности ребёнка средствами музыкального искусства, развитие у детей певческих навыков.
Задачи:
- приобщать детей к художественно-эстетической культуре средствами музыкального искусства, создавать условия для формирования художественно-эстетической культуры личности;
- формировать интерес к занятиям музыкой;
- развивать музыкальные способности ребёнка;
- развивать у детей умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер;
- развивать музыкально-творческие навыки, интереса к импровизации;
- развивать эмоциональную сферу ребёнка, способность воспринимать и понимать музыку;
- создавать условия для развития и поддержки талантливых детей;
- создавать необходимые условия для развития детей с ОВЗ;
- развивать коммуникативные навыки средствами коллективного исполнительства;
- осуществлять средствами музыки профилактику и коррекцию здоровья детей;
- осуществлять просвещение родителей по вопросам музыкального развития детей.
Для эффективной реализации Программы необходимо опираться на принципы, которые сформулированы в соответствии с современными научными взглядами об основах развивающего обучения, а также новым Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
- принцип психологической комфортности (создаётся комфортная образовательная среда, обеспечивающая ребёнку чувство удовлетворения, положительных эмоций);
- принцип индивидуального подхода (каждый ребёнок развивается в своём темпе, имеет определенные способности, приобретает собственный опыт в музыкальном развитии);
- принцип содействия естественному развитию (каждый ребёнок имеет свой потенциал и ему необходимо дать возможность для собственного развития личности);
Учебный план
(первый год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение | ||||
1. | Наши правила поведения | 0,5 | 0,2 | 0,3 | Собеседование, наблюдение |
II | Восприятие музыки | ||||
2 | Слушание музыки. (беседы о музыке, совместный анализ прослушанных произведений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, собеседование, мониторинг по диагностическим картам |
III | Музыкально-образовательная деятельность | ||||
3 | Первоначальное понятие о звуке | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование, наблюдение |
4 | Звуки высокие и низкие (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
5 | Динамические оттенки в музыке (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
6 | Темп в музыке и ритмические длительности (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
7 | Жанры музыкальных произведений (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
8 | Музыкальные инструменты и их звучание (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
IV | Детское исполнительство | ||||
9 | Мониторинг. Прослушивание. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
10 | Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции | 4 | 0,2 | 3,8 | Наблюдение |
11 | Разучивание песен и исполнение песен | 15 | 0,2 | 14,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
12 | Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен | 1 | 0,2 | 0,8 | Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
13 | Музыкально-ритмические движения | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
14 | Ориентирование в пространстве | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
15 | Наше творчество (музыкальные игры, упражнения, импровизации) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
16 | Коммуникативные танцы и игры с подпеванием | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
V | Здоровьесберегающая деятельность | ||||
17 | Беседа о безопасности во время занятий | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
18 | Охраны детского голоса | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
19 | Мы бережём своё здоровье (игры на расслабление, игры на самомассаж) | 1,5 | 0,2 | 1,3 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
Итого часов: | 36 | 4,1 | 31,9 |
Учебный план
(второй год обучения)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Введение | ||||
1. | Наши правила поведения | 0,5 | 0,2 | 0,3 | Собеседование, наблюдение |
II | Восприятие музыки | ||||
2 | Слушание музыки. (беседы о музыке, совместный анализ прослушанных произведений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, собеседование, мониторинг по диагностическим картам |
III | Музыкально-образовательная деятельность | ||||
3 | Первоначальное понятие о звуке | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование, наблюдение |
4 | Звуки высокие и низкие (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
5 | Динамические оттенки в музыке (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
6 | Темп в музыке и ритмические длительности (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
7 | Жанры музыкальных произведений (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
8 | Музыкальные инструменты и их звучание (беседы, дидактические игры) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
IV | Детское исполнительство | ||||
9 | Мониторинг. Прослушивание. | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
10 | Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции | 4 | 0,2 | 3,8 | Наблюдение |
11 | Разучивание песен и исполнение песен | 15 | 0,2 | 14,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
12 | Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен | 1 | 0,2 | 0,8 | Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
13 | Музыкально-ритмические движения | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
14 | Ориентирование в пространстве | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам, Участие в отчётных занятиях, мероприятиях, концертах |
15 | Наше творчество (музыкальные игры, упражнения, импровизации) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
16 | Коммуникативные танцы и игры с подпеванием | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
V | Здоровьесберегающая деятельность | ||||
17 | Беседа о безопасности во время занятий | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
18 | Охраны детского голоса | 1 | 0,2 | 0,8 | Собеседование |
19 | Мы бережём своё здоровье (игры на расслабление, игры на самомассаж) | 1,5 | 0,2 | 1,3 | Наблюдение, мониторинг по диагностическим картам |
Итого часов: | 36 | 4,1 | 31,9 |
Работа с родителями
Мероприятия |
Онлайн-консультация "Развиваем у ребенка творческие способности". |
Фотоотчёт "Наши репетиции" |
Консультация "Музыка в жизни ребёнка" |
Отчетный концерт для родителей |
Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах. |
Содержательный раздел
Формы организации музыкально-педагогической деятельности в работе с детьми дошкольного возраста:
- занятия;
- подготовка и проведение праздников и развлечений;
- индивидуальные занятия.
другие формы деятельности.
Содержание программы
Первый год обучения
Раздел I. Введение
Тема 1. «Наши правила поведения» (0.5 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) –
беседа с детьми на тему «Культура поведения на занятиях»:
- познакомить детей с правилами поведения на занятиях в музыкальном зале;
- разработать совместно правила взаимоотношений между детьми во время занятий в музыкальном зале;
Практическая часть (0,3 часа) –
игровое упражнение «Здравствуй, друг»:
разучивание коммуникативного игрового упражнения.
Раздел II. Восприятие музыки
Тема 2. «Слушание музыки» (1 час)
Беседа о музыке. Совместный анализ прослушанных произведений
Теоретическая часть (0,5 часа) – прослушивание музыкальных произведений
Практическая часть (0,5 часа) – беседа о музыке, композиторе, совместный анализ прослушанных произведений:
дети вместе с педагогом обсуждают характер, темп, содержание или тему музыкального произведения, средства музыкальной выразительности и выражают своё отношение к произведению.
Раздел III. Музыкально-образовательная деятельность
Тема 3. «Первоначальное понятие о звуке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «О происхождении звука»:
- детям дается первоначальное понятие о происхождении звука.
Практическая часть (0,8 часа) – игра со звуками:
- дети экспериментируют со звуками,
- играют в игру «Музыкальные и шумовые звуки»:
учатся различать шумовые и музыкальные звуки.
Тема 4. «Звуки высокие и низкие» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с понятием высокого и низкого звука»:
- познакомить детей с понятием высокий и низкий звук;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Высокий и низкий звук»:
- познакомить и научить различать высокие низкие звуки.
Тема 5. «Динамические оттенки в музыке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с динамическими оттенками в музыке»:
- познакомить детей с понятием динамические оттенки в музыке.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Громко – тихо»:
познакомить и научить детей различать и определять динамические оттенки в музыке.
Тема 6. «Темп в музыке и ритмические длительности» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с ритмическими длительностями и темпом»:
- познакомить детей ритмическими длительностями и дать понятие темпа в музыкальных произведениях;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Ритмические палочки», «Хлопай как я», «Медленно - быстро»:
- научить детей различать ритмические длительности;
- научить детей различать темп в музыкальных произведениях;
- научить детей запоминать и воспроизводить заданный ритмический рисунок.
Тема 7. «Жанры музыкальных произведений» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с жанрами музыкальных произведений»:
- познакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактические игры «Определи жанр музыкального произведения»;
- научить определять жанры музыкальных произведений.
Тема 8. «Музыкальные инструменты и их звучание» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием»:
- познакомить детей с разными музыкальными инструментами и их звучанием;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Угадай, на чём играю»
- научить определять звучание музыкального инструмента.
Раздел IV. Детское исполнительство
Тема 9. «Мониторинг. Прослушивание» (1 час)
Теоретическая часть (0,1 часа) – беседа «Как мы поём и что знаем о музыке»:
- познакомить детей с задачами прослушивания и диагностики.
Практическая часть (0,9 часа) – мониторинг уровня музыкальных способностей детей.
Тема 10 «Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции» (4 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Для чего нужно правильно дышать, распеваться и делать артикуляционные упражнения»:
- познакомить детей с необходимостью делать артикуляционные упражнения и правильного дыхания для исполнения песен.
Практическая часть (3,8 часа) – упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции:
- развивают правильное дыхание у детей;
- развивают артикуляцию, четкость произношения звуков при исполнении песен;
- развивают голосовые данные (учатся петь без напряжения, брать дыхание, правильно интонировать мелодию)
Тема 11. «Разучивание песен и исполнение песен» (15 часов)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Кто пишет песни»:
- познакомить детей с понятиями «композитор», «поэт» и автор песен
Практическая часть (14,8 часов) – разучивание песен различного характера и содержания:
- научить детей исполнять песни в соответствии с характером музыкального произведения, правильно интонируя мелодию;
- научить детей вступать после музыкального вступления;
- научить детей делать паузы и замедления или ускорения в песне;
- научить двигаться во время исполнения песни, уметь выполнять различные движения по показу педагога или придуманные самостоятельно в процессе работы над песней.
Тема 12. «Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сколько нас поёт»
- познакомить детей с понятиями сольного и ансамблевого пения.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт?»
- научить детей определять сольное и ансамблевое исполнение песен;
- научить детей правилам пения в ансамбле (одинаковая громкость, темп, ритм, тональность)
Тема 13. «Музыкально-ритмические движения» (1 час)
Теоретическая часть (0, 2 часа) – беседа «Движение и музыка»:
- познакомить детей с понятиями «движение» и «музыка» и как они связаны между собой.
Практическая часть (0,8 часа) – выполнение разнообразных музыкально - ритмических упражнений под музыку разного характера:
- познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями (простой шаг, приставной шаг, подскоки, прыжки, пружинящий шаг);
- познакомить детей с различными движениями для рук (хлопки, «фонарики», «моторчики», «полочка» и т.д.;
- познакомить детей с различными движениями для ног («каблучки», притопы, пружинки и т.д.
Тема 14. «Ориентирование в пространстве» (1час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа ««Ориентирование в пространстве»:
- познакомить детей со способами ориентирования в пространстве в процессе исполнения музыкально-ритмических движений во время исполнения песен;
Практическая часть (0,8 часа) – игра «Моделирование танцевальных фигур»:
- познакомить и научить детей пользоваться картами моделей для перестроения в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.);
- научить детей перестраиваться в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.) в соответствии с картами моделей или по устному объяснению педагога;
Тема 15. «Наше творчество» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сочиняем сами»:
- познакомить детей с понятием сочинительства, импровизации на заданную тему.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкальные игры и упражнения, импровизации:
- научить детей придумывать самостоятельно движения к песням;
- научить детей импровизировать движения под музыку;
- научить импровизировать, придумывая простейшие музыкальные мелодии в ответ на задания «Придумай, как поёт мышка, кошка, или другой персонаж».
Тема 16. «Коммуникативные танцы и игры с подпеванием» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Учимся дружить в танце»:
- познакомить детей с понятием дружба, взаимопонимание.
Практическая часть (0,8 часа) – коммуникативные танцы с подпеванием, игры-приветствия:
- привить детям навыки дружеского общения и уважительного отношения к другим детям;
Раздел V. Здоровьесберегающая деятельность
Тема 17. « Безопасность во время занятий» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Безопасность во время занятий»:
- объяснить детям правила безопасного поведения во время занятий.
Практическая часть (0,8 часа) – Игра «Придумываем правила сами»:
- научить детей, придумывая свои правила, беречь своё здоровье и окружающих детей.
Тема 18. «Охрана детского голоса» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Охрана детского голоса»
- познакомить детей с правилами пения, чтобы сохранить голос.
Практическая часть (0,8 часа) – Исполнение песен:
- научить петь песни в соответствии с правилами.
Тема 18. «Мы бережём своё здоровье» (1,5 часа)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Мы бережём своё здоровье»:
- объяснить детям для чего важно самим уметь беречь своё здоровье.
Практическая часть (1,8 часа) – игры на расслабление, самомассаж:
- научить детей умению расслабляться под спокойную музыку;
- научить детей элементам расслабляющего самомассажа.
Второй год обучения
Раздел I. Введение
Тема 1. «Наши правила поведения» (0.5 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) –
беседа с детьми на тему «Культура поведения на занятиях»:
- вместе с детьми вспомнить правила поведения на занятиях в музыкальном зале;
- повторить совместно разработанные правила взаимоотношений между детьми во время занятий в музыкальном зале;
Практическая часть (0,3 часа) –
игровое упражнение «Здравствуй, друг»:
разучивание коммуникативного игрового упражнения.
Раздел II. Восприятие музыки
Тема 2. «Слушание музыки» (1 час)
Беседа о музыке. Совместный анализ прослушанных произведений
Теоретическая часть (0,5 часа) – прослушивание музыкальных произведений
Практическая часть (0,5 часа) – беседа о музыке, композиторе, совместный анализ прослушанных произведений:
дети вместе с педагогом обсуждают характер, темп, содержание или тему музыкального произведения, средства музыкальной выразительности и выражают своё отношение к произведению.
Раздел III. Музыкально-образовательная деятельность
Тема 3. «Понятие о звуке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «О происхождении звука»:
- детям дается первоначальное понятие о происхождении звука.
Практическая часть (0,8 часа) – игра со звуками:
- дети экспериментируют со звуками,
- играют в игру «Музыкальные и шумовые звуки»:
учатся различать шумовые и музыкальные звуки.
Тема 4. «Звуки высокие и низкие» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с понятием высокого и низкого звука, что такое ноты»:
- познакомить детей с понятием высокий и низкий звук;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Высокий и низкий звук»:
- познакомить и научить различать высокие низкие звуки.
Тема 5. «Динамические оттенки в музыке» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с динамическими оттенками в музыке»:
- познакомить детей с понятием динамические оттенки в музыке.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Громко – тихо»:
познакомить и научить детей различать и определять динамические оттенки в музыке.
Тема 6. «Темп в музыке и ритмические длительности» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с ритмическими длительностями, темпом, паузой»:
- познакомить детей ритмическими длительностями и дать понятие темпа и паузы в музыкальных произведениях;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Хлопай как я», «Медленно - быстро», «Нарисуй ритм»:
- научить детей различать ритмические длительности;
- научить детей различать темп в музыкальных произведениях;
- научить детей запоминать и воспроизводить заданный ритмический рисунок.
Тема 7. «Жанры музыкальных произведений» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с жанрами музыкальных произведений»:
- познакомить детей с разными жанрами музыкальных произведений.
Практическая часть (0,8 часа) – дидактические игры «Определи жанр музыкального произведения»;
- научить определять жанры музыкальных произведений.
Тема 8. «Музыкальные инструменты и их звучание» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, группы музыкальных инструментов»:
- познакомить детей с разными музыкальными инструментами и их звучанием и группами;
Практическая часть (0,8 часа) – дидактическая игра «Угадай, на чём играю», «Музыкальное лото»
- научить определять звучание музыкального инструмента.
Раздел IV. Детское исполнительство
Тема 9. «Мониторинг. Прослушивание» (1 час)
Теоретическая часть (0,1 часа) – беседа «Что нам помогает петь»:
- познакомить детей с задачами прослушивания и диагностики.
Практическая часть (0,9 часа) – мониторинг уровня музыкальных способностей детей.
Тема 10 «Упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции» (4 часа)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Для чего нужно правильно дышать, распеваться и делать артикуляционные упражнения»:
- познакомить детей с необходимостью делать артикуляционные упражнения и правильного дыхания для исполнения песен.
Практическая часть (3,8 часа) – упражнения на дыхание, распевание, развитие артикуляции:
- развивают правильное дыхание у детей;
- развивают артикуляцию, четкость произношения звуков при исполнении песен;
- развивают голосовые данные (учатся петь без напряжения, брать дыхание, правильно интонировать мелодию)
Тема 11. «Разучивание песен и исполнение песен» (15 часов)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Композиторы современные, русские и зарубежные»:
- познакомить детей с понятиями «композитор», «поэт» и автор песен
Практическая часть (14,8 часов) – разучивание песен различного характера и содержания:
- научить детей исполнять песни в соответствии с характером музыкального произведения, правильно интонируя мелодию;
- научить детей вступать после музыкального вступления;
- научить детей делать паузы и замедления или ускорения в песне;
- научить двигаться во время исполнения песни, уметь выполнять различные движения по показу педагога или придуманные самостоятельно в процессе работы над песней.
Тема 12. «Понятие сольного и ансамблевого исполнения песен» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Поём мы сольно и в ансамбле»
- познакомить детей с понятиями сольного и ансамблевого пения.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкально-дидактическая игра «Сколько нас поёт?»
- научить детей определять сольное и ансамблевое исполнение песен;
- научить детей правилам пения в ансамбле (одинаковая громкость, темп, ритм, тональность)
Тема 13. «Музыкально-ритмические движения» (1 часа)
Теоретическая часть (0, 2 часа) – беседа «Музыка в движении»:
- познакомить детей с понятиями «движение» и «музыка» и как они связаны между собой.
Практическая часть (0,8 часа) – выполнение разнообразных музыкально - ритмических упражнений под музыку разного характера:
- познакомить детей с различными музыкально-ритмическими движениями (простой шаг, приставной шаг, подскоки, прыжки, пружинящий шаг);
- познакомить детей с различными движениями для рук (хлопки, «фонарики», «моторчики», «полочка» и т.д.;
- познакомить детей с различными движениями для ног («каблучки», притопы, пружинки и т.д.
Тема 14. «Ориентирование в пространстве» (1час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа ««Ориентирование в пространстве»:
- познакомить детей со способами ориентирования в пространстве в процессе исполнения музыкально-ритмических движений во время исполнения песен;
Практическая часть (0,8 часа) – игра «Моделирование танцевальных фигур»:
- познакомить и научить детей пользоваться картами моделей для перестроения в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.);
- научить детей перестраиваться в различные фигуры (круг, линия, колонна, несколько кругов, парами, тройками, диагоналями и т.д.) в соответствии с картами моделей или по устному объяснению педагога;
Тема 15. «Наше творчество» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Сочиняем сами»:
- познакомить детей с понятием сочинительства, импровизации на заданную тему.
Практическая часть (0,8 часа) – музыкальные игры и упражнения, импровизации:
- научить детей придумывать самостоятельно движения к песням;
- научить детей импровизировать движения под музыку;
- научить импровизировать, придумывая простейшие музыкальные мелодии в ответ на задания «Придумай, как поёт ветер, птицы, или другой персонаж».
Тема 16. «Коммуникативные танцы и игры с подпеванием» (1 час)
Теоретическая часть (0,2 часа) – беседа «Учимся дружить в танце»:
- познакомить детей с понятием дружба, взаимопонимание.
Практическая часть (0,8 часа) – коммуникативные танцы с подпеванием, игры-приветствия:
- привить детям навыки дружеского общения и уважительного отношения к другим детям;
Раздел V. Здоровьесберегающая деятельность
Тема 17. « Безопасность во время занятий» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Безопасность во время занятий»:
- объяснить детям правила безопасного поведения во время занятий.
Практическая часть (0,8 часа) – Игра «Придумываем правила сами»:
- научить детей, придумывая свои правила, беречь своё здоровье и окружающих детей.
Тема 18. «Охрана детского голоса» (1час)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Охрана детского голоса»
- познакомить детей с правилами пения, чтобы сохранить голос.
Практическая часть (0,8 часа) – Исполнение песен:
- научить петь песни в соответствии с правилами.
Тема 18. «Мы бережём своё здоровье» (1,5 часа)
Теоретическая часть (0,2часа) – беседа «Сохраним своё здоровье»:
- объяснить детям для чего важно самим уметь беречь своё здоровье.
Практическая часть (1,8 часа) – игры на расслабление, самомассаж:
- научить детей умению расслабляться под спокойную музыку;
- научить детей элементам расслабляющего самомассажа.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ
Использование музыки в работе с детьми с ОВЗ решает следующие задачи:
- коррекционно-развивающие (оптимизация основных психических процессов, развитие коммуникативных навыков и познавательной сферы);
- здоровьесберегающие (укрепление здоровья, улучшение общего самочувствия, снижение утомляемости).
Коррекционно-развивающая работа на основе музыки осуществляется через использование:
- упражнений на развитие навыков правильного дыхания;
- артикуляционной гимнастики;
- упражнений направленных на раскрытие эмоциональной сферы, обучение элементам выразительного движения, преодоления трудностей в общении;
- упражнения массажной гимнастики, самомассажа, релаксационные упражнения.
Характеристика видов музыкальной деятельности.
В программе реализуются следующие виды музыкальной деятельности:
- восприятие музыки;
- музыкально-образовательная деятельность (начальные основы музыкальной грамоты);
- детское исполнительство (пение, движение под музыку и пение, музыкально-ритмические движения);
- деятельность по здоровьесбережению (массажная музыкальная гимнастика - самомассаж, релаксационные упражнения под музыку).
Восприятие музыки.
В процессе восприятия музыки формируется культура восприятия музыки, происходит обогащение музыкальными впечатлениями. Формирование основ музыкального вкуса происходит в процессе знакомства ребёнка с лучшими образцами классической, народной и современной музыки. Ребенок получает первоначальные знания о музыке и средствах музыкальной выразительности. В процессе развития умения высказываться о музыке воспитывается отношение к музыке и исполнению.
Процесс восприятия музыки может происходить в движении под музыку, в том числе с предметами или с музыкальными инструментами.
Музыкально-образовательная деятельность.
Ребёнок углубляет и расширяет знания о музыке, знакомится с начальными основами музыкальной грамоты в игровой форме. Использование музыкально-дидактического материала позволяет ребёнку легко усваивать основы музыкальной грамоты, получить первичные навыки анализа музыкальной формы. Воспринимая ритмические задания на слух, ребёнок сможет воспроизводить их в исполнении.
Детское исполнительство
Пение является одним из видов музыкального исполнительства. Ребёнок учится слушать себя вовремя пения, различать высоту и длительность звуков. Формирование певческих умений в исполнении песен происходит по мере овладения вокальными навыками. В процессе пения развиваются музыкальные способности ребёнка, формируются основы певческой культуры, развивается художественно-эстетический вкус потребность в исполнительской деятельности.
В движении ребёнок показывает способность воспринимать музыку, передавать в движении характер музыки и создавать музыкально-двигательные образы.
Деятельность по здоровьесбережению
Массажная гимнастика и релаксационные упражнения под музыку или пение приносят удовольствие, улучшают настроение, способствуют расслаблению, помогают ребёнку осознанно относиться к своему здоровью.
Особенности планирования
При разработке планов необходимо учитывать не только основные цели и задачи, которые необходимо реализовать в рамках выполнения плана, но и инициативу или индивидуальные запросы ребёнка, которые могут возникать в процессе музыкального развития. Для этого использовать гибкую систему планирования.
Программа может быть адаптированной для работы с детьми с ОВЗ.
Планируемые результаты
- сформирована художественно-эстетическая культура личности;
- формирован интерес к занятиям музыкой;
- развиты музыкальные способности ребёнка;
- развиты умения передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер;
- развиты музыкально-творческие навыки, интерес к импровизации;
- развита эмоциональная сфера ребёнка, способность воспринимать и понимать музыку;
- талантливый ребёнок успешно развивается и поддерживается, участвует в городских конкурсах и фестивалях;
- ребёнок с ОВЗ имеет развитые социально-коммуникативные навыки, приобщается к исполнительскому мастерству;
- развиты коммуникативные навыки средствами коллективного исполнительства;
- осуществлена средствами музыки профилактика и коррекция здоровья ребёнка, ребёнок владеет навыками здоровьесбережения;
- осуществлено просвещение родителей по вопросам музыкального развития детей.
Компетентности ребёнка
(первый год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки |
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке |
1.2 | Различает жанры музыки |
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения |
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки |
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания |
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки |
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности |
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен |
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. |
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер |
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения |
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие |
2.6 | Проявляет самостоятельность в исполнении песен и в песенном творчестве |
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и придумывать и исполнять небольшие ритмические рисунки на заданную мелодию |
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями |
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения |
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения |
3.2 | Умеет двигаться сольно, с использованием предметов |
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми |
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр |
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку |
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку |
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты |
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух |
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения |
4.3 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты |
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности |
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила |
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, |
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым |
6 | Компетентность в области здоровьесбережения |
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
Компетентности ребёнка
(второй год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки |
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение и анализировать прослушанное, выражать своё отношение к услышанной музыке |
1.2 | Различает жанры и стили музыки |
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения |
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки |
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания |
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки |
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности |
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен |
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. |
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер |
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения |
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие |
2.6 | Проявляет самостоятельность и инициативу в исполнении песен и в песенном творчестве |
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и импровизировать в исполнении ритмических рисунков на заданную мелодию и без неё |
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями |
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения |
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения |
3.2 | Умеет двигаться сольно, в ансамбле, в паре, с использованием предметов |
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми |
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр |
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку, умеет придумывать свои танцевальные движения |
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку |
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты |
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух |
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения |
4.3 | Отражает звуки по высоте и ритмические задания в жестах |
4.4 | Читает ритмы по ритмическим картам |
4.5 | Различает части музыкального произведения |
4.6 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты |
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности |
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила |
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, |
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым |
6 | Компетентность в области здоровьесбережения |
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
Мониторинг развития детей в музыкальной деятельности.
В программе представлена система мониторинга, на основе которого выстраивается индивидуальная работа с детьми. Для этого используются:
- карта компетентностей ребенка;
- карта диагностики музыкального развития ребёнка.
В процессе оценки используются уровни: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня развития компетентностей у ребёнка:
- высокий уровень – качество демонстрируется постоянно, проявляется в большинстве видов деятельности;
- средний уровень – качество демонстрируется время от времени, в отдельных видах деятельности;
- низкий уровень – ребенок проявляет качество редко или не демонстрирует его вообще.
Мониторинг проводится два раза в год.
Календарный учебный график
№ | Год обучения | Начало учебного года | Конец учебного года | Количество часов | Количество учебных недель | Количество учебных дней |
1 | 1 год | 01.09.2021 | 31.05.2022 | 36 | 36 | 36 |
2 | 2 год | 01.09.2022 | 31.05.2023 | 36 | 36 | 36 |
Календарный учебный график по возрастам
1 | Количество учебных недель | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | 36 |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | 36 | ||
2 | Количество учебных дней | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | 36 |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | 36 | ||
3 | Дата начала и окончания занятий по программе | Группа возраст с 5-6 лет (первый год обучения) | Начало занятий с 1 сентября по 31 мая |
Группа возраст с 6-7 лет(второй год обучения) | Начало занятий с 1 сентября по 31 мая | ||
Всего: учебных недель - 72, учебных дней - 72 |
Условия реализации программы
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет сохранного здоровья и с ОВЗ в студии эстетической направленности. Набор в группу детей осуществляется по желанию детей.
Материально-техническое обеспечение программы
- занятия организованы в музыкальном зале детского сада;
- материалы для развития музыкального слуха (колокольчики из разных материалов музыкальные треугольники);
- материалы для развития музыкальной грамоты (карточки «Мажор» и «Минор», «Динамика», «Темп», дидактическая игра «Нотные знаки», аудиозаписи для прослушивания);
- материалы для развития чувства ритма (дидактический материал «Длительности в музыке», «Ритм в музыкальной фразе», аудиозаписи музыкальных ритмов);
- материалы для слушания музыки (картинки «Жанры в музыке», «Музыкальные инструменты», «Композиторы», компьютерная энциклопедия «Музыкальные инструменты», книги о музыке, аудиозаписи);
- ноутбук, проектор, музыкальный центр, микрофоны, фортепиано, магнитная доска.
Информационное обеспечение
- аудиозаписи произведений композиторов по циклу «Времена года» П. Чайковский, А. Вивальди;
- аудиозаписи произведений зарубежных композиторов;
- аудиозаписи произведений русских композиторов;
- аудиозаписи произведений современных композиторов;
- аудиозаписи песен для детей Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова, Ю. Энтина и др.;
- аудиозаписи для музыкально-ритмических упражнений, хороводов, музыкальных игр;
- видеокомплект «Времена года», «Музыкальные жанры», «Музыкальные инструменты» и др.;
- комплект портретов композиторов;
- нотные сборники произведений детских композиторов.
Кадровое обеспечение
Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Домисолька» реализует музыкальный руководитель Клюкач Н.Г., имеющая первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы – 24 года. Образование средне-специальное, Абаканское музыкальное училище, квалификация - «Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов».
Формы аттестации и оценочные материалы
Мониторинг результатов освоения программы
Методы отслеживания успешности овладения детьми содержания программы:
- педагогическое наблюдение;
- участие детей в мероприятиях (концертах, отчетных мероприятиях, итоговых занятиях, праздниках);
- активности детей на занятиях, концертах, отчетных мероприятиях, итоговых занятиях, праздниках;
- мониторинг.
Для отслеживания результативности используются:
Виды мониторинга | Содержание |
Педагогический мониторинг |
|
Мониторинг образовательной деятельности |
|
Виды мониторинга:
- Начальный мониторинг;
- Текущий мониторинг;
- Промежуточный мониторинг;
- Итоговый мониторинг.
Формы выявления, фиксации и предъявления результатов
Способы и формы выявления результатов |
|
Способы и формы фиксации результатов |
|
Способы и формы предъявления результатов |
|
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы
Формы подведения итогов:
- опрос;
- итоговое занятие;
- отчётное мероприятие
- концерт;
- открытое занятие для родителей;
Документальные формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы и используются для проведения своевременного анализа результатов:
- диагностические карты оценки результатов освоения программы каждого ребёнка, фотоотчёты.
Результаты мониторинга являются основанием для корректировки программы, составления индивидуальных планов работы с детьми и поощрения обучающихся. Объектами мониторинга являются: уровень выступления обучающихся на итоговых мероприятиях; степень самостоятельности и уровень творческих способностей. Текущая оценка знаний и умений ребёнка производится педагогом каждое занятие в процессе наблюдения за деятельностью детей. Также в процессе каждого занятия дети делают рефлексию, и таким образом осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль.
Результат педагогических наблюдений фиксируется в диагностической карте два раза в году: в декабре (промежуточный этап контроля), в мае (итоговый этап), в первый год обучения проводится первичных мониторинг. Заполнение диагностических карт осуществляется согласно критериям, на каждый год обучения. Анализ диагностических карт дает возможность педагогу оценить эффективность образовательного процесса, осуществить его коррекцию и доработку.
Критерии диагностики
(первый год обучения):
- Высокий уровень:
способен слушать музыкальное произведение, чувствовать
музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке; различает жанры и формы произведений; умеет передавать в движении характер музыки, самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; испытывает радость от музыки, исполнения песен; умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, умеет согласовывать свои действия с другими, чувствует ритм, хорошо ориентируется в пространстве, умеет легко инсценировать содержание песен; имеет развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет навыки в области здоровьесбережения.
- Средний уровень:
способен слушать музыкальное произведение не до конца, не всегда чувствует музыкальное произведение и выражает своё отношение к услышанной музыке; не всегда различает жанры и формы произведений; недостаточно точно умеет передавать в движении характер музыки, не всегда самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; не всегда испытывает радость от музыки, исполнения песен; не всегда умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, не всегда умело двигается и координирует свои действия с другими детьми; не всегда двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, частично умеет согласовывать свои действия с другими, не всегда чувствует ритм, иногда ориентируется в пространстве, не всегда умеет легко инсценировать содержание песен; имеет недостаточно развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет недостаточные навыки в области здоровьесбережения.
- Низкий уровень:
- не способен слушать музыкальное произведение не до конца, не чувствует или редко чувствует музыкальное произведение и редко выражает или не выражает вообще своё отношение к услышанной музыке; не различает или редко различает жанры и формы произведений; не умеет или редко передаёт в движении характер музыки, не самостоятелен в выборе музыки для слушания; не испытывает радость от музыки, исполнения песен; не умеет или редко передаёт голосом выразительные особенности песни, неправильно берёт дыхание, неумело двигается, редко или не координирует свои действия с другими детьми; редко или не двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, редко или не умеет согласовывать свои действия с другими, не чувствует ритм, не ориентируется в пространстве, не умеет легко инсценировать содержание песен; не имеет социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, не имеет навыков в области здоровьесбережения.
Критерии диагностики
(второй год обучения):
- Высокий уровень:
способен слушать музыкальное произведение, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке, проявляет инициативы и самостоятельность в выборе произведений для слушания; хорошо различает жанры и формы произведений; умеет передавать в движении характер музыки; испытывает радость от музыки, исполнения песен; умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, умеет согласовывать свои действия с другими, хорошо всегда чувствует ритм, хорошо и умело ориентируется в пространстве, умеет легко инсценировать содержание песен, импровизирует на заданные темы; имеет развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет навыки в области здоровьесбережения.
- Средний уровень:
способен слушать музыкальное произведение не до конца, не всегда чувствует музыкальное произведение и выражает своё отношение к услышанной музыке; не всегда различает жанры и формы произведений; недостаточно точно умеет передавать в движении характер музыки, не всегда самостоятелен и инициативен в выборе музыки для слушания; не всегда испытывает радость от музыки, исполнения песен; не всегда умеет передавать голосом выразительные особенности песни, правильно берёт дыхание, умело двигается, координирует свои действия с другими детьми; не всегда двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, частично умеет согласовывать свои действия с другими, не всегда чувствует ритм, иногда ориентируется в пространстве, не всегда умеет легко инсценировать содержание песен; имеет недостаточно развитые социально-коммуникативные навыки в музыкальной деятельности, имеет недостаточные навыки в области здоровьесбережения.
- Низкий уровень:
не способен слушать музыкальное произведение не до конца, не чувствует или редко чувствует музыкальное произведение и редко выражает или не выражает вообще своё отношение к услышанной музыке; не различает или редко различает жанры и формы произведений; не умеет или редко передаёт в движении характер музыки, не самостоятелен в выборе музыки для слушания; не испытывает радость от музыки, исполнения песен; не умеет или редко передаёт голосом выразительные особенности песни, неправильно берёт дыхание, неумело двигается, редко или не координирует свои действия с другими детьми; редко или не двигается во время исполнения песни в соответствии с характером произведения, редко или не умеет согласовывать свои действия с другими, не чувствует ритм, не ориентируется в пространстве, не умеет легко инсценировать содержание песен; не имеет социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности, не имеет навыков в области здоровьесбережения.
Диагностические карты компетентности ребёнка
(первый год обучения)
Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | Компетентность в области восприятия музыки | |||
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение, выражать своё отношение к услышанной музыке | |||
1.2 | Различает жанры музыки | |||
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения | |||
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки | |||
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания | |||
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки | |||
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности | |||
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен | |||
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. | |||
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер | |||
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения | |||
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие | |||
2.6 | Проявляет самостоятельность в исполнении песен и в песенном творчестве | |||
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и придумывать и исполнять небольшие ритмические рисунки на заданную мелодию | |||
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями | |||
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения | |||
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения | |||
3.2 | Умеет двигаться сольно, с использованием предметов | |||
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми | |||
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр | |||
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку | |||
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку | |||
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты | |||
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух | |||
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения | |||
4.3 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты | |||
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности | |||
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила | |||
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, | |||
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым | |||
6 | Компетентность в области здоровьесбережения | |||
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж |
(второй год обучения)
№ | Характеристика компетентностей ребёнка в обрасти музыкального развития | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1 | Компетентность в области восприятия музыки | |||
1.1 | Способен слушать музыкальное произведение от начала до конца, чувствовать музыкальное произведение и анализировать прослушанное, выражать своё отношение к услышанной музыке | |||
1.2 | Различает жанры и стили музыки | |||
1.3 | Различает двухчастную и трехчастную формы произведения | |||
1.4 | Умеет передавать в движении характер музыки | |||
1.5 | Проявляет самостоятельность и инициативу в выборе музыкальных произведений для прослушивания | |||
1.6 | Испытывает эмоциональную радость и интерес от процесса восприятия, слушания музыки | |||
2 | Компетентность в области исполнительской деятельности | |||
2.1 | Знает правила использования дыхания во время исполнения песен | |||
2.2 | Испытывает положительные эмоции при исполнении песни сольно, в ансамбле. | |||
2.3 | Умеет передавать голосом выразительные особенности музыкального произведения: темп, динамику, характер | |||
2.4 | С помощью голоса, движения передает характер музыкального произведения | |||
2.5 | Различает звуки длинные и короткие, высокие и низкие, громкие и тихие | |||
2.6 | Проявляет самостоятельность и инициативу в исполнении песен и в песенном творчестве | |||
2.7 | Умеет повторить заданный ритмический рисунок и импровизировать в исполнении ритмических рисунков на заданную мелодию и без неё | |||
2.8. | Умеет согласовывать свои действия при исполнении песен с другими исполнителями | |||
3 | Компетентность в области музыкально-ритмического движения | |||
3.1 | Умеет двигаться в соответствии с характером произведения | |||
3.2 | Умеет двигаться сольно, в ансамбле, в паре, с использованием предметов | |||
3.3 | Умеет согласовывать свои действия с другими детьми | |||
3.4 | Умеет инсценировать движением содержание песен и игр | |||
3.5 | Проявляет инициативу и самостоятельность в двигательной деятельности под музыку, умеет придумывать свои танцевальные движения | |||
3.6 | Испытывает радость в процессе движения под музыку | |||
4 | Компетентность в области музыкальной грамоты | |||
4.1 | Воспринимает ритмический рисунок на слух | |||
4.2 | Различает ритмические рисунки двухчастной и трехчастной формы произведения | |||
4.3 | Отражает звуки по высоте и ритмические задания в жестах | |||
4.4 | Читает ритмы по ритмическим картам | |||
4.5 | Различает части музыкального произведения | |||
4.6 | Проявляет инициативу, самостоятельность в освоении музыкальной грамоты | |||
5 | Социально-коммуникативная компетентность в музыкальной деятельности | |||
5.1 | Во время индивидуальной и коллективной работы умеет выполнять правила | |||
5.2 | Испытывает удовольствие от всех видов музыкальной деятельности, сотрудничая и согласовывая свои действия с детьми и взрослыми, | |||
5.3 | Проявляет заботу и чувство сопереживания к другим, уважения к детям и взрослым | |||
6 | Компетентность в области здоровьесбережения | |||
6.1. | Имеет навыки в области здоровьесбережения, знает и умеет применять расслабляющие упражнения и самомассаж | |||
Критерии оценки уровня развития компетентностей у ребёнка:
|
Методические материалы
Занятия с детьми осуществляются как в коллективных формах, так и индивидуально. Занятия проводятся как в традиционной, так и в нетрадиционных формах. Методы, используемые на занятиях: игровой, наглядный, практический, обучающий.
Традиционное музыкальное занятие
План занятия
Вид деятельности | Репертуар | Время | Содержание |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) | 2 мин. | Музыкальное приветствие проводится как в ансамбле, так и индивидуально. |
| Музыкально-дидактическая игра «Шумовые и музыкальные инструменты» | 3 мин. | Используется дидактический материал по данной теме, магнитная доска. |
| «Детский альбом» П. И Чайковский «Песня жаворонка» | 5мин | Дети слушают музыку с использованием видеопрезентации. Выполняют движения имитирующие полёт жаворонка. |
| «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой | 5 мин. | Прежде чем разучивать песню, дети прослушивают и обсуждают характер и содержание песни. Разучивание песни. |
| «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой | 5 мин. | Музыкально-ритмические движения разучиваются или подбираются вместе с детьми в соответствии с характером музыки |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) | 4 мин | Для проведения игры сначала педагог рассказывает правила игры, в хороводной игре выполняются задания по тексту песни. |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной | 1 мин | Прощальную песенку исполняют в разных вариантах: индивидуально, в ансамбле, в различных темпах и т.д. |
Общее время занятия | 25 мин. |
Доминантное музыкальное занятие
В доминантном занятии один или два вида деятельности могут преобладать над другими видами музыкальной деятельности.
Например, доминантное занятие с преобладанием пения и песенного творчества.
План занятия
Вид деятельности | Репертуар |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) |
2. Музыкальная грамота: музыкально-дидактическая игра | Музыкально-дидактическая игра «Дирижер» |
3. Пение, артикуляционные игры, распевание, песенное творчество | «Весёлые нотки» слова О.Рахмановой, музыка Е.Цыганковой |
4.Массажная гимнастика с пением | «Паровозик» |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной |
Тематическое музыкальное занятие
В тематическом музыкальном занятии все виды деятельности объединяет одна тема.
Тема занятия: «Русская народная песня»
Вид деятельности | Репертуар |
1. Музыкальное приветствие | «Дай ладошечку» (русская народная песня) |
2. Музыкально-дидактическая история | Возникновение русской народной песни |
3. Слушание-восприятие | «Колыбельная» (русская народная песня) «Барыня» (русская народная песня) |
3. Пение | «Колыбельная»» (русская народная песня) |
| «Барыня» (русская народная песня) |
| «Золотые ворота» (русская народная игра) |
| «До свиданья, музыка» музыка М. Лазарев, обработка Т.Ермолиной |
Методы используемые на занятиях: игровой, наглядный, практический, обучающий.
Перечень методических материалов
- Разработки музыкально-дидактические игры по темам «Жанры в музыкальных произведениях», «Высокие – низкие звуки», «Быстро - медленно», «Ритмические палочки»
- Разработки коммуникативных игр с подпевание, коммуникативных танцев
- Картотека артикуляционных, дыхательных упражнений, упражнения для распевания
- Песни и попевки различной тематики для детей 5-7лет
- Материалы для развития музыкальной грамоты (карточки «Мажор» и «Минор», «Динамика», «Темп», дидактическая игра «Нотные знаки», аудиозаписи для прослушивания)
- Материалы для развития чувства ритма (дидактический материал «Длительности в музыке», «Ритм в музыкальной фразе», аудиозаписи музыкальных ритмов)
- Материалы для слушания музыки (картинки «Жанры в музыке», «Музыкальные инструменты», «Композиторы», компьютерная энциклопедия «Музыкальные инструменты», книги о музыке, аудиозаписи)
- Картотека упражнений на расслабления под музыку и самомассажа;
- Комплект моделей для ориентирования в пространстве
- Конспекты бесед для детей
- Конспекты консультаций для родителей
- Сценарии отчётных мероприятий и праздников
Список используемой литературы
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ № от 09 ноября 2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки России от 09.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г. №АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р.
- Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
- Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. – 232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
- Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
- Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС», 2000 г. - 33 с.
- Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская нота», 2011 г. – 121 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45 с.
- Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор», 2005 г. – 73 с.
- Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
- Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998 г. – 44 с.
- Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
- Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
- Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М., 2004 г. – 76 с.
- Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет / Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
- Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959 г. – 103 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/23/picture-1096227-1545536382.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-834800-1479908504.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/16/picture-1058518-1537124933.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая дополнительная программа познавательной направленности «Умный ребёнок»...