"Влияние игровой деятельности на логическое мышление старших дошкольников"
статья (старшая группа)

Долгих Маргарита Вячеславовна

В статье рассмотрены особенности развития логического мышления дошкольников средствами игр. Рассмотрены предпосылки дошкольного возраста к логическому мышлению, потенциал игр в развитии логического мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igrovoy_deyatelnosti_na_logicheskoe_myshl_doshk.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ  ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Еще несколько лет назад проблема умственного воспитания дошкольников не стояла так остро, как в настоящее время. Её актуальность обусловлена новыми задачами, которые выдвинуты на всех ступенях образовательного процесса требованиями общественного развития.

Умственное воспитание дошкольников является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду.

Как известно усвоение новых знаний, формирование и закрепление умений и навыков наиболее успешно проходит в игре. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, исток и ее вершина. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, развлекает, дает отдых.

Дидактические игры для развития мышления больше всего используются в дошкольном возрасте, так как игра — ведущий вид деятельности детей этого возраста.

        В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его умственного, физического и психического развития: она увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его желания, выразить свои жизненные впечатления. Игра представляет собой своеобразную форму общественной жизни дошкольников: здесь дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.

        Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его  умственную активность.

Дидактические игры, как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

         Дети старшего дошкольного возраста уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактические игры, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры, играют более уверенно. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия. В ходе игры педагог отмечает, каким образом включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватало для активного участия; какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.

          Дети старшего дошкольного возраста проявляют в играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам процесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Дети 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправленность, стремясь произвести действия наиболее точно. У них возрастает желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это положительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно.

 Игра планируется и вводится в занятие педагогам, поэтому именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего, воспитатель должен хорошо объяснить детям игру: четко поставить дидактическую задачу, познакомить с использованными в игре предметами, рассказать о правилах игры. Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог выделяет его положительные моменты, акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию. В плане предусматривается подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы.

Самостоятельные дидактические игры – это игры, которые проводятся в свободное время. Ведущая роль в них принадлежит воспитателю, если дети не проявляют инициативы или требуется закрепить какие либо знания или умения. Если игры возникают по желанию детей, то воспитателю принадлежит роль наблюдателя и советчика и, возможно, участника игры.

Основными специфическими методами руководства детской дидактической игрой являются метод обследования, предполагающий овладение умением воспринимать и выделять свойства предметов и метод использования сенсорных эталонов, дающий детям возможность разобраться в многообразии свойств предметов.

          Необходимо систематически вести работу по развитию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры, непосредственно образовательную деятельность, моделирование и анализ заданных ситуаций, сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток, беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций, решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов, организация выставок детского творчества, метод проектов и др.

В игре играющему доступны только его собственные чувства, а как только он «войдёт в роль», ему откроются не только чувства его роли, которые станут его собственными чувствами, но и чувства партнёров, объединённых с ним единством действия и воздействии. Когда ребёнок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в неё, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребёнка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности в целом. Личность и ее роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребёнок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Только через игру, ребенок способен приобрести более широкий круг действительности, нежели он может воспринять из обычной деятельности. Благодаря игре ребенок осознает свою индивидуальность и приобретает личностные качества .

С помощью игры дети проявляют социальное творчество и стараются выразить самих себя. Игра очень информативна. С помощью игры ребенок старшего дошкольного возраста пытается определить свое место внутри коллектива, приобретает социальный опыт поведения, старается воспроизвести усвоенные в жизни нормы и правила поведения в обществе .

Наблюдая за играми ребенка, а также беседуя с их родителями и воспитателями, можно выяснить, насколько активно он вступает во взаимодействие с другими. Если ребенок склонен играть сам с собой, то можно помочь ему вовлечься в совместные игры с родителями и со сверстниками в группе. Для этого можно создать игровые ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению

Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...

Развитие словесно-логического мышления старших дошкольников через организацию образовательной деятельности по обучению грамоте

К сожалению, сегодня наблюдается тенденция к постоянному увеличению числа дошкольников с общим недоразвитием речи, что ведет за собой актуализацию такой проблемы как готовность этих детей к школьному ...

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Картотека направлена на развитие словесно- логического  мышления  у детей старшего дошкольного возраста посредством  игровых упражнений....

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В данной картотеке собраны интересные упражнения на развитие мыслительных операций у старших дошкольников....

"Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка"

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышлен...

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством игры в шахматы в рамках деятельности кружка Система дошкольного образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления дет...