"Синергетический подход в обучении дошкольников"
статья

Долгих Маргарита Вячеславовна

В данной статье вы узнаете, что же такое синергетический подход и чем отличается данная методика проведения учебного занятия от обычного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sinegeticheskiy_podhod_1.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Синергетический подход в обучении дошкольников

Возраст 4-6 лет многими ведущими специалистами по психологии характеризуется как несущий в себе огромные скрытые резервы в познании окружающего мираРаскрыть их может помочь образовательная деятельность. В совместной деятельности воспитателя и детей и самостоятельной деятельности ребенка с успехом развиваются творческие и умственные способностипознавательные интересыи это помогает процессу активного овладения знаниями.

Совсем недавно в учреждениях дошкольного образования главенствовала тенденция увеличения количества часовотводимых на занятиявключения в их содержание не всегда нужной и полезной для  воспитанника информациипредставляющей зачастую фрагментарные сведения из разных областей наукиТакая информация не становится знаниемпотому что  не используется ребёнком в его жизниТаким образому ребенка не формируется  целостного изображения мира как единой системыгде все имеет связь друг с другомТакие учебные занятия  сказываются и на снижении двигательной активности ребенка.

Чем младше дошкольниктем менее разграничено его развитиеНаиболее результативно образовательные задачи находят решение в том случае, если воспитатель целенаправленно применяет метод синергии при организации образовательного процесса. Синергия (греч. «сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество» от др-греч. «вместе» +  «дело, труд, работа, (воз)действие») — усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.

Значимость в применении занятий с синергетическим подходом объясняется целым рядом причин:

 мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве,  а зачастую разделы программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на части;

использование синергетического подхода развивает потенциал детей, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, речи;

форма проведения синергетического занятия нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание детей на высоком уровне, снижается утомляемость, повышается познавательный интерес;

синергия в современном обществе объясняет необходимость синергии в образовании;

за счет усиления интеграционных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности детей, для занятий физическими упражнениями;

синергетический подход дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.

На  занятиях с синергетическим подходом объединяются различные области знаний, содержание которых воспитатель отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных образовательных областей параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Синергетический подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

        Методика проведения занятия с синергетическим подходом существенно отличается от методики проведения обычного учебного занятия. Основными методами и приемами, используемыми в  занятии с синергетическим подходом являются сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Перед воспитанником ставятся проблемные вопросы, используются задания типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному.

Структура занятий с синергетическим подходом также отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются свои требования. Одними из основных требований являются четкость, компактность, сжатость учебного материала, а также продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии. Нельзя забывать и о взаимообусловленности, взаимосвязанности материала интегрируемых предметов на каждом занятии, систематичности и доступности изложения материала.

Занятия с синергетическим подходом дают ребенку достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Такие  занятия также предполагают обязательное развитие творческой активности ребенка.

        Синергетический подход характеризуется тем, что рассматривает каждого участника образовательного процесса (воспитанника, педагога, родителя) как субъект саморазвивающейся подсистемы. Каждый субъект имеет потенциал для перехода от развития к саморазвитию, самосовершенствованию. Ребенок способен к самоорганизации и постоянной обратной связи с воспитателем (так, на занятии воспитатель с помощью вопросов выясняет, насколько усвоен прежний материал, и последующее объяснение зависит от результатов усвоения).

        То есть, синергетика учит не угнетать,а видеть в ребенке личностную значимость, на которую нужно опираться, а если ее нет, то воспитателю необходимо помочь ребёнку ее обрести.

По мнению В.А.Сухомлинского, воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеческое счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность компетентностного подхода в обучении дошкольника

   Самой приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является компетентностно-ориентированное образование. Оно н...

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Комплексный подход к организации обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают ге...

Консультация для воспитателей Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Данная консультация поможет правильно организовать работу по математическому развитию дошкольников согласно современным требованиям....