Эффективность компетентностного подхода в обучении дошкольника
материал (подготовительная группа) по теме

          Самой приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является компетентностно-ориентированное образование. Оно направлено на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста. Только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, а это базисные составляющие ключевых компетентностей, которые в более полной мере будут сформированы в процессе школьного обучения. Ведь впереди у ребенка школьная  жизнь: новая деятельность, новые обязанности и новые потребности. 

Материал из выступления на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективность  компетентностного подхода в обучении дошкольника

Ислямова Наиля Вахитовна

директор ЧОУДОД «Центр «Светлый мир», г. Чистополь РТ         

       

          Наш Центр «Светлый мир» - Частное образовательное учреждение дополнительного образования детей, в течении девяти лет трудится в сфере образовательных услуг. Центр ориентирован на новое, светлое, счастливое будущее. Он осуществляет образовательный процесс по подготовке к обучению в школе. Возраст детей от 3 до 7 лет.

         Всевозможные методики, несмотря на их различие, базируются на едином подходе: дать ребенку хороший старт. Не забывая при этом, что талантливыми дети вырастают вовсе не из-за раннего освоения чтения, математики или грамоты. Ребенку в первую очередь нужно создать ту «обстановку», которая поможет ему раскрыться. Это делают  добрые, энергичные, творческие и горячо преданные своему делу педагоги в нашем «Светлом мире».

         В Центре работает десять педагогов, которые постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство, находятся в непрерывном творческом поиске новых форм и методов работы с детьми. Они обучаются на курсах под руководством авторов учебных программ как А.М.Петрова (автор программы предшкольного образования «Я другой», рекомендрвано МО РТ) г.Казань. А.И.Буренина (автор программы по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) г.Санкт Петербург, Н.А.Зайцев (автор методики обучения детей  счету и чтению по кубикам) г.Москва.

        Мир меняется все быстрее и быстрее, все быстрее исчерпываются ресурсы, казалось бы неисчерпаемые, невозможное становится возможным, а незыблемое казалось бы, вдруг исчезает, оставляя след лишь в людской памяти… Наш мир динамичен, в связи  с чем постоянно требуется смена знаний в любой предметной области. Отмирают старые специальности, а вместо них появляются новые. Меняется культура. На современном этапе развития общества нужна личность, способная выжить в постоянно меняющихся условиях.

         Традиционная система образования, призванная передать ребенку лишь определенную сумму знаний, умений, навыков, оказывается несосотоятельной в сложивщейся ситуации. Теоритические и энциклопедические знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, должны стать средством развития новой личности ребенка. Это касается и дошкольного образования. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения (в нашем случае – дошкольного), который не только приобретает за время нахождения в дошкольном образовательном учреждении определенный объем знаний, умений и навыков, но и научится ими пользоваться.

          Самой приоритетной задачей дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является компетентностно-ориентированное образование. Оно направлено на формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста. Только в деятельности у детей формируются самостоятельность, активность мышления, творческое отношение к окружающей действительности, а это базистные составляющие ключевых компетентностей, которые в более полной мере будут сформированы в процессе школьного обучения. Ведь впереди у ребенка школьная  жизнь: новая деятельность, новые обязанности и новые потребности.

           В нашем Центре мы учим  детей:

  1. ориентироваться в книгах, игрушках, рассказе сверстника и взрослого;
  2. понимать и принимать задание и предложение взрослого;
  3. доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
  4. задавать вопросы на интересующую тему;
  5. делать выводы из полученной информации;
  6. выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  7. спокойно отстаивать свое мнение;  
  8. спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

          Для формирования данных компетентностей педагоги нашего Центра используют технологии, формы, методы обучения, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка. К технологиям, поддерживающим компетентностный подход относится технология развивающих игр. В педагогическом процессе эта технология позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игравой деятельности, организованной взрослым. Эта технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью взрослого и самостоятельно.

          Первоначально Центр «Светлый мир» был организован как детская площадка, ориентированная на разностороннюю подготовку детей к школе. Всего было набрано 3 группы детей, большинство из которых посещало детские сады. Занятия проводились в вечернее время педагогами совместителями. Дошкольная площадка предоставила им возможность принять новые развивающие методики, которые способны увлечь детей. Пробудить их интерес к познавательной деятельности. Занятия проводились в нетрадиционной форме - дети много двигались, имели возможность выбора вида деятельности. Родители, посещающие открытые занятия, отмечали их информационную насыщенность, развивающее значение. Высокие результаты первого года работы привели к росту желающих обучаться. В книге отзывов появились первые восторженные благодарности. Родители утвердились в правильности выбора дошкольного учреждения.

          Была активизирована работа по совершенствованию материальной базы, обеспечению научного и психологического сопровождения образовательного процесса, налаживанию связей с инновационными лабораториями.

          Важную роль в этом процессе сыграло участие педагогов нашего Центра в региональных и республиканских конкурсах, семинарах и научно - практических конфнренциях в городах Набережные Челны, Йошкар-Ола, Казань, Чистополь и награждения дипломами.

          Мы систематически поддерживаем связь со школой «Кенгуру» при Методико-образовательном Центре «Витс» г.Казань, со Школой раннего развития «Светлячок» при Городском Дворце детского творчества г.Набережные Челны.    

          Начиная с 2006 года в связи с ростом числа детей с деффектом речи в Центре «Светлый мир» работает коррекционная группа с логопедом. А с 2007 года дети обучаются  по методике Зайцева. В этом учебном году родителям очень понравилась новая группа для гиперактивных детей, где основную роль играет психолог.  

            В 2010-2011 учебном году в нашем Центре обучалось около семидесяти детей. А в новом учебном  году их количество достигло до восьмидесяти. Наши выпускники показывают хорошие результаты при поступлении в школы и классы с углубленным изучением программ. 90% детей , окончивших наш Центр, учатся в гимназиях города и в школах с углубленным изучением предметов. Большинство из них учатся на «хорошо» и «отлично», и успешно участвуют в республиканских, городских и школьных олимпиадах. Они занимаются в разных хореографических и художественных школах. Творческие работы детей неоднократно выставлялись и имели успех на городских выставках и конкурсах.

            Мы, педагоги Центра «Светлый мир», гордимся своими выпускниками.

            Наша цель - сформировать интеллектуальные навыки, необходимые для успешного обучения в средней и в высшей школах.

            Наша задача – обучение без принуждения.

            Наше кредо – в каждом ребенке заложен огромный потенциал и талант. Его нужно вовремя найти и развить.

           Наши наблюдения показывают, что дети, занимавшиеся в Центре «Светлый мир» интеллектуально развиты, воспитаны, творчески активны, разноплановы в выборе деятельности.

            В заключении хочу  сказать, что компетентностный подход в обучении – это новая философия нашего времени. Это другая экономика, где главным ресурсом становится человек. Это иная политика, признающяя человека полноправным с первого момента его появления в мире…

            Мы любим тебя без особых причин

            За то, что ты – внук,

            За то, что ты – сын,

            За то, что – малыш,  

            За то, что – растешь,

            За то, что на маму и папу похож,

            И эта любовь до конца твоих дней

            Останется тайной опорой твоей.

                                                                                                     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование эффективных методов и приемов обучения дошкольников рисованию»

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом разви...

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Консультация на тему: «Личностно-ориентированный подход в обучении дошкольников с ЗПР»

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования, на сегодняшний день, является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной педагогической деяте...

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Комплексный подход к организации обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Современные подходы к обучению дошкольников математике"

    Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают ге...

Консультация для воспитателей Современные подходы к обучению дошкольников математике.

Данная консультация поможет правильно организовать работу по математическому развитию дошкольников согласно современным требованиям....