Проект образовательного конкурса «Инновационный поиск – 2021» Номинация: «Эфективные модели системы формирования у дошкольников задатков технологических лидеров будующего».
проект

Жидовинова Оксана Валерьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 (МБДОУ №50)                                                      муниципальное образование Усть – Лабинский район

 

Проект образовательного конкурса «Инновационный поиск – 2021»

Номинация: «Эфективные модели системы формирования у дошкольников задатков технологических лидеров будующего».

ПЛ АНЕТА

 

 

 

 

 

 

 

 

ст.Некрасовская

2021г

 

Паспорт инновационного проекта «Планета STEM».

1

Наименование инновационного проекта

Инновационный проект «Планета STEM».

2

Авторы

Заведующая МБДОУ№50 Харченко Г.П.

Старший воспитатель: Шаповалова Н.С.

Воспитатели: Жидовинова О.В.;  Андреева М.Н Гончарова В.Н.; Тарасенко Т.А. Малахова В.В.

 Шангина А.В.;

3

Цель внедрения инновационного проекта

Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

4

Задачи внедрения инновационного проекта

1.Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

2. Поддержка непрерывности реализации индивидуальных траекторий развития детей.

3. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде.

4. Формирование     у детей навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования.

5

Основная идея инновационного проекта

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства.

6

Нормативно – правовое обеспечение инновационного проекта

- Закон «Об образовании в РФ»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                   

 - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  на2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

7

Обоснование значимости для развития системы образования Краснодарского края

Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (Краснодарского края) на период до 2025 года»:

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

8

Новизна

Суть инновации проекта «Планета STEM» состоит в преемственном развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта.

9

Практическая значимость

Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций;

- создание образовательных  программ и методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEAM-образования» в системе дошкольного образования;

- трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.

10

Механизм реализации

Реализация      проекта    планируется    в    три    этапа–подготовительный, основной                 и заключительный. Механизм реализации проекта предусматривает:

- актуализацию необходимости внедрения идеи проекта в педагогическую практику;

- создание творческой группы по разработке основных мероприятий по реализации проекта;

- разработку необходимых        программно – методических                                рекомендаций по реализации проекта;

- разработку комплексного планирования работы с детьми дошкольного возраста. - реализацию плана-графика мероприятий.

11

I – этап

Организационно-подготовительный: познавательный

11.1

Сроки

Начало 2020г ноябрь-2021г декабрь.

11.1.2

Задачи

На данном этапе формируется нормативно-правовая база (локальные акты, приказы, разработка     и утверждение плана-графика          апробации     парциальной модульной программы«STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и т.д.)

Создается творческая группа по реализации проекта и утверждается ее состав. Формируется РППС в группе детского сада в соответствие с требованиями программы. Разрабатывается механизм реализации проекта.

11.1.3

Полученный результат

Разработан проект «Планета STEM» что повысило уровень информированности организации по шести модульным направлениям образовательной деятельности.

11.2

II – этап

Основной: теоретический и практический.

11.2.1

Сроки

2021-2023

11.2.2

Задачи

Реализация плана инновационной деятельности STEM-технологии.

Формирование системы методического сопровождения педагогов, системы контроля качества реализации проекта.

Реализация плана по взаимодействию с родителями, определение инновационных форм сотрудничества.

11.2.3

Полученный результат (предполагаемый)

Обеспечена вариативность содержания образовательного процесса через использование следующих образовательных модулей: «Дидактическая система Ф.Фрёбеля», «LEGO – конструирование», «Робототехника», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»

11.3

III - этап

Заключительный: рефлексивно-аналитический.

11.3.1

Сроки

2023

11.3.2

Задачи

Творческой группой педагогов осуществляется обобщение и трансляция опыта работы учреждения.

Разрабатываются рекомендации       по внедрению STEM-образования в дошкольных образовательных организациях. Проводится анализ результатов реализации проекта и подготавливается аналитический отчет.

11.3.3

Конечный результат (ожидаемый )

Создание в МБДОУ№50 мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников.

 Организация работы образовательных модулей инновационного проекта «Планета STEM»: «LEGO-конструирование», «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», Экспериментирование с живой и неживой природой цифровая лаборатория  «Наураша», «Мультстудия «Мир глазами детей», Робототехника.

Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

12

Перспективы развития инновации

Включение в образовательно-воспитательное пространство детского сада  новых социальных партнеров для обеспечения  расширения пространства социализации детей дошкольного возраста.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

14

Предложения по распространению и внедрению

Трансляция инновационного опыта  на сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет.

Публикации, практического педагогического опыта (семинары, круглые столы и др.).

Количественный рост образовательных организаций, принимающих участие в деятельности  проекта.

15

Статус инновационной площадки отсутствует

16

Ресурсное обеспечение инновационного проекта

Дошкольное образовательное учреждение имеет достаточный кадровый ресурс, обладающий соответствующей квалификацией, высоким профессионализмом, желанием осуществлять реализацию данного проекта.

16.1

Материальное

Детский сад оснащен современным оборудованием: -

-Комплект для образовательного модуля «Математическое развитие»;

-Набор конструктора «LEGO EducationWeDo 2.0», -«LEGO DUPLO», «LEGO CITY», «LEGO – Юнный программист»

-Комплекты для программирования би-боты «Пчёлка»;  Интерактивная лаборатория «Наураша»;

Планируется оснащение:

Стартовый комплект СТЕМ – оборудования

Комплект для программирования «MatataLab»;

-Мультстудия «Я творю мир»;  Программное обеспечение «LEGO EducationWeDoSoftware v.1.2»;

-Комплект дидактической системы Ф.Фрёбеля;

-Интерактивная песочница:

-Мобильный игровой стол для робототехники и экспериментирования.

16.2

Интеллектуальное

Для реализации проекта в МБДОУ №50 приобретаются необходимые            учебно-методические пособия позволяющие решать поставленные задачи проекта:

- Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля». Маркова­ В. А., Аверин С. А- М., 2018.  Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Зыкова О. А. - М., 2018.

«LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — М., 2018. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников». Маркова В. А. — М., 2018.

Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.

- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Муродходжаева Н. С.,Амочаева И. В. — М., 2018

16.3

Временное

Данный проект рассчитан в перспективе на будущее.

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» Наураша цифровая лаборатория

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Лего - конструирование»

2021-2022 учебный год

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» Наураша цифровая лаборатория

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

4. Модуль «Лего- конструирование»

2022-2023 учебный год

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» цифровая лаборатория «Наураша»

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

4. Модуль «Лего- конструирование»

5. Модуль «Математическое развитие»

6. Модуль «Мультстудия «Я творю мир»

1.Обоснование темы инновационного проекта «Планета STEM».

Необходимость применения достижений науки для создания современных технических обучающих изделий, отвечающих передовым требованиям.

1.1Обоснование темы проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (Краснодарского края) на период до 2025 года»:

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

    Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.  Исходя из выше сказанного, определена актуальность внедрения данной инновационной программы, которая отражает актуальные тенденции государственной политики Российской Федерации  и Краснодарского Края, муниципалитета в области дошкольного образования.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

Нормативно – правовое обеспечение инновационного проекта:

- Закон «Об образовании в РФ»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования         - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  на2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

1.3 Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы. Изучение и сравнительный анализ опыта реализации аналогичного проекта в РФ и Краснодарском крае

     Проблема развития творческого воображения у детей  дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью

эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно  мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Инновационный воспитательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы. Именно педагогические инновации Стем –технологии свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития. Инновационная деятельность проекта стимулирует глубокий аналитический подход к методической работе в новой ситуации. Существует и растет потребность в разработке условий обеспечивающих формирование способности и готовности детей дошкольного возраста к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.

1.4 Результаты инновационной деятельности по теме проекта на момент участия в конкурсе (степень разработанности инновации с предоставлением перечня ранее изданных материалов -публикаций, методических разработок). (Предполагаемые )

     Создан банк данных по использованию в работе теоретических знаний Стем – технологий по вовлечению педагогов  в образовательную и воспитательную деятельность детского сада. Методические пособия для организации работы по СТЕМ – образованию.    Перспективные планы по модулям:  «Математическое развитие», «Дидактическая система Фрёбеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO. Конструирование» «Робототехника», «Мультистудия» Я творю мир».  Разработан проект инновационной деятельности «Планета STEM»

2.1 Цель, задачи и перспективы реализации проекта.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

Задачи: 1.Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

2. Поддержка непрерывности реализации индивидуальных траекторий развития детей.

3. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде.

4. Формирование     у детей навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования.

Перспективы реализации проекта: Включение в образовательно-воспитательное пространство детского сада  новых социальных партнеров для обеспечения  расширения пространства социализации детей дошкольного возраста.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

2.2. Основная идея инновационного проекта.

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства.

2.3. Описание предполагаемых продуктов инновационной деятельности проекта.

1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:

 - Экспериментирование с предметами окружающего мира

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами

- Освоение пространственных отношений

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях 2.«LEGO - конструирование»:

-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию            и          речевому комментированию          процесса        и результата  собственной деятельности;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

3. Образовательный модуль «Математическое развитие»:

-комплексное            решение         задач   математического      развития        с          учетом возрастных   и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

4. Образовательный модуль «Робототехника»: - развитие логики и алгоритмического мышления;

- формирование основ программирования;

- развитие способностей к планированию, моделированию; - обработка информации;

- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей 5.Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»:

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

-освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

6. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Цифровая лаборатория Наураша :

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; -формирование экологического сознания.

Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного

процесса в ДОУ на основе STEM технологии. Разработка проектов по образовательным модулям. Мультфильмы «Город Будущего», «Бумажное царство».  Конспекты ОС.

 

2.4. Описание целевых групп, на которые они ориентированы.

Рекомендации инновационного проекта «Планета STEM» адресованы организациям и специалистам, реализующим образовательные программы и проекты, а также иным лицам, непосредственно связанным с реализацией данного проекта.

Проект ориентирован в первую очередь на воспитанников, как основную единицу

образовательного процесса. Воспитатель педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Администрация детского сада, так как от их деятельности напрямую зависит

успешность учебно-образовательного процесса в целом.

К целевым группам можно отнести родителей, так как именно они являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы  интеллектуального, физического и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте. Сделать

родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач

детского сада . А задача воспитателя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание в детском саду  и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

3. Состав работ.

3.1. Формирование нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности.

С целью решения поставленных задач в инновационном проекте «Планета STEM» создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства

разработаны локальные акты учреждения:

- приказ об организации инновационной деятельности;

- приказ о создании творческой группы;

- план работы в рамках инновационной деятельности.

3.2. Мероприятия, направленные на реализацию проекта

Подготовка методологии для проведения опросов.

Информирование педагогов, родителей об опросе по содержанию  Стем - образования, его целях, задачах с целью вовлечения в процесс и формирования позитивного отношения к новшествам.  Формирование плана-графика проведения опросов. Обсуждение с администрацией детского сада инновационного проекта и необходимых ресурсов на мероприятия.  Обработка результатов.  Ознакомление администрации детского сада, педагогов и родителей с полученными результатами. Проведение педагогического круглого стола с обсуждением полученных результатов и сбор идей, мероприятий по

улучшениям. Определение тем для родительских собраний по улучшению образовательного процесса. Проведение детско-родительских мероприятий с учетом мнения обучающихся.

3.3 Планируемые мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик проекта.

Создание методической сети «Планета STEM - Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования» на сайте МБДОУ №50 (http://mbdou50.at.ua/index/nashi_dostizhenija/0-26)

- размещение в методической сети разработки, нормативную аннотацию проекта, мастер-классы, семинары;

- размещение продуктов, материалов инновационной практики;

- проведение методических семинаров, мастер-классов;

- размещение анонсов и отчетов в методической сети;

- проведение мастер-классов, семинаров, практикумов по внедрению методических рекомендаций

- обратная связь с получателями инновационного опыта;

 - проведение мероприятий с учетом мнения родителей.

4. Модель авторской методической сети.

4.1. Цели и задачи сетевого взаимодействия, количество и состав

участников.

МБДОУ №50 создаст авторскую методическую сеть «Планета STEM - Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования».

Цель создания авторской методической сети:

- создание условий для распространения и внедрения продуктов инновационной деятельности.

Задачи:

- размещение на методической сети анонсов и методических разработок,

семинаров, мастер-классов и т.д.;

- получение внешней профессиональной компетентной оценки качества инновационного продукта и его эффективности;

- повышение результативности и качества профессиональной деятельности

педагогов образовательной организаций, внедряющих технологию обратной связи

для повышения качества образовательного процесса.

В состав участников входит администрация детского сада  (заведующий, старший воспитатель, физ.инструктор, педагог-психолог,),

педагогический коллектив, родители воспитанников.

4.2. Схема, формы и методы сетевого взаимодействия (совместные события, проекты, совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность и пр.).

В качестве модели создания и развития авторской методической сети по распространению опыта будет использоваться схема:

 

Старший воспитатель

Специалисты

 

 

 

                                                                                     

 

Заведующий МБДОУ№50

Воспитатели групп

                                                                                                                    

 

Творческая группа

Родители

воспитанников

 

 

 

 

 

 

 

Творческая группа педагогов формируется для выполнения конкретной задачи, в результате  чего определяется ролевой состав, сроки выполнения задачи и степень контроля работы команды со стороны администрации образовательной организации.

Важно, что при такой структуре любая группа или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным модулем инновационного проекта  или педагогом, родителем,

воспитанником, по вопросам совместной работы обмена идеями, созданию нового

интеллектуального продукта.

4.3 Количество планируемых организаций, учреждений, муниципалитетов, вовлеченных в сеть.

В настоящее время ведется работа по вовлечению в сеть МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

4.4. Содержание и формы реализации сетевых мероприятий  (конференции, вебинары, мастер-классы и пр.).

В ходе исследования об участии в мероприятиях различной направленности воспитанниками и педагогами планируется  реализовать следующие мероприятия:

На базе детского сада

1.Семинар « Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии».

2.Консультация «Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии».

3. Дни открытых дверей:  презентация Модуль - «Мир роботов». «LEGO - конструирование»: (конструирование из различных видов конструкторов)

Модуль «Математическое развитие» (игры с математическим содержанием в течении года)

Модуль «Мультстудия «Мир глазами детей». Мультфильм «Город Будущего»

Модуль «LEGO – конструирование» Планета STEM

3.Круглый стол «Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии»

4. Конкурсы -  проекты

-«Я-исследователь»

Разработка и проведение совместно с педагогами;

1.Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ»

2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.

3.Педсовет «Ярмарка инновационных проектов и идей»

4. Семинар «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС».

5. Участие в конкурсе «Технологии нового поколения» - показ ОД по данной технологии.

Проведено участие в муниципальных мероприятиях :

- Участие в муниципальном конкурсе педагогических проектов по математическому развитию дошкольников  «Познаём исследуем творим» 

-Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через дидактические  игры

-Путешествие в мир математики

-Участие в семинаре для воспитателей ДОУ района «Использование современных видов конструкторов в процессе развития познавательных способностей дошкольников»

- Участие в семинаре для воспитателей ДОУ района «Метод проектов как средство поддержки детской инициативы»

4.5. Нормативные акты, регулирующие сетевое взаимодействие.

Нормативным актом, регулирующим сетевое взаимодействие предполагается заключение договора о взаимном сотрудничестве организаций  МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

 

4.6. План развития и поддержки методической сети (Предполагаемый)

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Создание пакета документов, регламентирующих сетевое взаимодействие: договор/ соглашение о совместной деятельности, приказы.

Октябрь – ноябрь

2020г

Старший воспитатель

Шаповалова Н.С

2

Разработка, сопровождение инновационного проекта

Декабрь –январь

2020-2021г

Творческая группа педагогов

3

Презентация инновационного проекта «Планета STEM»

Февраль

2021г

Старший воспитатель

творческая группа педагогов

4

Обучающие  семинары

для разных целевых групп

Март

2021г

Старший воспитатель

творческая группа педагогов

5

Создание методических материалов по направлению инновационного проекта

В течении года

Творческая группа педагогов, воспитатели

6

Создание организационных схем

и процедур управления

совместной деятельностью

В течении года

Старший воспитатель

6

Проведение совместных мероприятий, разработка планов, программ в рамках сетевого взаимодействия

В течении года

Старший воспитатель

творческая группа педагогов по реализации инновационного проекта

7

Создание методического интернет ресурса, ведение блока по «STEM-образованию» на официальном сайте

В течении года

Старший воспитатель

Творческая группа педагогов.

 

5. Ожидаемые результаты

Минимальные требования

Предложения участника

1

Формирование комплекта продуктов инновационной деятельности в рамках выбранного проекта, в том числе методических разработок, программ,

диагностических инструментов, методических комплектов, моделей, результатов апробаций и пр. в форме типовых документов, пособий, технологических карт и пр. (не менее 3-х продуктов).

1.Диагностическая разработка

эффективности работы «STEM-лаборатории» в процессе развития

интеллектуальных способностей

дошкольников;

2. Диагностическая разработка

удовлетворенности качеством образовательного процесса в детском саду для родителей;

3. Методическая разработка на тему «Преемственность в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта»

2

Проведение муниципальных районных методических объединений, семинаров (вебинаров), мастер-классов посвященных практике инновационной деятельности в рамках проекта (не менее 3-х).

1. «Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста на основе синтеза художественного и технического творчества средствами цифровых медийных технологий»

2.  Семинар «Условия организации СТЕМ-образования дошкольников».

3. Видеолекция «"Использование робота-пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности  для развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста» (проект  Алгоритмика «Умная пчёлка»).

3

Отчет о реализации плана-графика (не

менее 3-х)

1.Разработаны опросники для

родителей, по результатам которых

скорректирована работа в плане проведения мероприятий с

учетом мнения родителей воспитанников;

2. Достигнуты договоренности

о взаимодействии с Центром образования «Точка роста;

3. Согласно графика проведены обучающие семинары, консультации, мастер-классы  для педагогов, родителей,

о необходимости формирования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного.

4

Создание авторской методической

сети

МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

5

Организация повышения

квалификации (не менее 41% педагогов

 (не менее 20% для специалистов),

Планируемые прохождение курсов повышения квалификации по теме инновационной

деятельности).

«Инновационные технологии в

образовательном процессе как

основа реализации ФГОС ДО»;

«Реализации программы STEM-образования и робототехнике в рамках студийно - кружковой работы»

Воспитатели:

Жидовинова О.В.; 

Андреева М.Н

Гончарова В.Н.;

Тарасенко Т.А.

Малахова В.В.

 Шангина А.В.;

Обучающий модуль «Я преподаватель Робототехники»

Жидовинова О.В.

 

6. План-график выполнения работ

Год выполнения

Перечень мероприятий

Срок выполнения

(начало-завершение)

2020г

Подготовительный этап. Создание

условий для реализации инновационного проекта.

1. Педагогический совет

2. Организация творческой группы

3. Утверждение плана-графика

октябрь

Воспитатели :

Информирование родителей об

опросе, его целях, задачах с целью

вовлечения в процесс и

формирования позитивного

отношения к инновационным новшествам.

2. Проведение опросов среди родителей

ноябрь

 Обработка результатов

Ознакомление администрации детского сада, педагогов и родителей с полученными

Результатами

Декабрь

2021

Проведение педагогических собраний с обсуждением полученных результатов и сбор идей от родителей и педагогов  по улучшениям инновационного проекта

2. Проведение педагогического совета

с обсуждением мероприятий по улучшениям.

3. Определение тем для родительских

собраний по улучшению образовательного процесса.

Январь -март

1. Подведение итогов деятельности инновационного проекта  по вовлечению в образовательный процесс воспитанников, родителей и  постановка целей на следующий учебный год.

2. Родительские собрания и ознакомление с результатами работы детского сада  по данному

направлению.

Апрель - май

 

7. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач

инновационной программы.  Материально-техническая база.

 

Для реализации инновационного проекта «Планета STEM» по вовлеченности воспитанников в образовательный процесс использовались Интернет, персональные компьютеры, планшеты, интерактивные доски которыми оснащён детский сад.

Финансы на реализацию мероприятий были привлечены из внебюджета образовательного учреждения, а именно спонсорская помощь  заинтересованных лиц, организаций – партнеров.

 

Используемая литература:

Учебно-методические условия:

• STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в

процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое

творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория

знаний, 2018.

• Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля» / Маркова

В.А., Аверин С.А. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» /

Зыкова О.А. – М.: 2018.

• «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого

развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education» /

Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» / Маркова

В.А. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Робототехника» / Аверин С.А., Маркова В.А., Теплова А.Б.

– М.: 2018.

• Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» / Муродходжаева Н.С.,

Амочаева И.В. – М.: 2018.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem_pasport_proekta.docx154.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №50 (МБДОУ №50)                                                      муниципальное образование Усть – Лабинский район

Проект образовательного конкурса «Инновационный поиск – 2021»

Номинация: «Эфективные модели системы формирования у дошкольников задатков технологических лидеров будующего».

ПЛ АНЕТА

http://5liski.detkin-club.ru/images/custom_4/3-5_5e1ff926e8582.jpg

ст.Некрасовская

2021г

Паспорт инновационного проекта «Планета STEM».

1

Наименование инновационного проекта

Инновационный проект «Планета STEM».

2

Авторы

Заведующая МБДОУ№50 Харченко Г.П.

Старший воспитатель: Шаповалова Н.С.

Воспитатели: Жидовинова О.В.;  Андреева М.Н Гончарова В.Н.; Тарасенко Т.А. Малахова В.В.

 Шангина А.В.;

3

Цель внедрения инновационного проекта

Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

4

Задачи внедрения инновационного проекта

1.Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

2. Поддержка непрерывности реализации индивидуальных траекторий развития детей.

3. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде.

4. Формирование        у детей навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования.

5

Основная идея инновационного проекта

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства.

6

Нормативно – правовое обеспечение инновационного проекта

- Закон «Об образовании в РФ»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                  

 - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  на2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

7

Обоснование значимости для развития системы образования Краснодарского края

Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (Краснодарского края) на период до 2025 года»:

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

8

Новизна

Суть инновации проекта «Планета STEM» состоит в преемственном развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта.

9

Практическая значимость

Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций;

- создание образовательных  программ и методических рекомендаций по моделированию образовательной среды, направленной на развитие детского технического творчества, для дальнейшего использования технологии «STEAM-образования» в системе дошкольного образования;

- трансляция передового опыта на разных уровнях, информирование общественности о результатах реализации проекта.

10

Механизм реализации

Реализация        проекта        планируется        в        три        этапа–подготовительный, основной        и заключительный. Механизм реализации проекта предусматривает:

- актуализацию необходимости внедрения идеи проекта в педагогическую практику;

- создание творческой группы по разработке основных мероприятий по реализации проекта;

- разработку необходимых        программно – методических        рекомендаций по реализации проекта;

- разработку комплексного планирования работы с детьми дошкольного возраста. - реализацию плана-графика мероприятий.

11

I – этап

Организационно-подготовительный: познавательный

11.1

Сроки

Начало 2020г ноябрь-2021г декабрь.

11.1.2

Задачи

На данном этапе формируется нормативно-правовая база (локальные акты, приказы, разработка        и утверждение плана-графика        апробации        парциальной модульной программы«STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» и т.д.)

Создается творческая группа по реализации проекта и утверждается ее состав. Формируется РППС в группе детского сада в соответствие с требованиями программы. Разрабатывается механизм реализации проекта.

11.1.3

Полученный результат

Разработан проект «Планета STEM» что повысило уровень информированности организации по шести модульным направлениям образовательной деятельности.

11.2

II – этап

Основной: теоретический и практический.

11.2.1

Сроки

2021-2023

11.2.2

Задачи

Реализация плана инновационной деятельности STEM-технологии.

Формирование системы методического сопровождения педагогов, системы контроля качества реализации проекта.

Реализация плана по взаимодействию с родителями, определение инновационных форм сотрудничества.

11.2.3

Полученный результат (предполагаемый)

Обеспечена вариативность содержания образовательного процесса через использование следующих образовательных модулей:        «Дидактическая система Ф.Фрёбеля», «LEGO – конструирование», «Робототехника», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Мультстудия «Я творю мир»

11.3

III - этап

Заключительный: рефлексивно-аналитический.

11.3.1

Сроки

2023

11.3.2

Задачи

Творческой группой педагогов осуществляется обобщение и трансляция опыта работы учреждения.

Разрабатываются рекомендации        по внедрению STEM-образования в дошкольных образовательных организациях. Проводится анализ результатов реализации проекта и подготавливается аналитический отчет.

11.3.3

Конечный результат (ожидаемый )

Создание в МБДОУ№50 мультифункциональной, вариативной среды для развития технологической компетентности дошкольников.

 Организация работы образовательных модулей инновационного проекта «Планета STEM»: «LEGO-конструирование», «Дидактическая система Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», Экспериментирование с живой и неживой природой цифровая лаборатория  «Наураша», «Мультстудия «Мир глазами детей», Робототехника.

Обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности, уверенности в себе.

Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации совместных мероприятий.

12

Перспективы развития инновации

Включение в образовательно-воспитательное пространство детского сада  новых социальных партнеров для обеспечения  расширения пространства социализации детей дошкольного возраста.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

14

Предложения по распространению и внедрению

Трансляция инновационного опыта  на сайтах ДОУ и образовательных ресурсах в сети интернет.

Публикации, практического педагогического опыта (семинары, круглые столы и др.).

Количественный рост образовательных организаций, принимающих участие в деятельности  проекта.

15

Статус инновационной площадки отсутствует

16

Ресурсное обеспечение инновационного проекта

Дошкольное образовательное учреждение имеет достаточный кадровый ресурс, обладающий соответствующей квалификацией, высоким профессионализмом, желанием осуществлять реализацию данного проекта.

16.1

Материальное

Детский сад оснащен современным оборудованием: -

-Комплект для образовательного модуля «Математическое развитие»;

-Набор конструктора «LEGO EducationWeDo 2.0», -«LEGO DUPLO», «LEGO CITY», «LEGO – Юнный программист»

-Комплекты для программирования би-боты «Пчёлка»;  Интерактивная лаборатория «Наураша»;

Планируется оснащение:

Стартовый комплект СТЕМ – оборудования

Комплект для программирования «MatataLab»;

-Мультстудия «Я творю мир»;  Программное обеспечение «LEGO EducationWeDoSoftware v.1.2»;

-Комплект дидактической системы Ф.Фрёбеля;

-Интерактивная песочница:

-Мобильный игровой стол для робототехники и экспериментирования.

16.2

Интеллектуальное

Для реализации проекта в МБДОУ №50 приобретаются необходимые        учебно-методические пособия позволяющие решать поставленные задачи проекта:

- Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля». Маркова­ В. А., Аверин С. А- М., 2018.  Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой». Зыкова О. А. - М., 2018.

«LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. — М., 2018. Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников». Маркова В. А. — М., 2018.

Образовательный модуль «Робототехника». Аверин С. А., Маркова В. А., Теплова А. Б. — М., 2018.

- Образовательный модуль «Мультстудия “Я творю мир”». Муродходжаева Н. С.,Амочаева И. В. — М., 2018

16.3

Временное

Данный проект рассчитан в перспективе на будущее.

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» Наураша цифровая лаборатория

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Лего - конструирование»

2021-2022 учебный год

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» Наураша цифровая лаборатория

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

4. Модуль «Лего- конструирование»

2022-2023 учебный год

1. Модуль  «Экспериментирование с живой и неживой природой» цифровая лаборатория «Наураша»

2. Модуль «Робототехника»

3. Модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

4. Модуль «Лего- конструирование»

5. Модуль «Математическое развитие»

6. Модуль «Мультстудия «Я творю мир»

1.Обоснование темы инновационного проекта «Планета STEM».

Необходимость применения достижений науки для создания современных технических обучающих изделий, отвечающих передовым требованиям.

1.1Обоснование темы проекта. Актуальность для развития системы образования, соответствие ведущим инновационным направлениям развития образования Краснодарского края.

В современной России приоритетным является развитие науки, техники и производств, подготовка квалифицированных кадров, способных ориентироваться в непрерывном потоке новой информации, принимать нестандартные творческие решения. В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей дошкольного возраста технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков. Эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженерных кадров в стенах современного дошкольного учреждения является STEAM – образование (S – science – естественные науки, T – technology – технология, E – engineering – инженерное искусство, A – art – искусство, творчество, M – mathematics (математика).

Проект является решением задач, поставленных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (Краснодарского края) на период до 2025 года»:

- развитие личности, обладающей актуальными знаниями и умениями;

- создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты.

Проект также является решением одной из задач ФГОС дошкольного образования:

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

    Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.  Исходя из выше сказанного, определена актуальность внедрения данной инновационной программы, которая отражает актуальные тенденции государственной политики Российской Федерации  и Краснодарского Края, муниципалитета в области дошкольного образования.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта.

Нормативно – правовое обеспечение инновационного проекта:

- Закон «Об образовании в РФ»,

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования         - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»  на2018–2025 годы и «Стратегия развития воспитания до 2025 года» установили новые целевые ориентиры развития системы образования в РФ: создание механизма её устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

1.3 Проблема, решаемая в ходе инновационной деятельности. Степень теоретической и практической проработанности проблемы. Изучение и сравнительный анализ опыта реализации аналогичного проекта в РФ и Краснодарском крае

     Проблема развития творческого воображения у детей  дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности». Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью

эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно  мыслящий и доброжелательный гражданин. Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому возникла необходимость внедрения STEAM – технологии в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству и формированию творческого мышления и воображения, так же первоначальных технических навыков.

Инновационный воспитательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы. Именно педагогические инновации Стем –технологии свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития. Инновационная деятельность проекта стимулирует глубокий аналитический подход к методической работе в новой ситуации. Существует и растет потребность в разработке условий обеспечивающих формирование способности и готовности детей дошкольного возраста к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.

1.4 Результаты инновационной деятельности по теме проекта на момент участия в конкурсе (степень разработанности инновации с предоставлением перечня ранее изданных материалов -публикаций, методических разработок). (Предполагаемые )

     Создан банк данных по использованию в работе теоретических знаний Стем – технологий по вовлечению педагогов  в образовательную и воспитательную деятельность детского сада. Методические пособия для организации работы по СТЕМ – образованию.         Перспективные планы по модулям:  «Математическое развитие», «Дидактическая система Фрёбеля», «Экспериментирование с живой и неживой природой», «LEGO. Конструирование» «Робототехника», «Мультистудия» Я творю мир».  Разработан проект инновационной деятельности «Планета STEM»

2.1 Цель, задачи и перспективы реализации проекта.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество детей дошкольного возраста.

Задачи: 1.Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования.

2. Поддержка непрерывности реализации индивидуальных траекторий развития детей.

3. Адаптация детей, начиная с дошкольного возраста, к современной образовательной среде.

4. Формирование        у детей навыков коллективной работы в синтезе с индивидуализацией образования.

Перспективы реализации проекта: Включение в образовательно-воспитательное пространство детского сада  новых социальных партнеров для обеспечения  расширения пространства социализации детей дошкольного возраста.

Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEAM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.

2.2. Основная идея инновационного проекта.

Создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства.

2.3. Описание предполагаемых продуктов инновационной деятельности проекта.

1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»:

 - Экспериментирование с предметами окружающего мира

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами

- Освоение пространственных отношений

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях 2.«LEGO - конструирование»:

-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию        и        речевому комментированию        процесса        и результата        собственной деятельности;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.

3. Образовательный модуль «Математическое развитие»:

-комплексное        решение        задач        математического        развития        с        учетом возрастных        и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

4. Образовательный модуль «Робототехника»: - развитие логики и алгоритмического мышления;

- формирование основ программирования;

- развитие способностей к планированию, моделированию; - обработка информации;

- развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей 5.Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»:

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий;

-освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

6. Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Цифровая лаборатория Наураша :

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия; -формирование экологического сознания.

Создание буклетов с содержанием информации об организации образовательного

процесса в ДОУ на основе STEM технологии. Разработка проектов по образовательным модулям. Мультфильмы «Город Будущего», «Бумажное царство».  Конспекты ОС.

2.4. Описание целевых групп, на которые они ориентированы.

Рекомендации инновационного проекта «Планета STEM» адресованы организациям и специалистам, реализующим образовательные программы и проекты, а также иным лицам, непосредственно связанным с реализацией данного проекта.

Проект ориентирован в первую очередь на воспитанников, как основную единицу

образовательного процесса. Воспитатель педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Администрация детского сада, так как от их деятельности напрямую зависит

успешность учебно-образовательного процесса в целом.

К целевым группам можно отнести родителей, так как именно они являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы  интеллектуального, физического и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте. Сделать

родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач

детского сада . А задача воспитателя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание в детском саду  и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни детского сада важно не потому, что так хочет педагог, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

3. Состав работ.

3.1. Формирование нормативных правовых и организационно-методических условий системной инновационной деятельности.

С целью решения поставленных задач в инновационном проекте «Планета STEM» создание условий для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности детей  на всех этапах дошкольного детства

разработаны локальные акты учреждения:

- приказ об организации инновационной деятельности;

- приказ о создании творческой группы;

- план работы в рамках инновационной деятельности.

3.2. Мероприятия, направленные на реализацию проекта

Подготовка методологии для проведения опросов.

Информирование педагогов, родителей об опросе по содержанию  Стем - образования, его целях, задачах с целью вовлечения в процесс и формирования позитивного отношения к новшествам.  Формирование плана-графика проведения опросов. Обсуждение с администрацией детского сада инновационного проекта и необходимых ресурсов на мероприятия.  Обработка результатов.  Ознакомление администрации детского сада, педагогов и родителей с полученными результатами. Проведение педагогического круглого стола с обсуждением полученных результатов и сбор идей, мероприятий по

улучшениям. Определение тем для родительских собраний по улучшению образовательного процесса. Проведение детско-родительских мероприятий с учетом мнения обучающихся.

3.3 Планируемые мероприятия по внедрению и распространению инновационных практик проекта.

Создание методической сети «Планета STEM - Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования» на сайте МБДОУ №50 (http://mbdou50.at.ua/index/nashi_dostizhenija/0-26)

- размещение в методической сети разработки, нормативную аннотацию проекта, мастер-классы, семинары;

- размещение продуктов, материалов инновационной практики;

- проведение методических семинаров, мастер-классов;

- размещение анонсов и отчетов в методической сети;

- проведение мастер-классов, семинаров, практикумов по внедрению методических рекомендаций

- обратная связь с получателями инновационного опыта;

 - проведение мероприятий с учетом мнения родителей.

4. Модель авторской методической сети.

4.1. Цели и задачи сетевого взаимодействия, количество и состав

участников.

МБДОУ №50 создаст авторскую методическую сеть «Планета STEM - Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования».

Цель создания авторской методической сети:

- создание условий для распространения и внедрения продуктов инновационной деятельности.

Задачи:

- размещение на методической сети анонсов и методических разработок,

семинаров, мастер-классов и т.д.;

- получение внешней профессиональной компетентной оценки качества инновационного продукта и его эффективности;

- повышение результативности и качества профессиональной деятельности

педагогов образовательной организаций, внедряющих технологию обратной связи

для повышения качества образовательного процесса.

В состав участников входит администрация детского сада  (заведующий, старший воспитатель, физ.инструктор, педагог-психолог,),

педагогический коллектив, родители воспитанников.

4.2. Схема, формы и методы сетевого взаимодействия (совместные события, проекты, совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность и пр.).

В качестве модели создания и развития авторской методической сети по распространению опыта будет использоваться схема:

        

        

Творческая группа педагогов формируется для выполнения конкретной задачи, в результате  чего определяется ролевой состав, сроки выполнения задачи и степень контроля работы команды со стороны администрации образовательной организации.

Важно, что при такой структуре любая группа или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным модулем инновационного проекта  или педагогом, родителем,

воспитанником, по вопросам совместной работы обмена идеями, созданию нового

интеллектуального продукта.

4.3 Количество планируемых организаций, учреждений, муниципалитетов, вовлеченных в сеть.

В настоящее время ведется работа по вовлечению в сеть МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

4.4. Содержание и формы реализации сетевых мероприятий  (конференции, вебинары, мастер-классы и пр.).

В ходе исследования об участии в мероприятиях различной направленности воспитанниками и педагогами планируется  реализовать следующие мероприятия:

На базе детского сада

1.Семинар « Создание условий, стимулирующих детскую инициативу, творчество для совместной деятельности взрослых и детей на основе STEM-технологии».

2.Консультация «Обогащение предметно развивающей среды для реализации на практике STEM-технологии».

3. Дни открытых дверей:  презентация Модуль - «Мир роботов». «LEGO - конструирование»: (конструирование из различных видов конструкторов)

Модуль «Математическое развитие» (игры с математическим содержанием в течении года)

Модуль «Мультстудия «Мир глазами детей». Мультфильм «Город Будущего»

Модуль «LEGO – конструирование» Планета STEM

3.Круглый стол «Информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM технологии»

4. Конкурсы -  проекты

-«Я-исследователь»

Разработка и проведение совместно с педагогами;

1.Консультация для педагогов «Использование STEM образования в ДОУ»

2. Информационный стенд: буклеты, памятки по данной теме.

3.Педсовет «Ярмарка инновационных проектов и идей»

4. Семинар «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в формате ФГОС».

5. Участие в конкурсе «Технологии нового поколения» - показ ОД по данной технологии.

Проведено участие в муниципальных мероприятиях :

- Участие в муниципальном конкурсе педагогических проектов по математическому развитию дошкольников  «Познаём исследуем творим»  

-Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста через дидактические  игры

-Путешествие в мир математики

-Участие в семинаре для воспитателей ДОУ района «Использование современных видов конструкторов в процессе развития познавательных способностей дошкольников»

- Участие в семинаре для воспитателей ДОУ района «Метод проектов как средство поддержки детской инициативы»

4.5. Нормативные акты, регулирующие сетевое взаимодействие.

Нормативным актом, регулирующим сетевое взаимодействие предполагается заключение договора о взаимном сотрудничестве организаций  МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

 

4.6. План развития и поддержки методической сети (Предполагаемый)

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Создание пакета документов, регламентирующих сетевое взаимодействие: договор/ соглашение о совместной деятельности, приказы.

Октябрь – ноябрь

2020г

Старший воспитатель

Шаповалова Н.С

2

Разработка, сопровождение инновационного проекта

Декабрь –январь

2020-2021г

Творческая группа педагогов

3

Презентация инновационного проекта «Планета STEM»

Февраль

2021г

Старший воспитатель

творческая группа педагогов

4

Обучающие  семинары

для разных целевых групп

Март

2021г

Старший воспитатель

творческая группа педагогов

5

Создание методических материалов по направлению инновационного проекта

В течении года

Творческая группа педагогов, воспитатели

6

Создание организационных схем

и процедур управления

совместной деятельностью

В течении года

Старший воспитатель

6

Проведение совместных мероприятий, разработка планов, программ в рамках сетевого взаимодействия

В течении года

Старший воспитатель

творческая группа педагогов по реализации инновационного проекта

7

Создание методического интернет ресурса, ведение блока по «STEM-образованию» на официальном сайте

В течении года

Старший воспитатель

Творческая группа педагогов.

5. Ожидаемые результаты

Минимальные требования

Предложения участника

1

Формирование комплекта продуктов инновационной деятельности в рамках выбранного проекта, в том числе методических разработок, программ,

диагностических инструментов, методических комплектов, моделей, результатов апробаций и пр. в форме типовых документов, пособий, технологических карт и пр. (не менее 3-х продуктов).

1.Диагностическая разработка

эффективности работы «STEM-лаборатории» в процессе развития

интеллектуальных способностей

дошкольников;

2. Диагностическая разработка

удовлетворенности качеством образовательного процесса в детском саду для родителей;

3. Методическая разработка на тему «Преемственность в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного и начального школьного возраста для обеспечения качественного образования, выполнения Федерального государственного образовательного стандарта»

2

Проведение муниципальных районных методических объединений, семинаров (вебинаров), мастер-классов посвященных практике инновационной деятельности в рамках проекта (не менее 3-х).

1. «Организация продуктивной деятельности детей дошкольного возраста на основе синтеза художественного и технического творчества средствами цифровых медийных технологий»

2.  Семинар «Условия организации СТЕМ-образования дошкольников».

3. Видеолекция «"Использование робота-пчелы Bee-bot в процессе педагогической деятельности  для развития предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста» (проект  Алгоритмика «Умная пчёлка»).

3

Отчет о реализации плана-графика (не

менее 3-х)

1.Разработаны опросники для

родителей, по результатам которых

скорректирована работа в плане проведения мероприятий с

учетом мнения родителей воспитанников;

2. Достигнуты договоренности

о взаимодействии с Центром образования «Точка роста;

3. Согласно графика проведены обучающие семинары, консультации, мастер-классы  для педагогов, родителей,

о необходимости формирования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного.

4

Создание авторской методической

сети

МБОУ СОШ №12 имени В.М. Агиенко, Центр образования «Точка роста».

5

Организация повышения

квалификации (не менее 41% педагогов

 (не менее 20% для специалистов),

Планируемые прохождение курсов повышения квалификации по теме инновационной

деятельности).

«Инновационные технологии в

образовательном процессе как

основа реализации ФГОС ДО»;

«Реализации программы STEM-образования и робототехнике в рамках студийно - кружковой работы»

Воспитатели:

Жидовинова О.В.;  

Андреева М.Н

Гончарова В.Н.;

Тарасенко Т.А.

Малахова В.В.

 Шангина А.В.;

Обучающий модуль «Я преподаватель Робототехники»

Жидовинова О.В.

6. План-график выполнения работ

Год выполнения

Перечень мероприятий

Срок выполнения

(начало-завершение)

2020г

Подготовительный этап. Создание

условий для реализации инновационного проекта.

1. Педагогический совет

2. Организация творческой группы

3. Утверждение плана-графика

октябрь

Воспитатели :

Информирование родителей об

опросе, его целях, задачах с целью

вовлечения в процесс и

формирования позитивного

отношения к инновационным новшествам.

2. Проведение опросов среди родителей

ноябрь

 Обработка результатов

Ознакомление администрации детского сада, педагогов и родителей с полученными

Результатами

Декабрь

2021

Проведение педагогических собраний с обсуждением полученных результатов и сбор идей от родителей и педагогов  по улучшениям инновационного проекта

2. Проведение педагогического совета

с обсуждением мероприятий по улучшениям.

3. Определение тем для родительских

собраний по улучшению образовательного процесса.

Январь -март

1. Подведение итогов деятельности инновационного проекта  по вовлечению в образовательный процесс воспитанников, родителей и  постановка целей на следующий учебный год.

2. Родительские собрания и ознакомление с результатами работы детского сада  по данному

направлению.

Апрель - май

7. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач

инновационной программы.  Материально-техническая база.

Для реализации инновационного проекта «Планета STEM» по вовлеченности воспитанников в образовательный процесс использовались Интернет, персональные компьютеры, планшеты, интерактивные доски которыми оснащён детский сад.

Финансы на реализацию мероприятий были привлечены из внебюджета образовательного учреждения, а именно спонсорская помощь  заинтересованных лиц, организаций – партнеров.

Используемая литература:

Учебно-методические условия:

• STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в

процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое

творчество: учебная программа / Т.В. Волосовец и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория

знаний, 2018.

• Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля» / Маркова

В.А., Аверин С.А. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» /

Зыкова О.А. – М.: 2018.

• «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого

развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education» /

Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Математическое развитие дошкольников» / Маркова

В.А. – М.: 2018.

• Образовательный модуль «Робототехника» / Аверин С.А., Маркова В.А., Теплова А.Б.

– М.: 2018.

• Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» / Муродходжаева Н.С.,

Амочаева И.В. – М.: 2018.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Модель образовательной системы формирования интеллекта дошкольников в процессе развития связной речи в средней группе»

Методическая разработка «Модель образовательной системы формирования интеллекта дошкольников в процессе развития связной речи в средней группе»...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тематическая  неделя "Детский сад"Упражнение "Аквагимнастика" -  "Детский сад"Листики под ножками весело шуршат (медленное поглаживание поверхности воды).С...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тема недели "Осень"Упражнение Аквагимнастика - "Дождь"Дождь пошел, как из ведра,Будет лить он до утра.И.п пальцы разведенны в стороны;(легкое постукивание пальцами по поверхности в...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тематическая неделя "Осень"Упражнение "Аквагимнастика" - "Ходит - бродит осень"Ходит – бродит осень, по лесным тропинкам.  Ходит – бродит осень (ходьба п...

Инновационная площадка "Использование в образовательной деятельности инновационных технологий, ориентированных на развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников"

Тема недели "Я в мире человек"Упражнение Аквагимнастика- "Моя семья"Моя семья крепка, дружна.(опустить ручки на дно контейнера,скрепить ручки между собой в замочек)И для меня она в...