"Духовно-нравственное воспитание у дошкольников"
статья

Долгих Маргарита Вячеславовна

В статье обосновывается важность духовно-нравственного воспитания детей, особенно в дошкольный период развития, когда закладываются качества человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_vospitanie_u_doshchkolnikov.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание у дошкольников

Духовно-нравственное воспитание всегда должно быть приоритетным направлением в воспитании ребенка и у родителей, и у воспитателей. Формирование духовной и эмоциональной сферы, шкалы ценностей происходит именно в дошкольном возрасте. Тесное общение с другими детьми, поведение родителей, воспитателей и знакомых взрослых, информация, поступающая из телевизора или компьютера - все это закладывает фундамент духовно нравственной личности ребенка.

К сожалению, многие родители не осознают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Ребенок, как губка, впитывает и модель поведения взрослых, и их манеру вести разговор. Воспитателю в таких случаях необходимо подтолкнуть родителей к пониманию того, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Ребенок неосознанно передает все, что происходит у него в семье, и порой воспитатели знают о родителях больше, чем близкие и родственники.

В одном детском саду на утреннике воспитатели решили провести небольшую юмористическую анкету: задавать одни и те же вопросы маме о ребенке и ребенку - о маме. Конечно, было весело, но повторять этот эксперимент больше вряд ли будут. Вопрос маме: назовите любимое занятие дочери. Ответ мамы: читать, делать поделки, помогать в домашних делах. Ответ дочери: играть в телефон, смотреть Tik Tok. Вопрос маме:  чем она любит заниматься? Ответ мамы: шитье, йога. Ответ сына: смотреть Дом 2.

Воспитывать родителей не входит в обязанности педагогов. Но необходимо мягко направлять, давать консультации, при этом стараясь обойтись без назидательного тона и навязывания.

Если повлиять на поведение родителей воспитатель вряд ли может, то, по крайней мере, можно скорректировать влияние информационного контента, который смотрит ребенок за стенами дошкольного учреждения. Обсуждение мультфильмов с дошкольником необходимо, тем более, что персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Например, в мультсериале про Лунтика есть очень неоднозначный персонаж – кузнечик Кузя. В классификации персонажей этот герой должен считаться положительным, но его поступки показывают обратное. Кузя ворует конфеты, собственнически относится к Лунтику, навязывает свое мнение окружающим, обманывает, ленится, предает доверие, в общем – это не самый лучший пример для подражания. И в то же время он является лучшим другом Лунтика – однозначно положительного героя. По моему мнению, это не совсем правильный ход сценаристов. Кузю постоянно прощают, практически не наказывают, и складывается впечатление, что на Кузю никак не действует положительное влияние Лунтика.

Обсуждение мультфильмов обязательно нужно проводить, потому что детям свойственно подражать и у них отсутствует критическое отношение к тому, что они видят и слышат. Поступки, высказывания главных героев ребенок воспринимает, как должное. В зависимости от того, какие мультфильмы будет смотреть ребенок, в его голове будут формироваться представления о норме и запретах в поведении с другими людьми, о добре и зле. Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых потом строится его модель мира, что в целом влияет на формирование личности.

Таким образом, необходимо отметить, что воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример поведения взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребѐнка, а также героев книг и мультфильмов.  Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются основы поведения и шкала нравственных ценностей. К сожалению, материальные ценности во многих семьях преобладают  над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Ставя во главу угла  интеллектуальное развитие, многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребѐнка, над развитием его нравственных и духовных качеств. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...