Картотека игр с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты
картотека
Картотека игр
с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты
Разработала:
Дегтяренко Т.В.
Упражнение «Заплетем косу»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку». По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.
Упражнение «Жгутики»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики». Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик. Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.
Упражнение «Сжимаем в кулачке»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке». Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.
Упражнение «Наматывание»
Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик». Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д. Педагог постоянно комментирует свои действия.
Упражнение «Узелки»
Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Ход упражнения:
Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся. Давайте завяжем из них узелки». По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.
Воздушно-пузырьковая колонна
Пузырьковая колонна - основной и неотъемлемый элемент любой Сенсорной комнаты. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, постоянно меняется цвет подсветки. Акриловые зеркала создают объемный эффект и искаженное отражение. За счет чего сенсорный уголок преображается в уголок «Трио», а уголок из трех колонн превращается в колоннаду из… количество колонн
Упражнение «Поймай взглядом»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).
Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.
Упражнение «Посчитаем пузырьки»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, их посчитаем». Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.
Упражнение «Поймай пальчиком»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбку». Каждый ребенок «ловит» рыбку определенного цвета (следит пальчиком по ребристой поверхности трубки за движениями рыбок). Дети «ловят» рыбок, то правой, то левой рукой.
Упражнение «Найди такую же рыбку»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, зрительной памяти, зрительно-моторной координации; развитие тактильной чувствительности.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на отражение трубки в зеркале, подчеркивает, что в той трубке, которая отражается, плавают такие же рыбки. Обращается к детям: «Давайте поймаем рыбок». Дети «ловят» одну и ту же рыбку сначала в колонне, потом в ее отражении, анализируя поверхность (гладкая, ребристая).
Упражнение «Верх — низ»
Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации; совершенствование ориентировки в пространстве (низ — верх).
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на воздушно-пузырьковую колонну: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, куда поплыла эта красная рыбка?» Дети определяют расположение рыбок (верх — низ).
Упражнение «Звездное небо»
Цели: обогащение сенсорного опыта; развитие зрительного восприятия.
Ход упражнения
Дети и педагог лежат на мягком модуле, любуясь Потолочной панелью «Звездное небо». Педагог спрашивает детей, в какое время суток могут гореть звездочки. Дети рассматривают небо, определяя цвет, форму, размер звездочек.
Упражнение «Куда полетела звезда?»
Цель: развитие зрительного восприятия, плавного прослеживания глазами, ориентировки в пространстве.
Ход упражнения
Дети и педагог лежат на мягком модуле, любуясь Потолочной панелью «Звездное небо». Педагог обращает внимание детей на звезду зеленого цвета в центре панно и просит найти такую же: слева, справа, вверху, внизу. При повторении упражнения, когда дети усвоят материал, педагог усложняет задания: а) просит найти звезду в верхнем правом углу и т.д.; б) постепенно увеличивает количество звезд, которое нужно найти.
Упражнение «Поймай звезду»
Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на панно «Звездное небо», говорит им: «Давайте, представим, что звездочка упала и нужно ее поймать. Вот она, закружилась и полетела». Каждому ребенку дается задание определить, куда полетела звезда. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя ее и т.д. Когда каждый ребенок поймает воображаемую звезду, педагог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звездочка колючая, у Игоря — мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды. При повторении упр. дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка «поймать» не одну, а несколько звездочек.
Упражнение «А у тебя какая звезда?»
Цели: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела.
Ход упражнения
Дети и педагог лежат на мягком модуле, любуясь панелью «Звездного неба». Педагог предлагает им представить звездопад и говорит: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Толе колючая звезда упала на животик, Наташе на плечико» и т.п. Названный ребенок, представляя, как колючая звезда колет его животик, должен изобразить это. К каждому ребенку во время упражнения «прилетает» по одной звезде. При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество прилетевшей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка изобразить телесный контакт не с одной, а с несколькими звездочками.
Упражнение «Мы звезды»
Цель: развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира детей.
Ход упражнения
Педагог обращает внимание детей на ковер «Звездное небо», говоря: «Какое оно загадочно красивое! Какие интересные звезды живут на небе». Затем предлагает детям самим стать звездочками: «Катя, ты будешь маленькой, пушистой, веселой звездочкой. Вася, а ты - большой, шершавой, злой звездой...» и т.п. Звучат определенные музыкальные отрывки, под которые каждая «звезда» изображает себя. При повторении упражнения дети сами выбирают, какой будет звезда, которую каждый из них собирается изображать.
«Писатели звездных историй»
(Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, Панно «Звездное небо»
Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.
Ход упражнения
Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив панно «Звездное небо», делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов.
Тактильно - Акустическая панель
Упражнение «Как звучит?»
Цели: развитие остроты слуха, слухового восприятия.
Ход упражнения
Ребенок садится напротив тактильно - акустической панели Педагог поочередно издает предметами звуки разной громкости (тихо, громко, звонко, глухо и т.д.). Ребенок должен услышать, понять и назвать силу и характер звука.
Упражнение «Узнай и повтори»
Цель: обучение ребенка подражанию звуков.
Ход упражнения
Дети поочередно пробуют звучание каждого инструмента
на тактильно - акустической панели и называют, что это. Затем они подражают звуку предметов
Упражнение «Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания и фразовой речи.
Ход упражнения
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами по очереди. Ребенок, не оборачиваясь, говорит взрослому, чем произведен звук. Если при выполнении задания ребенок затрудняется ответить, то взрослый знакомит ребенка с источником звука и через некоторое время предлагает ему попытаться распознать звук еще раз.
Упражнение «Кто что слышит»
Цель: развитие слухового внимания.
Ход упражнения
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами одновременно. Ребенок должен определить и сказать педагогу, какими предметами были произведены звуки.
Упражнение «Сравнилки»
Цель: развитие слухового внимания, воображения, мышления, памяти.
Ход упражнения
Педагог предлагает каждому ребенку поочередно вспомнить, какие бывают звуки. Затем детям предлагается вспомнить, представить, с какими предметами связан звук. Например, шуршат — бумага, листья; гудят — паровоз, кран, машина... и т.д.
Упражнение «Движения в такт»
Цель: развитие чувства ритма, умения соотносить звук с движением.
Ход упражнения
Педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. В такт звуку ребенок должен хлопать в ладоши, затем топать ножкой и одновременно делать движения.
Упражнение «Характер звука»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, воображения, эмоционального мира детей.
Ход упражнения
Педагог предлагает детям послушать звук и назвать его. Затем он просит каждого ребенка дать характеристику звуку: шуршит — мягкий, добрый; стучит — злой, грозный и т.д.
«Сухой душ»
Подвесной элемент в сенсорной комнате «Сухой душ» предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, активации творческой и познавательной деятельности; служит укромным уголком. С помощью душа, так весело и интересно запоминать новые цвета, трогать ленточки и ощущать их гладкость, посмотрев наверх – увидеть себя в окружении разноцветных ленточек.
«На космическом корабле»
с использованием настенного интерактивного панно
«Бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазо-двигательной координации.
Ход упражнения:
Предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.
«Мои эмоции»
Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции.
Ход упражнения:
Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.
Релаксационные настрои
«На полянке».
Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят все ваше тело... (пауза – поглаживание детей). Лучики гладят... (имя), ласкают... (и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно... А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули
Релаксационные настрои
«Снежники».
Вы попали в волшебный зимний лес. Чудесный, морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, нежные снежинки. Ваши ручки легкие-легкие –это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое-легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок, и снежинки полетели. С каждым вздохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковый ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки... (пауза – поглаживание детей). Гладит снежинку, ласкает... (имя ребенка) Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Релаксационные настрои
«Воздушные шарики».
Все вы – воздушные шарики, очень красивые и веселые. Вас надувают, и вы становитесь все легче и легче. Все ваше тело становится легким, невесомым. И ручки легкие, и ножки стали легкие-легкие. Воздушные шарики поднимаются все выше и выше. Дует теплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик... (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик... ласкает шарик... Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
Релаксационные настрои. «Лентяи»
Сегодня мои вы много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Вы – лентяи и нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги... (пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у... отдыхают ножки у... Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
Релаксационные настрои. «Радуга».
Теплое летнее утро. Вы находитесь в очень красивом месте, в лесу. Вы лежите на мягкой траве, над вами чистое голубое небо и ласковое солнце. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Вы смотрите в небо и видите большую прекрасную радугу. Она переливается яркими цветами. Это не простая радуга, она волшебная. Она опускается на землю рядом с вами. Радуга светится необычным теплым светом. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. Ваши ручки становятся теплыми, ножки становятся теплыми. Вы все наполняетесь светом и теплом волшебной радуги... (пауза – поглаживание детей). Тебе... (имя) тепло, и тебе... (имя) тепло. С этим теплом вы чувствуете себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. Вам спокойно и тепло. Но вот радуга улыбнулась – она прощается с вами. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь волшебной радуге,
Релаксационные настрои. «Облака».
Теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако... (пауза –поглаживание детей). Оно поглаживает вас... Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
Чудесный водопад
Дети стоят возле «сухого душа», ведущий предлагает каждому ребёнку взять в правую руку одну струйку и рассмотреть её. Затем по инструкции взрослого дошкольники в медленном темпе двигают фиброоптическое волокно в указанную сторону: влево, вправо, вверх или вниз и следят за ним глазами, не поворачивая голову. Когда в крайней точке направления движение волокна останавливается, нужно зафиксировать взгляд на 1-2 секунды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»
Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка. Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...
"Путешествие с бабочкой в волшебную страну" занятие на основе комплексного использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты
С помощью интерактивного оборудования сенсорной комнаты развивать познавательный интерес, стимулировать психические процессы, двигательную активность и мелкую моторику у детей дошкольного возраста.Спо...
Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»
Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...
Игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования сенсорной комнаты.
Представлена подборка различных игр и упражнений для детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в сенсорной комнате со следующим оборудованием: воздушно-пузырьковая колонна, пучок фиб...
Методические рекомендации по использованию элементов оборудования сенсорной комнаты в работе учителя-логопеда
Известным фактом является то, что оборудование сенсорной комнаты обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом, благоприятно воздействующим на все органы чувств и невную систему человека. Полифункци...
Использование интерактивного оборудования- "сенсорный пол" в работе психолога ДОУ
Статья будет интерсна психологам, логопедам, дефектологам и родителям, которые хотели бы узнать о возможностях использования интерактивного пола....
Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.
Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...