Открытое занятие для педагогов "Эмоциональное благополучие ребенка"
материал (средняя группа) по теме

Пяташова Евгения Владимировна

В рамках занятия рассмотрены следующие вопросы:

1. теоретические основы проблемы эмоционального благополучия ребенка как основы его психологического здоровья

2.  диагностические методики, позволяющие определить уровень эмоционального благополучия детей

3. комплекс игр по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ и семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_eb.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: эмоциональное благополучие в развитии детей старшей группы (№ 12) в условиях детского сада 

Задачи занятия:

1. Выявить теоретические основы проблемы эмоционального благополучия ребенка как основы его психологического здоровья.

2. С помощью диагностических методик определить уровень эмоционального благополучия детей

3. Предложить вниманию педагогов комплекс игр по развитию положительных эмоций у детей дошкольного возраста в рамках ДОУ и семьи.

Изучение эмоционального благополучия ребенка в детском дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача, поскольку отдельные психологи, да и некоторые родители дошкольников считают, что детский сад и эмоциональное благополучие несовместимы.

Тем не менее, большинство детей дошкольного возраста основное своё время проводят в детском саду. Именно здесь, а особенно в старшем дошкольном возрасте, для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Именно детский сад является для ребёнка своеобразной ступенью, ведущей ребёнка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. И насколько ребёнок сможет в дальнейшем проявить себя в социуме, во многом зависит от его эмоционального самочувствия, которое активно формируется именно в дошкольном
возрасте. И происходит данное формирование посредством деятельности, которую организует педагог.

 Эмоциональное благополучие можно определить как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное закрепление
эмоций, проявляемых в младшем дошкольном возрасте, а также развитие, осмысление
новых не знакомых ранее ребёнку эмоций. И очень важно понимать, что неправильное эмоциональное воспитание обязательно приведёт к формированию отклонений, к эмоциональному неблагополучию.

В старшем дошкольном возрасте начинают формироваться общественные мотивы. То есть, если ранее ребёнок был больше зациклен на собственном «Я», в более старшем возрасте происходит активация переноса своего «Я» на общество (детский коллектив, воспитатель, родители). Конечно, этот процесс наблюдается и в более раннем возрасте, но речь идёт об осмыслении процесса самими детьми.

У более старших детей эмоции начинают возникать не как мгновенная реакция на ситуацию, а через осмысливание самой ситуации. Чувства ребёнка становятся более глубокими по смысловому содержанию. У детей начинает формироваться эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Так, если ребёнок ранее радовался от того, что он получил желаемый результат, то сейчас он радуется от того, что может получить этот результат.

Старший дошкольник в отличие от младшего дошкольника учится управлять своими эмоциями при помощи воздействия на себя словами. Так, если для детей 3-5 лет характерной реакцией на боль являются слёзы, то многие более старшие дети стараются сдержать себя. Например, мальчику смазывают царапину йодом и спрашивают, больно ему или нет, на что он отвечает, что мужчины не плачут.

В старшем дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, развитие форм коллективной деятельности приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Так, если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие обобщают оценку («маленьких нельзя обижать, потому что они слабее»).  

В 5-7 лет у ребёнка начинает активно развиваться чувство ответственности по отношению ко многим взрослым и сверстникам, а также по отношению к детям младшего возраста. Ребёнок начинает осознавать необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Неудовлетворённость же общением со взрослыми и со сверстниками, а именно недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями - всё это приводит к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.

Выделяют следующие причины, могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка:

1. Нарушение режима дня

2. Несогласованность требований к ребенку

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4. Изобилие информации

5. Неблагополучное состояние в семье

6. Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

7. Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Также хочется обратить внимание на зависимость агрессивных действий ребенка от стиля семейного воспитания (см. Приложение 2)

Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери.

Первыми признаками эмоционального неблагополучия являются неуверенность малыша, чувство незащищённости, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого. Отрицательное отношении взрослого провоцирует у ребёнка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей. И наоборот, тесные, эмоционально насыщенные контакты, при которых ребёнок является объектом доброжелательного, но требовательного оценочного отношения, формирует у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для таких отношений характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобрения со стороны взрослых.

Эмоциональное неблагополучие может вызываться затруднением общения с детьми. В данном случае, о чём также свидетельствуют результаты наблюдений, дети проявляют два типа поведения:

1. Неуравновешенность, лёгкая возбудимость. Безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизации деятельности детей. Конфликты со сверстниками
сопровождаются аффектами (вспышка гнева, обида, слёзы, грубость, драка и т.д.).
Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения (покраснение кожи, усиление
потоотделения и т.д.). Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны как
серьёзными, так и незначительными причинами, но быстро вспыхивая, они быстро
угасают.

2. Устойчивое негативное отношение к общению. Обида, недовольство,
неприязнь надолго сохраняются в памяти детей, но они более сдержаны. Их реакция
– обособленность, избегание общения. Эмоциональное неблагополучие в данном
случае часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад. Всё это может привести
к внутреннему конфликту личности.

Другой причиной, вызывающей эмоциональное
неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его
внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению
страхов).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо
зависит от жизненного опыта ребёнка, степени развития самостоятельности,
воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству,
тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.  

В 5-6 лет страхи становятся наиболее разнообразными. Эти страхи часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Нередко страхи вызывают неправильное поведение взрослых, являются причиной неправильного воспитания. Ребёнок должен получать правильный ответ на то, что его пугает, иначе он сам будет искать ответ, который может ещё больше углубить его страх, путём построения сказочных образов. Здесь важна поддержка со стороны взрослых, например, вместе с ребёнком войти в тёмную комнату.

Важным показателем эмоционального отклонения у старшего дошкольника
может служить отсутствие эмоциональной децентрации (эмоциональные переживания не распространяются на окружающих, а связаны только с собственным «Я»). Ребёнок при этом не способен сопереживать другим ни в реальной ситуации, ни при восприятии художественных произведений, оставаясь равнодушным независимо от значения происходящих с героями событий.

Отсутствие эмоциональной децентрации является более надёжным показателем эмоционального неблагополучия, чем инертность или чрезмерная возбудимость.

Другим показателем эмоционального неблагополучия на данном возрастном этапе является отсутствие эмоций, связанных с пространственно-временным смещением. Без умения анализировать прошлое невозможно возникновение стыда, а без умения предвидеть будущее, невозможно развитие эмоционального предвосхищения.  

Для детей от 5 до 7 лет характерным являются такие отклонения в эмоциональном развитии как эгоизм, эгоцентризм, грубость, безразличие к чужому горю, чрезмерная обидчивость, нерешительность, конфликтность, невозможность выражать эмоциональное состояние иначе как гневом (ударить, толкнуть и т.д.), агрессивность, раздражительность. И следует отметить, что, как правило, те или иные отклонения наблюдаются практически у всех детей в этом возрасте.

Но необходимо понимать, что наличие тех или иных отклонений в эмоциональном развитии ребёнка не является само по себе свидетельством об эмоциональном неблагополучии. Эмоциональное неблагополучие характеризуется совокупностью определённых показателей и в конечном итоге поведением ребёнка, которое принимает ярко выраженный, отличный от поведения других детей, характер.

Одним из показателей эмоционального неблагополучия детей является чрезмерная
агрессивность.  

С участием воспитателя группы были заполнены бланки анкеты «Ребенок глазами взрослого» Н. М. Платоновой (см. Приложение 1)

Как показали результаты проведённой диагностики, общий балл по
тестируемой группе (24 человека) превышает допустимый балл.

Кроме этого, для выявления способности детей оценивать собственные эмоции и эмоции сверстников, был проведён опрос в свободной форме. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Опрос показал, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%). Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам).

Для более полной оценки эмоционального состояния детей,  необходимо было выявить особенности взаимоотношений в семье. Для этих целей использовался тест «Кинетический рисунок семьи». Ребёнку предложили нарисовать свою семью так, чтобы все её члены были чем-то заняты. При этом понятие «семья» не поясняется. Ребёнок должен рисовать так, как он сам понимает. Тест проводилась индивидуально с каждым ребёнком.  Во время рисования велось наблюдение. Фиксировались  все спонтанные высказывания ребёнка, отмечается его мимика, жесты, а также последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребёнком проводилась беседа по следующей схеме:

1. Кто нарисован на рисунке;

2. Где работают или учатся члены семьи;

3. Как в семье распределяются домашние обязанности;

4. Каковы взаимоотношения ребёнка с остальными членами семьи.

Далее рисунок анализировался.

Качественный анализ рисунков проводился с учётом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, как рисунок расположен на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания и т.д.

Общая картина свидетельствует о благоприятной ситуации, но этот признак выражен не явно, так как большое число баллов распределено между отрицательными
симптомокомплексами.

Далее необходимо было определить круг общения испытуемых детей.
Это поможет выявить, вызвано ли эмоциональное неблагополучие детей проблемами
общения. Для этого использовалась методика «Два дома», целью которой является определение круга значимого общения ребёнка.

Здесь хочется только отметить, что дети с отрицательным кинетическим
рисунком семьи проявляли желание уединиться. Как правило, они неохотно селили в
свой дом других людей, ограничиваясь узким кругом сверстников. Многие проблемные дети селили своих родителей в чёрный дом, что ещё раз свидетельствует о
конфликтной ситуации в семье.

Проведённые исследования показали, что испытуемая группа детей старшего дошкольного возраста имеет повышенное агрессивное состояние, что отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии детей, даже тех, которые имеют несущественные отклонения.

К сожалению, приходится признать, что сложные бытовые условия и другие проблемы, характерные современной России, отрицательно сказываются на воспитании детей именно в семье. Если в дошкольных учреждениях подвергаются хоть какому-то воспитанию по определённой методике, то в некоторых семьях это воспитание вообще отсутствует. Материальные, жилищные, социальные и другие проблемы отодвигают проблему воспитания детей на последние места. Такие дети чувствуют себя оставленными и испытывают постоянное чувство тревожности. Учитывая природу эмоций, такое состояние неизбежно ведёт к эмоциональному неблагополучию.

В пользу доводов о бытовой природе эмоционального неблагополучия испытуемых детей говорит проведённое тестирование по кинетическому рисунку семьи. Родителям можно порекомендовать по возможности больше уделять внимание ребёнку. Конечно, нет необходимости постоянного присутствия. Родители должны наблюдать за своим ребёнком и уметь чувствовать его эмоциональное состояние. Внимание со стороны родителей необходимо ребёнку в основном тогда, когда они эмоционально взволнованы, испытывают тревогу или проявляют повышенную агрессивность. Именно в эти моменты необходимо успокоить, отвлечь ребёнка, дать ему поддержку. В этом случае ребёнок будет чувствовать уверенность и поводов для волнения у него будет меньше, что безусловно скажется на его эмоциональном состоянии и на формировании положительного примера.

Но не следует все проблемы перекладывать только на семью. Ребёнок большее время проводит в детском саду, поэтому, именно на детский сад ложится обязанность
прививать детям правильное эмоциональное поведение. Именно детский сад должен
закладывать основы мировосприятия, тем более, речь идёт об учреждении, в котором
работают специально обученные педагоги.

Что можно предложить воспитателю для правильного эмоционального развития детей?

Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятного эмоционального климата в детском саду. Дети должны расти в условиях эмоциональной комфортности, в обстановке, максимально приближенной к домашней. Необходимо расширять практику оформления уголков отдыха и уголков уединения. При этом нет необходимости изыскивать отдельные помещения, так как пространство можно выделять при помощи ширм.

Для выявления эмоционального состояния  детей, в группах можно завести
«экран настроения», который наглядно позволяет педагогу увидеть, есть ли
проблемы у детей и постараться решить их вместе; «уголки настроения», где будут
помещены рисунки с изображением лиц, выражающих различные эмоциональные
состояния. Можно завести «дневники настроений», при помощи которых дети будут
учиться определять свое эмоциональное состояние и фиксировать его в дневнике.

В качестве основного педагогического средства, помогающего детям в преодолении
эмоциональных трудностей, можно предложить игротерапию, в том числе с
использованием кукольных персонажей. С помощью игротерапии происходит изменение отношения ребенка к себе, накопление положительного эмоционального опыта, полученного при общении средствами творческого  самовыражения, повышение самооценки.

С целью коррекционного воздействия на эмоциональные отклонения детей в данной группе проведем игры, направленные на снятие вербальной агрессии, обучение эффективным способам взаимодействия со сверстниками, релаксацию.  

Игра «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!»

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Проводится она в быстром темпе.

«Попроси игрушку»- вербальный вариант Е.В. Карпова, Е.К. Лютова

Цель: обучить детей эффективным способам общения

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку(тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

«Головомяч» К. Фопель

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Говорилось следующее: «Разбейтесь на пары и ложиться на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате».

Для детей 4-5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.

«Прогулка на теплоходе» (Н.А. Богданова)

Цель: снятия излишнего мышечного напряжения

Инструкция: сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза - закрой, если нет, посиди с открытыми глазами.

Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании. Медленно сделайте глубокий вдох и выдох, давайте попробуем еще раз. Открой глаза, как ты себя чувствуешь? Что ты ощущаешь во время выполнения дыхательного упражнения? Какое сейчас настроение?

Снова закрой глаза и представь, что ты находишься на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное, таинственное и долгожданное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.

Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего тела. Уходит напряжение и скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.

Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничего не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.

Использование этих игр в практике поможет педагогам корректировать поведение детей с явно выраженными признаками эмоционального неблагополучия.

В Приложении  3 представлены комплексы данного рода игр.

В завершение хочется отметить, что наиболее эффективные методы формирования благополучного эмоционального климата связаны с взаимодействием родителей и педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наблюдение «Ребенок глазами взрослого»

(схема наблюдения из пособия Платоновой Н.М.)

Ф.И.О. ребенка__________________________________________________

Дата заполнения_________________________________________________

Заполнил: ______________________________________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0-нет проявлений агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2-часто, 3-почти всегда, 4-непрерывно.

Признаки проявления агрессивности у ребенка

Как проявляется агрессивность

Как часто наблюдается

Вегетативные признаки

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Облизывает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Внешние проявления

Кусает губы в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает кулаки в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Сжимает губы, кулаки, когда обижают

0 1 2 3 4

Тревожное напряжение разрешается гневом

0 1 2 3 4

Длительность агрессии

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин.

0 1 2 3 4

После агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.

0 1 2 3 4

Чувствительность к помощи взрослого

Помощь взрослого не помогает ребенку овладеть собственной агрессией

0 1 2 3 4

Помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления вербальной агрессии

0 1 2 3 4

Замечания в словесной форме не тормозят проявления физической агрессии

0 1 2 3 4

Чувство неприязни к другим не корректируется извне

0 1 2 3 4

Особенности отношения к собственной агрессии

Ребенок говорит, что поступил «плохо», но все равно продолжает вести себя агрессивно

0 1 2 3 4

Ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия как таковые

0 1 2 3 4

Особенности проявления гуманных чувств

Стремится делать назло

0 1 2 3 4

Безразличие к страданиям других

0 1 2 3 4

Стремление причинить другому страдание

0 1 2 3 4

У ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий

0 1 2 3 4

Реакция на новизну

Новизна (непривычность обстановки) не тормозит проявления агрессивности

0 1 2 3 4

В новой, незнакомой обстановке проявляет агрессивные реакции

0 1 2 3 4

Реакция на ограничение

При попытке удержать яростно сопротивляется

0 1 2 3 4

Реактивность (чувствительность к агрессии других)

Проявляет агрессивные реакции первым

0 1 2 3 4

Первым отнимает игровые предметы, игрушку у другого ребенка

0 1 2 3 4

Проявляет агрессивные реакции на действия других

0 1 2 3 4

Толкается когда обижают

0 1 2 3 4

Бьет других, если ребенка случайно толкнули

0 1 2 3 4

Чувствительность к присутствию других

Щиплется на глазах у всех

0 1 2 3 4

Толкает сверстника на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ситуация совместной деятельности провоцирует агрессивное поведение ребенка

0 1 2 3 4

Физическая агрессия, направленная на предмет

Может сломать постройку на глазах у всех

0 1 2 3 4

Ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку…

0 1 2 3 4

Ребенок может бросить предмет об стенку

0 1 2 3 4

Ребенок стремится бросить мяч в другого человека, чем это требуется по правилам игры

0 1 2 3 4

Отрывает руки, ноги кукле

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на сверстников

Толкает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Походя ударяет встречных

0 1 2 3 4

Бьет других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Ударяет детей и внезапно успокаивается

0 1 2 3 4

Стремится ткнуть в глаза (пальцем, предметом)

0 1 2 3 4

Кусает других детей в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия невыраженной направленности

Агрессия (физическая, словесная, скрытная, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей и пр.)

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном детстве)

Бьет родителей по руке за то, что они не дают кидать игрушки

0 1 2 3 4

Бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п.

0 1 2 3 4

Тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулаком

0 1 2 3 4

В состоянии пониженного настроения бьет родителя кулаком

0 1 2 3 4

Царапает взрослого

0 1 2 3 4

Беспричинное недоброжелательное отношение к члену семьи

0 1 2 3 4

Бьет больно ногой бабушку

0 1 2 3 4

Вербальная агрессия

Говорит обидные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит обидные слова взрослым

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова детям

0 1 2 3 4

Говорит нецензурные слова взрослым

0 1 2 3 4

Агрессивность в виде угрозы

Замахивается, но не ударяет другого

0 1 2 3 4

Пугает другого

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на себя

Просит себя стукнуть еще раз

0 1 2 3 4

Берет на себя вину за других

0 1 2 3 4

Рвет на себе волосы

0 1 2 3 4

Щиплет себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Кусает себя в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

Агрессия, направленная на животных

Щиплет кошку

0 1 2 3 4

Выкручивает хвост кошке

0 1 2 3 4

Специально наступает на лапы собаке

0 1 2 3 4

Неупорядоченные проявления и дополнения

Плюется в состоянии раздражения

0 1 2 3 4

По результатам данной анкеты, следует сложить полученные баллы.

Количество баллов: _________________

От 0 до 65 баллов - вероятнее всего, у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью;

От 65 до130 баллов - есть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением;

От 130 до 195 баллов - ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций;

От 195 до 260 баллов - психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияния на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Стили родительского воспитания

( в ответ на агрессивные действия ребёнка)

Стратегия

воспитания

Конкретные

примеры

стратегии

Стиль

поведения

ребёнка

Почему

ребёнок так

поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка

«Прекрати!»

«Не смей так говорить».

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте и в другое время.

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения.

Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал.

Агрессивный ребёнок продолжает действовать агрессивно.

Ребёнок думает, что делает всё правильно, его агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим.

Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо себя вести в определённых ситуациях.

Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом.

Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Чтобы учитывать все компоненты структуры агрессивного поведения, в рамках  одного цикла предлагаются разные типы игровых упражнений.

1. Игровые упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг»)

2. Игровые упражнения, направленные на поиск способа выхода из сложной ситуации («Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король»,»Ласковые лапки» и другие)

3. Игровые упражнения для снятия излишнего мышечного напряжения («Прогулка на теплоходе», «Прогулка в горах», «Летнее поле», «Горы», «Летний дождь», «Подъем на гору», «Подводное путешествие»)

Комплекс 1

Игра « Два барана» (Н.Л. Кряжева)

Цель: снять вербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение направить энергию детей в нужное русло.

Мы разбивали детей на пары и читали текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки « Бе - е - е».

Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

«Прогулка с компасом» Е.В. Коротаева

Цель: формировать у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий-других туристов с компасами.

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Доброе животное» (Н.Л. Кряжева)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорил: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе ! на вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Вдох - два шага вперед. Выдох- два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад т т.д. мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

«Прогулка в горах» (Д.Г. Михайлова)

Представь, что ты стоишь у каменистого подножья высокой горы, в тени ее склона. Вокруг - только редкая поросль невысоких деревьев со скудными кронами.

Узкая тропинка, усыпанная мелкими камнями, ведет далеко вверх. Проходя по этой дорожке, ты замечаешь множество маленьких, но очень душистых цветов. И ты вдыхаешь приятный сладковатый аромат горных фиалок, терпкий, тягучий запах лаванды. Солнечные лучи касаются цветов теплом нежных лепестков и играют бликами различных оттенков: от голубого до сиреневого - синего. Они приносят расслабление и успокоение.

По мере того как ты поднимаешься, легкий ветерок обдувает твое лицо. Ты полной грудью вдыхаешь приятный целебный горный воздух. С каждым шагом чувство радости от предвкушения чего-то нового, желанного наполняет тебя. Походка становится легкой, летящей. Такое впечетление, что твои ноги едва касаются земли.

И вот, последний шаг, и ты оказываешся на самой вершине горы, тебя освещает яркий, безбрежный свет. Ты ощущаешь полное доверие к этому месту. Яркий свет обнимает тебя, и ты ощущаешь его необыкновенную силу.

Огромное чувство любви, радости и безопасности охватывает и переполняет тебя. Ты сливаешься с этим светом. Теперь ты сам свет: яркий, излучающий жизненную энергию.

Комплекс 2

Игра «Тух - тиби - дух» (К. Фопель)

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное слово заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по - настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито - пресердито произнесите волшебное слово: «Тух - тиби -дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время то времени останавливайтесь перед кем - либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух - тиби - дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

«Я вижу…» (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

«Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами «Я вижу…»

Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.

«Ласковые лапки» И.В. Шевцова

Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребёнка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребёнком и взрослым.

«Летнее поле» (Е.В. Грошева)

Представь себе, что ты идешь по летнему, залитому солнцем, полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые - они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вздохом тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя.

С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь какие цветы мягкие и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, после исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза.

Комплекс 3

«Толкалки» К. Фопель

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Говорилось следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп».

Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

«Зайчики» Г.Л. Бардиер.

Цель: дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просил детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит.… А кулачки напряженно стучат!…А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».

«Горы» (Д.В. Ильина)

Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на горной лужайке, покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются величественные горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится легкий запах цветов и нагретых за день скал. Легкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.

Ты оглядываешься вокруг.со своего места ты видишь горный хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока. Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далекий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поет одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.

Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты - орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность.

Комплекс 4

«Жужа» Н.Л. Кряжева

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.

«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей».

Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

«Аэробус» К. Фопель

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательное взаимное отношение товарищей по «команде» даёт уверенность и спокойствие.

«Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу летать «летать». Один из детей 9по желанию) ложится животом вниз на и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля…

Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер.

Ковер Аэробус «летит», ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

«Камушек в ботинке» К. Фопель

Цель: способствовать снижению эмоционального напряжения ребенка.

В эту игру полезно играть, когда кто-то из детей обижен и сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт группы. Каждый участник имеет возможность вербализовать, то есть выразить словами, свое состояние, и сообщить о нем окружающим. Это способствует снижению его эмоционального напряжения. Если зачинщиков назревающего конфликта несколько, они смогут услышать о чувствах и переживаниях друг друга, что, возможно, позволит сгладить ситуацию.

Игра проходит в два этапа:

1 этап (Подготовительный). Дети сидят в кругу. Педагог спрашивает «Ребята, случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек?» обычно дети активно отвечают на вопрос. «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?».

2 этап: Педагог говорит: «Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы. Поэтому всем людям - и взрослым, и детям - полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Давайте договоримся: если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы все сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом.

Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег ломает мои постройки из кубиков». Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: «У меня нет камушка в ботинке».

«Летний дождь» (А.Г. Бреслав)

Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.

Воздух раскален от солнца и наэлектролизован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Солнце закрыла череда грозовых туч.

Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила и энергия.

Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.

Ты видишь как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.

Комплекс 5

«Рубка дров» К. Фопель

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» её во время игры.

Говорилось следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Сороконожка» (Г.Б. Монина).

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями, (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую цепь.

«Дракон» Н.Л. Кряжева

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Подъем на гору» (А.Г. Бреслав)

Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, и ее вид вызывает у тебя чувство приподнятости… Ты чувствуешь, что тебе необходимо подняться на эту гору…

Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начинаешь медленно подниматься по ней…

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники…

Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается усталость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по-прежнему продолжаешь подниматься…

Тропа заканчивается, и перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее… Ты продолжаешь подниматься, карабкаясь по камням. Склон становится все круче и круче, и тебе постоянно приходится помогать себе руками…

Ты продолжаешь подниматься, воздух становится более прохладным и разряженным… Ты поднялся уже очень высоко, до уровня облаков… Они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымки…

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хватаясь руками за камни… Дыхание становится более частым…

Облака рассеиваются ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее… Однако ты чувствуешь себя хорошо…

Ты поднялсяна вершину, тебя охватывает чувство радости и необычайного подъема. Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинал свой путь… Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение удачно пройденного пути и удовлетворение от того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения…

Теперь медленно и спокойно спускайся. Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости от достижения цели и ощущение победы над собой и обстоятельствами. Запомни эти чувства.

Комплекс 6

«Маленькое привидение» Е.К. Лютова, Г.Б. Монина.

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение, (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили - и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

«Подводное путешествие»

Вода теплая, прозрачная и немного зеленоватая…

Каждый камень на дне отчетливо виден… Видны россыпи разнообразных раковин. Солнечные лучи, проникая сквозь воду, ярко освещают дно…

Подводные камни устланы зеленым ковром водорослей… Рыбы кажутся светло - зелеными с темными пятнами и полосками. Они непрерывно снуют туда и обратно как рой пестрых бабочек.

Кое - где на дне песок сменяется обломками гранита…

Комплекс 7

«Бумажные мячики» К. Фопель

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждый из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое благополучие ребенка – отражение его физического здоровья. Взаимосвязь психического и физического здоровья ребенка.

Здоровые дети дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтро...

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Консультация для родителей: "РОЛЬ МАТЕРИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ БЛАГОПОЛУЧИИ РЕБЕНКА. ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ"

Создавая в себе физическое тело малыша до рождения, после рождения мама формирует его духовный мир. Она как будто на ладонях привносит то светлое, что может дать ребенку. «Привносит на ладонях&r...

Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для сохранения эмоционального благополучия воспитанников «Заколдованный лес»

Занятие с использованием здоровьесберегающих технологий для сохранения эмоционального благополучия детей....

тренинговое занятие для родителей "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"

поднятие престижа семьи, содействие построению оптимальных взаимоотношений в семье, профилактике правонарушений...