Мастер-класс на тему: Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Мастер-класс на тему:
Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_na_seminar_dekabr_2020_god.docx | 12.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ “Красносельский детский сад “Тургай” комбинированного вида
Высокогорского муниципального района РТ
Мастер-класс на тему:
Игры-эксперименты в работе с дошкольниками.
Материал подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Сабирова Алсу Ильдусовна
декабрь, 2020 год
Цель мастер-класса: повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
-Показать, как можно использовать игры в экспериментальной деятельности детей.
-Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
-Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
-Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
-Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование игр в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности дошкольников.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.
Ход мастер-класса
1. Вводная часть.
- Уважаемые коллеги. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Все это доказывает, что деятельностный подход в воспитании растущего человека уходит вглубь истории. Основная цель деятельностного подхода в образовании дошкольника - научить не знаниям, а практическим действиям. В основе технологии деятельностного подхода лежит обязательное участие ребенка в образовательном процессе. Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, дети получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской и практической деятельности.
Так как основной вид детской деятельности - это игра, то основная часть экспериментов проводится в виде игр.
Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования представляют собой один из видов дидактической игры.
Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основа этих игр - это действия ребенка с определенным предметом объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Активно использую сказочные сюжеты, так как сказка и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования.
Структура игры – экспериментирования:
• Постановка, формулирование проблемы;
• Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
• Проверка гипотез;
• Подведение итогов, вывод;
• Фиксация результатов;
• Вопросы детей
Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы, такие как:
• новизна, необычность объекта
• тайна, сюрприз
• мотив помощи
• познавательный момент (почему так)
• ситуация выбора
2. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, приглашаю 3 участников для демонстрации экспериментов.
Опыт 1. Шагающая вода
Нам понадобятся 5 стаканов, в трех из них – вода, два- пустые
Поставим стаканы в ряд, чередуя их: с водой, без воды, с водой.
Добавляем в стаканы с водой красители – в нашем случае разноцветная гуашь.
Окрашиваем воду с помощью гуаши и кисточки в яркие красочные цвета
Этот опыт еще называется «Волшебная радуга» - тогда берем большее количество стаканчиков для семи цветов радуги.
Для волшебства нам понадобятся бумажное полотенце, можно взять туалетную бумагу.
Отрываем 4 одинаковых по длине полоски бумаги
Складываем каждую полоску (трубочку) пополам и вставляем в стаканчики
Один конец полоски в стакан с цветной водой, второй конец – в пустой стакан
Теперь будем наблюдать, как наша вода будет переходить из одного стаканчика в другой по цветным дорожкам.
Вода будет впитываться в салфетку и «перебегать» из одного стаканчика в другой.
Через 2-3 часа вода заполнит все стаканы, и цвета смешаются. Наблюдаем с детьми и беседуем о том, какие краски получились в каждом стакане при смешении цветов
ВЫВОД. Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных)
Опыт 2. «Хроматография цвета»
Смешать то цвета легко, а вот разделить можно ли? Попробуем разложить цвета на составляющие.
Понадобится: салфетка, фломастеры, стакан с водой
Ход: в двух сантиметрах от края рисуем фломастером полоску. Опускаем край салфетки на 1 см в воду чтобы вода непосредственно не намочила след от фломастера. Бумагу достаем и подвешиваем вертикально.
Объяснение: Вода, поднимаясь по бумаге, увлекает за собой краску. Но разные частицы краски двигаются с различной скоростью, и поэтому визуально краска раскладывается на составляющие ее компоненты. Таким образом, мы можем узнать, с помощью каких цветов получен конкретный оттенок. Этот метод называется хроматографией и широко используется в промышленности и научных лабораториях для разложения веществ на составляющие. Получается, что воспользовавшись методом хроматографии, можно посмотреть из каких цветов состоят черный, фиолетовый, коричневый и другие сложные цвета.
Опыт 3. Сладкая радуга
( 5 стаканов , шприцы большие 4 шт, сахар, столовые ложки, теплая вода в банке)
(Техника безопасности)
Опыт: Каждый в свой стакан с водой добавляет краску определенного цвета и сахар. Причем, первый участник добавляет 1 ст.л сахара , второй – добавляет 2 ст. ложки, третий – 3 ложки, четвертый 4 ложки, 5 стакан пустой. Далее добавляем по 3 ст. ложки теплой воды и смешиваем.. Вода с краской и сахаром тщательно перемешивается и набирается в шприцы. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку.
В результате в бокале получается 4 цвета радуги, которые не смешиваются между собой.
-Почему слои не перемешиваются, как вы думаете?
-У кого есть, какие предположения? Ответы.
ВЫВОД. В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
3. Вывод.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В результате организации детского экспериментирования по средством игр у детей:
- развивается познавательная активность,
- появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.
- появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
- развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"
Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....
Мастер – класс «Использование инновационных форм здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Коммуникативные игры и танцы. Игры со звуками»
Предлагаю вашему вниманию занимательный материал по использованию игровых форм работы здоровьесберегающих технологий в музыкальном воспитании дошкольников...
Оргпроект мастер-класса "Настольная игра как метод коррекционно-развивающей работы с дошкольниками"
Актуализация требований ФГОС ДО о создании условий социальной ситуации развития дошкольников,открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственно...
Мастер класс для родителей: "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками".
Мастер класс для родителей:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками"...
Конспект мастер класса «Использование легоконструирование и робототехники в образовательной работе с дошкольниками».
Цель: познакомить участников с внедрением Lego–конструирование и робототехники в образовательный процесс ДОО.Вводная часть: Рассказ воспитателя о кружке.Воспитатель: Здравствуйте у...
Мастер-класс с педагогами «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками»
Данный мастер-класс позволит конкретизировать представления педагогов:1. О принципах организации и содержании квест – игры;2. Предложить практические рекомендации, направлен...