статья Особенности реализации ФГОС ДОО
статья
статья Особенности реализации ФГОС ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_realizatsii_fgos_doo.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Цаплина Светлана Валерьевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №72» Г. Воронеж
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО В КОНТЕКСТЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ. (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
ФГОС ДОО внес изменения в профессиональную деятельность педагогических работников детских садов. В условиях происходящих изменений в системе современного дошкольного образования в сфере проблематики музыкального воспитания центральным ориентиром становится идея о развитии ребенка-деятеля в процессе накопления музыкального опыта. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а музыкальному руководителю отводится роль организатора и координатора этого процесса. Это очень сложная и кропотливая работа, которая даст положительный эффект при соблюдении следующих принципов:
- музыкальный руководитель сам должен быть творческим, уметь преодолевать в себе стереотипы и шаблоны в своей деятельности, стремиться применять новые методы и формы в воспитании и развитии ребенка;
- все усилия музыкального руководителя должны быть направлены на развитие личности ребенка, его индивидуальности и социализации, на поиски путей к развитию творческого потенциала детей;
- игра должна оставаться ведущим видом деятельности;
- музыкальный руководитель должен уважать точку зрения воспитанника, не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
- творить и играть вместе с детьми в качестве рядового участника процесса, не навязывать свою программу образов и действий, больше внимания уделять творческому началу.
Все выше перечисленное потребует от музыкального руководителя поиска новых методов, приемов, технологий, чтобы создать такие условия, в которых дети будут выступать активными участниками образовательной деятельности, что позволит ребенку получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Большая роль при этом отводится созданию развивающей предметной среды. В течении года музыкальная предметная среда должна усложняться по возрастам, меняться в соответствии с конкретной темой, сезонностью, быть доступной, носить проблемный характер. Это позволит детям экспериментировать с предметами, звуками, размышлять, сравнивать, творить.
На современном этапе в условиях реализации ФГОС важное место занимает совместная деятельность педагогов и детей.
Совместная деятельность включает в себя:
- непосредственно образовательную деятельность, которая реализуется в ходе совместной деятельности взрослого и детей. В этой модеди используются следующие виды деятельности: музыкально-дидактические игры, слушание, танцевальное, игровое, песенное творчество, музицирование, музыкально-сюжетно-ролевые игры, хороводные игры, театрализованная деятельность, концерты, музыкальные гостиные.
- совместную деятельность взрослого и детей, которая осуществляется в ходе режимных моментов и направленна на решение образовательных задач.
Совместно с воспитателями были распланированы режимные моменты:
- была создана обширная картотека колыбельной музыки (инструментальная и вокальная). Использовались аудиозаписи перед дневным сном, во время сна и в момент пробуждения детей в группах;
- подбор музыкального сопровождения для проведения гимнастики на основе фольклора, современной детской песни и разработка комплексов упражнений на основе элементов русского, бального и эстрадного танца;
- создана картотека народной и классической музыки (аудизаписи), которая используется фоном при проведении НОД в группах, в свободной деятельности детей, для релаксации;
- широко используются в НОД и режимных моментах эдоровьесберегающие технологии;
- созданы картотеки музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов народного и симфонического оркестра, народного творчества.
В каждой группе, в музыкальном зале имеется уголок «Мы играем и поем» (дидактические игры, музыкальные инструменты, альбом знакомых песен), уголок театрализованной деятельности (Волшебный сундучок), где дети подбирают себе необходимые атрибуты для творческой деятельности.
В зале много атрибутов для танцевальной импровизации, музыкальных инструментов для творческого музицирования.
Поиск новых, интересных форм работы привел к тому, что в нашем детском саду стал широко использоваться метод проектной деятельности. В своей работе я использую проекты музыкально-эстетического цикла.
В ходе работы над проектом задействуются различные виды детской деятельности (познавательная, художественно-речевая, игровая, театрализованная, музыкальная, продуктивная).
Развиваются познавательные интересы детей. Через объединение различных областей знаний у детей формируется целостное видение картины окружающего мира. Развиваются коммуникативные и нравственные качества
ребенка. Реализуется личностно – ориентированный подход.
Происходит тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, педагоги.
В своей работе я использовала следующие проекты:
«П.И. Чайковский. «Детский альбом». Слушаем, рисуем, танцуем», «С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк», «Сказка в музыке», «Наследники Победы», «Веселые ритмы детства», «Звуки и краски Осени»,
«Какого цвета лето?», «Путешествие по городу Воронежу» и другие.
Особо хочется отметить проекты, связанные со знакомством и проведением народных праздников, например: «Ярмарка», «Масленица к нам пришла», «Рождество», «Прилет птиц», «День рождения березки».
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по воспитанию детей особенно актуален в наши дни. Необходимо родителей увлечь, чтобы они стали союзниками и единомышленниками. А это сейчас очень не просто. Тем не менее, часть родителей с интересом собирали частушки, пословицы и поговорки о музыкальных инструментах народного и симфонического оркестра, оформляли альбом в виде музыкального инструмента, готовились к конкурсу «Лучшее народное блюдо», изготовляли костюмы из бросового материала, готовили совместные номера со своими детьми (выступали на праздниках, вечерах), принимали участие в театрализованной деятельности, элементарном музицировании.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: только через открытие и познание, совместное творчество детей, родителей и педагога можно воплотить идеи и задачи ФГОС, тем самым повлиять не только на развитие и воспитание ребенка, на процесс формирования его личности, но и повысить качество художественно-эстетического образования в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...
Статья на тему:"Особенности речевого развития дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО"
Данный материал раскрывает тему речевого развития у дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО. Он поможет педагогам подойти к проблеме речи. Со стороны речевых игр и разных методов решений той ил...
Итоговая работа по инвариантному модулю на курсах повышения квалификации воспитателей «Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»
Итоговая работа по инвариантному модулюна курсах повышения квалификации воспитателей«Особенности реализации ФГОС дошкольного образования»...
Статья "Особенности введения ФГОС ДО"
В статье раскрыты особенности введения ФГОС ДО. в ТОМ ЧИСЛЕ И СО СТОРОНЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ПОКАЗАНЫ ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ....
статья Опыт реализации ФГОС в детском саду: вопросы здоровьесбережения
Формирование здорового образа жизни начинается с раннего возраста. Перед воспитателями и родителями стоит главная задача, заинтересовать детей заботься о своём здоровье с самых ранних лет. Известно, ч...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: "Особенности реализации ФГОС ДО в группах комбинированной направленности путем формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является несформированно...
Особенности реализации ФГОС по направлению физическое воспитание детей с ОВЗ
Особенности реализации ФГОС по направлению физическое воспитание детей с ОВЗ...