Самообразование в детском саду
учебно-методическое пособие (старшая группа)

Семенова Лилия Маратовна

Самообразование в детском саду

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

 музыкального руководителя

Семеновой Л.М.

на 2021  – 2022 учебный год.

Тема: «Развитие музыкально-ритмических движений и танцевального творчества у детей дошкольного возраста».

Актуальность: Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений, закреплений. Но самое главное – чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности!

Цель: Cодействовать творческому развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Создать необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой.

 Задачи:

1. Укрепление здоровья:

• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

• формировать правильную осанку.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

• развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

• содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

• формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих способностей:

• развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

• формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

• воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

• развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.

  Ожидаемые результаты:

 Решение вышеперечисленных задач предполагает достижение следующих результатов:

Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в танце (исполнительского и композиционного).

Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей дошкольного возраста.

Сентябрь

Подбор методической литературы по данной теме.

Октябрь

Консультации для родителей : «Музыкально- ритмическое воспитание детей раннего возраста»

Ноябрь

Развлечение « Хорошо у нас в саду»

Декабрь

Подготовка к Новогодним утренникам

Январь

«Рождественские колядки» ,

« Играем и поем» вечер музыкальных игр.

Февраль

Подготовка к праздничным концертам

Март

Конкурс : « Танцуем все вместе»

Апрель

Смотр-Конкурс «Солнечная палитра»

Май

Анализ деятельности за год

“Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста” 

«Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста» Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия «Весёлый каблучок»» по развитию музыкально-ритмических движений у детей. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

 1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).

2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)

3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков. Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу. Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей. Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка. Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем. Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом. Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей. На занятиях подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей. Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут); занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы. Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается. Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный. Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:

 I. Тематическое занятие

 II. Сюжетное занятие

III. Игровое занятие

IV. Импровизация

1. Тематическое занятие. Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений. На занятие используются:

 1. Основные виды движений: а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом. б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички», «ручейки» и т.д.), широкий («волк»), острый (бежим по «горячему песку»). в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкое поскакивание.

2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц. Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

 2. Плясовые движения. – Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой «выбрасывание» ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др. Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

 II. Сюжетные занятия. Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок. В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок. Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики. Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения. Занятие состоит из основных трех частей. Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. «сказочная зарядка» Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию. Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми. Можно использовать следующие сюжетные темы: «На лесной опушке», «Новогодняя сказка», «Путешествие по сказкам», «Теремок», «Осень в гости к нам пришла», «Весенняя карусель».

III. Игровые занятия. Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие

 Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная. В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки. Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия. В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия. Можно использовать следующие темы игровых занятий: «В гостях у трех поросят», «Путешествие в Морское царство», «Поход в зоопарк», «В гости к чебурашке» и др.

IV. Занятие импровизация Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально– ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии. Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме. Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

В период от 3 до 7 лет дети интенсивно растут и развиваются. У них возрастает потребность в движении. И если эти движения преподносят им в интересной игровой форме, имитируя животных, птиц, и ко всему этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, поэтому свои занятия по хореографии я начинаю со слов: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т.п. Ознакомление с хореографией в дошкольном возрасте начинается с элементарных движений – это работа стопами (карандашики – утюжки), корпусом (гордый носик, пристегивание животика на пуговку), руками (тарелочки, фонарики, пальчиковая гимнастика), ногами (выставление на пятку, на носочек, вперед, в сторону). Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация .Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и проблем, привлекающих внимание. Формирование танцевального творчества – это одна из программных задач детского сада. Обучение детей отдельным движениям и танцам является подготовкой к творчеству. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Дошкольников как можно раньше следует побуждать к выполнению творческих заданий, необходимо динамично связывать обучение и творчество, т.к. творчество – один из методов освоения предлагаемого для изучения материала. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений. От изображения животных, мы переходим к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты. Живой интерес у детей вызывает сюжетный танец, который является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию. Привлекательность сюжетного танца обусловлена созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование воспитателя детского сада "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"

Материал по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми 2 - 3 лет"....

Консультация "Самообразование педагога детского сада".

Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать современными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность дл...

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг.

Индивидуальный план самообразования воспитателя детского сада на 2016-2021гг....

Самообразование воспитателя детского сада

Рекомендации по составлению плана самобразования педагога...

План по самообразования воспитателя детского сада

В настоящее время в связи с вступлением ФГТ, особую актуальность приобретает проблема развития речи детского дошкольного возраста. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноце...

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

Отчет по самообразованию педагога детского сада за 2017-2018 учебный год

Отчет по самообразованию на тему "Всестороннее развитие дошкольников через продуктивные виды деятельности" (использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя)...