Проект «Сундучок сказок» (с использованием русского народного фольклора)
проект
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Дома чтению детских книг уделяется очень мало времени и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sunduchok_skazok.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Сельцовская общеобразовательная школа» (дошкольные группы)
Проект «Сундучок сказок»
(с использованием русского народного фольклора)
инструктор по ФК
Михайлова Инна Александровна
музыкальный руководитель
Кузнецова Елена Евгеньевна
воспитатели групп
п. Сельцо, Волосовский район
Вид проекта: образовательно-игровой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети детского сада, родители, педагоги, инструктор по ФВ, музыкальный руководитель.
Актуальность
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубину своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное-новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связях человека с природой, предметным миром. Дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка. Поэтому те уроки, которая дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших и маленьких.
Проблема
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Дома чтению детских книг уделяется очень мало времени и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта: развивать у детей интерес к русскому народному творчеству, познакомить с русским народным фольклором (песенки, потешки, поговорки, загадки, пословицы).
Задачи проекта:
- формировать социально-нравственные качества через чтение сказок, организацию игр по сказкам;
- повысить интерес детей к театрализованной деятельности, умение участвовать в игре - театрализации;
- развивать творческие способности через знакомство с русскими народным творчеством.
Предполагаемый результат:
для детей:
- развитие интереса детей к русскому народному фольклору;
- воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы (участие в игре – театрализации);
- пополнение книжного уголка по теме «Русский фольклор»;
для педагогов:
- оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок»;
- подготовка различных видов театров по русским народным сказкам «Колобок» (вторая группа раннего возраста); «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа), «Заяц - хваста» (старшая группа); «Бычок – смоляной бочок» (средняя группа); «Курочка – ряба» (первая группа раннего возраста; «Гуси – лебеди» (подготовительная группа);
- изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
- активное участие родителей в жизни детского сада;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
- изготовление разных видов театра;
- показ русских народных сказок детьми;
- рисунки, поделки, работы по аппликации по русскому народному творчеству.
Работа педагогов при подготовке к проекту: воспитатели - организуют ОД по русскому народному творчеству, оформление книжных уголков по проекту, подготовка театрализации по сказкам, фотовыставки по итогам проекта; инструктор по ФВ проводит игровые занятия по русским народным сказкам, музыкальный руководитель – итоговое развлечение «Путешествие зайки».
Роль родителей в реализации проекта: участие в проектной деятельности детского сада для совместного творчества с детьми. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Основные этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки, какой ещё русский фольклор знают (потешки, песенки, загадки, пословицы, поговорки);
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
Основной:
Совместная деятельность детей и воспитателя.
- Чтение сказок, разучивание потешек, песенок, разгадывание загадок, знакомство с поговорками, пословицами.
- Посещение библиотеки.
- Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
- Игры – драматизации по сказкам.
- Игры на звукоподражание, подвижные русские народные игры.
- Изготовление театров.
- Оформление выставки детских работ по сказкам.
- Изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
- Участие в театрализации по сказкам.
Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок.
- Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
Совместная деятельность детей и родителей.
- Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам.
- Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков, декораций к сказкам.
- Изготовление костюмов для драматизаций.
- Оформление тематического альбома «Герои наших любимых сказок».
Заключительный этап:
- Оформление выставки «Моя любимая сказка».
- Проведение итогов проектной деятельности.
- Развлечение на тему: «Путешествие зайки».
- Фотоотчёт.
Организационные формы работ
Разделы проекта | Виды совместной деятельности | Цели |
Речевое развитие | Чтение сказок: «Курочка - ряба» (группа раннего возраста), «Колобок» (вторая группа раннего возраста), «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа), «Бычок – смоляной бочок» (средняя группа), «Заяц – хваста» (старшая группа), «Гуси – лебеди (подготовительная группа). Беседа: «Какие бывают сказки?» Беседа: «Чему учит сказка?» Рассматривание иллюстраций. | - способствовать формированию у детей интереса к сказкам; - учить понимать и оценивать характер и поступки героев сказок. |
Социально – коммуникативное развитие | Д/и «Персонажи сказки», «Собери сказку», «Из какой сказки». Театрализованная игра: «Салат из сказок», игра-путешествие: «Путешествие по сказкам» | - воспитание стремления к любви, добру, красоте; чувства уверенности в своих возможностях; - создать атмосферу эмоциональной удовлетворенности. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование «Моя любимая сказка»; лепка «Сказочные герои», аппликация по теме; изготовление театров, атрибутов для театрализованной деятельности. Изготовление альбома «Герои наших любимых сказок». Оформление выставки разнообразных работ по теме «Моя любимая сказка». Развлечение «Путешествие зайки». Театрализация по группам: «Курочка – ряба» (первая группа раннего возраста); «Колобок» (вторая группа раннего возраста); «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа); «Бычок – смоляной бочок» (средняя группа); «Заяц - хваста» (старшая группа); «Гуси – лебеди» (подготовительная группа). Выставка детских рисунков: «Моя любимая сказка». Итоговое занятие «Путешествие зайки». «Танец с гармонистом» (подготовительная группа), хоровод «Травушка – муравушка» (старшая группа), игра – хоровод «Кто у нас хороший», «Заинька попляши» (младшая группа). | - учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать; - умение воплощать героев разных сказок в изодеятельности; - способствовать созданию положительного, эмоционального настроя; умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников. |
Познавательное развитие | - занятия по теме в группах детского сада; - знакомство с библиотекой; - экскурсия в магазин, где продают книги. | - закреплять и обобщать знания о русском народном творчестве; - познакомить детей с домом, где живут книги – библиотекой, рассказать о назначении библиотеки. |
Физическое развитие | - игровые занятия по русским народным сказкам во всех группах; - подвижные русские народные игры: «Лиса и зайцы» (вторая группа раннего возраста), «Ловишки» (вторая младшая группа), «Коршун» (подготовительная группа), «Бычок пестренький» (старшая группа), «Мышеловка». | - умение воплощать героев разных сказок в физкультурной деятельности; способствовать созданию положительного, эмоционального настроя; - способствовать формированию у детей интереса к русскому народному творчеству через физкультуру. |
Работа с родителями | - приобщение родителей к формированию у детей навыков бережного отношения к книге; - совместная подготовка к театрализации (помощь в изготовлении атрибутов для театра). |
План реализации проекта
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Физическая культура | Игровые занятия по русским народным сказкам во всех группах: - вторая группа раннего возраста «Путешествие за Колобком»; - вторая младшая группа «Поможем заиньке» (по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»); - средняя группа «Поиграем мы с бычком» (по мотивам русской народной сказки «Бычок – смоляной бочок»); - старшая группа «Зайке поможем» (по мотивам русской народной сказки «Заяц – хваста»); - подготовительная группа «Гуси – лебеди»; - подвижные русские народные игры: «Лиса и зайцы» (вторая группа раннего возраста), «Ловишки» (вторая младшая группа), «Коршун» (подготовительная группа), «Бычок пестренький» (старшая группа), «Мышеловка». |
Здоровье | Игровые занятия по группам: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!». |
Безопасность | Беседа – игра по группам «Один дома». |
Социализация | Игры - драматизации по русским народным сказкам. Театрализованная деятельность по группам: «Курочка - ряба» (группа раннего возраста), «Колобок» (вторая группа раннего возраста), «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа), «Бычок – смоляной бочок» (средняя группа), «Заяц – хваста» (старшая группа), «Гуси – лебеди (подготовительная группа). Итоговое развлечение «Путешествие зайки». |
Познание | «В гости к сказке» (математика), кроссворд «Герои сказок», викторина по сказкам. Ознакомление с окружающим: «Заяц и волк». Конструирование: «Построим зайке и лисе дома», сказка «Волк и семеро козлят». «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг). «Из какой сказки эпизод?» (рассматривание иллюстраций из сказок). |
Коммуникация | Викторина «Наши любимые сказки», чтение русских народных - потешек, песен, пословиц . Игры дидактические «Кто есть кто»? «Отгадай загадки», «Вспомни сказку по отрывку». |
Чтение художественной литературы | Чтение сказок: «Курочка - ряба» (группа раннего возраста), «Колобок» (вторая группа раннего возраста), «Заюшкина избушка» (вторая младшая группа), «Бычок – смоляной бочок» (средняя группа), «Заяц – хваста» (старшая группа), «Гуси – лебеди (подготовительная группа). Беседа: «Какие бывают сказки?» Беседа: «Чему учит сказка?» Рассматривание иллюстраций. Знакомство с поговорками, пословицами, загадками. |
Художественное творчество | Лепка: «По страницам любимых сказок», сказка «Гуси-лебеди» (аппликация). «Нарисуй сказочного персонажа - мы отгадаем сказку» (изобразительная деятельность). |
Музыка | Русские народные мелодии, песни, танцы. Знакомство с народными инструментами. Итоговое занятие «Путешествие зайки». «Танец с гармонистом» (подготовительная группа), хоровод «Травушка – муравушка» (старшая группа), игра – хоровод «Кто у нас хороший», «Заинька попляши» (младшая группа). |
Ожидаемый результат: индивидуализация ребенка в группе сверстников, осознание своего социального «я»; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность; умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников; усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле); умение планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами; проявление доброты, отзывчивости и уважения к людям и братьям меньшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке с использованием русского народного фольклора в первой младшей группе на тему: <<Колобок>>
Конспект игрового развлечения по развитию речи и лепке...
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Снеговики в гостях у ребят>>
Конспект по сенсорике с использованием русского народного фольклора <<Cнеговики в гостях у ребят>>...
Цикл НОД по развитию речи с использованием русского народного фольклора
Конспекты НОД (непосредственно образовательной деятельности) по развитию речи с использованием русского народного фольклора для детей старшего дошкольного возраста....
Игровая деятельность с детьми раннего возраста с использованием русского народного фольклора (песенки, пестушки, потешки) и здоровьесберегающих технологий. Тема: «Наша Маша маленька»
Приобщение детей раннего возраста к народной культуре через игровую деятельность...
Использование русского народного фольклора на музыкальных и логоритмических занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ...
сценарий музыкального развлечения для старших дошкольников "Праздник русской берёзки" с использованием русско- народного фольклора
"Праздник русской берёзки" приурочен к празднованию дня Святой Троицы. Этот праздник имеет на Руси древние корни, гармонично воссоединяет в себе традиции христианства и язычества. Цель развлечения поз...