МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья

Леонтьева Лариса Васильевна

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В современных условиях остро встали перед человечеством экологические проблемы: загрязнение почв, воздуха, водоёмов токсичными отходами, вымирание десятков видов растений и животных, озоновые дыры, сохранения генофонда и др. Поэтому возникает необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Не осознавая своего места в окружающей среде, человек вредит прежде всего себе, своим потомкам. Перед воспитателями и учителями стоит задача экологического образования и воспитания молодежи, формирования у них эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде.

В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, где наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Дошкольное детство - благоприятный период для развития знаний в области экологического воспитания, начиная с элементарных знаний о природе и заканчивая осознанием себя как части природы. В ФГОС ДО отмечается важность в формировании у дошкольников первичных представлений о себе, окружающем мире, отношении объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей и природы.

Основным из наиболее перспективных методов реализации экологического развития является метод моделирования. Модели - это материальные заместители реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями и компонентами. Демонстрация моделей в экологическом воспитании помогает лучше, чем другие средства наглядности, выявить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности.

Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром, - а это будет дополнительным плюсом при переходе дошкольника в школьную жизнь.

Экологические знания необходимо давать ребенку именно посредством моделей и наглядных пособий, потому что знания в таком виде доступны детям, содержательно отображают объекты и образы природы, демонстрируют существенные экологические связи в природе, что является важным условием полноценного экологического воспитания детей.

Использование модели объектов, процессов и явлений, позволяет глубже осмыслить и гарантировать точность детских знаний.

Метод моделирования помогает оформить в детских представлениях правила поведения экологического воспитания, взаимосвязи и последовательности в мире и в природе. Очень важна основа, которую будущее поколение получит и, в основном, эту основу можно укрепить в дошкольном возрасте.

Моделирование - это деятельность, при выполнении которой ребёнок открыватель и творец. В нем спрятано научность, искусство, мастерство, как и во всём, связанном с обучением и воспитанием детей в дошкольном возрасте.

Моделирование формирует глубокое и осмысленное познание явлений природы, помогает подготовить дошкольников к школе и сохранить непрерывность в образовании детского сада и начальной школы.

Приобретённые в дошкольном возрасте экологические знания, являются базовым в развитии экологической культуры первоклассника. Начатое в дошкольном возрасте экологическое воспитание продолжается на всех этапах обучения в школе. Взаимодействие дошкольника и младшего школьника с окружающим миром является основой для становления духовно богатой, гуманистически направленной, самобытной личности ребенка, а это способствует воспитанию любви к природе, стремлению беречь и приумножать её богатства и формирования умений и навыков природоохранной деятельности.

Список литературы:

  1. Корнилова В.М. Экологическое окно в детском саду: Методические рекомендации, М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
  2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников», Волгоград. Издательство: Учитель, 2020. - 157 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Проектная работа по теме: «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Описано формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой....

Использование метода моделирования для экологического воспитания дошкольников

В презентации представлены основные понятия метода "моделирования" применительно к экологическому воспитанию дошкольников. Приведены примеры разных моделей, отмечены особенности использовани...

«Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...

Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познани...

Консультация для педагогов «Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников»

Человек и природа – одно целое, неделимое. Взаимосвязь природы и человека, так же как человека с природой, известна издавна. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействиячеловека и ...

Мастер-класс для воспитателей "Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников"

Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно через чувства осязания. Например, взаимосвязи между растением и водой, ...