Консультация для педагогов и родителей «Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности»
консультация
Консультация для педагогов и родителей
Выполнила: Позднякова Л.И
«Воспитание патриотических чувств посредством
изобразительной деятельности»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается искусство. Искусство отображает мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво" является тем ключом, пользуясь которым взрослый и ребенок создают красивый предмет и делают предметно-пространственную среду гармоничной.
Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоидентификации, как части духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие.
Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности. Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа. Изобразительное искусство является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества, народов мира. Приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например, темы направлены на знакомство дошкольников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного искусства, проводятся ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям.
Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», «Дню Космонавтики» и т.д.
Таким образом, с чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть – Юганская средняя общеобразовательная школа»
Консультация для педагогов и родителей
Выполнила: Позднякова Л.И
«Воспитание патриотических чувств посредством
изобразительной деятельности»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота. Одной из форм проявления патриотических чувств является развитие интереса у детей дошкольного возраста к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается искусство. Искусство отображает мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Ценным качеством народного творчества является чистота восприятия мира и общность эстетического отношения к жизни народного умельца и ребёнка. Данный нам природой механизм восприятия "красиво - некрасиво" является тем ключом, пользуясь которым взрослый и ребенок создают красивый предмет и делают предметно-пространственную среду гармоничной.
Изобразительная деятельность как средство патриотического воспитания – важнейший компонент приобщения личности ребенка к духовным ценностям. Она вводит детей в мир красоты, мир природы, в мир людей, в историю общества, нравственности. Помогает развитию и раскрытию художественно-творческого потенциала детей. Мир изобразительного искусства должен стать для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Многие поколения педагогов, исследователей, художников, отмечая социально-нравственные, воспитательные, образовательные, эстетические функции искусства, настойчиво возвращались к мысли о необходимости художественного просвещения всего многонационального народа. Действительно, одним из условий успешной человеческой деятельности издавна признается художественное развитие личности, которое влияет, с одной стороны, на духовную культуру человека, а с другой – на реализацию его творческих задатков. Следовательно, художественное развитие личности ребенка и его самоидентификации, как части духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие.
Художественная деятельность учит ребенка видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок. Бережное отношение к богатому художественному опыту прошлого, к культуре народов, к их ценностям, народному фольклору, не позволяют разорвать тончайшую нить между прошлым и будущим. Культура людей и народов может измеряться тем, насколько она противостоит забвению народных традиций. Декоративное народно-прикладное искусство является важным звеном социализации в воспитании дошкольного детства и базируется на художественных видах деятельности. Человек, впитавший в полной мере родной духовный мир толерантен к нравственным ценностям другого народа. Изобразительное искусство является важнейшим звеном социализации детей в многонациональной среде. Целью художественного образования на основе поликультурного воспитания является осознание ведущих ценностных ориентаций современного многонационального Российского общества, народов мира. Приобщение новых поколений к смыслам родной культуры, развитие внутреннего мира детей ради утверждения ими себя деятельными субъектами сохранения и приумножения богатства отечественной традиции в сфере духовно-нравственного и социокультурного опыта.
Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например, темы направлены на знакомство дошкольников с художественными материалами, на которых дети знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет развивать любовь к Родине, своему народу и культуре.
Проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию. В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения к истории Отчизны, в рамках предмета изобразительного искусства, проводятся ежегодные конкурсы - выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные различным юбилеям.
Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых «Дню победы», «Дню Космонавтики» и т.д.
Таким образом, с чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей нравственно - патриотических чувств посредством музыкальной деятельности.
Нравственное воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Оно пронизывает многие стороны жизни ребёнка и тесно связано с эстетическим, умственным и физическим ...
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей к родному городу»
Для чего детям воспитать чувство патриотизма, предлагается родителям задания и ситуации для воспитания у детей нравственно -патриотических чувств к родному городу....
Формирование патриотических чувств посредством проектной деятельности с детьми раннего возраста.
Автор описывает свой опыт работы в проектной деятельноти с детьми раннего возраста....
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей в совместной деятельности педагогов и родителей».
laquo;Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она ...
консультация для педагогов и родителей.Воспитание детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
в данной консультации предлогается рассмотреть художественную литературу, как средство воспитания дошкольника.Аспект- русская народная сказка....
Выступление на педагогическом совете «Формирование патриотических чувств посредством изобразительного искусства»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И на...
Консультация для родителей «Воспитание патриотических чувств посредством изобразительной деятельности»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личност...