МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспекты,материалы из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_muz_zanyatiya_v_raznovozr.gruppe.docx | 20.19 КБ |
konspekt_logoritmika.docx | 27.44 КБ |
zdorovesberegayushchie_tehnologii_.docx | 22.07 КБ |
ЭВРИТМИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ | 1.08 МБ |
iom_muzruk.docx | 60.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
2 корпус:670011, г. Улан-Удэ, МКР 142, здание 5 телефон: 8(3012)37-84-45, 8(3012)37-84-05
ОГРН 1020300978972, ИНН 0323099702, КПП 032301001, БИК 048142001, ОКАТО 81401368000
электронный адрес: det-sad84@mail.ru
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Юрьева Наталья Васильевна
г. Улан-Удэ
В нашем детском саду организована разновозрастная группа, которую посещают дети с 3-х до 7 ми лет. Ещѐ некоторое время назад, работая с этой группой, я, руководствуясь ПМК «Мозаичный парк» испытывала определѐнные трудности, связанные с подбором репертуара, структурой занятия, формой подачи материала. Сегодня у всех педагогов есть возможность, опираясь на новые современные педагогические технологии и методики, собственный опыт, на конкретную ситуацию в дошкольном учреждении, строить свою работу так, чтобы она приносила максимальные результаты. Ведь каждый ребѐнок уникален, другого, точно такого же – не существует. Каждый по - своему талантлив, и очень важно вовремя заметить его способности и попытаться их развить. Ребѐнок должен чувствовать, что он любим, что он может, когда сам этого захочет, активно проявлять себя, а мы, взрослые, педагоги, должны уделять ему внимание, нести душевную теплоту, спокойствие, помогать, хвалить, дать возможность не только общаться со своими сверстниками, но и побыть одному.
Занимаясь с детьми разновозрастной группы, я заметила, что малыши в какой- то момент начинают уставать, отвлекаться, им становится не интересно.
Я поняла, что привычная структура музыкального занятия не совсем подходит в данной ситуации, надо пробовать что-то иначе. Стала заниматься по подгруппам, но воспитатели этой группы наоборот делали акцент в своей работе на разный возраст детей, положительное влияние старших детей на младших и наоборот. Мне казалось, что старшим детям совсем не интересно играть, танцевать с малышами, так как дети 6 - 7 лет любят более сложные, информативные задания, игры соревновательного характера, на скорость, ловкость, да и в танцах они имеют больший исполнительский опыт. На деле оказалось совсем не так. Когда я предложила детям старшего возраста поиграть, например, в игру «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А. Филиппенко), они с удовольствием согласились, при этом красиво показывали движение «подскок», выразительно пели, правильно интонировали мелодию, а малыши, глядя на них, старались так же повторить.
Я стала придумывать танцы, где наиболее трудные движения и перестроения выполняли дети старшего возраста, а малыши исполняли более лѐгкие, доступные их возрасту элементы танца. В этом мне очень помогли народные танцы и игры. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения подсказываются текстом, точны и образны, часто сопровождаются весѐлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьѐвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший неповторимый игровой фольклор.
Я заметила, что игровой сюжет, объединяющий несколько видов деятельности, вызывает интерес, как у малышей, так и у старших детей, пробуждает их воображение, доставляет им радость, удовольствие. Я стала использовать в занятии различные виды деятельности, заранее включенные в игровую ситуацию. Например, старшие дети изображают лес, они – деревья. Вот подул ветерок, сначала слабый, потом сильный (упражнение «Листики» муз. Бетховена), закружилась, завертелась мельница (упражнение «Мельница» английская народная мелодия), на полянку вышли медведи, (зайцы, птички и.т.д.). Дети младшего возраста выполняют ходьбу, прыжки, бег, в зависимости от сюжета. Дети старшего возраста загадывают загадки, декламируют стихи, исполняют песню, которую можно инсценировать, используя маски или игрушки би – ба – бо. Органично вписывается в занятие игра на детских музыкальных инструментах. Например, во время проведения игры для младших детей « Солнышко и дождик», когда музыку дождика исполняют на металлофонах дети старшего возраста.
Структуру музыкальных занятий я варьирую, в зависимости от тех задач, которые ставлю перед собой и перед детьми. Наиболее традиционное – типовое занятие, оно предполагает такую последовательность: музыкально – ритмические упражнения, слушание, пение, танец, игра. Этот вид занятий во многом оправдывает себя, но быстрая смена музыкальной деятельности не всегда даѐт хорошие качественные результаты в разновозрастной группе. Дети не всегда успевают за 4-5 минут хорошо запомнить мелодию песни, а тем более выучить текст, или освоить элементы танца. Поэтому некоторые занятия я посвящаю только пению и, например, играм, или активному слушанию и музыкально – ритмическим движениям.
Ритмические разминки – один из любимых видов музыкальной деятельности у детей. Чаще всего я начинаю занятия именно с них, например, так.
ИГРА - ПРИВЕТСТВИЕ
Ручку мне протяни (педагог протягивает руку ребѐнку) И тихонько пожми, (здоровается с ним за руку). Улыбнись и пропой:
- доброе утро! (поѐт ребѐнок).
В круг вставай поскорей, (педагог приглашает всех
Позови своих друзей, детей в круг)
Улыбнись всем и пропой: -
Доброе утро! (поют все дети)
Мальчики и девочки
Машеньки и Леночки,
Пети Саши и Алѐши,
-Доброе утро!
Я ЗДОРОВАЮСЬ
Я здороваюсь везде,
Дома и на улице, (показать руками « домик»)
Даже, здравствуй, говорю
Я соседней курице. (помахать ручками - «крыльями»)
Здравствуй, солнце золотое,
(показать «солнце» и «небо» поочередно)
Здравствуй, небо голубое, (поднимая руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок, (покачать руками вверху)
Здравствуй, маленький дубок, (покачать внизу)
Здравствуй, утро, (посмотреть направо)
Здравствуй, день, (посмотреть налево)
Нам здороваться не лень! (покачать пальчиком)
Такие разминки активизируют внимание детей, поднимают тонус, улучшают настроение, помогают им настроиться на целостное восприятие.
Совсем маленькие дети с необыкновенной лѐгкостью могут заменить слова мимикой и жестами. Развитие ребѐнка идѐт от движений и эмоций к слову. Поэтому, вполне естественно, что детям дошкольного возраста, легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребѐнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребѐнку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных упражнений.
«Утро»
Дети лежат на ковре (спят), ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, медленно подходят к окну и любуются ранним утром…(музыкальное сопровождение: «Утро» муз. Э. Грига.)
Один из важнейших видов музыкальной деятельности – пение. Иногда трудности возникают при подборе репертуара, ведь песни, рекомендованные « Программой» не всегда актуальны по содержанию и интересны детям. На помощь приходят специализированные журналы, диски и интернет ресурсы и, конечно учитывается реакция и интерес детей. В качестве распевок часто использую потешки, русские народные попевки или маленькие песенки – диалоги. Быстро запомнив и выучив такую лѐгкую песенку, старшие дети инсценируют еѐ, а младшие с удовольствием продолжают петь, у них появляется новый интерес, в конечном итоге все дети усваивают песенный материал, но темп и качество его усвоения различны. Например, при разучивании песни ставлю перед детьми разные задачи: старшие дети выразительно исполняют песню, подыгрывая себе на детских музыкальных инструментах, или выполняя танцевальные движения, а малыши внимательно слушают. Очень часто младшие дети знакомятся с теми песнями, которые они будут исполнять позже, а на данном этапе они слушают, подпевают отдельные слова или хлопают на вступление к песне.
В начале учебного года, когда в разновозрастную группу приходят новые дети, особенно малыши, всегда интересно наблюдать, как они ведут себя на музыкальных занятиях: незнакомая обстановка, большое пространство музыкального зала, звучание музыки оказывает психологическое воздействие на малышей, некоторые из них замыкаются, садятся на стульчики, не желая принимать участия в танцах, играх. В основном - это дети ранее не посещавшие детский сад. Ясно, что, чем младше ребѐнок, тем более ограничены возможности проявления его музыкальной активности. Но, наблюдая за детьми более старшего возраста, малыши быстрее адаптируются, постепенно начинают приобщаться к музыке, проявляя самостоятельность и творческую активность.
Конечно, этому способствует и индивидуальный подход к каждому ребѐнку, и доброжелательный тон педагога, и интересная дружелюбная атмосфера. К.Д. Ушинский, прекрасно зная природу детского организма, писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а еѐ однообразием и односторонностью»
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
2 корпус:670011, г. Улан-Удэ, МКР 142, здание 5 телефон: 8(3012)37-84-45, 8(3012)37-84-05
ОГРН 1020300978972, ИНН 0323099702, КПП 032301001, БИК 048142001, ОКАТО 81401368000
электронный адрес: det-sad84@mail.ru
Конспект открытого музыкального занятия по художественно-эстетическому развитию с элементами логоритмики
для детей старшего дошкольного возраста
«Приключения кота Мурзика в Мышином королевстве»
Подготовила:
Юрьева Наталья Васильевна
музыкальный руководитель
1 квалификационная категория
2021 – 2022 учебный год
Краткая аннотация: Это музыкальное занятие для детей 5-7 лет с использованием валеологической песни - распевки, артикуляционных и динамических упражнений, профилактической гимнастики для верхних дыхательных путей, речевой игры-диалога, речевой игры с контрастной динамикой, активным слушанием музыки с элементами психогимнастики.
Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровье сберегающих технологий во всех видах музыкальной деятельности.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко (хотя и льет дождь, падает пушистый снежок и т.п.)! Так и хочется пожелать всем- всем: «Доброе утро!»
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро»
(сл. и муз.О Арсеневской)
- Доброе утро! (разводят руки в стороны и слегка)
Улыбнись скорее! (кланяются друг другу)
И сегодня весь день («пружинка») Будет веселее (поднимают ручки вверх)
- Мы погладим лобик (выполняют движения по тексту)
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми (наклоны головы к правому и левому)
Как в саду цветочки! (плечу поочередно) Разотрем ладошки (движения по тексту) Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! (разводят руки в стороны)
- Замечательно, а теперь я сыграю вам добрую музыку. (Открывает ноты видит пустые листы с дырками)
- Что случилось с нотами?
- И откуда взялись эти дырки? Ребята, вы не знаете?
- Похоже, что ноты съели мыши. Что же делать? (задумывается)
- Придумала! Нужно позвонить в музыкальную справочную (звонит по телефону).
- Алло! Справочная? Помогите! Нам помощника пришлите! Надо нотки нам найти, чтоб занятие провести.
(голос из телефонной трубки)
- Мы сейчас Кота пришлем.
- Вот спасибо! Очень ждем! Про кота игру мы знаем И сейчас в нее сыграем.
Речевая игра-диалог «Тра-та-та» (модель Т.Тютюнниковой)
Дети встают по всему залу парами, рассказывают потешку, сопровождая движениями: покачивания головой, изображение полосок у Кота, длинных усов,
кисточек на ушах. На последнюю строчку дети обнимаются и поворачиваются к зрителям, выставив ногу на пятку.
1. Тра-та-та! Тра-та-та! Вышла кошка за кота! За Кота - Котовича?
За Петра Петровича
Вместе:
Он усат, полосат,
В ушах кисточки висят.
Ну, не Кот, а просто клад! (из-за ширмы появляется Кот Мурзик)
Кот Мурзик: «Мяу-мяу! Да, я такой! Я просто клад для всех ребят!
Мяу! Всем привет, друзья! Как же рад вас видеть я!»
- Какой красивый котик! Как тебя зовут?
Кот Мурзик: «Песенку вы про меня слушайте скорее И, конечно, подпевайте «Мяу!» веселее!»
Песня с элементами импровизации «Кот Мурзик»
(сл. И. Пономаревой, муз.О. Арсеневской)
в припеве Кот Мурзик указывает на одного из детей, который должен сочинить попевку из трех звуков на слова «Мяу!Мяу!Мяу!»
- Кот Мурзик, где же нам нотки найти?
Кот Мурзик: «Все мыши живут в Мышином королевстве. А правит там Королева Мышильда - злая и коварная».
- Но мы не знаем дороги. Как же в это королевство попасть?
Кот Мурзик :«Только настоящие коты могут найти мышь. А ведь я - Суперкот! Вперед, мои друзья!»
Динамическое упражнение «По дорожке»
(модель В.И.Ковалько, «Азбука физкультминуток»)
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. Не сутультесь, грудь вперед. Замечательный народ!
По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. Сладко потянулись,
Всем улыбнулись.
- Ребята, впереди домик и мостик через речку. Кот Мурзик, это уже Мышиное царство?
Кот Мурзик (принюхивается): «Нет. Здесь мышами не пахнет. Прислушайтесь, в домике кто-то песенку поет».
(звучит вступление к «Частушкам», из домика выходят Гномик До Мажор и Гномик Ре Минор)
Частушки Гномик Ре:
«В доме До Мажор живет, звонко песенки поет. Добрые, мажорные, Веселые, задорные!»
«Ре Минор к реке пошел Песню грустную завел. Ох! Река проворная. Ох! Судьба минорная!»
- Ребята, это же братцы - гномики: Мажор и Минор!
Гномик Ре: «Как вы сюда попали?»
Гномик До: «Вы что-то потеряли?»
Гномик До: «Мы ищем Мышиное царство. Мыши украли наши нотки. А наши ребята так любят петь, танцевать и под музыку играть».
- Ребята, а хотите с нами поиграть? Внимательно слушайте музыку и передавайте ее настроение движениями, мимикой, жестами.
Активное слушание «Мажор или минор?»
(под веселую музыку дети прыгают, танцуют, смеются, а под грустную - ходят с опущенными головами, а Ведущая и Гномы их гладят по голове, как бы утешая)
Гномик Ре: «Дети, очень грустно мне! Что-то хрумкает в спине. В горле все болит, горит. Нос мой булькает, сопит».
Кот Мурзик: «Не грусти, Ре Минор! Наши дети сейчас тебя вмиг вылечат!»
Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух! (ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес (удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф! (низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р! Вот веселая пчела
Детям меда принесла. З-з-з! З-з-з! (звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток З-з-з! З-з-з! Полетела на носок З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! (укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал: Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а! Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать (дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Гномик Ре: «Ой! Я здоров! Спасибо, ребята! Теперь я всегда буду делать эту замечательную зарядку».
Гномик До: «Братец мой здоров опять! Все пойдемте танцевать!»
Танец «Разноцветная игра» (программа «Ритмическая мозаика»)
Гномик До: «Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому мы вам дарим разноцветные смешинки. Смейтесь на здоровье!»
Гномик Ре: «Счастливого пути!» (гномы раздают детям маленькие разноцветные конфетки-драже и уходят)
Кот Мурзик: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Путь-дорога так легка! Запевайте же скорей Нашу песню веселей!»(дети встают парами, идут по кругу и поют).
Песня «Смешинки»
(Т. Тютюнниковой, «Музыкальная палитра» N 3. 2007)
(дети останавливаются возле зеркальных цветов - на картонные или пластиковые цветы наклеены зеркальца в пластмассовой оправе)
- Что за чудо! Я таких цветов никогда не видела! А вы, ребята?
Кот Мурзик: «Это же Поляна зеркальных цветов!»
- А для чего они?
Кот Мурзик: «Чтобы удобнее было гимнастику для наших язычков делать! Мы цветы сейчас возьмем и гимнастику начнем!»
(дети садятся на ковер и выполняют движения по тексту, смотрят в зеркальца за правильным исполнением упражнений)
Артикуляционная гимнастика «Котик Мурзик»
(текст О.Арсеневской, описание движений Е.Косиновой «Гимнастика для развития речи»)
Котик Мурзик утром встал,
Чистить зубки побежал (дети потягиваются)
Вправо-влево, вправо-влево
Чистим зубки мы умело (в улыбке открыть рот и кончиком языка сильно
«почистить» за нижними зубами вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними зубами 5-6 раз)
Пополощем ротик (имитация полоскания рта)
Как чистюля Котик. Мурзик наш расческу взял
И причесываться стал (в улыбке закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами)
Мы за ним не отстаем Все покажем язычком.
Дальше по порядку делаем зарядку! (вперед-назад);
Мурзик спинку выгибает (улыбка, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, удерживать под счет до 8-ми)
Мурзик спинку прогибает (открыть хорошо рот, поднять язык за верхние зубы)
А теперь язык наш - мяч. Начинаем футбольный матч!
Гол забили мы! Ура!! (Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в од- ну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики»).
Вот и завтракать пора: Котик нам напек блины (улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-ти). Со сметаною они.
Как сметану любит Котик? (улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, затем нижнюю губу).
Оближи скорее ротик. А теперь чаек попьем
Чай мы в чашечку нальем (улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки)
Мурзик сыт, Мурзик рад!
Мурзик любит всех ребят! (ритмично хлопать в ладоши).
Внезапно гаснет свет, включается подсветка, на стене в луче прожектора под музыку «Гавота» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева появляется тень Мышильды, которая постепенно растет в зависимости от наклона луча света) Мышильда: «Тиш-ш-е! Тиш-ш-е! Расш-ш-шумелись тут!»
- Кто ты такая? Почему стало так темно?
Мышильда: «Я великая Королева Мышильда. Я терпеть не могу музыку и смех, особенно детский. Я даже прогрызла ваши ноты с песенками, чтобы было тихо. А вы опять нарушили тиш-ш-шину! Эй, мои слуги! Превратите всех детей в мышей!» (двое детей в масках мышат выбегают из-за ширмы и посыпают всех блестящими конфетти, приговаривая: «Тише, мыши! Тише, мыши!», дети надевают ободки с прикрепленными к ним поролоновыми « мышиными» ушами, приклеивают черные носики из самоклеющейся пленки)
Музыкальная игра «Кот Мурзик и мыши»
(сл. и муз.О.Арсеневской, дети проговаривают слова с различной динамикой)
Один ребенок надевает маску Кота, ложится калачиком на ковер, остальные - ходят вокруг него.
В синей ночи Тишь, тишь. В синей ночи Мышь, мышь (тихо крадутся)
Только Мурзик кот не спит
Мурзик нотки сторожит («грозят пальцем», говорят громко)
Мурзик глазки открывает,
Мурзик спинку выгибает (дети говорят тихо, кот выполняет движения по тексту)
Кот проснулся! Вот беда!
Разбегайтесь кто куда! (говорят громко, ритмично хлопают в ладоши, дети бегут на стульчики, кот их догоняет)
Мышильда: «Опять расшумелись! Я вас сейчас!»(Кот Мурзик появляется на ширме)
Кот Мурзик: «Мяу! Ничего ты больше не сделаешь, ведь наши дети могут так весело смеяться. Ребята, давайте громко засмеемся!»(дети смеются)
Мышильда: «Нет! Не надо!»
Кот Мурзик: «А еще наши дети очень любят музыку. Ребята, берите скорее свои музыкальные инструменты и сыграйте веселее!»
Оркестр шумовых инструментов «Коробейники» (русская народная мелодия)
Мышильда: «Спасите! Помогите! Тише! Тише!»
(включается свет, раздается звук лопнувшего шарика, Мышильда исчезает, а из- за ширмы летят листочки с нотами)
- Ребята! Смотрите, это же наши нотки!
Кот Мурзик: «Ура! Мы победили злую Мышильду!»
- Спасибо тебе, Кот Мурзик! Без тебя мы никогда не нашли свои ноты. Теперь я смогу сыграть нашим детям добрую музыку.
Песня «Улыбка» В.Шаинского
(дети поют, импровизируют танец вместе с куклой Котом Мурзиком, обнимают его, прыгают и т.д.
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 84 «СНЕГУРОЧКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г.УЛАН-УДЭ
1 корпус: 670047, г. Улан-Удэ, ул. Орловская, 35-а, телефон 8(3012)23-18-58, 8(3012)23-15-81
2 корпус:670011, г. Улан-Удэ, МКР 142, здание 5 телефон: 8(3012)37-84-45, 8(3012)37-84-05
ОГРН 1020300978972, ИНН 0323099702, КПП 032301001, БИК 048142001, ОКАТО 81401368000
электронный адрес: det-sad84@mail.ru
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном
воспитании дошкольников.
Подготовила музыкальный руководитель: Юрьева Н.В.
1 квалификационная категория
Улан-Удэ
2021
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей ребенка.
Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровье - сберегающих технологий:
* Валеологические песенки-распевки;
* Дыхательная гимнастика;
* Артикуляционная гимнастика;
* Оздоровительные и фонопедические упражнения;
* Игровой массаж;
* Пальчиковые игры;
* Музыкотерапия.
Игровой массаж. (проводится без музыки)
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Например:
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми,здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова,М.Картушиной способствуют развитию носового,диафрагмального,брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические, которые корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох и голосовые сигналы доречевой коммуникации,игры со звуком.
Например:
«Динозаврики»
Дети голосом «рисуют» динозаврика, используя последовательность звуков: «У-ОА-И-скрип!
Четыре динозаврика, Ура! Ура! Ура! – (Шагают на месте, на «ура» выбрасывают руки вверх).
Мы любим петь и танцевать тарам-па-ра-па-ра! – (Руки на поясе, выполняют«пружинку»).
Смешные мы, весёлые, мы любим пошалить! – (Делают пальчиками «нос Буратино»).
И мы всё время заняты, нам некогда грустить! –( Разводят руки перед собой,затем указательным пальцем выполняют отрицательное движение).
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Например:
«Мы платочки постираем» (Сборник «Праздник каждый день» автор Каплунова, но я добавила текст и использую музыку)
1.Мы платочки постираем, крепко-крепко их потрём,
А потом повыжимаем, мы платочки отожмём.
А потом платочки наши так встряхнём, так встряхнём,
А потом мы их погладим, их погладим утюжком.
2.Мы платочки посчитаем, раз-два-три-четыре-пять!
А потом платочки наши будут весело плясать!
Мы платочками помашем, и платочки всем покажем!
А потом платочки сложим и на полочки положим!
Физвокализ
1.Упражнение «Звук (а)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни, на проигрыше долго тянуть гласную букву «а» на ноте до 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые связки.
2. Упражнение «Звук (и)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова. Исполнить куплет песни на проигрыше произносить гласную букву «и» на ноте до 2-й октавы. Издать сильный и пронзительный звук (и), раздвинув губы, как в улыбке. Делать это не в виде пения, а скорее в виде крика издалека. Звук должен быть ровным и одной высоты в начале, середине и в конце. Нельзя начинать мощно, а заканчивать слабым писком; нужно остановиться раньше, чем вам не хватит дыхания, так как перед окончанием звука всегда должен оставаться небольшой запас воздуха.
3. Упражнение «Звук (у)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова
Исполнить куплет песни, на проигрыше долго тянуть гласную букву «у» на ноте соль 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропускать воздух вместе со звуком через голосовые связки.
4.Упражнение «Звук (м)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни на проигрыше долго тянуть согласную букву «м» на ноте ля 1-й октавы. Для этого набрать воздух полной грудью: при расслабленных мышцах живота медленно пропевать звук (м) закрытым ртом (зубы разомкнуты, небо высокое, ощущение буквы «о»).
5. Упражнение «Звуки (о)—(у)—(м)»
«Чтоб выучиться пению» муз. А. Островского, сл. З. Петрова.
Исполнить куплет песни на проигрыше долго тянуть сочетание гласной буквы «о» на ноте ре 1-й октавы, гласной буквы «у» на ноте ми 1-й октавы и согласной буквы «м» на ноте фа диез 1-й октавы. Дыхание брать перед пропеванием каждой буквы.
Терапия творчеством (арт-терапия)
1. Упражнение «Пропой свое имя или имя соседа»
Дети пропевают имя своего соседа, который стоит справа (слева).
2. Упражнение «Пропой попевку»
Дети поют попевку (например, «Ходит зайка по саду») с различным настроением: жалостливо, со страхом, радостно, тревожно.
3. Упражнение «Угадай по голосу » (авт. Е. Тиличеева)
Дети поют: «Аня, ты сейчас в лесу, мы зовем тебя: «Ау!». Ну-ка, глазки закрывай, не робей, кто зовет тебя, узнай поскорей!»
Ребенок, о котором пели песенку, закрывает глаза, а взрослый дотрагивается до плеча другого ребенка, который, изменяя тембровую окраску голоса, зовет того, о ком пели в песенке. Если тот, кто закрывал глаза, угадал, кто его звал, песенку поют уже про последнего.
4. Упражнение «Мелодизация различных образов»
Под музыкальное сопровождение (К. Сен-Санс «Карнавал животных», В. Косенко «Дождик», Д. Шостакович «Вальс-шутка», Г. Свиридов «Попрыгунья», П.И. Чайковский «Игра в лошадки», М. Красев «Медвежата», «Воробушки» и др.) дети изображают птиц (кукушку, лебедя, орла, курочку, петушка, воробья, страуса и др.), животных (танец слона, прыжки кенгуру,рыбки в аквариуме, трусливый заяц, хитрая лиса, лошадка в цирке, и т.п.).
Инсценируют явления природы (дождик, сильный ветер, шелест листьев, восход солнца, шум моря, набегающая волна и т.п.).
5. Упражнение «Звучащие жесты»
Под различные виды музыкальных произведений: песни, попевки, танцы, инструментальная музыка (на выбор педагога) дети хлопают, притопывают, щелкают, цокают, шлепают ладонями по коленям, издают звуковые эффекты, используя артикуляционный аппарат.
6. Речевая игра «Листопад»
Дети произносят текст и выполняют движения.
Громко:
Осень! Осень! Листопад!
(Дети делают ритмичные хлопки).
Лес осенний конопат.
(Щелкают пальцами).
Тихо:
Листья рыжие шуршат
(Трут ладонью о ладонь).
И летят, летят, летят!
(Качают руками).
Громко:
Дождь, дождь, дождь с утра,
(Хлопают, шлепают ладонями, по коленям).
Веселится детвора.
(Делают легкие прыжки на месте).
Тихо:
Дождик, нас не поливай,
(Грозят пальцем).
Лучше капельки считай
(Стучат пальцами левой руки о ладони правой руки).
Вокалотерапия
1. Упражнение «Скок-поскок»
Исполнять русскую народную песню «Скок-поскок» по полутонам в восходящем и нисходящем движении.
Скок-скок-поскок, молодой дроздок
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька-невеличенька,
Сама – с вершок, голова с горшок!
2. Упражнение «Антошка – соломенная ножка»
Исполнять русскую народную песню «Антошка – соломенная ножка»,последний звук протяжно и твердо.
Антошка, Антошка – соломенная ножка.
Сам – с вершок, голова – с горшок!
3. Упражнение «Ворон»
Исполнять попевку «Ворон»: вокализ «у-у-у» отрывисто, заставляя звук «взлетать» одновременно с воздухом, - активно работает диафрагма.
Садит ворон на дубу, у-у-у, у-у-у.
И играет во трубу, у-у-у, у-у-у.
Труба точеная, у-у-у, у-у-у.
Позолоченная, у-у-у, у-у-у.
Исполнять попевку по полутонам вверх на одном звуке, начиная с ля малой октавы, петь с вокализом «у-у-у» до ми 1-й октавы, затем вокализ «у-у-у» заменить на ритмический аккомпанемент – 3 хлопка, исполнять до соль 1-й октавы; дальше хлопком отмечать только первую долю – исполнять до си бемоль 1-й октавы, затем хлопком отмечать только третью долю — исполнять до ре 2-й октавы. Далее отмечать первую долю хлопком, третью долю – притопом до ми 2-й октавы; по возможности петь дальше попевку, исполняя вокализ «у-у-у», как вначале.
4. Упражнение «Эхо»
Исполнять песенку-распевку «Эхо» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова) подгруппами с динамическими изменениями.
Эхо, отзовись! Чисто петь научись!
Слушай — не зевай! И за мной повторяй!
5. Упражнение «Кузнец»
Петь песню «Кузнец» (муз. И. Арсеева) — вокализ «Тук-тук-тук» исполняется подгруппами детей в разных регистрах.
— Эй, кузнец-молодец, расковался жеребец!
Ты подкуй его опять!
— Отчего не подковать?
Вот — гвоздь, вот — подкова,
Раз-два — и готово!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
6. Песенки-дразнилки (муз. В. Золотарева, сл. И. Демьянова)
«Нюша-копуша»
Нюша-копуша час жевала грушу, два – умывалась, три – вытиралась.
Нюша завтракать пошла, только к ужину пришла!
Нюша-копуша! Нюша-копуша!
«Николай-неряха»
Коля, Коля, Николай, за собою убирай!
У тебя ленивы руки: под столом ремень и брюки.
И не знаешь, где носки!
На полу рубаха, Николай-неряха!
«Кирилл-замарашка»
Замарашка Кирилл месяц в школу не ходил.
Столько грязи, столько ссадин!
Мы на шее лук посадим, репу – на ладошках,
На щеках – картошку.
На носу морковь взойдет – будет целый огород!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад № 84 комбинированного вида « Снегурочка»
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка,
имеющего затруднения в обучении и развитии
на 2022 - 2023 учебный год
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Возраст ребенка: 4 года
Срок реализации: 1 год
Разработал:
Музыкальный руководитель
Юрьева Н.В.
Пояснительная записка
В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья». У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.
В современных условиях педагогам ДО отводится немаловажная роль в коррекции и развитии детей дошкольного возраста. Необходимым условием реализации ФГОС ДО становится психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, при котором большую роль играет формирование тесного сотрудничества всех его участников.
Согласно ФГОС ДО образовательной области являются взаимодополняющими, поэтому участие музыкального руководителя предусматривается в той или иной мере при реализации каждой из них.
Данный индивидуальный образовательный маршрут — это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении, формирование устойчивого интереса к музыкальным занятиям, ориентированный на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению.
Общие данные:
Фамилия, имя ребенка:.Хайюлин Максим
Группа: Средняя группа
Направление: ОО «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Диагноз:
Периодичность занятий:1раз в неделю
Длительность: 20-25 минут
Срок реализации: 1 год
Музыкальный руководитель: Юрьева Н.В.
Трудности: Не соответствует возрасту развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства музыкального ритма, музыкальной памяти, певческих навыков. Не развито умение координировать движения с музыкой и речью. Ориентироваться в пространстве. Максим доброжелательный, отзывчивый. Проявляет интерес к музыкальной деятельности. Во время занятий - часто отвлекается, не может справиться с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого.
Цель маршрута: помочь ребенку активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Создание благоприятное образовательное пространство в ДОУ и семье с достаточной степенью свободы музицирования.
2. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру.
3. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагога в соответствии с программным содержанием, воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
4.Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;
5.Выработать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;
6. Реализовать индивидуальный образовательный маршрут по музыкальному развитию и образованию ребенка.
7.Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи, а также психолого-педагогическую компетенцию родителей, других взрослых в вопросах поддержки и сопровождения детей.
Принципы построения маршрута:
1. Принцип системности опирается на повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение нарушений должно носить психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных и музыкальных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие, а также имеет место интегрированный и личностно-ориентированный подходы.
Характеристика: Максим подвижный, неусидчивый ребенок. Программу по разделу «музыкальная деятельность» старшей группы усвоил на низком уровне. Во время занятий - часто отвлекается, не может справиться с поставленной задачей самостоятельно, только с помощью взрослого.
Результаты мониторинга: Темп выполнения заданий низкий; нуждается в постоянной помощи взрослого; снижена общая и мелкая моторика, координация движений со словом, с музыкой. Слабо развиты певческие навыки, плохо запоминают тексты песен, названия музыкальных произведений.
Рекомендации.
Для преодоления проблем к ребенку требуется индивидуальный подход. Ведущим направлением в работе является развитие музыкально-творческой активности в образовательной деятельности и в свободное время, потребности к восприятию музыки.
Группа сопровождения:
Родители:
Педагоги: воспитатели, музыкальный руководитель
Периодичность дополнительных занятий: 1 раз в неделю в период с сентября по май.
Длительность: 20 минут
Ожидаемые результаты:
По программе к концу учебного года, воспитанник должен уметь:
- Выполнять основные виды музыкально-ритмических движений.
- Сформированы чувства музыкального темпа, размера, восприятия ритмического рисунка.
- Уметь выполнять движения в соответствии с изменением контрастов звучания (громко - тихо, быстро - медленно, высоко - низко).
- Согласовывать движений с пением.
- Держать правильную осанку, чувство равновесия.
- Выполнять имитационно-подражательные движения (изображение движений медведя, лисы, зайчика, кошки, лыжника, наездника и т. п.) под музыку.
- Уметь ориентироваться в пространстве.
- Уметь выполнять совместные действия и коммуникативных навыков в играх и танцах.
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПР максимально позволяет построить работу для его музыкального и творческого развития.
Для дальнейшей работы с мальчиком составлен индивидуальный календарно-перспективный план музыкально-коррекционных занятий; подобраны доступные упражнения для развития музыкальных способностей; организована деятельность для закрепления навыков и умений в самостоятельной деятельности.
Календарно-перспективный план музыкально-коррекционных занятий
месяц | Сентябрь | |||||||
раздел | 1 неделя-2неделя | 3-4 неделя. | ||||||
Мониторинг | «О чем и как рассказывает музыка» | |||||||
1.Приветствие | «Здравствуйте» М. Картушина | «Меня зовут…» Установление визуального контакта | ||||||
2.Свободное движение | Движение «змейка» вместе со взрослым. | «Виноградная гроздь» хороводный шаг. | ||||||
3.Музыкально-ритмические движения. | Ходьба с высоким подниманием колен, остановка на словесный сигнал. | Элементы танцев под муз. Т. Ломовой; ходьба разного характера под муз. И. Дунаевского, М. Красева, Ю. Чичкова; учить двигаться по всему пространству зала. Выполнять движения с педагогом, учить реагировать на смену характера музыки. | ||||||
Развитие чувства ритма. Музицирование | « Весёлые ладошки» -выполнять движения совместно с воспитателем, обратить внимание на ритмичность. | « Все мы музыканты»( с музыкальными инструментами) -активизировать детей на выполнение движений, обратить внимание на эмоциональность.
| ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | Пальчиковая игра «Я здороваюсь везде» « Прилетели гули»-Знакомство со стихотворением. | « Шаловливые пальчики»-выполнять движения вместе с воспитателем. Игра «Помидор» (с палочками), сочетать речь и движения. | ||||||
Слушание музыки +ИКТ | «Детская полька», муз. М. Глинки; «Марш», муз. С. Прокофьева; учить слушать с интересом, эмоционально откликаться на музыку.(видеоиллюстрация) «Определи по ритму» Н. Г. Кононовой | Гимн России- учить узнавать и слушать стоя «Осень» (из цикла «Времена года» А. Вивальди) «Осенняя сюита» П.Мориа учить слушать с интересом, эмоционально откликаться на музыку.(видеоиллюстрация) | ||||||
Распевание, пение. | « Игра с именами», привлекать к активному пению, прохлопать слоги. «С добрым утром», «Настоящий друг» М. Пляцковского, Б. Савельева; | «Са-са» -подпевание, выполнять движения по тексту песни вместе с воспитателем. «Эхо», «Вот и все ребята» Песня «Моя семья (Е.Курячий), «Бабушка» | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Игра « Я по комнате иду» различать двухчастную форму, изменять движения с изменением музыки. Игра «Ку-ку» | Игра « Я по комнате иду» пропевать слова и выполнять соответствующие движения Танец «Хорошее настроение» | ||||||
Прощание | «До свидания», помощь взрослого, установление визуального контакта | |||||||
Октябрь | ||||||||
1-2 неделя. | 3-4неделя. | |||||||
Тема: «Музыка и природа» | Тема «Музыка осени» | |||||||
Приветствие. | Поздоровайся с птичкой.- упражнять в звукоподражании. Закрепить понятие «высокий» звук. | Поздоровайся с мышкой.- Создать игровую ситуацию, активизирующая ребёнка, упражнять в звукоподражании. | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | «Погуляем» муз. Ломовой.- следить за правильной осанкой. Закрепить знакомые музыкально-ритмические движения- шаг польки, приставной шаг, боковой галоп. | «Подуем на плечо» выработка темпа и ритма физиологического дыхания, развитие внимания. Следить за правильной осанкой. Подуем на плечо, подуем на другое Нам солнце горячо пекло дневной порою. Подуем и на грудь мы и грудь свою остудим. Подуем мы на облака остановимся пока. | ||||||
Развитие чувства ритма. Музицирование | Игра с палочками «В кастрюлю шагом марш» Учить простукивать ритмы по предложенной схеме( презентация) | Игра с палочками «В кастрюлю шагом марш» учить простукивать ритмы по предложенной схеме( презентация) | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | «Пальчиковая зарядка» - выполнять упражнения вместе с педагогом. Спать пора! Уснул бычок 1+2 1+3 1+4 1+5 Усл. обозначения: 1-большой палец,2-указательный, 3-средний, 4 – безымянный, 5- мизинец | «Моя семья» - выполняя упражнение встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение. Учить выполнять пальчиковую игру двумя руками одновременно. | ||||||
Слушание музыки. | «Ночью» Р. Шумана; «Вечер» С. С. Прокофьева; «Утренняя молитва» Чайковского | «Октябрь» (из цикла «Времена года» П. Чайковского) - учить детей рассматривать картину или иллюстрацию, говорить о том, что на ней видят. Развивать кругозор, внимание, речь. | ||||||
Распевание, пение. | «Горошина», «Чепуха»вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, желание подпевать. Песня «Ах, подружка осень» А. Чугайкиной | «Будильник» Ти-ки-так, ти-ки-так, тики, ти-ки, ти-ки-так. За-ве-ли нас вчера, всем с ут-ра вста-вать по-ра. Распевка «Ас» Песня «Ах, подружка осень» А. Чугайкиной | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Танец «Неразлучные друзья» «Золотой осенний вальс» | Танец «Неразлучные друзья» «Золотой осенний вальс» | ||||||
Прощание | «До свидания» , помощь взрослого, установление визуального контакта | «До свидания», помощь взрослого, установление визуального контакта | ||||||
Ноябрь. | ||||||||
1-2 неделя. | 3-4 неделя. | |||||||
Тема: «В стране разноцветных звуков». | Тема: «Сказка в музыке». | |||||||
Приветствие. | «Доброе утро» - валеологическая распевка | «Доброе утро» - валеологическая распевка | ||||||
Свободное движение | Движение «Змейка» вместе со взрослым, обходя фигуры. | Движение «Змейка» вместе со взрослым, обходя фигуры. | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | «Марш» муз. Парлова- закрепить понятие марш. «Кружение на шаге» муз. Аарне- выполнять движение совместно с педагогом. | «Марш» муз. Парлова-реагировать на ритмичную, бодрую музыку, следить за осанкой, развивать ощущение уверенности. «Кружение на шаге» муз. Аарне-соотносить движения с двухчастной формой муз.произведения. | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | Игра «Моя семья» | Игра «Моя семья» | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика. | «Мы платочки постираем»- выполнять упражнение по показу педагога. | «Тики-так» развивать звуковысотный слух, чувство ритма, память и речь. | ||||||
Слушание музыки. | «Полёт шмеля» Р-Корсаков, «Бабочки» Григ, «Жаворонок» Глинка, «Соловей» Алябьев | МДИ «Три танца» учить различать танцы- плясовую, вальс, польку. | ||||||
Распевание, пение. | «Осень» изменение силы голоса, выразительное чтение стихов. Распевка «Ас» Песни «День Матери», «Будет всё хорошо» Игра «Я по комнате иду» | «Тишина» изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения. Распевка «Возле дома огород» Песни «День Матери», «Будет всё хорошо» Игра «Козлик» ( парами) | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Коммуникативный танец «На качелях», создать атмосферу радостного настроения. | Коммуникативный танец «На качелях» | ||||||
Прощание | «До новых встреч» установление визуального контакта | |||||||
Декабрь. | ||||||||
1 -2 неделя. | 3-4неделя. | |||||||
Тема: «Какой бывает музыка» | Промежуточный мониторинг | |||||||
Приветствие. | «Доброе утро, улыбнись скорей..» | «Здравствуйте» М. Картушина | ||||||
Свободное движение | Движение «Змейка» | «Ореховое дерево» (Румыния), пружинящий шаг | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | Закрепить пружинку, дробный шаг, боковой галоп, легкий бег по кругу в парах. | Закрепить пружинку, дробный шаг, боковой галоп, легкий бег по кругу в парах. | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | «Игра в имена»-спеть своё имя и прохлопать. «Новогодний оркестр» | «Игра в имена»-спеть своё имя и прхлопать. «Новогодний оркестр» | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики. | «Гвозди и молоток» И. Галянт (клавесы) | «Гвозди и молоток» И. Галянт (клавесы) | ||||||
Пальчиковая гимнастика. | «Шаловливые пальчики» «Бабушка очки надела» | «Наша бабушка идёт»- вспомнить потешку, | ||||||
Слушание музыки. | «Декабрь» Чайковский, «Зима» Вивальди- знакомство с муз. произведениями, развивать речь. | «Марш Щелкунчика» Чайковского, «Марш Черномора» Глинка- знакомство с муз. произведениями, развивать речь. | ||||||
Распевание, пение. | Распевка «Я гуляю во дворе» Хоровод «Наступает Новый год»Л.Мочаловой - рассмотреть новогодние иллюстрации, предложить подвигаться в хороводе. Песня «Славный праздник Новый год» - знакомство с песней, беседа о предстоящем празднике. | Распевка «Снегири Песня «Славный праздник Новый год»- правильно передавать характер песни. Хоровод «Хорошо, что каждый год» знакомство с песней, предложить подвигаться в хороводе. | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | «Ручки-ручки» выполнять по показу педагога Игра «ИЩИ» развитие двигательной активности, выполнять движения по показу педагога. | Игра «Ищи» двигательная активность, выполнять движения по показу педагога. Игра «Как у дедушки Мороза» движения по тексту. | ||||||
Прощание | «До новых встреч», установление визуального контакта | |||||||
Январь. | ||||||||
2 неделя. | 3-4 неделя. | |||||||
Тема: «Зимняя фантазия» | Тема «Птицы и звери в музыке» | |||||||
Приветствие. | «Я здороваюсь везде» | «Я здороваюсь везде» | ||||||
Свободное движение | Самостоятельное движение ребёнка «Змейка» Галоп вперёд лошадками | Самостоятельное движение ребёнка «Змейка» Галоп вперёд лошадками | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | «Раз, два, три» тренажер; «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского; элементы танца «Полька» | «Раз, два, три» тренажер; «Марш оловянных солдатиков» П. И. Чайковского; элементы танца «Полька» | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | «Игры с именами»- спеть своё имя и прохлопать | «Игра в имена»- проговорить и прохлопать своё имя. | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика. | «Пили, пила!» Пили, пила, пили живей, Мы строим домик для зверей В нём серый зайчик станет жить, И с нами будет он дружить | «Пили, пила!» Пили, пила, пили живей, Мы строим домик для зверей В нём серый зайчик станет жить, И с нами будет он дружить | ||||||
Слушание музыки. | Грига «Шествие гномов»; Мусоргского «Баба Яга», | «Труба и барабан», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой; МДИ «Кого встретил Колобок?» | ||||||
Распевание, пение. | «Барабанщик»- активно подпевать Распевка «Я гуляю во дворе», «Россия, Россия» Л.Булдакова, | «Качели» после пропевания показать языком верх-низ «Россия, Россия» Л.Булдакова,«Слава Армии Российской» | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Танцы «Весенняя полька», «Ручки- ручки» Игра «А на улице мороз» | Танцы: Весенняя полька», «Ручки- ручки» Игра «Гори-гори ясно» сочетать движения с пением | ||||||
Прощание | «До свидания» установление визуального контакта | |||||||
Февраль | ||||||||
1-2 неделя. | 3-4 неделя | |||||||
Тема: «Настроения и чувства в музыке». | ||||||||
Приветствие. | Поздороваться с детьми с разной интонацией—развивать интонационную выразительность, звуковысотный, тембровый слух, чувство ритма. | Поздоровайся с зайчиком и повтори его песенку.- повторять попевку по образцу в различных ритмических комбинациях. Установление контакта | ||||||
Свободное движение | Самостоятельное движение «Змейка» | «Зайцы» учить прыгать с продвижением вперёд | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | Элементы вальса под муз. Е. Тиличеевой; элементы танца «Весенняя полька», элементы подгрупповых танцев, ходьба с перестроениями под муз. С. Бодренкова; легкий бег | Элементы вальса под муз. Е. Тиличеевой; элементы танца «Весенняя полька», элементы подгрупповых танцев, ходьба с перестроениями под муз. С. Бодренкова; легкий бег | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | «Делай как я»- развивать ритмические навыки и память Игра с палочками «Зимняя фантазия» учить простукивать ритмы по предложенной схеме( презентация) | Спой и проговори своё имя, протопай, прохлопай - учить воспроизводить услышанный ритм. Игра с палочками «Зимняя фантазия» учить простукивать ритмы по предложенной схеме( презентация) | ||||||
Пальчиковая гимнастика | «Семья» -выполнять упражнение совместно с воспитателем. | «Семья»- предложить одному ребенку проговорить стихотворение и показать движения . | ||||||
Слушание музыки. | «Тройка»,«Зима» Г.В.Свиридова МДИ «Музыкальная палитра» | «Утро» Григ; «Лунная соната» Бетховен; МДИ «Музыкальная палитра» | ||||||
Распевание, пение. | Распевка А.Евтодьевой «Россия, Россия» Л. Булдакова «Наша бабушка» Горцуевой | Распевка А.Евтодьевой «8 марта», «Песенка чудесенка», «Россия, Россия» Л. Булдакова | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Танцы «Дома пахнет пирогами», «Весенняя полька» | Танцы«Дома пахнет пирогами», «Весенняя полька» Игра «Ваня простота» | ||||||
Прощание | «До свидания», установление визуального контакта | |||||||
Март. | ||||||||
1-2 неделя. | 3-4 неделя. | |||||||
Тема: «Музыкальные инструменты и игрушки в музыке» | ||||||||
Приветствие. | «Доброе утро» | «Доброе утро» | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | Шаг с притопом под аккомпанемент русских народных мелодий «Из-под дуба», «Полянка», обр. Н. Метлова; | «Марш» муз.Тиличеевой- учить ритмично двигаться в соответствии со сменой характера музыки. Упражнять с флажками Упражнение «Пружинка»(р.н.м.)- выполнять упражнение по показу воспитателя, следить за осанкой. | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | «Представляем имена» развивать чувство ритма, выразительность выразительность, память , эмоциональную речь. | «Тра-та-та» развивать чувство ритма. выразительность, память , эмоциональную речь. | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика. | «Две тетери»-выполнять упражнение оп показу педагога. | «Две тетери» -выполнять упражнение оп показу педагога. | ||||||
Слушание музыки | «Марш» Е. Тиличеевой – реагировать на маршевый характер пьесы. МДИ «Угадай колокольчик» Н.Г. Кононовой Развивать звуковысотный слух | «Колыбельная» -слушать музыку спокойного, напевного характера, игровой момент. | ||||||
Пение. | Распевка «Чепуха» «Если добрый ты», «Чунга-чанга», «Песенка крокодила Гены» работать над выразительным пением: петь естественным голосом, легко и весело | Распевка «Чепуха» «Улыбка» «Настоящий друг» Правильно передавать характер песен, четче пропевать слова. | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | «Весенняя полька» «Страна чудес» Игра «Ку-ку» | «Ручки- ручки» «Весенняя полька» Игра «Ищи» | ||||||
Прощание | «До новых встреч» | |||||||
Апрель. | ||||||||
1 -2 неделя. | 3-4 неделя. | |||||||
Тема: «Музыка – язык чувств». | ||||||||
Приветствие | «Я здороваюсь везде» | |||||||
Свободное движение | «Весна» - лёгкие поскоки | «Воробушки» (в.н.м.)- упражнять в лёгком беге и подпрыгивании на обеих ногах, кружась или с продвижением вперёд. | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | Элементы вальса Добиваться плавности в движении рук. | Шаг- присели, назад-присели и поменялись местами. Выполнять движения по описанию. | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | «Фея Драже» - игра на ДМИ Развивать чувство ритма, слуховое внимание | «Песня жаворонка» П.И. Чайковского - видеопроект Предложить подобрать подходящие инструменты (свистулька, треугольник, металлофон, колокольчик) | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика. | «Раз-два, острова» Развивать мелкую моторику. | «Дружат в нашей группе» Развивать мелкую моторику | ||||||
Слушание музыки. | «Океан - море синее» Н. А. Римского-Корсакова слушание музыки с использованием ИКТ Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку. Развивать речь. | МДИ «Что лишнее?» Закрепить название групп музыкальных инструментов проектор , интерактивная игра | ||||||
Распевание , пение. | Распевка «Коза» Развивать творческое воображение, чувство ритма. «Россия. Россия» ( Л. Булдакова) Эмоционально исполнять знакомую песню, учить начинать пение после вступления. | Распевка «Коза» «День Победы» Л.Мочаловой знакомство с новой песней беседа по содержанию петь правильно артикулируя гласные звуки. | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Танец «Весенняя полька» Развивать коммуникативные качества. Игры «Собери яйцо», «Катись яичко» Разучить слова русской народной игры | Разминка «Солнечный круг» с флажками» двигаться под музыку, следить за осанкой. Танец «Неразлучные друзья» исполнять знакомый танец в паре с педагогов. | ||||||
Прощание | «До новых встреч» | |||||||
Май. | ||||||||
1-2 неделя. | 3-4 неделя. | |||||||
Тема: «Песня – танец - марш» | Итоговый мониторинг | |||||||
Приветствие. | Поздороваемся с козликом разной интонацией | Поздороваемся с лошадкой- учить произносить приветствие с различной динамикой и интонацией. | ||||||
Свободное движение | Шаг с притопом, русский шаг, прямой и боковой галоп. | Шаг с притопом, кружение на месте, присядка с распошонкой и др. | ||||||
Музыкально-ритмические движения. | «Побегали- потопали» муз.Бетховена- формировать коммуникативные навыки. Упражнение «Выставление ноги вперёд на пятку» (р.н.м.)- обратить внимание на осанку, учить выполнять движения ритмично. | Упражнение «Скачут лошадки»(ч.н.м.)- выполнять движения врассыпную, останавливаться с концом музыки. | ||||||
Развитие чувства ритма, музицирование | Видеопроект «Дождик». Игра на ДМИ. Развивать чувство ритма | МДИ «На чем играю?» Определять музыкальный инструмент по звучанию, правильно называть его. | ||||||
Упражнение на развитие мелкой моторики Пальчиковая гимнастика. | «Овечки», «Коза» развивать эмоциональную выразительность, чувство ритма, мелкую моторику и воображение. | «Сорока», «Бабушка очки надела» - развивать эмоциональную выразительность, чувство ритма, мелкую моторику и воображение. | ||||||
Слушание музыки. | Сен-Санс «Лебедь», «Ослик» Учить детей эмоционально отзываться на характерную музыку. Развивать творческое воображение, фантазию. Иллюстрации | Сен-Санс «Аквариум», «Королевский марш льва» Развивать фантазию. Иллюстрации | ||||||
Распевание, пение. | Л.Горцуевой «Простое слово» А.Чугайкина Работа над новой песней, стараться петь слаженно, не напрягая голос. | Повторение раннее выученных песен (по выбору) | ||||||
Коммуникативные игры-танцы | Танцы «Первоклашки», «Что манит птицу» Разучивать танцы. Выполнять движения ритмично, легко. | Исполнение любимых танцев по желанию. | ||||||
Прощание | «До новых встреч» | «До новых встреч» |
Работа с родителями:
Информировать родителей о задачах и содержании работы по музыкальному развитию ребенка.
Привлекать родителей к участию в праздниках, развлечениях, проектах, конкурсах.
Создание обогащенной музыкально-художественной предметно-развивающей среды в детском саду и дома.
Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Консультация «Развитие певческих умений и навыков у ребенка»
Советы «Музыкальные подвижные игра и их использование в домашних условиях»
Памятка «Приемы развития музыкального творчества у дошкольников»
Результаты действия маршрута: Ребёнок стал (не стал) более восприимчив к пониманию заданий музыкального руководителя, воспитателя, что явилось результатом реализации заданий, предусмотренных индивидуальным маршрутом развития. Наметилась положительная динамика или осталась на прежнем уровне в развитии умения эмоционально откликаться на музыку разного характера, повысился (не повысился) уровень развития музыкально-сенсорных способностей. Умение координировать движения с музыкой и речью и ориентировка в пространстве развиты недостаточно.
Рекомендации по продолжению или завершению коррекционно-развивающей работы по итогам мониторинга (конец года): продолжить коррекционно-развивающую работу с учетом достигнутых результатов в следующем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....