Выступление на совете педагогов «Применение активных методов обучения в нетрадиционных формах организации образовательной деятельности с дошкольниками»
статья
Выступление на совете педагогов «Применение активных методов обучения в нетрадиционных формах организации образовательной деятельности с дошкольниками» их пдюсы и минусы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 6»
Выступление на совете педагогов
«Применение активных методов обучения в нетрадиционных формах организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Подготовила: музыкальный руководитель
Мешкова Снежана Ивановна
- г. Новомосковск -
2020 г.
«Применение активных методов обучения в нетрадиционных формах организации образовательной деятельности с дошкольниками»
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов, а, следовательно, активизацию их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, подталкивает к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний.
Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.
Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение в деятельности.
В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «Сиди и слушай», к активному – «Думай и делай!».
К активным методам обучения относятся:
- проблемные ситуации,
- обучение через деятельность,
- групповая и парная работа,
- деловые игры,
- драматизация, театрализация,
- творческая игра «Диалог»,
- «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия,
- метод проектов,
- методы удивления, любования, уверенности, успеха,
- метод эвристических вопросов,
- другие.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность
Релаксация – цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.
Мозговой штурм – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Моделирование – метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы-оригинала, прототипа модели.
Метод любования – это эмоциональная форма усвоения нового. Под музыку П. И. Чайковского прочитать стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, затем любовались с детьми зимними пейзажами, восхищались красотой русской природы.
Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.
Нетрадиционные формы организации обучения эффективно используются в практике работы дошкольных учреждений. Это игры-соревнования, КВН, консультации (с другим ребенком), игры по взаимообучению (ребенок – ребенок), аукционы, игры-сомнения, игры-путешествия и другие.
К нетрадиционным формам работы с детьми относятся и методы повышения познавательной активности – элементарный анализ, сравнение, метод моделирования и конструирование, решение логических задач, экспериментирование и опыты. Можно использовать методы повышения эмоциональной активности: игровые и воображаемые ситуации, придумывание сказок, рассказов, стихотворений и так далее, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны.
Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Скрытая учебная задача увлекает замыслом игры. Особенно это подходит для продуктивных видов деятельности: конструирование, лепка, рисование и аппликация. Всё это делает занятия более интересными, увлекательными и результативными.
Пользуются успехом в среде педагогов ДОУ сказотерапевтические занятия, так как именно эта форма взаимодействия «взрослый – ребенок» в наибольшей степени соответствует особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования нужных компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет быстро и легко усваивать необходимые знания.
Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) могут использоваться при изучении нового материала.
Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к деятельности всех детей, развивает речь, способствует развитию умения работать самостоятельно, в группе меняются отношения между детьми и взрослыми. Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий.
Но не следует увлекаться проведением занятий в нетрадиционной форме, если им не найдено место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности»
Обобщение педагогического опыта работы....
Квест, как форма организации образовательной деятельности с дошкольниками.
В данной публикации представлен к просмотру материал из опыта работы...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Выступление на педагогическом совете в ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
На смену уходящей в прошлое, основной цели ДОУ: транслировать знания воспитанникам, пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором...
Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения «Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»
Консультация для педагогов и родителей дошкольного образовательного учреждения«Детский мюзикл как нетрадиционная форма организации музыкальной деятельности дошкольников»...
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников».
План самообразования: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности у дошкольников»....
Муниципальный семинар-практикум «Разнообразие форм организации образовательной деятельности в процессе позитивной социализации дошкольников». Метод кейсов как инструмент формирования социальных компетентностей детей дошкольного возраста
С раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающим миром. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить...