«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности»
материал на тему
Обобщение педагогического опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение педагогического опыта работы | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности»
Медведева Татьяна Викторовна,
Воспитатель
Преловская Елена Игоревна,
Воспитатель
Раздел I.
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта. Авторы опыта осуществляют свою педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Обуховский детский сад «Земляничка».
В детском саду реализуется основная образовательная программа разработанная в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования, на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В настоящее время педагоги работают в старшей, которую посещает 20 ребёнок. 90% детей воспитываются в полных благополучных семьях, что определяет высокий уровень образовательных запросов родителей и приоритеты качества образования.
Возникновение опыта связано с рядом проблем современного общества.
Одной из проблем дошкольного образования является развитие творческой личности дошкольника, воспитание ребёнка – исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.
В связи с этим, согласно современным требованиям к системе дошкольного образования, педагогам необходимо перенести акценты с пассивной модели организации образовательной деятельности по развитию творческих способностей дошкольников (ребёнок выступает в роли «объекта», просто слушает и смотрит) на активную (ребёнок выступает «субъектом», т. е. работает самостоятельно, выполняет творческие задания) и интерактивную (ребёнок взаимодействует с другими участниками образовательной деятельности).
Проектирование педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста осуществлялось по результатам педагогической диагностики.
Интересующие педагогов сведения были получены с помощью педагогических методик, бесед, наблюдений и анкетирования родителей.
В ходе педагогической диагностики авторы опыта использовали методику П. Торренса ориентированную на творческое мышление (адаптированную и стандартизированную Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо в 1990 году). Автор методики выделяет творческое мышление как обязательный компонент любого творческого поиска и использует основные показатели творческого мышления (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений) для анализа результатов творческой деятельности. (Приложение 1)
Для того чтобы выявить творческий потенциал ребёнка-дошкольника, его творческие способности педагоги использовали позиции разработанные Е. С. Беловой в ходе наблюдений за ребёнком в разных видах детской деятельности. (Приложение 1)
Анализ результатов диагностического обследования у детей дошкольного возраста показал:
Метод наблюдения (Е. С. Белова):
- 60% воспитанников отдают предпочтение физкультурным занятиям;
- 30% дошкольников «любят» занятия, связанные с ознакомлением с миром природы; художественно-эстетической деятельностью;
- и только 10% детей дошкольного возраста отдают предпочтение познавательно-исследовательской деятельности.
В игровой деятельности большинство дошкольников (68%) отдают предпочтение подвижным играм.
40% детей проявляют самостоятельность творческого поиска. У 50% дошкольников отмечено удовлетворительное отношение к процессу творчества. 35% детей проявляли инициативу в выборе вида деятельности, создании и реализации творческого замысла, выборе средств.
Анализ педагогической диагностики по методике П. Торренса показал, что у 40% дошкольников развито творческое мышление (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений).
Таким образом, можно сделать вывод, что около 40% дошкольников обладают в той или иной мере творческим потенциалом и творческим мышлением.
Анализ анкетирования родителей определил проблему - повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития у детей дошкольного возраста творческих способностей.
В ходе детального анализа результатов исследования возникла необходимость активизации педагогической деятельности по развитию творческих способностей у дошкольников.
Актуальность опыта. Развитие детских творческих способностей является одним из самых важных вопросов современной педагогики и определяет в системе дошкольного образования существенную задачу — воспитание в детях творческой интерпретации окружающего мира, самостоятельности и активности в познании, которые в будущем помогут в достижении серьёзных перемен в обществе и жизни в целом.
Поэтому перед сегодняшними дошкольниками растут требования к таким качествам как: изобретательность, инициативность, креативность, предприимчивость, решительность. Другими словами — это качества, которые основываются на базе детского творчества.
При организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, возникли следующие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательной деятельности по развитию творческих способностей у дошкольников и потребностью внедрения активных методов развивающего обучения, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста и отсутствием системы педагогической деятельности в практике работы с воспитанниками;
- между необходимостью развития творческих способностей у дошкольников и недостаточной компетентностью родителей в этой области.
Авторы опыта считают, что развитие творческих способностей у дошкольников возможно, используя активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Ведущая идея опыта заключается в создании педагогических условий для развития творческих способностей у дошкольников через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Длительность работы.
Работа над опытом охватывает период с 2014 года по 2017 год.
I этап - констатирующий, сентябрь - ноябрь 2014 года, на котором была выявлена проблема, изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой теме, подобран диагностический материал и проведена первичная педагогическая диагностика.
II этап – формирующий, декабрь 2014 года – апрель 2017 года. На данном этапе бала разработана система взаимодействия участников образовательных отношений по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
III этап – контрольно-прогностический, май 2018 года, на данном этапе осуществлялась статистическая обработка, логический анализ и систематизация полученных данных с формулировкой выводов и практических рекомендаций.
Диапазон опыта представлен единой системой «совместная деятельность взрослых и детей — самостоятельная деятельность дошкольников» по развитию творческих способностей через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Теоретическая база опыта. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. Ведь в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом зависит творческий потенциал взрослого человека.
Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов-психологов Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др.
Новая образовательная ситуация требует использования методов, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации образовательной деятельности выступают активные формы и методы обучения.
Активными называют формы и методы, при использовании которых образовательная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.
Вопросы, отражающие использование активных форм и методов в образовательной деятельности с дошкольниками, как развитие их творческого потенциала, творческих способностей, отмечены в трудах выдающихся педагогов Савенкова А. И., Котовой Е. В. [7], Левина В. А. [8]. «Необходимо активизировать обучение дошкольников, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребёнку инициативу в организации своей познавательной деятельности, так как дети по природе своей исследователи».[7]
Опираясь на методические пособия отечественных педагогов-психологов, автором опыта были обозначены особенности организации образовательной деятельности детей, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Богоявленская Д. Б. [3], выделены основные принципы организации образовательной деятельности (Дубровская А. В. [5], Выготский Л. Н. [4], предложена методика работы (Межиева М. В. [9], Кузнецова С. В. [12], разработаны пособия, сценарии, проекты, конспекты занятий, игры (Антонова Ю. А. [1], Богат В. [2], Дьяченко О. М. [6], Симановский А. Э. [11], Заика Е. В. [13], Никатин Б. [10]).
Новизна опыта состоит в создании системы педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Характеристика условий, в которых возможна реализация опыта. Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях в работе с детьми в возрасте от 4 до 7 лет.
Раздел II.
Технология опыта
Целью работы является повышение эффективности педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через активные методы и формы организации образовательной деятельности.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
создать оптимальные условия для творческого развития детей дошкольного возраста;
развивать творческое мышление и воображение дошкольников;
повышать педагогическую компетентность родителей путём активного включения их в образовательную деятельность.
Развитие творческих способностей у дошкольников осуществлялось как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности воспитанников.
Решению поставленных задач способствовала созданная педагогами развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности.
Воспитателями совместно с детьми и родителями были созданы центры для художественно-эстетического, физического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда группы, оснащённость центров необходимым методическими, наглядно-дидактическими пособиями и ЭОР соответствует требованиям ФГОС ДО.
Одним из активных методов образовательной деятельности, который использовали авторы опыта, является метод проектов. Тематику и содержание проектов разрабатывали с учётом возрастных особенностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учётом реальных условий и возможностей детского сада.
Проектную деятельность строили поэтапно. На первом этапе – подготовительном – происходила постановка цели и задач проекта, определение методов исследования, подготовительная работа с дошкольниками и родителями, выбор и подготовка необходимого оборудования и материалов. На втором этапе проводили поиск ответов на поставленные вопросы. На третьем этапе – заключительном – происходило обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов, презентация проекта.
Проектная деятельность включала в себя:
- введение ребёнка в проблему;
- закрепление и уточнение полученных представлений;
- цикл бесед - размышлений по данной теме, в рамках тематических недель;
- закрепление полученных знаний через организацию разных видов деятельности.
Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим педагогов, детей и родителей, являлись формы совместной деятельности обозначенные в плане реализации проекта.
С целью формирования познавательно-исследовательских навыков детей, их творческих способностей педагогами был разработан комплекс проектов («портфель проектов», состоящий из следующих разделов: «Мир природы», «Предметное и социальное окружение», «Занимательная математика». В каждый из разделов входили проекты, разработанные детьми, педагогами и родителями.
На каждом возрастном этапе материал, предлагаемый детям, постепенно усложнялся.
Работа с дошкольниками 4-5 лет представляла собой подражателъско-исполнительский этап проектной деятельности в целом. На этом этапе дети участвовали в проекте «на вторых ролях», выполняя действия, исключительно предложенные взрослым, или путём подражания ему, что не является противоречивым природе маленького ребёнка.
В средней группе были реализованы следующие краткосрочные проекты: «Кто живёт в лесу» (в ходе реализации данного проекта дети познакомились с обитателями леса – дикими животными, узнали о повадках животных, об их жилище, чем они питаются и т. д., «Бабочки» (формирование у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе, «Ягодная история» (расширяет знания детей о ягодах, их полезных свойствах, «Домашние питомцы» (формирование, расширение и обобщение знаний детей о домашних животных, «Светофор» (история возникновения светофора, «Автомобили» (закрепление знаний об автомобилях разного предназначения, «История числа» (формирование первичных представление о числе, «Время суток» (формирование представлений о времени) и т. д.
Работая над реализацией проектов дети не только добывали необходимую информацию, но и творчески подходили к выполнению определённого рода заданий. Проектная деятельность способствовала развитию познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, творческой активности.
Поскольку именно в игре развиваются творческие способности личности, то эффективны и игровые формы образовательной деятельности: всевозможные логические игры («Что сгорит, а что нет?», «Тяжёлый-легкий», «Подбери пару» и т. д., занимательные игровые упражнения, дидактические игры: «Закончи сказку», «Подбери нужные слова», «Кто как разговаривает?», «Подбери признаки» и т. д. (Приложение 2) Нельзя забывать и про сюжетно-ролевую игру, которая способствует развитию воображения, творческого мышления, инициативности и самостоятельности ребёнка.
В ходе организации сюжетно-ролевых игр («Театр», «Торговый центр» и т. д., педагоги ставили перед детьми цель – способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, определить отношение детей к чему-либо, приобрести опыт путём игры.
Для детей 4-5 лет игры имели важнейшее значение: в ходе игр у дошкольников формировались умения обмениваться информацией, задавать вопросы и отвечать на них. Играя, дети лучше усваивали программный материал, правильно выполняли сложные задания, развивались их творческие способности.
Активными были и организованные с детьми средней группы наблюдения, например, за дождевыми червями, муравьями, птицами, рыбками, когда дети сами, наблюдая за ними, выдвигали гипотезы, устанавливали причинно-следственные связи, делали выводы. В ходе наблюдений развивалось творческое мышление и воображение детей.
Чем старше дети, тем сложнее ставились перед ними задачи, тем интереснее и увлекательнее была построена педагогическая деятельность.
Как и с детьми 4-5 лет авторы опыта использовали в своей педагогической деятельности со старшими дошкольниками в качестве активного метода - проектный метод.
В работе над проектами дети 5 – 7 лет уже реже обращались к взрослому с просьбами, активнее организовывали совместную деятельность со сверстниками. Они были способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляли готовность участвовать в проектах, но и самостоятельно находили проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
В «портфель проектов» вошли следующие совместные проекты: ««Дерево добра» - углубление и закрепление знаний об охране природы; «Цветы» - систематизация знаний о росте, цветении и уходе за цветами. (Приложение 3) «Насекомые» - в ходе данного проекта дети узнали много интересного о насекомых нашего региона, о пользе и вреде насекомых для человека и природы. Проект «Чудо огород» был направлен на углубление знаний о росте и уходе за луком в комнатных условиях. Проект «Наша планета «Земля» (март, апрель, май) способствовал углублению и закреплению знаний о планете Земля, о бережном отношении к ней. Были реализованы проекты: «Магия чисел», «Азбука дорожной грамотности», «Имею право» и т. д.
В ходе проектной деятельности у дошкольников развивалось внимание, память, воображение. Именно эти качества стали основой развития творческого мышления, творческих способностей детей, способствовали повышению их творческо-поисковой активности.
С детьми 5-7 лет проводились дидактические игры, которые заключали в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай сразу», «Кто вернее?», «Где спрятано растение?», «Загадывание желаний» и т. д. (Приложение 4)
Сущность дидактической игры с детьми старшего возраста заключалась в том, что дети решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находили решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дошкольники воспринимали умственную задачу, как практическую, игровую, это повышало их познавательную, творческую и умственную активность, благодаря чему происходило осознание собственного «Я» в игре, что способствовало усилению меры социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
В образовательной деятельности с детьми воспитатели использовали решение экспериментальных задач: «Сколькими способами можно выполнить такое-то действие?», «Что будет, если?», «Как доказать, что?», работая и индивидуально, и подгруппами, и как соревнование между двумя командами.
Большую роль в познавательном развитии старших дошкольников отводилось сюжетно-ролевой игре («Строим город», «Поездка на автобусе в поликлинику», «Супермаркет» и т. д.). Сюжетно-ролевые игры способствовали:
- углублению интереса и потребности в знаниях;
- являлись средством зоны ближайшего развития ребёнка;
- способствовали выполнению действий в воображаемой ситуации;
- побуждали к творчеству и самостоятельности;
- учили дошкольников сравнению предметов по различным признакам; сравнению групп предметов; способствовали развитию навыков счета, сравнению смежных чисел.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста авторы опыта использовали такую форму работы, как занятие-конференция.
Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребёнком материалов своего исследования.
Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах?». Каждый ребёнок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формировались коммуникативные способности (умение обмениваться информацией) и речевая компетентность.
Ещё один активный метод – «мозговой штурм» – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Идея «мозгового штурма» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени собрать от детей как можно больше идей относительно заданной темы.
Метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:
- постановка задачи;
- выдвижение идей;
- обсуждение идей;
- принятие решения.
Этот метод использовался педагогами для решения следующих проблем: «Как помочь Красной Шапочке?», «Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?», «Как сделать разноцветную льдинку?», «Чем полезен и чем вреден комар?» и т. д.
Данный метод способствовал развитию у дошкольников способности к анализу, развитию творческой активности в поиске решения проблемы.
Вся работа по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование активные формы и методы организации образовательной деятельности осуществлялась в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребёнка.
Родители совместно с детьми принимали активное участие в разработке и реализации проектов. Были непосредственными помощниками в организации и проведении познавательных и развлекательных мероприятий («Что? Где? Когда», «Колесо истории», «Разноцветная радуга», «Сказочный мир красок» и т. д., экскурсий («Экскурсия а лес», «Экскурсия на водоём» и т. д.). С большим интересом родители совместно с детьми выполняли «домашние задания»: «Праздничное поздравление….», «Моя любимая книжка», «Играем вместе» и т. д.
Дети, педагоги и родители приобрели социальный опыт совместной деятельности и установили отношения, основанные на чувстве общности и доверии, научились сочетать собственные интересы и интересы других, обогащая свой опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений.
Для родителей авторами опыта были подготовлены консультации: «Творческое развитие дошкольников», «Какие игры способствуют творческому развитию», «Игра - основной вид деятельности дошкольника», «Развиваем творческое мышление и воображение» и т. д. Также составлены презентации на тему: «Игры, которые учат», «Как воспитать творческого ребенка», «Активные методы образовательной деятельности» и т. д.
Таким образом, опыт показал, что с помощью активных форм и методов педагогической деятельности в дошкольниках можно развить творчество, способность осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию, обосновывать собственное мнение, а также работать в команде, и принимать на себя ответственность за других.
Раздел III.
Результативность опыта
Педагогическая диагностика детей по методике, используемой во время констатирующего этапа, показала позитивную динамику уровня развития творческих способностей дошкольников, о чем свидетельствуют полученные результаты:
- 58% детей дошкольного возраста отдают предпочтение познавательно-исследовательской деятельности.
- 60% детей проявляют самостоятельность творческого поиска.
- У 80% дошкольников отмечено удовлетворительное отношение к процессу творчества.
- 65% детей проявляли инициативу в выборе вида деятельности, создании и реализации творческого замысла, выборе средств.
Анализ педагогической диагностики по методике П. Торренса показал, что у 67% дошкольников развито творческое мышление и воображение (продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность творческих идей и решений).
Таким образом, можно сделать вывод, что около 60% дошкольников обладают в той или иной мере творческим потенциалом и творческим мышлением.
Кроме того, привлечение родителей к участию в творческой деятельности способствовало эмоциональному и психологическому сближению родителей и детей, осознанию и укреплению единства позиций детского сада и семьи в понимании перспектив развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Методическая разработка "«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»...
Опыт работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
Одной из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе является формирование творческой личности. И изобразительная деятельность является наиболее эффективным средством ее реше...
Презентация к опыту работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«… Это правда!Ну чего же тут скрывать?Дети любят, очень любят рисовать!На бумаге, на асфальте, на стене.И в трамвае на окне….» ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности.
Педагогическая концепция воспитателя....
Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"
Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....
Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
«Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет) Что может быть главней на свете, ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественн...