"Развитие познавательного интереса у дошкольников"
статья
Эссе на тему "Развитие познавательного интереса у дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Развитие познавательного интереса у дошкольников»
Подготовила: Пантелеева Т.В.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,
- писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.
Модернизация отечественного образования, введение ФГОС ДО, разработанного впервые в российской истории в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» за № 273 от 29.12.2012, определила существенные изменения в практике работы дошкольных учреждений. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса: гуманизация, психологизация, технологизация, интеграция, информатизация, компьютеризация и регионализация. На сегодняшний день, они составляют содержательную сторону дошкольного образования, актуализируют интерес к детской личности, её развитию и саморазвитию. Согласно Стандарту, на этапе завершения дошкольного образования целевые ориентиры по познавательному развитию предполагают «развитие у детей любознательности и познавательных мотиваций; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности». Достижение данных результатов возможно только при развитии познавательного интереса детей, который является важным побудителем деятельности, особенно в дошкольный период.
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников. Развитие познавательного интереса — сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Устойчивый познавательный интерес — признак готовности к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время во время перехода на 12-летнее обучение. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых, — создают у детей уверенность в своих силах.
Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие любознательности, потребности узнать новое - одна из задач воспитания дошкольника.
Познавательный интерес ребенка выражается в стремлении узнать новое, узнать непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением ребенком знаний об окружающем мире существует взаимосвязь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу у ребенка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знания - важнейший "строительный материал", который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребенка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса знания ребенка становятся более глубокими, яркими, образными. При наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес.
Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Рекомендации для родителей....
Развитие познавательного интереса у дошкольников
Пособие для родителей детей, которые часто болеют....
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
1. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая...
Проект "Развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру через наблюдения"
Влияние наблюдений на развитие познавательного интереса у дошкольников к растительному миру...
Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов...
Условия развития познавательного интереса у дошкольников.
Возникновение интереса обеспечивается подготовкойсоответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в то...