ПРОЕКТ По теме: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, ФОЛЬКЛОРУ, КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕНОСТЯМ».
проект (старшая группа)
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kubani_na_atestatsiyu.docx | 394.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 поселка городского типа
Черноморского муниципального образования Северский район
ПРОЕКТ
По теме:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ, ФОЛЬКЛОРУ, КУЛЬТУРНО – ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕНОСТЯМ».
Подготовила воспитатель:
Туринцева В.В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид: информационно - творческий
Участники: дети, родители, воспитатели, логопед.
Возраст участников: 5-6 лет
Сроки реализации – с июля по сентябрь 2017 года (долгосрочный).
Проект направлен на воспитание культуры, любви к родной Кубани, пополнение знаний о быте, обычаях, традициях, фольклоре, формирование стремления к сохранению памяти и опыта предков. Развитие двигательного, речевого творчества через познавательную деятельность.
Актуальность
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани...
Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.
Цель и задачи проекта.
Цель. Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Задачи:
- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;
- познакомить старших дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;
- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов станицы Брюховецкой и Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;
- дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
- продолжать знакомить с символикой Кубани и станицы Брюховецкой;
- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
- закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Планируемый результат
Повышение уровня знаний в области кубановедения.
Воспитание бережного сохранения исторических ценностей в области кубановедения.
Получение эмоционально - положительный откликов у детей.
Эмоциональное развитие ребёнка в целом, развитие творчества, воображения и памяти через музыкальную и познавательную деятельность.
Повышение уровня роста, положительной динамики в развитии речевой и двигательной активности.
Формирование представлений о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно – исторических ценностях.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный
Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта.
Подготовка материала устного народного творчества (Кубанские пословицы, поговорки, заклички, колядки).
Подбор фольклора (песни, танцы, игры, обряды, театрализованные действа).
Подбор книг, картин и иллюстраций с изображением символики Краснодара и Краснодарского края, Кубанского быта, костюмов, памятников, исторических культурных ценностей.
Пополнение предметно – развивающей среды.
Оформление кубанского уголка в группе.
Организация выставки поделок «Кубань – наша родина!».
Пополнение групповой библиотеки книгами и методическим материалом в соответствии с темой.
Изготовление картотек игр и устного народного творчества.
2 этап: Рефлексивно - диагностический
Содержание работы: Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта, создание комфортной эмоциональной атмосферы.
Составление вопросников для детей на тему: «Что мы знаем о Кубани?», «Что хотели бы узнать?»
Составление анкеты для родителей на тему компетентности и уровня знаний в данной теме.
Консультации для родителей.
3 этап: - Практический
Реализация проекта через взаимодействие с родителями; активное внедрение нетрадиционных методов и форм работы с детьми, в том числе творческую и игровую деятельность детей.
Проведение цикла образовательной деятельности, выставок и мероприятий «Знакомство с родной Кубанью». (аппликация, рисование, лепка, развитие речи, ознакомление с окружающим миром; праздники и развлечения такие, как «Кубань – край родной», «Казачата», «Мы – будущее Кубани», «Краснодарский край - плодов урожай», «Кубанская ярмарка»).
Целевые экскурсии к Кубанскому уголку на территории детского сада, а также вне территории – в библиотеку, в музей.
Беседы о Кубани по подтемам (быт, традиции, обычаи, костюмы, памятники, великие личности, фольклор).
Составление рассказов и театрализованных действий «Кубань – матушка».
Кубанские подвижные игры («Кубанка», «Завивайся плетень», «Моргушки», «Петушок», «Хлибчик», «Калачи»).
4 Этап: Заключительный
Анализ достигнутых целей и полученных результатов.
Составление и проведение мониторинга с целью выявления полученных знаний у детей по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к кубанским традициям, фольклору, культурно – историческим ценностям».
Проведение анкетирования родителей на тему «Что нового вы узнали, участвуя в «Проекте по кубановедению».
Перспективный план
ПРИЛОЖЕНИЯ
Конспект занятия по кубановедению
для детей старшей группы
«Наша Кубань»
Задачи:
Познакомить детей с историей возникновения столицы Кубани
ее достопримечательностями историческим прошлым. Продолжать
знакомить детей с развитием города в наши дни, его
достижениями и богатством. Воспитывать любовь к столице
Кубани, краю. Активизировать познавательную деятельность
ребенка.
МАТЕРИАЛ: Казачьи костюмы, книга «Краснодарский край»,
иллюстрации о Краснодаре, картины природы Кубани, кассеты с
записью музыкальных произведений.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение произведений Кубанских авторов, разучивание народных
песен, казачьих игр, рассматривание иллюстраций.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка-песня «Ой да Краснодарский край»
В. Дети, как называется край, в котором мы живем.
Д: Мы живем в Краснодарском крае.
В, вот сегодня мы поговорим о нашем Краснодарском крае. Наш
край находится на юге нашей Родины. Это край раздольных
степей и высоких гор, огромных лесов, миллионов рек.
Рассматривают картины и беседуют.
В: Какая самая большая и многоводная река в Краснодарском
крае?
Д. Кубань.
В: Правильно. Поэтому наш край называется Кубанским.
Кубань наша просторная
Равнинная и горная
Не перечесть в ней городов
В степи под солнцем ласково
Хлеба звенят поют
Колхозники Кубанские
Вложили в них свой труд.
В. Ребята, наш край очень велик, степи переходят в высокие
горы, называются они Кавказскими. Кавказские горы покрыты
лесами, на их вершинах даже летом не тают снега. Кто из
вас был в горах с родителями?
(ответы детей)
В: в горах есть красивые озера, водопады, горные быстрые
реки. Туда приезжают на отдых много туристов. Наш край
омывают два моря. Кто из вас помнит, как они называются?
Д: Черное и Азовское
В: На Азовском море мы с вами были летом с родителями. А
кто из Вас был на Черном море?
В: Черное море очень теплое, от холодных ветров его
защищают Кавказские горы. На берегах его построено много
детских санаториев, пионерских лагерей, здравниц. Отовсюду
сюда приезжают люди. Здесь они лечатся, отдыхают, любуются
красотой природы. В то время, когда на севере нашей страны
бушуют метели, на Черноморском побережье цветут цветы,
растут вечнозеленые растения, пальмы, кипарисы, магнолии,
лавры (Показывает иллюстрации) Вот как сказано о нашем
Краснодарском крае:
Кубань наша красивая
Чудес немало в ней
Дворцы у моря синего
На отдых ждут детей
Ждут горы альпинистов
Отчаянных туристов
Ждут смелых водолазов
Морская глубина
500 тысяч лет назад на Кубани жили древние люди
(скифы, греки, затем адыги) Позже эту землю царица Екатерина
2 подарила казакам за верную службу и переселила их для
охраны границ своего царства. Екатерина 2 вручила свиток в
котором Казки прочли
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов,
И пшеницу сажать
И растить казаков»
Как вы ребята думаете, что первым сделали казаки, попав на Кубань?
-Построили крепость
-Верно, а где было выбрано для нее место. -На высоком берегу реки Кубань
С этой крепости и начался город Екатеринодар и уже в наши дни его переименовали и стали называть Краснодаром. Провели казаки борозду в дикую степь, чтобы обозначить центральную улицу города - Красную и начали строить город. На Кубани много городов, станиц, хуторов и аулов. Но столицей остался Краснодар. В: Какой сейчас Краснодар?
Д: Это большой и красивый город. Там много заводов и фабрик, есть театр школы, парки и т.д. В; Показывает иллюстрации. В: А какие еще города вы знаете? Д: Город герой Новороссийск, Ейск, Армавир. В: Г. Новороссийск важные морские ворота, ..80 портов мира посещают суда Новороссийского пароходства. Это город боевой и трудовой славы, (иллюстрации)
В городах нашего края рабочие производят много разной
продукции. Назовите ее.
Дети- Кубанцы создают электроизмерительные приборы,
полиграфические станки, фарфор, шерстяные и
хлопчатобумажные ткани, обувь и т.д.
Земля Кубанская очень щедрая и богатая. В нее недрах таится
много нефти, газа. На Кубанской земле растет пшеница, рис,
чай, кукуруза, виноград, овощи и фрукты(иллюстрации). Наш
край отправляет свою продукцию во все области и края. А
некоторые изделия мы продаем за границу.
Наш край многонационален. В нем живут русские, адыгейцы, грузины, армяне, украинцы. Все они живут дружно, хорошо, трудящиеся превращают наш край в высокоразвитый цветущий, богатый уголок нашей Родины. Похорошели наши города, станицы. Наша станиц тоже хорошеет год от года. Построено много жилых домов, школ, детских садов, библиотек. Дом культуры. Прокладываются тротуарные дорожки, асфальтируются и освещаются улицы. Все люди нашего края говорят:
У нас одни стремления Один великий план За мир, за счастье мы стоим Такой Союз не победим Такой Союз пример другим
Наш край славится не только своими высоким и урожаями, промышленными изделиями, курортами, но и высокой культурой, школами, институтами, славится выступлениями Кубанский казачий хор, Адыгейский ансамбль танца (иллюстрации)
На Кубанской земле родилось много замечательных людей, академики В.Пустовойт, П.Лукьяненко. Много героев Советского Союза и героев труда живут на Кубани. В: Какие космонавты родились на Кубани? Д: Виталий Севастьянов, Берестовой, Горбатко. В: Наша Кубань награждена орденами Ленина (рассматривание фотографий знаменитых людей Кубани)
Таков наш Кубанский край- край щедрой природы трудолюбивых гостеприимных людей. О нашем крае сложено много песен и стихов. Вот как в своем стихотворении говорит: «Любимый Край»
Родней Кубани края нет
И я как сын люблю до слез ее пшеничные рассветы И заповедный тихий плеск Люблю комбайнов рокот дружный Людей, мужающих в труде и голос трактора натужный
В осенней стылой борозде
А теперь послушайте в грамзаписи песню «Кубань моя» музыка
Плотниченко.
Л сейчас мы с вами поиграем.
Казаки очень любили игры
Одна из них «Кубанка» (играют)
Вот какую интересную игру мы узнали.
В: Какая наша Кубань.
Дети: Хот пол света обойдешь лучше края не нейдешь!
Анкета для родителей по кубановедению.
1. Как Вы думаете, нужно ли знакомить современных детей с обычаями казаков, традициями, бытом казаков и почему? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как вы думаете, какие слова выражают любовь к малой Родине?
__________________________________________________________________________
3. Как Вы приобщаете ребенка к культуре Кубани? __________________________________________________________________________
4. Рассказываете ли Вы ребенку о своих предках и корнях семьи? __________________________________________________________________________
Как на это реагирует ребенок? ________________________________________________
5. Назовите символику Краснодарского края? ___________________________________
6. Знаете ли, Вы как рассказать детям о символах Краснодарского края,
г. Краснодара? __________________________________________________________________________
7. Знаете ли Вы пословицы о казаках? __________________________________________________________________________
Назовите их________________________________________________________________________
8. Знаете ли Вы, кубанские сказки? Если да, то назовите их________________________________________________________________________
9. Знаете ли Вы, какие праздники отмечались на Кубани казаками раньше, и почему? ___________________________________________________________________
10. Прививаете ли Вы любовь к малой Родине у своего ребенка? Если да, то каким образом?
__________________________________________________________________________
11. Ваши пожелания, рекомендации воспитателям ваших детей.
Беседа: «Ознакомление с символикой Кубани» – Как называется наш край? (Краснодарский край или Кубань) Каждому человеку дорога Кубань, ее славная история, ее древние символы. – Какие символы Кубани вам известны? (Ответы детей флаг, герб, гимн.) Флаг - прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов. Герб - эмблема государства, города, сословия, рода изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Гимн - торжественная песня, принятая как символ социального единства. – Как вы думаете, есть ли у Кубани перечисленные символы? Герб Краснодарского края. На зеленом щите золотая зубчатая стена с двумя такими же круглыми башнями. В стене открытые вороты – говорящие о гостеприимстве живущих на Кубани. В золотой главе щита черный императорский орел. Щит увенчан древней царской короной, внизу украшен Александровской лентой; за щитом накрест положены четыре голубых флага. У Кубани есть не только герб, но и флаг. Под флагом сражаются за независимость воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У Кубани флаг трехцветный. В центре флага расположен герб Краснодарского края, выполненный в одноцветном варианте – золотым цветом. – Какие это цвета и что они обозначают? Синий цвет – символизирует иногороднее население, Малиновый цвет – цвет запорожцев, Зеленый цвет – цвет горцев, южных соседей Кубани. (Флаг признан 24 марта 1995 года.)
Гимн – это самая главная песня Кубани. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы, (слушание гимна)
Из далеких стран полуденных,
О тебе здесь вспоминаючи, О тебе здесь вспоминаючи, Мы, как дань свою покорную,
продолжать прививать любовь к народному творчеству, уважение к труду взрослого. Учить гордиться особенностями рукотворного творчеств.
Гончарное ремесло на Кубани было распространено в местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики. В основном, выделывалась простая посуда, незатейливые игрушки для детей, часто гончарное производство соединялось с выделкой кирпича. Трудно выделить типичные, характерные только для Кубани черты керамики. Одной из причин является то, что ремеслом занимались, главным образом, иногородние и переселенцы из различных районов страны. Они приносили с собой профессиональные навыки, художественные приемы, характерные для определенного района. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный. Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы. Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники главного города Кубани Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел. Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.
прививать любовь к музыке, учить видеть красоту края в стихах поэтов. Кубань…Так называют мой край по имени реки, начинающейся на склонах Эльбруса. Жемчужиной России называют землю кубанскую. И не только потому, что она имеет прекрасные условия, но и потому, что Кубань является богатейшей житницей страны. А ещё – это тополиный край… Есть есенинские уголки, называемые “страной берёзового ситца”, есть замечательные дубовые и сосновые рощи, вишнёвые сады и тенистые липовые аллеи по всей России. Но вот тополиным краем с гордостью можно назвать только Кубань. По всему краю красуются тополя, придающие неповторимый облик нашей земли. Посёлок Кабардинка. Уютные дома расположены по обе стороны шоссе среди тополей, каштанов, лип. Новороссийск. Площадь героев украшают кроны тополей. Возвышаясь над аллеями, они, кажется, застыли в скорбном молчании… Памятник героической Таманской армии в Темрюке. Словно солдаты в дозоре, застали вокруг него стройные тополя. Какой бы город, какую бы станицу на Кубани вы ни посетили; в них обязательно привлекут ваше внимание ставшие родными для нашего края ряды пирамидальных тополей вдоль широких улиц. Отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”. Её могучие корни способны дать человеку высокую степень нравственной устойчивости. Они связывают её с семьей, соотечественниками, прошлым и настоящим, природой, помогают обрести собственный опыт социально-значимой деятельности. Только через познание малой родины подрастающих поколений осознает свою сопричастность к родной стране, к её прошлому, настоящему, будущему. Вот почему необходимо изучать окружающую жизнь, родной край, использовать местный материал в воспитании и обучении юных. К.Д. Ушинский отмечал, что “поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека”. И не случайно один из крупнейших учёных досоветской Кубани Ф.А. Щербина писал, что знание родного края – сила и величие Родины. Литература о Кубани интересна не только жителям нашего края, но и другим регионам, так как в ней отражены исторические события, деятельность видных учёных, писателей, художников прошлого и настоящего, что является частью истории всей страны. Мы начинают понимать, что историческим прошлым Кубани – малой родины, нельзя не гордиться, что Кубань славится не только щедрой, уникальной природой, но и своими людьми, которые освоили и защищали эту прекрасную землю и сегодня делают всё, чтобы она по праву называлась жемчужиной России. Какое яркое созвездие писателей и поэтов подарил тополиный край России: Николай Канивецкий, Георгий Денисов, Юрий Кузнецов, Любовь Мирошникова, Виктор Лихоносов, Анатолий Знаменский, Иван Варавва, Вадим Неподоба… Каждый из них по-своему причастен к нашему краю, связан с ним своей судьбой и своим творчеством
З0 июня 1944 года молодой поэт опубликовал первый в своей жизни рассказ «Вовка», за который получил первую премию на городском конкурсе. Ему подарили книгу и талоны на сахар и хлеб… Вот такая награда в военное время. Тогда 15-летнему подростку довелось воочию увидеть жертвы фашистской оккупации и освобождение Краснодара. Тема войны будет постоянно возвращаться в его стихах. Во время работы Виталия Борисовича учителем русского языка и литературы в краснодарской железнодорожной школе № 58 появляются новые стихи и поэмы: «Царевна–недотрога», «Город мой», «Травы–муравы». Школа накрепко вошла в сердце поэта. Он пишет для самых маленьких («Алешкины приключения», «Русский порт Новороссийск», «У нас во дворе», «Смешинки»), для подростков «Царевна – недотрога») на любые темы просто и правдиво.
Я не рос под елями, Мне не пел седой мороз Вьюгами-метелями. Я черемух не ломал Ночью под окошками, Сок березы не пивал И грибов не собирал Целыми лукошками. На Кубани вырос я, Мне родней, понятнее Наши южные края: Степи необъятные, Горы хлеба до небес, Ветки вишен алые, Если лес – так южный лес Перед перевалами. И понятен мне прибой, Дикий ли, задумчивый Разговор волны с волной Я как стих заучивал Я запомнил у крыльца Тополя зеленые, Черномазого скворца Песни немудреные, В завитушках виноград, Горы седовласые И поток, что вечно рад Меж теснин отплясывать… Но, наверно, потому Что рожден в России я, Не пойму, в каком краю, Где у нас красивее. Вид везде знакомый, свой Близким с детства кажется - Над Окою ли рекой, На Кавказе кряжистом. Велики у нас края- Вся земля российская, И везде она моя… Потому и близкая. |
ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,
— Е. А. Покровский.
Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью: «Горшки», «Казаки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.
Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исторически сложившиеся особенности национальных культур разноязычного населения Кубани.
Для детей дошкольного возраста наиболее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождением, в которых участие педагога обязательно: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».
В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить детей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предметами, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты; в символических играх с помощью считалок выбирается ведущий.
Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.
Если в народной игре предполагается соревнование двух команд, то применяется обычно способ оговаривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.
Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.
ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)
Играющие становятся рядом, рука в руке.
Двое, стоящих на одном краю вереницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, причём «селезень» догоняет «утку».
Стоящие в ряду приговаривают:
Догони, селезень, утку,
Догони, молодой, утку.
Поди, утушка, домой,
У тебя семеро детей,
Восьмой — селезень,
Девятая — утка,
Десятая — гуска.
Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становятся на освободившееся место.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».
После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».
Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят в «ворота», при этом говоря:
В золотые ворота
Проходите, господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!».
Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или наливное яблочко?». Задержанный игрок выбирает и переходит на ту или другую сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игроками.
Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)
Играющие берутся за руки, образуя круг.
В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.
Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подходит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все говорят:
В золотые ворота проходите господа:
В первый раз — прощается,
Второй — запрещается,
А на третий раз не пропустим вас!
Играющие, руки которых разъединил водящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, выдернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.
ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)
Из играющих выбирается «казак», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «Ку-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:
Все коровы во дворе
Размычались на заре.
Не понятно никому,
Почему «Му-Му, Му-Му».
Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется — казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки — «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.
ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-накрест.
Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.
По сигналу (свисток) играющие расходятся по всей комнате (залу, площадке), выполняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).
По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.
Выигрывает та шеренга, которая первая построится.
ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»
Дети стоят по кругу. Один — в центре.
Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)
А как тебе, не колко? (На подковочках)
Дети идут по кругу и поют:
Ступай в кут,
Там блины пекут,
Там блины пекут,
Тебе блин дадут.
Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)
Дети: —Кто там?
Это я, Тарас.
Дети: — Лови нас, не открывая глаз.
Кого поймал, должен угадать.
Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.
ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)
Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.
Кто-либо из участников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.
Затем играющие зовут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не ломаном) соединении.
ИГРА «ГОРШКИ»
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда — «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих — водящий — изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
- Почём горшок?
Хозяин отвечает:
- По денежке.
А он не с трещиной?
- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду!
Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.
ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)
В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — командир с красным флажком.
Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.
По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг.
Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.
Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».
Выигравший становится командиром.
ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»
Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.
Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.
Игра продолжается.
Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет
Домовой за грубкой?
Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.
Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»
Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.
Шкракобушка.
Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».
- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спрашиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.
Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»
Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то делаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.
Чапля.
Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.
По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.
Остальные - «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.
Чур у дерева!
Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с маленькими горцами.
Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.
Число играющих зависело от количества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.
Стоящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»
Осаленный менялся местом с водящим.
Хваталки.
Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.
По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.
Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.
Повтори!
В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.
Создавали круг.
Вожаком был самый старший – шестилетка.
Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого выберут затейником.
А задача затейника - показывать разные движения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.
Вожака звали в круг.
Он прохаживался внутри него и присматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.
При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника.
Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал момент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и называл затейником не того, игра продолжалась.
Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.
Колесо.
Играющих 16 или значительно больше.
Они, разделившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.
Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, ударив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.
Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - следующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.
Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.
Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.
Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.
Игры с прыжками и борьбой для мальчиков 3-7 лет
Путы.
Ноги завязываются платком или верёвкой примерно так же, как спутываются ноги у лошади.
И так играющие прыгают до назначенного места. Кто первым прискакал, тот и выиграл.
Змейка.
Вот как описывали эту игру старожилы станиц Верхней Кубани:
«Малы хлопци чи лягають на спыну, чи хлопаются на коленки, чи сидають на зимлю один за другим, но на небольшом расстоянии.
Самый крайний сигаеть через остальных, а на кониц сам лягае чи сидае на другом конци.
И так один за другим».
Побег.
Играющих 10-20 человек. Они образуют круг, крепко взявшись за руки. Один игрок перемещается внутри, а другой вне круга. Тот кто стоит внутри, пытается убежать, а сделать это можно по –разному: или перепрыгнуть через руки, или проскочить под руками, или же просто разорвать цепь.
Находящийся вне круга держит его сторону и всячески помогает ему.
Физкультминутки
В прятки пальчики играли И головки убирали. Вот так, вот так, Так головки убирали. | Сжимание и разжимание пальцев кистей рук. |
Мы сегодня нарезали, Наши пальчики устали. Пусть немного отдохнут, Снова резать начнут. Дружно локти отведём. Снова резать ромбики начнём. Дружно локти отведём. Снова резать ромбики начнём. | Активное сгибание и разгибание пальцев. : Встряхивание руками перед собой. Энергично отвести локти назад. |
Мы сегодня вырезали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнём, Вырезать опять начнём. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь. Заколачиваем гвоздь. Заколачиваем гвоздь. | Плавно поднять руки перед собой, встряхнуть кистями. Разводить и сводить ноги, притопывая. |
По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки, Для сыночка или дочки. | Дети стоят, слегка согнувшись. Руки, согнутые в локтях, перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. «Собирают ягодки» — кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». |
Если игроку удастся убежать, то водить идёт пара, виновная в его побеге.
Перетяни палку.
Играющие делятся на две партии. Ведущий одной партии берёт палку, а за него берутся все остальные. Ведущий другой партии тоже берётся за эту палку, а за него берётся его партия.
И так стараются перетянуть палку - каждая группа на свою сторону.
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
СОЛОМКА
Вырастут в поле и рожь и пшеница.
Их обмолотят — соломка родится.
Руки коснутся её золотые,
И появляются словно живые
Сильный наездник и конь златогривый,
Гордый олень и телёнок бодливый,
И с золотою короной девица.
Вот ведь какая она непростая
Эта соломка, совсем как живая!
В руки возьмет лишь её мастерица —
Сразу она в чудеса превратится!
ПЕТУХ
Ах, красавец — петушок!
На макушке — гребешок,
А под клювом-то бородка.
Очень гордая походка:
Лапы кверху поднимает,
Важно головой кивает.
***
Солнце цветам помогает расти,
Солнышку нужно поярче светить!
К солнышку тянется стебелёк,
И за листком вырастает листок.
Вот и прекрасный цветок распустился,
Солнце, и дождик, и руки мои.
Вместе цветку подрасти помогли!
СТИХИ
ЖАТВА
Жесткая щетинка, пяток не коли,
Что осталось в поле — подбери с земли,
Каждый спелый колос, каждое зерно,
Чтоб душистым хлебом стало и оно.
Б. Токмакова
КОЛОС
Золотое поле, спелый колосок
Не роняй ты зёрен на сухой песок.
Беспокойным ветрам не давай зерна,
Каждая пригоршня Родине нужна.
Е. Трутнева
ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ
Хлеб-батюшка, вода-матушка.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб всему голова.
Потрудиться — так и хлеба поесть.
ЗАГАДКИ
Весною — травкой шелковистой,
Летом — нивой золотой,
Ну а зимнею порою —
Аппликацией, игрою,
Сухая очень, ломкая,
Зовут её...
(Соломка)
Не море, а волнуется.
(Поле)
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
(Колосок)
Ах, какое утро на Кубани,
После грома, бури и дождя
Гнут хрусталь звенящие тюльпаны,
Льют зарю, к порогу подойдя.
Варвара Бардарым.
Г.краснодар
Богата весна цветами, травами.
ВЕСНОЙ
На зорьке румяной
Шиповник проснулся.
Он каждым листочком
К заре потянулся.
А зорька к нему
Потянулась в ответ,
Бутоны окрасила
В розовый цвет
Т. Голуб
ОДУВАНЧИКИ
Я бегу, а у дороги
Одуванчики стоят.
Ну такие недотроги:
Дунь — и к небу полетят.
В. Бардадым
ПОДСОЛНУХИ
Это не зонтики,
Это не солнышки,
Это на ножках зелёных
Подсолнушки.
Греют на солнце
Подсолнухи спины,
Осенью зёрен
Подарят корзины.
Т. Голуб
ОДУВАНЧИК
Одуванчик золотистый
Превратился в шар
Пушистый.
Ветерок слегка
Подул,
Пух куда-то
Упорхнул!
Где пушинка
Упадёт,
Там на следующий Год
Одуванчик расцветёт!
Т. Голуб
***
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом — тысяча светил,
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил...
И. Варавва
***
Высокие травы-муравы,
растёте вы, травы, на славу!
Зелёные скинув рубашки,
белеют-желтеют ромашки,
Краснеют нарядные маки,
как в новых одеждах казаки.
И словно разливы реки,
небесная синь — васильки...
В. Бакалдин
Лучшая пора на Кубани — это лето!
***
У лета в корзине
Арбузы и дыни,
Черешни и сливы,
Подсолнух — на диво!
В лесу на опушке
Кукуют кукушки,
Кукуют кукушки
На весь белый свет.
И кажется, это
От щедрого лета,
От доброго лета
Сердечный привет
Т. Голуб
***
На Кубани много лета, много хлеба.
Словно дыня, закатилось солнце в небо.
И клюют его, клюют со всех боков,
Как гусыни стаи белых облаков.
К.Обойщиков.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
...Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке — поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом — щедрая земля
С восхода до заката.
Т. Голуб
***
На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах...
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко пшеницей?
Т. Голуб
КОЛОСОК
Наступил уборки срок,
Строен, крепок, невысок
В золотом пшеничном поле
Каждый колосок.
В зной, в ненастье вырастал,
Только слабым он не стал,
Силу, вкус и запах хлеба
Без него б я не узнал.
В. Нестеренко
***
А над Кубанью тополя,
И вётлы в три обхвата,
И всё поля, поля, поля
До самого заката.
…Пшеница шепчется с дождём
И смотрит на дорогу.
Взбежало лето на подъём
И спелый колос трогает.
И в каждом зёрнышке – поля
И вётлы в три обхвата,
И в каждом- щедрая земля
С восхода да заката.
Т.Голуб
ОСЕНЬ
Осень, осень... Огненная птица.
Лист багряный в воздухе кружится.
Падая у ног моих, шуршит.
Словно шепчет мне он: «Не спеши.
Посмотри вокруг, как все прекрасно:
Россыпь трав и щебетанье птиц.
Радости как будто нет границ!..»
К. Обойщиков
***
В небесах высоких тает
Одинокий тонкий луч,
Улетают птичьи стаи,
Прилетают стаи туч.
В. Нестеренко
СЕНОКОС
Здравствуй, сенъ-сенокос
Что с собою ты принёс?
Жаркий труд людей умелых,
Разговоры острых кос.
Расскажи-ка, сенокос,
Что ещё с собой принёс?
Ароматы трав сушеных
И сверканье звонких рос!
Сено-сено-сенокос!
А хорош ли твой укос?
Накосил бурёнкам сено —
Вот какой огромный воз!
В. Нестеренко
***
Зима пришла непрошено,
Наутро запорошила
Все улицы снежком.
Привет, пора весёлая!
Готовь быстрей коньки,
А рядом с нашим садиком,
Растут снеговики.
В. Нестеренко
***
Снег блестящий,
Снег хрустящий
Заметает наш порог,
И зовёт гулять звенящий,
В степь летящий ветерок!
Т. Голуб
ЗИМА
Опять деревья побелели
И ветер с севера подул.
Опять поют в полях метели...
Устав от лета, пруд уснул.
Сады покрылись сединою,
Снежок рассыпчатый хрустит.
Сосульки виснут бахромою,
И солнце льдинкою блестит...
Т. Голуб
Краснодарский край обладает уникальными природными богатствами. Его ландшафт очень разнообразен. Горные рельефы, равнины, степи, луга, Чёрное и Азовское моря, реки, озёра, лиманы и плавни создают большие возможности для ознакомления детей дошкольного возраста с большим разнообразием растительного мира Кубани.
Деревья хвойные — ель, кипарис, пихта, туя, сосна.
Деревья лиственные — берёза, клён, ясень, граб, бук, платан, липа, осина, дуб, тополь, ива.
Фруктовые деревья — яблони, вишни, абрикосы, груши, алыча.
Цветы полевые и луговые — одуванчики, лютики, клевер, васильки, ромашки, маки, сурепка, вьюнок, колокольчики, горошек мышинный, цикорий, мать-и-маче- ха, мята, полынь, чистотел, зверобой, подорожник.
Цветы лесные — ландыши, анемоны (ветреницы), примулы, цикламены, фиалки, незабудки.
Цветы садовые — розы, настурции, астры, бархатцы, маргаритки, гладиолусы, георгины.
Злаковые культуры — пшеница, рожь, ячмень, рис, овёс, просо, гречиха.
Растения водоёмов — камыш, рогоз, кубышка, белая кувшинка, ряска, перистолистник, стрелолист, лотос.
Животные — бурые медведи, волки, лисицы, белки, зайцы, еноты, кабаны, олени, косули.
Птицы — сойки, синицы, дятлы, иволги, дрозды, кукушки, щеглы, воробьи, галки, перепёлки, жаворонки, голуби, ласточки.
Хищные птицы — коршуны, сычи, орлы, совы, беркуты. Птицы морей — чайки, бакланы. Птицы плавней и лиманов — цапли, дикие утки и гуси, камышанки, кулики, лебеди.
Рыбы пресных водоёмов — щука, карп, сом, окунь, карась, плотва, сазан, судак, тарань, лещ.
Рыбы морские — хамса, камбала, барабуля, бычок, кефаль. Редкие рыбы — морской конёк, акула, скат-хвосто- кол, дельфины (животные).
Памятники природы: скала Парус (Геленджикский р-н), скала Киселёва (Туапсинский р-н), гора Петушок (Гребешок) (г. Горячий Ключ), Гуамское ущелье (Апшеронский р-н) и др.
Редкие деревья: тюльпановое дерево (р-н Сочи), самшитовая роща (р-н Сочи), кедр Ливанский (п. Джанхот), гинкго двулопастный (Краснодар, пл. Победы); дуб Великан (Краснодар, парк им. Горького) и др.
ПРИМЕТЫ О ПРИРОДЕ
Будет дождик или нет —
У цветов найду ответ.
Если утром ноготки
Сжали венчики-цветки у
Значит, дождь пойдёт опять
Нужно зонт с собою взять.
***
Если же глаза до солнца
Широко раскрыл вьюнок —
Тут никто не ошибётся,
Будет солнечный денёк.
Т. Голуб
Народные приметы.
Кто? Что? | Что делает? | Какая будет погода? | |
Паучок | плетёт сеть | будет солнышко греть | |
Ласточки | летают низко | значит, дождик близко | |
Муравьи | прячутся в дома | не гуляй без зонта | |
Клевер | наклоняется | дождик ожидается | |
Ёлка | ветки опустила | о дожде предупредила | |
Воробьи | купаются | дождик ожидается | |
Собака | по земле катается | ветер ожидается | |
Одуванчик | не сдувается | дождик ожидается | |
Одуванчик | шар снимает | дождик капать начинает | |
Цветы | пахнут сильнее | тучи на небе чернее | |
Дым | к верху поднимается | мороз ожидается | |
Лягушки | держатся на воде | солнце будет на земле | |
Лягушки | прыгают по земле | дождик будет во дворе | |
Лягушки | громко квакают | дождик сильно капает | |
Вода | на реке пенится | дождик ожидается | |
Розовый | закат | солнце к ветру |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...
статья по теме "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами"
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами»В одном мгновении видеть вечность,Огромный мир – в зерне пес...
проект "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки".
формирование педставлений о природе...
Экологический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки».
развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения к миру природы через целевые прогулки....
Развитие творческой активности детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к русскому декоративно-прикладному искусству
Русское декоративно-прикладное искусство и его влияние на развитие творческой активности детей дошкольного возраста....
Педагогический проект"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"
Данный проект предназначен для родителей детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. Он раскрывает методику конструирования из бросового материала ,осбоенности воспитательно-о...
Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»
Обобщения опыта работы по самообразованию за 2021-2022 учебный год по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...