Отчеты
материал
В отчетах отражена основная деятельность, направленная на коррекционную работу с детьми с ОВЗ, имеющими трудности в усвоении программного материала, а также проведение консультативной работы в условиях Дома ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.71 КБ |
![]() | 36.13 КБ |
![]() | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
о проделанной коррекционной работе
за 2018-2019 уч.г.
учителя-дефектолога
группы №3
Харитоновой С.В.
Цель работы в 2018-2019 учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели работа велась по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционное;
-консультативно-просветительское;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для проведения коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)
Задачи:
- Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
На начало сентября 2018 г. в группе числилось 12 воспитанников. В период с сентября 2018 по декабрь 2018 г. состав детей в группе менялся: вновь поступило – 2 ребенка; выбыло – 6 детей. В данный момент в группе - 8 детей, в возрасте от 2 лет 6 месяцев до 5 лет. Проводилась педагогическая диагностика уровня усвоения программного материала детьми всех возрастных групп, по эпикризным срокам.
В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, развитие речи. Диагностика проводилась в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в учреждение, и в конце года (итоговая). Первичную диагностику прошло 12 детей, вторичных и по эпикризным срокам – 10 детей.
Дефектологические заключения по результатам первичного диагностического обследования: «Задержка речевого развития» -5 воспитанников, с общим недоразвитием речи 1 уровня – 4 ребенка, общим недоразвитием речи 2 уровня – 3 ребенка.
По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, низкое речевое развитие, нарушение пространственно-временных отношений.
По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
I Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:
а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
б) формирование пространственно-временных отношений;
в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;
д) формирование ведущей деятельности возраста;
е) развитие умственной деятельности.
Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
а) развитие умственной деятельности;
б) развитие пространственных представлений;
в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.
Используемые в коррекционной работе программы.
- Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 3 ребенка, продолжает обучение 1 ребенок.
- Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет)» Нищевой Н.В. По данным программам занимались 7 детей, продолжают заниматься 3 ребенка.
- Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР младшей и средней группы составлена на основе программ: воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой М., «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г., а также работ Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., ЛубовскогоВ.И.
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннего развития психических процессов.
По данной программе занимаются 2 человека. В конце учебного года у воспитанников имеется положительная динамика. Этим детям рекомендовано продолжить занятия по данной программе.
- «Адаптированная индивидуальная рабочая программа развития
ребенка с ранним детским аутизмом составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также программы Скрипник Т.В.
Цель: формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения. Данная программа предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста с РАС. По данной программе занимается 1 ребёнок. В конце учебного года имеется частично положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия по развитию произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций
- «Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, а также Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
Цель: формирование у детей с тяжёлыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
По данной программе занимается 1 ребенок. В конце года наблюдается положительная динамика. Рекомендовано продолжить занятия.
В рамках аналитического направления проводился анализ коррекционно-развивающей работы с обучающимися, оценка его эффективности.
По результатам итоговой диагностики 7 воспитанников имеют значительное улучшение в речевом и сенсорном развитии, 1 воспитанник – незначительное улучшение (ребенок с РДА).
По формированию элементарных математических представлений: с высоким уровнем был 1 ребенок, в конце года 5 детей. 4 ребенка перешли со среднего уровня на высокий; на низком уровне в начале года было 3 ребенка, в конце года остался 1 ребенок, 2 ребенка перешли на средний уровень.
По развитию речи: в начале года 5 детей находились на низком уровне, в конце года 3 ребенка перешли на средний уровень, 2 ребенка в конце года перешли со среднего уровня на высокий.
В рамках консультативно-просветительского направления в течение года родителям 7 детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы.
В рамках организационно-методического направления велась подготовка к ПМПк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. . Был проведен мастер-класс «Стимулирование речи у ребенка с задержкой речевого развития (октябрь 2018 г.), консультация «Игры на развитие правильного дыхания для детей с ОВЗ» (март 2019 г.)
Организационно-методическая работа велась в соответствии с должностными обязанностями, все запланированные мероприятия выполнялись и подготавливались.
Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитанников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям. На отдельных детей была оформлена документация на городскую ПМПк.
Общий вывод: Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий.
Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.
Фамилия, имя ребенка | Дата рождения, месяц обследования | Диагноз и уровень нервно-психического развития на момент обследования | Диагноз и уровень н.-п. р. в настоящий период, динамика развития |
Замыслов Андрей | 07.03.2014 г., Сентябрь 2018 г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсорное развитие-1г.3мес. | Общее недоразвитие речи 1-2 уровня, импрес.речь-2г.6мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г., значительное улучшение |
Погребняк Женя | 09.01.2016 г., Сентябрь 2018 г. | Легкая задержка речевого развития, импрес.речь-2г6мес., экспрес.речь-2г., сенсорное развитие-2г. | Речевое развитие соответствует возрасту, импрес.речь-3г., экспрес.речь-3г., сенсор.развитие-3г., значительное улучшение |
Бунин Матвей | 01.03.2015 г., Сентябрь 2018 г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.6мес., сенсор.разв.-2г6мес. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение |
Кашкаров Никита | 26.07.2016г., Сентябрь 2018г. | Задержка речевого развития, импрес.речь-1г6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсор.развитие-1г.6мес. | Задержка речевого развития, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г., значительное улучшение |
Поляков Дима | 11.03.2015г., Сентябрь 2018г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-2г, экспрес.речь-1г.9мес., сенс.разв.-2г.6мес. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение |
Еринов Тимофей | 21.11.2013г., Сентябрь 2018г. | Искаженное психическое развитие, РДА, соответствие речи, мышления-3г. | Искаженное психическое развитие, РДА, соответствие речи, мышления-4г., незначительное улучшение |
Пальянов Роман | 13.05.2015г., Сентябрь 2018г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-12мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.разв.-11мес. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-1г.9мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.разв.-2 г., значительное улучшение |
Гуляев Семен | 21.05.2016г., Октябрь 2018г. | Задержка речевого развития, импрес.речь-11мес., экспрес.речь-9мес., сенсор.развитие-11мес. | Задержка речевого развития, импрес.речь-1г.3мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.развитие-1г.3мес., значительное улучшение |
Предварительный просмотр:
Отчет учителя-дефектолога
группы № 3
за 2019-2020 уч.г.
Харитоновой С.В.
Цель коррекционной работы в 2019-2020 учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития, консультирование педагогов и родителей.
Для достижения поставленной цели работа велась по следующим направлениям:
-диагностическое;
-коррекционно-развивающее;
-консультативно-просветительское;
-организационно-методическое;
-создание коррекционно-развивающей среды для проведения коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)
Задачи:
- Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;
- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;
- Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
В группе числилось 10 воспитанников. Состав детей в группе в течение данного периода менялся: вновь поступило – 2 ребенка; выбыло – 2 ребенка. Возраст детей составлял с 2 до 4 лет. Проводилась педагогическая диагностика уровня усвоения программного материала детьми всех возрастных групп, по эпикризным срокам.
В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, развитие речи. Диагностика проводилась в начале года (первичная), или при поступлении ребенка в учреждение, и в конце указанного периода. Первичную диагностику прошло 6 детей, вторичных и по эпикризным срокам – 4 ребенка.
По результатам первичного диагностического обследования были выявлены 3 воспитанника со значительной задержкой речевого развития, 2 ребенка с задержкой речевого развития, по результатам вторичной диагностики и по эпикризным срокам: 2 ребенка с общим недоразвитием речи 1 уровня, 2 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня, 1 ребенок с искаженным психическим развитием (ребенок с РДА).
По результатам диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: низкое речевое развитие, нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, нарушение пространственно-временных отношений.
По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:
а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
б) формирование пространственно-временных отношений;
в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;
д) формирование ведущей деятельности возраста;
е) развитие умственной деятельности.
Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:
а) развитие умственной деятельности;
б) развитие пространственных представлений;
в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи.
Используемые в коррекционной работе программы.
- Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 4 ребенка.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей улучшилось понимание речи. Показывают и называют части тела и лица. Понимают предложения с предлогами «в, на», простые по конструкции и содержанию фразы. Понимают события, знакомые по личному опыту. Наряду со звукоподражаниями стали использовать общеупотребительные слова, начинают употреблять фразу из 2 слов. Различают понятия «один-много». Выбирают предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник). Подбирают предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький. Ориентируются в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группируют предметы по цвету.
Рекомендовано продолжать расширять словарный запас, обучать умению строить фразы с расширением до 3 слов. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов и по возможности называть их, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие, длинные и короткие предметы, знать понятия «один-два-три».
- Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада». По данным программам занимались 4 ребенка.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей расширился и активизировался словарь по лексическим темам. Дети различают и называют существенные детали и части предметов, их признаки, качества, свойства. Имеют представления о сезонных изменениях. Отвечают на разнообразные вопросы взрослого, используют многословные фразы (более 3 слов). Понимают и используют обобщающие слова (игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные). Знают названия и свойства геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различают формы предметов (круглая, треугольная, квадратная), пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Научились считать до 5. Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуясь приемами наложения и приложения. Умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Различают и правильно называют основные цвета предметов.
Рекомендовано продолжать работу по развитию речи: расширять словарный запас, обучать построению сложных предложений.
Совершенствовать умение определять, в какой группе больше, меньше,
поровну предметов, навыки ориентировки в пространстве.
- Адаптированная образовательная программа для детей с ЗПР младшей и средней группы составлена на основе программ: воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой М., «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Шевченко С.Г., а также работ Метлиной Л.С., Триггер Р.Д., Мастюковой Е.М., ЛубовскогоВ.И.
Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннего развития психических процессов.
По данной программе занимался 1 ребенок, у него наблюдалась значительная динамика в развитии психических процессов. Стал проявлять эмоционально-положительное отношение к занятиям. Соотносит игрушку с ее изображением, сличает парные предметы и парные картинки. В активной речи стал использовать фразу из 2 слов. Подбирает по образцу формы предметов, соотносит цвета предметов, выделяет один и много предметов из группы.
Продолжать работу по развитию речи, работать над распространением фразы до 3 слов. Разнообразить игровые действия. Учить выделять 1 и много предметов из группы по словесной инструкции, различать множества по количеству: много - мало.
- «Адаптированная индивидуальная рабочая программа развития
ребенка с ранним детским аутизмом составлена на основе образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова. М. А. Васильева, разработанной в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также программы Скрипник Т.В.
Цель: формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы.
По данной программе занимался 1 ребёнок. В конце указанного периода у него наблюдалась частично положительная динамика. Ребенок стал проявлять положительную эмоциональную реакцию на присутствие знакомого взрослого, кратковременно фиксировать взор на картинке, лице педагога, выполнять некоторые предметно-игровые действия с игрушками.
Рекомендовано продолжить занятия по развитию познавательных процессов, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций: проявлять положительную эмоциональную реакцию на занятие, выполнять несколько манипуляций для выполнения заданий педагога, использовать указательный жест, жесты «да», «нет».
- «Адаптированная образовательная программа ребенка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) составлена с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, а также Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки». - Мойра Питерси, Робин Трилор и др.
Цель: формирование у детей с тяжёлыми нарушениями психофизического развития общественного опыта, способствующего их социальному развитию, раскрытию у них потенциальных возможностей и способностей.
По данной программе занимался 1 ребенок. В конце указанного периода наблюдалась положительная динамика. Повысилась речевая активность, в моменты эмоционального подъема и игровой деятельности ребенок стал произносить отдельные слоги, облегченные слова и звукоподражания. Выделяет предметы из общего фона; различает свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий – тихий. Соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием; дифференцирует на слух звучащие игрушки и звукоподражания. Повысилась активность внимания, концентрирует его на более длительное время, способен легко переключать свое внимание с одной игрушки на другую. находить парные предметы и картинки. Соотносит по образцу формы предметов, подбирает нужный цвет к фону предмета.
Рекомендовано продолжить занятия. Развивать речевую активность, постепенно заменять звукоподражания общеупотребительными словами. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие предметы, знать понятия «один-много».
Итоговая диагностика показала эффективность проведенной работы: 8 воспитанников имеют значительное улучшение в речевом и сенсорном развитии, 2 воспитанника – незначительное улучшение (дети с синдромом РДА, с синдромом Дауна).
В рамках консультативно-просветительского направления в течение года родителям детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы. Темы консультаций: «Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна» (декабрь 2019 г.), «Как правильно организовать НОД» (февраль 2020 г.)
В рамках организационно-методического направления велась подготовка к МППк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. Был проведен семинар-практикум для педагогов Дома ребенка по теме «Сенсорные игры в коррекционной работе с ребенком, имеющим РАС» (октябрь 2019 г). Показ коррекционно-развивающей работы с ребенком с синдромом Дауна в День открытых дверей в Доме ребенка.
Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитанников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям. На отдельных детей была оформлена документация на ТПМПк.
Общий вывод. Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой группы, подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.
Динамика развития детей по показателям нервно-психического развития.
Фамилия, имя ребенка | Дата рождения, месяц обследования | Диагноз и уровень нервно-психического развития на момент обследования | Диагноз и уровень н.-п. р. после проведения коррекц.-развивающей работы |
Поляков Дима | , Сентябрь 2019 г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1 г.6 мес., экспресс.речь-1г.6 мес., сенс.разв.-1г.9 мес. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-2 г., экспрес.речь-2 г., сенсор.развитие-2г.6 мес, значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока |
Гуляев Семен | 21.05.2016 г., Сентябрь 2019 г. | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.3мес., экспрес.речь-12мес., сенсор.развитие-1г.3мес | Общее недоразвитие речи 1 уровня, импрес.речь-1г.6мес., экспрес.речь-1г.3мес., сенсор.развитие-1г.9мес.,значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в сенсорном развитии, 1 эпикризный срок в развитии речи |
Брылин Ефим | 14.02.2017г., Сентябрь 2019 г. | Значительная задержка речевого развития, импрес.речь-1 г.9 мес., экспресс.речь-1г.9 мес., сенс.разв.-1г.9 мес. | Задержка речевого развития, импрес.речь-2 г., экспресс.речь-2г., сенс.разв.-2 г., незначительное улучшение, динамика 1 эпикризный срок |
Галиакберова Самира | 11.07.2017г., Сентябрь 2019г. | Задержка речевого развития, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-1г.9мес. | Легкая задержка речевого развития, импрес.речь-2г.6 мес, экспрес.речь-2г.6мес., сенсор.развитие-2г.6мес, значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в развитии экспресс.речи и сенсорном развитии, 1 эпикр.срок в развитии понимания речи |
Галиакберова Руслана | 12.06.2016г., Сентябрь 2019г. | Значит. задержка речевого развития, импрес.речь-2г, экспрес.речь-1г.9мес., сенс.разв.-2г. | Задержка речевого развития, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенс.разв.-3г., значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока |
Парамонов Артем | 17.05.2017г., Сентябрь 2019г. | Искаженное психическое развитие, синдром РДА, соответствие речи, мышления, эмоций -7 мес. | Искаженное психическое развитие, синдром РДА, соответствие речи, мышления- 8 мес., эмоций-9 мес., незначительное улучшение,динамика 1-2эпикризных срока |
Пальянов Роман | 13.05.2015г., Сентябрь 2019г. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-1г.9мес., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.разв.-2г. | Общее недоразвитие речи 2 уровня, импрес.речь-2г., экспрес.речь-2г., сенсор.разв.-2 г.6мес, незначительное улучшение, динамика 1 эпикр.срок |
Габов Арсений | 17.06.2016г., Сентябрь 2019г. | Значит. задержка речевого развития, импрес.речь-2г., экспрес.речь-1г.9мес., сенсор.развитие-2г. | Задержка речевого развития, импрес.речь-3г., экспрес.речь-2г.6мес., сенсор.развитие-2г.6мес., значительное улучшение, динамика 2 эпикризных срока в развитии речи, 1 эпикризный срок в сенсорном развитии. |
Кашкаров Никита | Общее недоразвитие речи 2 ур. | ||
Бунин Матвей | Задержка речевого развития |
Результаты освоения образовательной коррекционно-развивающей программы детьми группы по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Образовательная область | Уровень развития (начало уч. года) | Уровень развития (конец уч. года) | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Речевое развитие | 0% | 26% | 74% | 26% | 61% | 13% |
Познавательное развитие | 0% | 0% | 100% | 35% | 65% | 0% |
Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков воспитанников показывают улучшение показателей речевого и познавательного развития в конце учебного года, что говорит о положительной динамике в усвоении знаний по вышеуказанным областям программы.
Предварительный просмотр:
Отчет учителя-дефектолога
группы № 3
за 2020-2021 уч.г.
Харитоновой С.В.
Цель коррекционной работы в 2020-2021учебном году - оказание помощи воспитанникам, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекция нарушений развития.
Задачи:
- Проведение первичного дефектологического обследования вновь поступивших детей, вторичного обследования детей, поступивших ранее.
- Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций.
На сентябрь 2020 г. в группе числилось 6 детей. В течение учебного года состав детей в группе менялся: прибыли 3 ребенка, выбыли 4 ребенка.
В процессе диагностического направления были исследованы особенности: познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие), конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, развитие речи. По результатам первичного обследования были выявлены 3 воспитанника со значительной задержкой речевого развития, 2 ребенка с задержкой речевого развития, 1 ребенок с общим недоразвитием речи 1 уровня, по результатам вторичной диагностики: 3 ребенка с общим недоразвитием речи 2 уровня.
По данным дефектологического обследования был составлен план коррекционно-развивающих мероприятий, расписание индивидуальной работы с детьми. По результатам диагностики у воспитанников были выявлены следующие нарушения: низкое речевое развитие, нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, нарушение пространственно-временных отношений.
В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:
Индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа включала следующие направления:
а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);
б) формирование пространственно-временных отношений;
в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;
г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;
д) формирование ведущей деятельности возраста;
е) развитие умственной деятельности.
Используемые в коррекционной работе программы.
- Группа раннего возраста: «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); а также методические разработки занятий: Власенко О.П..; Борисенко М.Г., Лукиной Н.А.; Кузнецовой А.Е. и др. По этой программе занимались 5 детей.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей улучшилось понимание речи. Показывают и называют части тела и лица. Понимают предложения с предлогами «в, на», простые по конструкции и содержанию фразы. Понимают события, знакомые по личному опыту. Наряду со звукоподражаниями стали использовать общеупотребительные слова. Различают понятия «один-много». Выбирают предметы нужной формы (круг, квадрат, треугольник). Подбирают предметы в определенной последовательности, ориентируясь на их величину: большой, поменьше, маленький. Ориентируются в цветах: красный, синий, желтый, зеленый. Группируют предметы по цвету.
Рекомендовано продолжать расширять словарный запас, обучать умению строить фразы с расширением до 2-3 слов. Учить выделять по слову взрослого цвета предметов и по возможности называть их, соотносить плоскостное изображение формы с геометрическим телом, находить узкие и широкие, длинные и короткие предметы.
- Младшая группа «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы,Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой); Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада». По данным программам занимались 4 ребенка.
В результате коррекционно-развивающей работы у детей расширился и активизировался словарь по лексическим темам. Дети различают и называют существенные детали и части предметов, их признаки, качества, свойства. Имеют представления о сезонных изменениях. Отвечают на разнообразные вопросы взрослого, используют многословные фразы (более 3 слов) и сложные предложения. Понимают и используют обобщающие слова (игрушки, одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы, животные). Знают названия и свойства геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различают формы предметов (круглая, треугольная, квадратная), пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева. Научились считать до 5. Сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров, пользуясь приемами наложения и приложения. Умеют сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Различают и правильно называют основные цвета и оттенки цветов предметов.
Рекомендовано продолжать работу по развитию речи: расширять словарный запас, употреблять сложные предложения.
Совершенствовать умение определять, в какой группе больше, меньше,
поровну предметов, навыки ориентировки в пространстве.
В результате проведенной коррекционно-развивающей работы у данных детей наблюдается значительное улучшение в речевой и познавательной деятельности, у 2 детей было общее недоразвитие речи 2 уровня, в данное время – общее недоразвитие речи 3 уровня, у 1 ребенка наблюдалось общее недоразвитие речи 1 уровня, в данное время – общее недоразвитие речи 1-2 уровня, у 2 детей удалось преодолеть значительную задержку в речевом развитии.
В рамках консультативно-просветительского направления в течение года родителям детей регулярно давались рекомендации по занятиям с детьми, проводились консультации для педагогов об уровне нервно-психического развития детей и направлениях коррекционно-развивающей работы.
Провела семинар «Система работы по применению многообразных способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ» (март 2021 г.), консультацию «Стимулирование активной речи детей раннего возраста» (май 2021 г.)
В рамках организационно-методического направления велась подготовка к МППк, педсоветам, участие в этих мероприятиях. Обеспечение дефектологического кабинета инновационно-коррекционной методической литературой. Показ коррекционно-развивающей работы с подгруппой детей в День открытых дверей в Доме ребенка.
Изучение методической литературы по теме «Использование метода сенсорной интеграции в преодолении нарушений в развитии детей с ОВЗ».
Участие и подготовка к МППк: представление результатов обследования воспитнников, направлений работы, раскрытие индивидуальных особенностей детей и их потребностей по нарушениям.
Общий вывод. Цель и задачи, поставленные в начале учебного года, были выполнены. Коррекционно-развивающая работа велась по необходимым для воспитанников Дома ребенка направлениям. Для этого по данным первичного обследования дети были разделены на группы, подгруппы, и тех, кто будет заниматься индивидуально со специалистом, по ведущим нарушениям. Для каждой группы, подгруппы была разработана программа по коррекционному курсу, учитывающая особые потребности входящих в неё детей. Для индивидуальной работы также были составлены программы развития для каждого ребенка, планирование индивидуальных занятий. Коррекционно-развивающие занятия максимально учитывали особенности и потребности детей и носили комплексный характер.
Результаты освоения образовательной коррекционно-развивающей программы детьми группы по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» за 2020-2021 уч.год
Образовательная область | Уровень развития (начало уч. года) | Уровень развития (конец уч. года) | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Речевое развитие | 28% | 28% | 44% | 44% | 56% | 0% |
Познавательное развитие | 14% | 28% | 58% | 42% | 58% | 0% |
Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков воспитанников показывают положительную динамику в развитии воспитанников по результатам коррекционно- развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/09/09/picture-1856.jpg)
Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования
У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...
![](/sites/default/files/pictures/2011/01/03/picture-6534.jpg)
Отчет перед общественностью (репортаж)
Репортаж о ежегодном отчете перед общественностью заведующей ДОУ № 91 города Краматорска Степанченко Анны Юрьевны...
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ "Отчет аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий"
В данном файле я приведу пример отчета аттестующегося педагога дошкольного учреждения о применении современных образовательных технологий....
В помощь аттестующемуся педагогу ДОУ. Отчет о применении ИКТ
В данном документе - пример отчета аттестуемого педагога дошкольного образовательного учреждения о степени владения ИКТ....
![](/sites/default/files/pictures/2011/07/20/picture-13913.jpg)
Отчет учителя-логопеда по итогам учебного года во второй младшей группе
Данная форма отчета учителя-логопеда по итогам учебного года является авторской. В отчете представлены следующие разделы: -состояние общего речевого развития; - количественно-качественный анализ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/03/picture-14620.jpg)
Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"
Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-249666-1478268244.jpg)
Отчеты. Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ.
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен Годовой отчет учителя - логопеда ДОУ. Годовой отчет пишется в конце учебного года по по пунктам Годового плана и является приложением к Аналитическ...