«Нетрадиционные пособия для развития сенсорных способностей детей»
презентация
Период дошкольного возраста является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.
Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. От того, насколько полно малыш научится воспринимать объекты, предметы и явления, а также оперировать знаниями о них зависит его благополучное обучение в целом.
Я считаю, что значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Я учу детей рассматриванию, ощупыванию. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса. Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми. Работая с маленькими детьми, мы отметили, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у нас появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крышки, палочки, липучки, пищевые продукты и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивали различные варианты развивающих наполнителей, ящики ощущений. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат. Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители наших воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.
Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.
Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.
Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.
Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве группы.
В своей работе использую дидактические игры по сенсорному воспитанию.
1. Ящик ощущений «7 рукавов».
Задания на развитие тактильных ощущений
Игра «Угадай на ощупь»
Блоки Дьенеша (в этой игре можно использовать, так же и другие любые предметы). Предложить ребенку поиграть в такую игру. Вместе ощупаем эту фигуру. Каждый раз ребенка спрашиваем, какая это фигура. После этого предложить отыскать в рукавах все кружочки, все квадратики и т.д.
Игра «Что лежит в рукаве»
Сложить в рукава разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицу, шарик, шишку, матрешку, ракушку, кубик, камушек).
Предложить ребенку поиграть: «Смотри, что я достала. А теперь ты достань что-нибудь».
Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно и предложить сделать то же самое, но на ощупь, называть каждый предмет. Вспомнить какого цвета этот предмет, какой на ощупь. (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, деревянный, и т.д.)
Игра «Угадай животное по описанию»
В рукавах п одному животному. Ребенку предлагается взять животное рукой, ощупать его и описать. Дети по описанию отгадывают.
Игра «Найди пару»
Материал: круги оклеенные разным материалом. Ребенку предложить обследовать круг и на ощупь найти пару для круга.
2. Крышки с различными наполнителями
Развитие познавательной активности, любознательности, творческих способностей, воображения, мышления, коммуникативных навыков. Повышение качества игровых действий с крышками в свободное время.
Методические указания для использования пособий:
- Рассматривание крышек, принесенных из дома.
- Называние – что есть в крышке «наполнитель»;
- Обследование действий, потрогай на ощупь;
- Выделение признака, какой? (по фактуре, по цвету).
- Обогащение словаря ( кожа - натуральная, светлая, сухая; вата - белая, мягкая и т.д.).
- Выбери какую хочешь крышку;
- Выбери какую крышку ты принес из дома;
- Найди крышки с пищевыми продуктами;
- Разложи все крышки с мягким наполнителем, с твердым, все светлые, все темные и т.д.
В работе по «Сенсорному воспитанию» я беру за основу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования», Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, с использованием программы «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_111.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» В.А. Сухомлинский
Крышки с различными наполнителями
Используемые наполнители - Кожа - Вата - Наждачная бумага - Ковролин - Счетные палочки - Губка - Фольга - Гофрированная бумага - Ракушки и морская звезда - Бархат - Шерсть - Войлок - Шелк - Пенопласт - Бахилы - Сетка - Аппликатор «Кузнецова»
Пищевые наполнители - Рис (белый и черный ) - Горох - Фасоль (пестрая, красная, белая) - Чечевица - Бобы - Греча - Семена тыквы - Макароны - Кукурузная крупа - Кофе
«СЛОНИК»
Ящик ощущений «7 рукавов» Развитие сенсорных способностей Мышления, воображения, внимания, памяти Мелкой моторики рук Тактильные ощущения Фонематического слуха Формирование дифференцированного восприятия качества предметов Навыки классификации предметов Ознакомление детей со цветом Коммуникабельные способности Ориентации в пространстве
Игра «Угадай на ощупь»
Игра «Что лежит в рукаве»
Игра «Угадай животное по описанию»
Игра «Найди пару»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка пособия для развития сенсорных способностей у детей
«Ёжик на лесной полянке» «Ёжик на лесной полянке» - это пособие, предназначенное для развития детей. Данное пособие помогает детям познакомиться с окружающим миром через тактильные и слуховые ощущения...
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста ...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
«Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры. Дидактическое пособие «Волшебный сундучок»»
В своей работе с детьми, я уделяю большое внимание дидактическим играм, так как это хороший способ научить детей адекватно воспринимать вещи (развить сенсорные способности). Дидактические игры вызываю...
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей дошкольного возраста.Содержание:Введение«Что съела гусеница»«Золушка»«Отгадай цифру (букву)»...
СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Основной целью игровых пособий является развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук.Необходимость развития сенсорного восприятия обусловлена сензетивностью возрастного периода по отн...
Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.
Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....