Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)

Андриевская Ольга Викторовна

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей дошкольного возраста.

Содержание:

Введение

«Что съела гусеница»

«Золушка»

«Отгадай цифру (букву)»

«Поймай киску»

«Чудесный мешочек»

«Найди пару»

«Волшебные волчки»

«Найди по силуэту»

«Волшебные макароны»

«Чудесные пуговицы»

«Божья коровка»

«Протяни дорожку»

«Спрячь зайку»

«Цветок»

 

Введение

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны –– усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир.

Сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство), целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного воспитания. Сенсорное восприятие создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания.

В процессе сенсорного восприятия подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование у детей восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития  и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе дошкольного детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее  развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

Сегодня в магазинах огромный выбор развивающих игр и игрушек. И все же многие педагоги создают свои, которые не менее, а иногда даже и более любимы детьми.

Дидактические игры и пособия, направленные на сенсорное развитие дошкольников.

.

 

«Что съела гусеница»

Описание: воспитатель рассказывает предысторию. Жила была гусеница Юля и вот она очень проголодалась и съела все, что ей попалось по дороге домой. Давай узнаем, что же встретилось гусенице Юле. Ребенок ощупывает каждый шарик гусеницы и пытается угадать. Чтобы упростить задание перед ребенком выкладываются карточки с тем же содержимым. Таким образом, у ребенка развивается образно-логическое мышление, повышается уровень его тактильного восприятия, развивается воображение.            

 

«Золушка»

Описание: дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка смеси семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Отгадай цифру (букву)»

Описание: на спине ребенка обратной стороной карандаша или пальцем пишут цифру (букву). Ребенок должен определить что это за символ.

«Поймай киску»

Описание: педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др. Игра развивает чувственное восприятие ребенка, формирует понятия: мягкий, колючий, шершавый, мокрый и др.

«Чудесный мешочек»

Описание: целью данной игры является научить детей узнавать предметы по характерным признакам. Организуя работу, воспитатель подбирает предметы знакомые детям. Посадив полукругом, так чтобы все предметы были хорошо видны детям, взрослый проводит краткую беседу. Затем просит нескольких малышей повторить названия предметов, ответить для чего они нужны.

-Сейчас мы поиграем. Тот, кого я вызову, должен отгадать, что я положу в мешочек. Маша, посмотри внимательно на предметы, которые лежат на столе. Запомнила? А теперь отвернись! Я положу игрушку в мешочек, а ты потом отгадаешь, что я положила. Опусти руку в мешочек. Что там лежит? (Ответ ребёнка) Ты правильно назвала предмет.

Так могут вызываться и другие дети.

В порядке усложнения игры предлагается другое правило: в мешочек кладут несколько игрушек  или геометрические фигуры. Никто из детей не знает о них. Вызванный ребёнок, опустив руку в мешочек и нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Мешочек откроется, если дети по описанию узнают игрушку.

 

«Найди пару»

Описание: материал: мешочки с крупой и карточки с крупой. Ребенку предлагается сопоставить к каждой карточке свой мешочек с крупой. Например, на карточке горох, значит найти к ней надо мешочек с горохом.  Так сопоставив все карточки. После этого задание считается выполненным. Причем игру можно усложнить, предложив несколько мешочков с одинаковой крупой, а также убрав один из мешочков. В этом случае ребенку задается вопрос: «У какой карточки нет своего мешочка?», «Мешочек с какой крупой лишний?». Также к игре можно добавить шумелки одинаковые внешне, но с разным наполнителем. В этом случае ребенку придется опираться не только на зрительные и осязательные анализаторы, но и добавится слуховой анализатор. Что повышает ценность этой игры.

 «Волшебные волчки»

Описание: детям выдается волчки с разными цветами, и задача раскрутить волчок так чтобы узнать какой цвет в нем спрятался. Развивает мелкую моторику детей, расширяет знания о цветах и их оттенках, а также смешение цветов. Получается очень интересная занимательная обучающая игра.

«Найди по силуэту»

Описание: Есть несколько вариантов этой игры. Ребенку выдается карточка с силуэтами картинок и сами картинки нужно правильно их подобрать. Второй вариант на карточке в первом ряду силуэты во втором ряду в другом порядке картинки к ним из надо соединить с помощью шнурка.

«Волшебные макароны»

Цель: обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук.

 

«Чудесные пуговицы»

Цель: обеспечение накопления представлений о форме и величине предметов; развитие мелкой мускулатуры рук.

Данное пособие можно использовать как для индивидуальной работы  с ребенком, так и для самостоятельной деятельности детей, побуждать называть форму и размер пуговиц.

 

«Божья коровка»

Предназначено для детей и родителей.

Задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании;
  2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером;
  3. Знакомить с различными материалами (ткань, металл, бумага и т.д.).

Ход:

Взрослый показывает божью коровку, рассматривает вместе с ребенком, называет цвет, форму, обращает внимание на пятнышки, предлагает потрогать, расстегнуть ее. Рассматривает геометрические фигуры, называет цвет, форму, обследуют их.

Вопросы: Какого цвета глаза? Какой формы носик? Какого цвета треугольник? Покажи красный квадрат? И т.д.

                         

«Протяни дорожку»

Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах,

умение группировать предметы по цвету, форме, величине, развитие

мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: Наборное полотно из картона с карточками по

правой и левой сторонам и с отверстиями для цветных шнурков.

Игра рассчитана на совместную деятельность воспитателя и

 ребенка в возрасте от 2-4 лет.

Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком рассматривают карточки,

 педагог обращает внимание на их сходство и отличие. Затем

воспитатель открывает карточки с двух сторон на дифференциацию

цвета и при помощи шнурка соединяет одну пару. Далее предлагает

ребенку подобрать следующую пару картинок, используя шнурок

другого цвета. Затем эти же действия производятся с карточками на

величину  и форму предметов.

Данное пособие полифункциональное может быть использовано для

занятий не только по сенсорному развитию.

Варианты игр: «Кто где живет?», «Угости зверюшек»,

«Найди маму детенышам», «Найди контур предмета», «Оденем кукол».

 

«Спрячь зайку»

Цель: формирование представлений о цвете.

Материал: домики красного, желтого, зеленого, синего цвета

(плоскостное изображение). В каждом домике, в окне – зайчик; лиса

(плоскостное изображение); окна по цвету домиков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков

от лисы – подобрать окна по цвету домиков.

 

«Ц"Цветок"

     Цель:формирование представлений о сенсорных эталонах.

Данные пособия используются для развития мелкой мускулатуры рук. Ребенку предлагается из разноцветных прищепок продолжить лепестки цветочка.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Уважаемые родители и воспитатели! Предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками. За ...

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста

Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста...

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста

Сборник дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста ...

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Сенсорное развитие детей младшего возраста – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, цвете, форме, положении в пространстве, вкус...

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорн...

СБОРНИК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ПОСОБИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Основной целью игровых пособий является развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук.Необходимость развития сенсорного восприятия обусловлена сензетивностью возрастного периода по отн...