Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию»
консультация
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 31.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию»
Если человек что-то слышит, он сомневается,
если что-то видит – может усомниться,
если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.
Слайд №1 Современная система дошкольного воспитания говорит нам о необходимости о внедрении новых форм и методов работы. Реализация ФГОС направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.
Слайд №2 Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Слайд №3 Цели:
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. ФГОС ДО п. 2.6).
Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса.
Слайд №4 Предметно-пространственная среда выступает, в данном случае, не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества педагога, так как ее формирование требует от педагога фантазии и разнообразных способов создания.
Художественно - эстетическое воспитание реализуется разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, а так же в приобщении к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, согласно ФГОС она должна быть содержательно насыщена, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.
Слайд №5 Театральный уголок: важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.
В уголке "Играем в театр" можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом можно расположить яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке можно расположить нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки. Рядом можно разместить зеркало, которое привлекает внимание детей, поднимает настроение и желание примерить на себе интересный образ.
Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей необходимо учесть интересы мальчиков и девочек, подобрать различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых).
Слайд №6 Музыкальный уголок:
Материалы для музыкального развития детей:
- игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные);
- игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
- аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр.
Слайд №7 Творческий уголок или ИЗО уголок:
Место для творческих занятий по изо деятельности должно быть отведено так, чтобы было хорошее освещение и соответствовало требованиям СанПина. Основное требование к такому уголку творчества - функциональность. Самое главное правило гласит: все инструменты и рабочие материалы должны находиться на виду и в строго выделенном месте.
На нижней полочке должны находится стаканчики для воды, с карандашами и фломастерами, с кисточками, краски и гуашь, листы бумаги для рисования. На второй полке ножницы, клей, салфетки для лепки, доски для пластилина, а так же стеки. На верхней полке может лежать природный материал и образцы для лепки. На столе должна стоять коробка с различными шаблонами и трафаретами, коробка с разными типами и видами бумаги, а также альбомы образцов для рисования и лепки, раскраски. Материалы нужно располагать вертикально, а не стопкой, так вы будете сразу видеть какую вещь вам необходимо достать.
Для хранения инструментов и материалов можно использовать пищевые контейнеры. Контейнеры небольшого размера можно расположить на полке, на уровне глаз, это позволит вам держать нужные вещи в поле зрения. Если вы используете фартук и защитную одежду, выделите для нее небольшой ящик, в которой вы будете хранить ее в чистом виде.
Слайд №8 В группе необходимо создать пространство для творческой деятельности детей (столы, стулья, магнитные доски, фланелеграф).
При организации центра необходимо учесть интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия).
Для активизации интереса к деятельности материалы необходимо расположить на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Можно использовать традиционные красящие материалы: гуашь, восковые мелки, карандаши, фломастеры, ориентированные на недостаточное развитие технических умений и позволяющие создавать интересные работы. Их способ расположения и систематизации (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Центр изобразительного творчества необходимо оснастить предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец: барышни, тройки, кони).
Можно использовать репродукции живописных произведений с точной передачей колорита подлинника, по сюжету соответствующих опыту детей (натюрморты с изображением цветов, фруктов, знакомых предметов).
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детское художественное творчество.
Лучше если в группе предусмотреть наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы альбомов по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству, музей народных игрушек.
Дети данного возраста нуждаются в позитивной оценке результатов деятельности (которая носит в большей степени мотивирующий характер).
Поэтому в группе необходимо оборудовать место для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.
Слайд №9 Дети должны иметь доступ к выставке, работы должны располагаться на уровне их глаз, чтоб могли взять работу на руки, полюбоваться, показать сверстникам. Для дальнейшего хранения работ воспитатель должен подготовить специальное место, чтоб ребенок знал, что его работа бережно хранится и в любой момент родители вместе с ребенком могли оценить его творчество (может быть это будет портфолио или другая папка с результатами детского творчества).
Таким образом, созданная развивающая предметно - пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Слайд №10 Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!
Если создать в ДОУ развивающую предметно - пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
Направления образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» | Задачи (ФГОС ДО) |
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа |
Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира | Становление эстетического отношения к окружающему миру |
Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства | Формирование элементарных представлений о видах искусства |
Художественная деятельность | Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора |
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | |
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.) |
1 Организация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС до ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Образовательная область:
2 Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса
3 Направления образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства Художественная деятельность Задачи (ФГОС ДО) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природа. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.)
4 Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда нашего детского сада, начинается с оформления холлов и коридоров. Каждый стенд, выполненный руками педагогов, имеет определенное смысловое значение.
5 Наполнение предметно-пространственной среды подобрали таким образом, чтобы обеспечить возможности решения педагогических задач не только в рамках художественно-эстетического развития, но и на интегративной основе.
6 Каждая группа детского сада оформлена в едином стиле в зависимости от названия и, соответственно, возраста детей.
8 Для занятий музыкой имеется музыкальный зал, оснащённый оборудованием: электронным пианино, музыкальным центром, микрофонами, фортепиано, детскими музыкальными инструментами, музыкальными пособиями, дидактическими играми и игрушками, костюмами и соответствующей литературой.
9 В интерьере детского сада можно встретить картины, эстампы и репродукции, скульптуру и мелкую пластику. Все эти произведения художников прекрасно дополняют оформление интерьера современного дошкольного учреждения.
10 Для занятий художественным, изобразительным творчеством оборудованы уголки Творчества, в которых размещены
11 Для оформления используются также работы детей, родителей и педагогов
12 Для развития музыкально-театрального творчества в каждой группе необходимо организовать музыкально-театральную зону, в которой подбираются соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально- дидактические игры, технические средства (телевизор, магнитофон, DVD), музыкальные инструменты, и том числе и фольклорные, а также различные ширмы.
13 В интерьере групп детского сада нашлось место и для мини – музеев, которые в свою очередь развивают не только познавательный интерес, но и эстетический вкус детей.
14 Большое значение в организации художественно-эстетической среды играет фитодизайн. Фитодизайн представляет собой как составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьеров цветами, травами, деревьями, корягами и т.п. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт в помещении, улучшают его микроклимат.
15 Если создать в ДОУ развивающую предметно- пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности. Поэтому среда в нашем ДОУ выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно – пространственной среды по художественно- эстетическому развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО&raqu...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО"
Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации&r...
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Группы. Она должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взро...
Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ ПО ФЭМП, ФГОС»
Консультация для педагогов«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ ПО ФЭМП, ФГОС»...
Консультация для педагогов "Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях с учетом рекомендаций ФГОС ДО"
В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут вполне реа...