Психологическое обеспечение образовательных программ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку достижение образовательных целей, т. е. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей», без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Кроме того, федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого – педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».
Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий. Участие в этом процессе педагога – психолога регламентируется Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.
Психологическое проектирование образовательной деятельности:
- Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.
- На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.
- Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.
Психологическая экспертиза образовательной деятельности:
- Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.
- Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.
Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Мониторинг призван систематически отслеживать:
- Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.
- Состояние предметно-развивающей среды.
- Систему психолого-педагогических отношений.
Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Этапы психологического обеспечения образовательных программ:
- Постановка проблемы;
- Анализ возможностей (перспективы);
- Проектирование.
Задачи психологического проектирования:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных проектов, учебно-методических пособий.
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области психологии;
|
оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической профилактики и консультирования.
Организация психологического проектирования образовательной деятельности
- С воспитанниками:
- Диагностические исследования;
- Развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
- Консультативная работа.
Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
- С педагогами:
- Диагностические исследования;
- Консультативная работа;
- Профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.
- С родителями:
- Диагностические исследования;
- Консультативная работа;
- Профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.
Качество результатов | Качество педагогического процесса | Качество условий деятельности |
Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ. Интеллектуальные и личностные качества ребенка. Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения. Степень готовности ребенка к школьному обучению. Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ. | Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов. Организация самостоятельной деятельности детей.
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста. | Кадровый потенциал ДОУ
Развивающая среда ДОУ |
Содержание мониторинга.
Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:
- По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
- По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
- По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:
- Общения педагогов с детьми с учётом положительного эмоционального фона.
- Организация предметно-развивающей среды с учётом психологического комфорта детей.
- Организация игровой деятельности с учётом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учётом гуманистических технологий педагогического общения.
Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учётом психологической составляющей.
Возрастной контингент детей. | ||
Критерии оценки образовательной области | Содержание условий образовательной деятельности с учётом психологической составляющей | Оценка условий и результатов образовательной деятельности |
I. “Здоровье” 1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона 2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения
|
1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона
2. Построена с учетом зонирования и подвижности обеспечивает психол. защищен.
З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений.
4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории. | Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области |
Список использованной литературы:
1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ,
М., Айрис-пресс, 2005
2. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.
3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой./,
М., ТЦ Сфера, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_obespechenie_obraz._programm.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Соснина Н.В., педагог-психолог,
ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района,
г. Санкт-Петербург
Психологическое обеспечение образовательных программ с учётом новых Федеральных Государственных Требований.
На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку достижение образовательных целей, т. е. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей», без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Кроме того, федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого – педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».
Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий. Участие в этом процессе педагога – психолога регламентируется Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.
Психологическое проектирование образовательной деятельности:
- Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.
- На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.
- Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.
Психологическая экспертиза образовательной деятельности:
- Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.
- Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.
Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Мониторинг призван систематически отслеживать:
- Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.
- Состояние предметно-развивающей среды.
- Систему психолого-педагогических отношений.
Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
Этапы психологического обеспечения образовательных программ:
- Постановка проблемы;
- Анализ возможностей (перспективы);
- Проектирование.
Задачи психологического проектирования:
- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии воспитанников;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
- консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных проектов, учебно-методических пособий.
- содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области психологии;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической профилактики и консультирования.
Организация психологического проектирования образовательной деятельности
- С воспитанниками:
- Диагностические исследования;
- Развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
- Консультативная работа.
Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
- С педагогами:
- Диагностические исследования;
- Консультативная работа;
- Профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.
- С родителями:
- Диагностические исследования;
- Консультативная работа;
- Профилактическая работа.
Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.
За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.
Качество результатов | Качество педагогического процесса | Качество условий деятельности |
Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ. Интеллектуальные и личностные качества ребенка. Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения. Степень готовности ребенка к школьному обучению. Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ. | Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов. Организация самостоятельной деятельности детей. Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста. | Кадровый потенциал ДОУ Развивающая среда ДОУ |
Содержание мониторинга.
Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:
- По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
- По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
- По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:
- Общения педагогов с детьми с учётом положительного эмоционального фона.
- Организация предметно-развивающей среды с учётом психологического комфорта детей.
- Организация игровой деятельности с учётом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учётом гуманистических технологий педагогического общения.
Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учётом психологической составляющей.
Возрастной контингент детей. | ||
Критерии оценки образовательной области | Содержание условий образовательной деятельности с учётом психологической составляющей | Оценка условий и результатов образовательной деятельности |
I. “Здоровье” 1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона 2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения | 1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона 2. Построена с учетом зонирования и подвижности обеспечивает психол. защищен. З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений. 4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории. | Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области |
Список использованной литературы:
1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ,
М., Айрис-пресс, 2005
2. Кузнецова С. В., Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.
3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой./,
М., ТЦ Сфера, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС
В данной презентации даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт...
«Здоровьесберегающие технологии и психологическое обеспечение здоровья участников образовательного процесса»
Опыт работы с использованием здоровьесберегающих технологий...
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"
Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации...
Методическое обеспечение образовательной программы группы общеразвивающей направленности для дошкольников от 3 до 4 лет
Методическое обеспечение образовательной программы - это необходимая информация, УМК, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации образовательной...
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и худож...
Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественн...