Система методов воспитания в работе педагога ДОУ: теория и практика
статья
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.
Методы воспитания - это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности. Методы воспитания - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.
Педагоги применяют эти методы, но не всегда осознанно, т.е. необходимо знакомство педагогов дополнительного образования с классификацией методов воспитания
Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение, упражнение, пример, поощрение, наказание.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен, так как посещение учреждений дополнительного образования не носит обязательного характера, и применение жестких методов приведет к потере обучающегося. Особое место занимают краткие, яркие и занимательные беседы, объяснения, рассказы о нравственном поведении. Наибольший эффект дают индивидуальные беседы авторитетных и близких ребенку людей, убеждение на собственном опыте, использование литературных произведений, притч, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом и т. д.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения, организация воспитательной деятельности педагога дополнительного образования.
Пример, как метод педагогического воздействия основывается на стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним связывает интересное дело, который является для него авторитетным помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений.
Метод поощрения — это стимул самоутверждения, осознание, фиксация собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может быть более успешен, чем в основном образовании.
Метод наказания — это крайне редкая мера, но и он необходим в дополнительном образовании. Он применяется, когда в результате безнравственных поступков или нарушения правил поведения возникает угроза жизни ребенка и окружающих его людей. А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».
В последнее время педагогами дополнительного образования активно используется классификация методов воспитания, в основу которой положена концепция деятельности, в ней выделены три группы методов воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю. К. Бабанский):
1. Методы формирования сознания личности (взглядов, оценок): лекция, рассказ, объяснение, беседа, диспут, пример (рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности).
2. Методы организации деятельности, опыта поведения: положительный опыт поведения, общественное мнение, приучение и упражнение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.
Исходя из практической работы педагога, Н.Е. Щуркова предлагает следующие группы методов:
методы, с помощью которых оказывается влияние на сознание воспитанников, формируются их взгляды и представления, осуществляется оперативный обмен информацией – методы убеждения.
методы, с помощью которых оказывается влияние на поведение воспитанников, организуется их деятельность, стимулируются ее позитивные мотивы – методы упражнения.
методы, с помощью которых оказывается помощь в самоанализе и самооценке воспитанника – методы самооценки.
Если вспомнить, что предметом воспитания выступает социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, к себе и с самим собой ( деятельностно – отношенческая концепция воспитания ), то множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему.
Первая группа – методы формирования социального опыта детей, служат накоплению детьми социального опыта, который приобретается за счет социализации: педагогическое требование, упражнение, поручение, пример, ситуация свободного выбора (моделирует момент реальной жизни).
Вторая группа - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения. Общей особенностью этой группы методов является их вербальность: рассказ, беседа, лекция, дискуссия ( диспут ).
Третья группа – методы самоопределения личности ребенка, помогают ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества, формируют у ребенка способность к рефлексии: знанию о себе, своей внешности и характере, способностях и недостатках, о границах своих возможностей. К этой группе относятся методы самопознания ( Что я знаю о себе?), методы самоизменения (Каким я хочу быть?), методы взаимопонимания ( Что обо мне думают другие?).
Четвертая группа – методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе. В процессе накопления социального опыта, самоопределения своей личности ребенку нужна педагогическая поддержка воспитателя и родителей. Данные методы воспитания помогут детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности. Такими методами являются: соревнование, поощрение, наказание, создание ситуации успеха.
Рассмотренные методы воспитания, бесспорно, не исчерпывают все их многообразие. В конце 70 – начале 80-х годов ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г.И. Щукина предложили классификацию методов воспитания, где главный критерий – функция метода по отношению к деятельности ребенка : методы формирования общественного сознания, методы формирования положительного опыта, методы стимулирования деятельности. Известный современный московский педагог – новатор и ученый В.А. Караковский предложил классификацию методов воспитания, основным критерием которой избрал средства воспитания и выделил шесть групп методов:
Воспитание словом.
Воспитание ситуацией.
Воспитание делом.
Воспитание игрой.
Воспитание общением.
Воспитание отношениями.
Средства воспитания – с их помощью осуществляется воспитание, это богатейший набор объектов и явлений, предметов окружающей действительности: достижения духовной и материальной культуры своего народа. Определяющими являются различные виды деятельности: игра, учебная, личностное общение).
• Метод убеждения и самоубеждения предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Логические выводы, сделанные самим ребенком, формируют его собственный комплекс взглядов.
Беседа - обмен знаниями.
Диспут - спор по определенной теме, к которому участники приготовили свои доказательства и аргументы.
Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ.
• Метод внушения воздействует на эмоциональную сферу и предполагает формирование у человека необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
• Метод требования формирует волевую сферу. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны конкретность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двоякого толкования. Предъявляется требование в решительном тоне, причём возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, выражение доверия и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не само требование, а вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Требование-игра доставляет детям удовольствие, при этом дети незаметно для себя выполняют требование педагога.
Приучение применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество.
• Упражнение - многократное выполнение требуемых действий: доведение их до автоматизма. Упражнение в учебном процессе как воспитание настойчивости, выдержки и даже целеустремленности присутствует у всех педагогов. Но результат упражнения как метода воспитания - это устойчивые качества личности - навыки и привычки. Проблемное задание помогает проявить устойчивые качества личности в противоречивых ситуациях. Поручение дает возможность формирования положительных привычек.
• Стимулирование - метод, в основе которого лежит формирование у воспитанников осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты, как поощрение и наказание. Поощрением выражается положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Поощрение может проявляться в различных формах.
Наказание - это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки детей.
• Метод мотивации способствует созданию ситуации успеха воспитанников. Презентация, просмотр и анализ также мотивируют детей на лучшее выполнение работ, танца, исполнение номера.
• Метод коррекции поведения направлен на формирование у воспитанников навыков психических и физических саморегуляции, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. При использовании метода коррекции поведения создаются условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношение к людям. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка ребенка с общепринятыми нормами, самоанализа последствий поступка. Положительный пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения воспитанников. Самооценка, взаимооценка, самоконтроль и психологические и педагогические тренинги также способствуют коррекции поведения, тому, что ребенок сам изменяет свое поведение и регулирует свои поступки.
• Анализ деятельности и общения также способствует саморегуляции воспитанников и проводится в форме КТД, коллективного анализа, рефлексии и презентации.
• Метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях ещё называют методом воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Этому способствуют формы реализации метода.
Когда в какой-либо ситуации возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы или испытания. В результате у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность.
Соревнование формирует качества конкурентно-способной личности и опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству.
Один из приемов метода воспитывающих ситуаций - сочинение, не только литературное, но и словотворчество, сочинение сказок, сценариев и др. Воспитанник самостоятельно или совместно с другими детьми решает проблему, допустим, постановки спектакля.
• Метод дилемм заключается в совместном обсуждении воспитанниками моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. Во время дискуссии по каждому вопросу дети должны привести убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Каждый из методов знаком педагогам и неоднократно применялся на практике. Утверждать, что один из методов часто применяемый, а другой остаётся не испробованным, не берусь. Ведь педагог волен выбирать самые интересные методы и приёмы обучения, для решения поставленных задач. Он ищет те методы и приёмы, которые бы вовлекли воспитанников в процесс обучения и принесли свои плоды. Ибо получение результата основная идея обучения в педагогике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.
Представленный материал содержит рекомендации по работе с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ с использованием метода фототерапии....
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ОУ.
Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования лично...
Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"
Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"...
Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»
Квест- игра для педагогов "Теория и практика позновательно-исследовательской деятельности"....