Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.
материал по теме
Представленный материал содержит рекомендации по работе с воспитанниками, родителями и педагогами ДОУ с использованием метода фототерапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_fototerapii_v_rabote_pedagoga-psikhologa_dou.docx | 22.99 КБ |
fototerapiya_v_dou_podborka_fotografiy.pptx | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Можжухина Юлия Михайловна
Педагог-психолог
МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида № 1"
Новохоперского района Воронежской области, Россия
lubov4975@mail.ru
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ.
Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества.
Детский сад - это место, где ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, получает знания и представления об окружающей действительности. В связи с этим, вектор психолого-педагогического сопровождения в ДОУ должен быть направлен на постоянный поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих наиболее комфортные условия пребывания в детском саду при освоении образовательной программы ДОУ, а также на эффективное взаимодействие с семьями воспитанников.
В настоящее время, педагоги-психологи, в целях развития и гармонизации личности, все чаще обращаются к методу фототерапии, связанному с применением фотографии для оказания психологической помощи детям и взрослым, находящимся в нелегкой жизненной ситуации. Планируя работу в ДОУ по методу фототерапии необходимо знать и учитывать функции фотографии.
Работа педагога-психолога в ДОУ с использованием метода фототерапии.
Опыт работы в данном направлении убедительно доказал, что метод фототерапии в работе педагога-психолога ДОУ, универсален в применении: ее можно использовать как отдельный метод (работая только с фотографиями), а можно сочетать с другими психотерапевтическими направлениями (сказкотерапией, изотерапией, семейной психотерапией и др.). Методы фототерапии подходят для индивидуальных и групповых занятий большинства возрастных групп.
Использование фотографии в работе с воспитанниками ДОУ.
Фотографию с успехом можно применять в решении проблем с адаптацией в детском саду. Последнее из сравнительных исследований, осенью 2013 года, в двух одновозрастных группах МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, показало, что организацией фото-уголков "Моя мама", "Моя семья", удалось снизить тревожность детей и существенно сократить время адаптации к условиям детского сада. А проведение игровых занятий "Познакомьтесь - это моя семья", где представляются фотографии из семейного фотоальбома каждого воспитанника группы, повышают самооценку ребенка и служат улучшению психологического климата в группе.
Использование фотографии в работе с семьями воспитанников ДОУ.
Фотография в работе с семьями воспитанников имеет огромный психотерапевтическое воздействие. Родительские собрания в МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, предполагают использование метода фототерапии: создание фотоколлажей на заданную тему ("Мы отдыхаем", "Наши увлечения" и др.), а индивидуальная консультации работу с личными фотографиями для проработки прошлого опыта и поиска решений существующих проблем.
Использование фотографии в работе с педагогами ДОУ.
Фотография в работе с педагогами, в первую очередь, направлена на эмоциональную разгрузку и стабилизацию эмоционального состояния (в сочетании с музыкотерапией) воспитателей. В практике работы с педагогами МКДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1" Новохоперского района Воронежской области, существует система еженедельных психологических разгрузок с использованием презентаций ряда фотографий и музыкальным сопровождением ("Природа", "Чувства и эмоции", "Дети", "Семья", и др.). Фототерапия как элемент психологического тренинга для педагогов, предполагает использование готовых снимков из семейного альбома и создание фотоснимков на заданную тему, в том числе портретов о автопортретов.
Обобщая приведенную выше информацию можно сказать, что метод фототерапии обладает мощных психотерапевтическим потенциалом, поэтому требует специального образования в этой области, для оказания профессиональной психологической помощи методом фототерапии необходимо получить дополнительное повышение квалификации, а практика работы в этом направлении откроет новые возможности применения данного метода педагогами-психологами ДОУ.
Список литературы:
- Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
- Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.
- Копытин А.И. Техники фототерапии. СПб.: Речь, 2010.
- Фототерапия: Использование фотографии в психологической практике/ Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006.
- Копытин А., Платтс ДЖ. Руководство по фототерапии. М. “Когито-Центр”, 2009.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод фототерапии в работе педагога-психолога ОУ.
Дошкольный возраст, и это уже не вызывает сомнения, очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования лично...
Доклад «Интерактивная игра - как метод обучения в работе педагога-психолога»
Практически каждый педагог образовательного учреждения использует на своих занятиях интерактивные технологии. Не исключением являются и педагоги-психологи. Несмотря на то, что интерактивность понимает...
Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в работе педагога-психолога
Для успешной социализации воспитанников в нашем детском саду активно используются различные арт-терапевтические методы. Одним из которых является мандалотерапия...
Интегрированные методы арттерапии в работе педагога-психолога ДОУ
Арт-терапия – это один из методов использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека...
Семинар для педагогов "Методы и приемы применяемые в работе педагога-психолога с детьми с НОДА".
......
ПРОЕКТ "Фототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!»
ПРОЕКТФототерапия в работе педагога-психолога детского сада, как метод арт-терапии. «МОЯ-ИСТОРИЯ!» Аналитическое и научно-методическое обоснование проекта Актуальность...
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....