Консультация для воспитателей
план-конспект занятия (младшая группа)

Лупенко Алена Александровна

Консультация для воспитателя «О воспитании интереса дошкольника к чтению»

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни; подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать » Д. Дидро,   « Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека » В. А. Сухомлинский  , « Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело : им решается участь человека » В. Г. Белинский  , «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» А.П. Чехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitatelya.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателя «О воспитании интереса дошкольника к чтению»

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни; подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.

Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать » Д. Дидро,   « Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека » В. А. Сухомлинский  , « Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело : им решается участь человека » В. Г. Белинский  , «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» А.П. Чехов.

Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.  Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.

Задачи, стоящие перед ДОУ при подготовке детей к школе: 

Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию, которое начинается в школе. При подготовке ребенка к школе ведущей целью должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности произвольности, творческого самовыражения и других .

Роль взрослого  в формировании у дошкольника качеств учебной деятельности  :

•Поощряет познавательную активность ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей •Опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное исследование  •Уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми •Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели: развитие интереса к художественной литературе;  формирование литературного вкуса; воспитание будущего читателя .

Задачи ДОУ в ОО «Чтение художественной литературы» в ходе реализации ФГОС ДО :

1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;

2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.

3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;

 4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;

6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка;

7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;

8. Контролировать процесс семейного чтения;  

9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т.д.), материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользовать-ся накопленным в работе с детьми и родителями.

Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой :

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог. Чтение – разглядывание является одним из любимых занятий дошкольников. «Книга – наш верный друг ,это знают все вокруг. Книга, сказку расскажи и картинки покажи».

Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

• развитие литературной речи;

• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:

 1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2.Формировать первоначальные представления об особенностях  художественной литературы:

•О жанрах (проза, поэзия),об их специфических особенностях.

•О композиции.

• О простейших элементах в образности в языке.

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

 4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Принципы формирования круга детского чтения

• Психологические: учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художественного произведения.

• Педагогические: воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

• Литературоведческие:  наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, худ. литература, разнообразие жанров ( сказки, заклички, приговорки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)

• Историко-литературные: наличие произведений русской литературы и литературы народов мира, тематическое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, война, долг, честь, человек и техногенный мир), учет сезона.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица , небылица...).В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать  детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

 Интеграция образовательных областей в воспитании дошкольника-читателя

ОО «Чтение художественной литературы:

• ОО «Коммуникация» (пересказ литературных произведений, сочинительство)

 • ОО «Познание» (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности, интегрированные НОД)

• ОО «Художественное творчество» (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.

• ОО «Труд» (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.

 • ОО «Социализация» (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольнопечатные игры (лото, кубики).

 • ОО «Музыка».

 Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

Словесные:

• Чтение художественных произведений;

• Беседы по прочитанному;

• Вопросы к детям по содержанию произведений;

• Заучивание наизусть;

• Пересказ произведений;

• Выразительное чтение.

Практические:

• игры-драматизации;

• дидактические игры;

• элементы инсценирования;

 • отображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

• театрализованная деятельность.

Наглядные:

• показ иллюстраций, картинок, игрушек; • просмотр видеороликов, фильмов; • оформление выставок; • моделирование, схемы; • использование разных видов театра.

Модель организации деятельности взрослых и детей:

Совместная    непосредственно образовательная   деятельность

• Игровая деятельность

• Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения)

• Чтение художественной литературы

• Музыкально-художественная деятельность (инсценирование)

• Познавательная деятельность (викторины и т.д.)

Образовательная деятельность в ходе режимных процессов:

• Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок…)

• Проблемные ситуации

• Игровая деятельность (театрализованные, с.р.и, режиссерские…) • Продуктивная деятельность

• Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров)

Самостоятельная  деятельность

• самостоятельная игровая деятельность

• самостоятельная продуктивная деятельность

 • самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности

Основные методы ознакомления с художественной литературой

 1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 3.Инсценирование.Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание)  зависит от жанра и возраста слушателя.

Возрастные особенности детей восприятия литературных произведений

3-4 года

• зависимость понимания текста от личного опыта ребенка • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом (при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа)

4-5 лет

• установление простых причинных связей в сюжете, в целом правильное оценивание поступков персонажей • появление реакции на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать

5-7 лет

• появляется интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям, чувствам; • появляется способность иногда улавливать подтекст; • усложняется понимание литературного героя; • осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...