Консультация для воспитателей
план-конспект занятия (младшая группа)
Консультация для воспитателя «О воспитании интереса дошкольника к чтению»
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни; подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать » Д. Дидро, « Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека » В. А. Сухомлинский , « Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело : им решается участь человека » В. Г. Белинский , «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» А.П. Чехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателя «О воспитании интереса дошкольника к чтению»
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили такие негативные тенденции: заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков; резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-, и аудио- техника, компьютеры и интернет практически вытеснили книгу из их жизни; подмена подлинной литературы «суррогатами» массовой культуры и т.д.
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать » Д. Дидро, « Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека » В. А. Сухомлинский , « Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело : им решается участь человека » В. Г. Белинский , «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» А.П. Чехов.
Таким образом, чтение - это своеобразный диалог между человеком и книгой, требующий усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли не единственная цель искусства. Все вышесказанное обусловило необходимость целенаправленной работы по привитию интереса к книге.
Задачи, стоящие перед ДОУ при подготовке детей к школе:
Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному образованию, которое начинается в школе. При подготовке ребенка к школе ведущей целью должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности произвольности, творческого самовыражения и других .
Роль взрослого в формировании у дошкольника качеств учебной деятельности :
•Поощряет познавательную активность ребенка; организует образовательную среду, стимулирующую познавательную активность детей •Опирается в работе с детьми на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное исследование •Уделяет внимание обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи, развитию диалогической речи в процессе общения ребенка с другими детьми •Приобщает детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели: развитие интереса к художественной литературе; формирование литературного вкуса; воспитание будущего читателя .
Задачи ДОУ в ОО «Чтение художественной литературы» в ходе реализации ФГОС ДО :
1. Формировать устойчивый интерес детей к литературе как виду искусства; воспитывать грамотного читателя;
2. Учить детей анализировать текст, постигать смысл читаемого и эстетическую природу текста. Формировать знание о произведении.
3. Следить за тем, как дети воспринимают художественное произведение, какое воздействие оно оказывает на них, учитывать детское мнение о произведении и при необходимости корректировать его, формировать нравственный потенциал ребенка;
4. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
5. Расширять круг детского чтения за счет введения современных художественных произведений;
6. На региональном уровне корректировать программу, вводя национальные фольклорные произведения писателей – носителей национального языка;
7. Создавать библиотеку в ДОУ, библиотечные зоны в группах; устраивать книжные выставки, образы книжных новинок, информировать родителей по пробелам детского и семейного чтения;
8. Контролировать процесс семейного чтения;
9. Создавать литературную базу для реализации программы, состоящую из фонотеки, фондов (портреты писателей, книг с автографами, встреч, литературных праздников и т.д.), материалов занятий с родителями по вопросам детского чтения. Активно пользовать-ся накопленным в работе с детьми и родителями.
Задачи работы по ознакомлению с художественной литературой :
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог. Чтение – разглядывание является одним из любимых занятий дошкольников. «Книга – наш верный друг ,это знают все вокруг. Книга, сказку расскажи и картинки покажи».
Содержание образовательной области направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
• формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
• развитие литературной речи;
• приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной литературой:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него; 2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:
•О жанрах (проза, поэзия),об их специфических особенностях.
•О композиции.
• О простейших элементах в образности в языке.
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.
4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.
Принципы формирования круга детского чтения
• Психологические: учет возрастных особенностей, особенностей восприятия художественного произведения.
• Педагогические: воспитательная ценность, доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
• Литературоведческие: наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма, всех видов искусства: фольклор, худ. литература, разнообразие жанров ( сказки, заклички, приговорки, стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
• Историко-литературные: наличие произведений русской литературы и литературы народов мира, тематическое разнообразие (природа, дружба, животный мир, семья, детство, война, долг, честь, человек и техногенный мир), учет сезона.
Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, т.к в дошкольном возрасте ребёнок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица , небылица...).В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С.Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, Г.Х. Андерсена и др. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать детям знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
Интеграция образовательных областей в воспитании дошкольника-читателя
ОО «Чтение художественной литературы:
• ОО «Коммуникация» (пересказ литературных произведений, сочинительство)
• ОО «Познание» (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности, интегрированные НОД)
• ОО «Художественное творчество» (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.
• ОО «Труд» (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.
• ОО «Социализация» (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольнопечатные игры (лото, кубики).
• ОО «Музыка».
Методы работы по приобщению детей к чтению книг.
Словесные:
• Чтение художественных произведений;
• Беседы по прочитанному;
• Вопросы к детям по содержанию произведений;
• Заучивание наизусть;
• Пересказ произведений;
• Выразительное чтение.
Практические:
• игры-драматизации;
• дидактические игры;
• элементы инсценирования;
• отображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
• театрализованная деятельность.
Наглядные:
• показ иллюстраций, картинок, игрушек; • просмотр видеороликов, фильмов; • оформление выставок; • моделирование, схемы; • использование разных видов театра.
Модель организации деятельности взрослых и детей:
Совместная непосредственно образовательная деятельность
• Игровая деятельность
• Коммуникативная деятельность (беседы, рассказы, обсуждения)
• Чтение художественной литературы
• Музыкально-художественная деятельность (инсценирование)
• Познавательная деятельность (викторины и т.д.)
Образовательная деятельность в ходе режимных процессов:
• Коммуникативная деятельность (разговор с детьми, сочинение загадок…)
• Проблемные ситуации
• Игровая деятельность (театрализованные, с.р.и, режиссерские…) • Продуктивная деятельность
• Музыкально-художественная деятельность (различные виды театров)
Самостоятельная деятельность
• самостоятельная игровая деятельность
• самостоятельная продуктивная деятельность
• самостоятельная деятельность в книжном уголке и в уголке театрализованной деятельности
Основные методы ознакомления с художественной литературой
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2.Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 3.Инсценирование.Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4.Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Возрастные особенности детей восприятия литературных произведений
3-4 года
• зависимость понимания текста от личного опыта ребенка • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом (при этом дети чаще всего не понимают переживания и мотивы поступков главного персонажа)
4-5 лет
• установление простых причинных связей в сюжете, в целом правильное оценивание поступков персонажей • появление реакции на слово и интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать
5-7 лет
• появляется интерес не только к поступкам героев, но и мотивам поступков, переживаниям, чувствам; • появляется способность иногда улавливать подтекст; • усложняется понимание литературного героя; • осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484835-1411323347.jpg)
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/02/picture-243906-1504367927.jpg)
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-249336-1367076259.jpg)
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/17/picture-781794-1629198628.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-993573-1515693012.jpg)
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198631-1576146879.jpg)
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...