Диагностика готовности ребёнка к школе
материал (подготовительная группа)

Харитонова Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

                  Мотивационный тест-опросник

Чтобы выявить, готов ли ребенок психологически к обучению, пройдите с ним небольшой опросник:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? ( Чем обычно занимаются в школе?)

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9 .Чем ты будешь заниматься, когда придешь из школы?

10.Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Как оценивать ответы ребенка:

На каждый вопрос дошкольник должен дать правильный и

развернутый ответ. Например, на второй вопрос «Зачем нужно ходить в школу?» верным будет ответ примерно такого содержания: «Чтобы получить  знания...Становиться грамотным, умным...», неполным ответ: «Учиться» и неверным – «Чтобы было весело…».

Вы получили неполный или неверный ответ? Тогда задайте ему уточняющий вопрос. Если после этого ребенок ответил правильно – ставите 1 балл. Если ответ остался  не дополненным – он получает 0.5 балла. За неправильный баллы не начисляются.

В итоге максимальное количество баллов – 10

Если ребенок набрал 8-10 баллов – он полностью готов к школе на психологическом уровне.

5-7 баллов – ребенок не совсем готов к обучению (если были получены несколько неполных ответов).

Менее 5 баллов – готовность к школе нулевая.

В том случае, если минимум на 5 вопросов были даны развернутые ответы – такого ребенка можно признать готовым к обучению, поэтому тщательно следите, чтобы ответы были как можно более содержательными.

Степень психосоциальной зрелости (кругозор)

Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь –

тетей или дядей?

У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

Сейчас утро или вечер (день или утро)?

Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь

– утром или днем?

Что бывает раньше – обед или ужин?

Где ты живешь? Назови свой домашний адрес, телефон.

Кем работает твой папа, твоя мама?

Ты любишь рисовать?  Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему

ты так считаешь?

Когда можно кататься на санках – зимой или летом?

Почему снег бывает зимой, а не летом?

Что делает почтальон, врач, учитель?

Зачем в школе нужна парта, звонок?

Ты хочешь пойти в школу?

Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши, нос?

Каких животных ты знаешь?

Каких птиц ты знаешь?

Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от

девяти до двух.

Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка и интерпретация ответов ребенка :

За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок

получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но  неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла.

Например, правильные ответы: “Папа работает инженером”,  “У собаки лап больше, чем у петуха”; неполные ответы:  “Мама Таня”, “Папа работает на работе”

К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15, 22.       Они оцениваются так:

№ 5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет — 1 балл, называет  год с учетом месяцев – 3 балла.

№ 8 – за полный домашний адрес с названием города —2 балла,

неполный – 1 балл.

№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной

атрибутики – 1 балл.

№ 22 – за правильный ответ — 2 балла.

№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.

Оценка результатов:

ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым,

ребенок получил 20-24 баллов – средне-зрелым,

ребенок получил 15-20 баллов – низкий уровень психосоциальной  зрелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»

Консультация для воспитателей «Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»...

Тесты для дошкольников 6 лет. Диагностика готовности ребёнка к школе. Образовательная область « Речевое развитие».

Вашему вниманию  предлагаются тесты для проверки готовности ребёнка к школе:- исследование состояния фонетического восприятия, звукового анализа и синтеза;- исследование грамматического стро...

Диагностика мотивационной готовности ребёнка к школе

Разнообразные диагностики готовности ребёнка к школе...

Диагностика готовности ребёнка к школе (под редакцией Н. Е. Вераксы)

Методический аппарат (анкета, диагностические методики, карты развития ребёнка), позволяющий выявить уровень умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить ...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....