Образовательный проект
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад №3»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Дошкольник в мире инноваций и открытий»
ТЕМА:
«Применение инновационных технологий в развитии певческих навыков дошкольников»
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной
категории Пивкина Ю.М.
Саранск, 2021
Образовательный проект
«Дошкольник в мире инноваций и открытий»
ТЕМА:
«Применение инновационных технологий в развитии певческих навыков дошкольников»
В настоящее время дети наиболее активно стараются подражать пению и манере исполнения эстрадных звезд, что приводит к фальшивому пению. Этот печальный факт очень вреден для здоровья детей, т.к. голосовой аппарат отличается хрупкостью и ранимостью. Голосовые связки недостаточно развиты. Необходимость просветительской работы по охране детского голоса, как увлечь, заинтересовать детей пением, как настроить детский голос на детское звучание – эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.
Пение является основным средством музыкального воспитания в ДОО. Оно наиболее близко и доступно детям дошкольного возраста. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, развивают речь, приучаются к совместным действиям во время пения. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: "эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Согласно мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Очевидно, что воздействие пения на физическое развитие детей способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Важной предпосылкой разработки данного инновационного проекта являются современные научные исследования, свидетельствующие о том, что развитие певческих навыков, формирование основ музыкальной культуры необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Вокальное пение является одним из основных способов в решении данной проблемы. Сложившееся положение заставляет дошкольную образовательную организацию искать пути решения данной проблемы.
Актуальность состоит в том, что своевременное систематическое развитие певческих навыков детей дошкольного возраста, базирующееся на современных, инновационных, нетрадиционных технологиях музыкально-творческого воспитания приведет к такому результату, когда у каждого ребенка независимо от природных данных будут воспитываться «чуткое музыкальное ухо», совершенствоваться основные певческие навыки и развиваться креативные способности.
Актуальность проблемы обусловила разработку и внедрение в практику проекта «Голос.OK»
Тип проекта: долгосрочный (9 месяцев).
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, педагоги МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №3» г. о. Саранск.
Цель проекта: Использовать интерактивные игры и инновационные педагогические технологии, направленные на развитие певческих навыков дошкольников в проектной деятельности.
Для достижения цели проекта были поставлены задачи:
- Формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению.
- Учить детей исполнять песни с помощью педагога и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента.
- Развивать слух, приучать слышать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки.
- Развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон.
- Доставить детям радость от занятий, от процесса пения.
- Сформировать ИКТ компетентности.
- Повысить самооценку детей, эмоциональность и уверенность на сцене.
- Адаптировать дошкольников в социальном пространстве, раскрыть творческие способности.
- Конечные результаты проекта выражены в целевых ориентирах:
- у детей сформированы певческие умения и навыки выразительного исполнения песен.
- дети исполняют песни с помощью педагога и самостоятельно, в сопровождении и без сопровождения инструмента.
- у детей сформировано естественное звучание голоса.
- у детей расширился диапазон голоса.
- дети проявляют творческую инициативу, эмоциональность и уверенность на сцене.
- у детей сформирована самооценка.
Осуществление проекта предполагает 3 этапа: организационный, основной, аналитический.
На первом, организационном этапе, были запланированы следующие виды работ:
- Диагностирование детей.
- Составление перспективного плана по реализации проекта.
- Разработка конспектов занятий с применением интерактивных игр.
- Разработка картотеки интерактивных игр рисуем голосом.
- Изучение литературы, новых методик и технологий по развитию певческих навыков детей.
- Подбор песенного репертуара.
Основной этап. На данном этапе были запланированы следующие формы организации детей:
- Музыкальное групповое занятие.
- Ансамблевое занятие.
- Занятие с малыми группами (дует, трио, квартет).
- Индивидуальное занятие с солистами.
- Беседы, дискуссии.
- Занятие - путешествие.
- Занятие-конкурс.
- Отчетный концерт, конкурсы, фестивали.
- Творческие занятия, импровизации.
План работы по реализации проекта (Приложение №1)
Формы работы с родителями на основном этапе:
Анкетирование
Беседы
«Учите детей петь»
«Пение в жизни ребенка»
«Вокалотерапия»
Консультации
«Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста»
« Как беречь голос у детей»
« Петь-значит не болеть»
« Охрана детского голоса»
«Особенности детского пения»
Памятки
«Создание песенников и иллюстраций к ним вместе с родителями»
«Значение пения в жизни ребенка»
«Певческий голос дошкольника»
«Насколько важно заниматься пением»
Аналитический этап.
Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта.
Эффективность проекта оценивается в целом по итогам диагностических исследований.
Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.
Пение.
Высокий уровень. Ребенок всегда проявляет устойчивый интерес и потребность в освоении новых песен. Чисто интонирует мелодию песен, правильно передает ритмический рисунок, дикция внятная, правильная. В пении использует мимику и жесты, умеет правильно передавать яркие интонации, связанные с развитием музыкального образа.
Средний уровень. У ребенка сформирован интерес к пению, но он довольно сдержан в эмоциях, недостаточно верно передает средства музыкальной выразительности – требуется словесная помощь взрослого. Затрудняется самостоятельно исполнять песни без музыкального сопровождения.
Низкий уровень. У ребенка отсутствует интерес к певческой деятельности. Недостаточно хорошо овладел певческими умениями и навыками – не умеет правильно передать мелодию и ритм песни, отказывается петь индивидуально. Исполняет знакомые песни не эмоционально.
В настоящее время работа по проекту не завершена, но уже сейчас можно подвести итоги.
Результат проведенных исследований показал, что использование интерактивных игр и инновационных педагогических технологий повлияло на успешное развитие певческих навыков дошкольников в проектной деятельности. Так, условием выразительного пения, интонирования, выразительности исполнения, является моя разработка интерактивных игр «Рисуем голосом» по развитию голосового аппарата детей дошкольного возраста. Практика работы с дошкольниками в этом направлении показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкально-творческих способностей ребенка-дошкольника.
Приложение №1
План работы по реализации проекта
Мероприятие, тема | Сроки | Ответственные | Участники |
«Звучащий мой голос» | Сентябрь | музыкальный руководитель | дети |
«Мелодии осени» | Октябрь | музыкальный руководитель | дети |
«Музыкальный образ» | Ноябрь | музыкальный руководитель | дети |
«Серебристые снежинки» | Декабрь | музыкальный руководитель | дети |
«Чарующие звуки» | Январь | музыкальный руководитель | дети |
«Весёлые нотки» | Февраль | музыкальный руководитель | дети |
«Песни весны» | Март | музыкальный руководитель | дети |
«Мелодия-душа музыки» | Апрель | музыкальный руководитель | дети |
«Песня вокруг нас» | Май | музыкальный руководитель | дети |
Литература.
1.ВербовА. Техника постановки голоса / А. Вербов. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.–230 с
2.Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса./Д.Люш. – М. : Издательство ГИТИС, 1993. –103 с.
3.Амосова Т. Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой./Т.Ю.Амосова – М. РИПОЛ классик, 2007. –97 с.
4.Абелян.Л. Как Рыжик научился петь./Л.Абелян.- Учебное пособие. - Москва «Советский композитор», 1989. –97 с.
5.АрсеневскаяО.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»/О.Н.Арсеневская .- Волгоград, издательство «Учитель», 2013.–87с.
6.Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению»/О.В.Кацер, изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г. –123с.
7.Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду./М.Ю.Картушина – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. –213с.
8.Кацер О.В. статья. «Значение голосовых упражнений в развитии ребенка» / О.В.Кацер, «Музыкальная палитра» №1-2003 г., –31с.
9.Орлова Т. М, Бекина С. И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. / Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987г. –144с.
10.Бодраченко И. В. Авторская методика «Песенки на лесенке»/И.В.Бодраченко, М., «Музыкальный руководитель» 2006г. –5с.
11.Бочев Б. «Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре» Развитие детского голоса./Б.Бочев, - М.; 1963 г. – 58 с.
14.Емельянов В.В. "Развитие голоса. Координация и тренаж"/ В.В.Емельянов,- СПб, 1997. – 155с.
15.Назаренко, И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко .- М., 2012, с.213
16.Немыхина, И.Н. Основы музыкальной педагогики / И.Н. Немыхина .Екатеринбург, 2013, с.345
17.Осеннева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом / М.С. Осеннева, В.А. Самарин, Л.И. Уколова .- М., 2014, с.430
18.Павлюченко, С.А. Вокально - артикуляционные упражнения / С.А. Павлюченко .- М.,2012,с.154
19.Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 о «Примерных требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
МАДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей связной речи в условиях единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи в реализации инновационных образовательных проектов.
Речь - это универсальное средство воспитания культурного человека и развития личности. Главная задача развития речи детей - это совершенствование монологической речи. В своей работе я использую обще...
ПРОЕКТ КАК ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ «ЗДОРОВЫЕ НОГИ ИДУТ ПО ДОРОГЕ»
ВВЕДЕНИЕПроблема профилактики и коррекции функциональных отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата у детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, негативной тенденцией...
Образовательный проект «Овощи» во второй младшей группе №12 краткосрочный (одна неделя) Участники проекта: Дети группы №12; Родители. Руководитель проекта: Воспитатель:Семенова С. П. 2019
Образовательный проект «Овощи&raq...
Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Эффективная система наставничества образовательной организации в образовательном пространстве города Нижневартовска»
Настоящий образовательный проект раскрывает особенности создания условий и реализации модели наставничества в дошкольном образовательном учреждении....
Взаимодействие с родителями по образованию детей при непосредственном вовлечении их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных и
Пример плана работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...
Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...