Игровые тренинги как основа развития познавательной деятельности
учебно-методический материал

Малеева Вера Геннадьевна

  Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников -одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения -рациональная организация всего учебного процесса (создания проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогической при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые тренинги как основа развития познавательной деятельности

  Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников -одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения -рациональная организация всего учебного процесса (создания проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогической при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.


  Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и обработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.


  Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.


  Занятия проводятся с группой из 5-10 старших дошкольников. Длительность одного занятия - от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов продвижения. Каждая игра "прокручивается" по нескольку раз на различном материале в течении нескольких занятий.


  На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
  Задача педагога - стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.


  Общие рекомендации к предлагаемым играм:
• Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, т.к. зачастую именно
они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.
• Педагогу важно установить "золотую середину " между количеством и
качеством ответов: с одной стороны стимулировать как можно большее
число разнообразных ответов, с другой - прежде всего поощрять
оригинальные, творческие решения.
  Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных ответов.

Игра 1.Составление предложений
  Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных элементов. Игровое задание.
  Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названые педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. Ответы могут быть стандартными ("Медведь утопил в озере карандаш"); сложными с выходом за пределы первой ситуации, обозначенной тремя словами и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).


Игра 2.Поиск общего
  Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
  Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
  Ответы могут быть стандартными ("Это вещи, сделанные человеком"; "Они имеют глубину") и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете.
  Побеждает тот у кого список общих признаков длиннее. Задача педагога – распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами.


Игра З.Исключение лишнего слова
  Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в "поле мышление" сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
  Игровое задание. Берутся три слова(например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими свойствами первых двух предметов признаками. Задача педагога - стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений(исключить слово "собака", т.к. и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.


Игра 4.Поиск аналогов
  Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам. 
  Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т.е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам 
и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка - все они летают; вертолет, автобус, поезд - это транспортные средства).


Игра 5.Поиск "противоположных" предметов
  Цель: Формировать способность находить в предмете как можно качеств, выделяя в них общее и различное.
  Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, "противоположных" указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам(например, дом - сарай, противоположны по размеру и степени комфорта: дом - поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т.д.).


Игра 6.Поиск предметов по заданным признакам
  Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы сточки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключатся с одного на другой.
  Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожи на два-три названых педагогом предмета. Например: "Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции,
например дверь(она закрывает и открывает помещение) и выключатель(зажигает и гасит
свет)".


Игра 7.Поиск соединительных звеньев
  Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга: находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
  Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т.е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является средством переноса земли.) Допускается использование двух — трех соединительных звеньев (лопата - тачка - прицеп - автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки. ответов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»

Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении....

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.

Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.  В настоящее время родителям предлагается большое количе­ств...

"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"

ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...