Игровые тренинги как основа развития познавательной деятельности
учебно-методический материал
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников -одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения -рациональная организация всего учебного процесса (создания проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогической при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_treningi_kak_osnova_razvitiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые тренинги как основа развития познавательной деятельности
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников -одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения -рациональная организация всего учебного процесса (создания проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогической при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.
Предлагаемый комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и обработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.
Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.
Занятия проводятся с группой из 5-10 старших дошкольников. Длительность одного занятия - от 15 до 30 минут. Периодичность проведения занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов продвижения. Каждая игра "прокручивается" по нескольку раз на различном материале в течении нескольких занятий.
На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Задача педагога - стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.
Общие рекомендации к предлагаемым играм:
• Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, т.к. зачастую именно
они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.
• Педагогу важно установить "золотую середину " между количеством и
качеством ответов: с одной стороны стимулировать как можно большее
число разнообразных ответов, с другой - прежде всего поощрять
оригинальные, творческие решения.
Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми всех предложенных ответов.
Игра 1.Составление предложений
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами: создавать новые образы из отдельных элементов. Игровое задание.
Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названые педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например: озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова. Ответы могут быть стандартными ("Медведь утопил в озере карандаш"); сложными с выходом за пределы первой ситуации, обозначенной тремя словами и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»); и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
Игра 2.Поиск общего
Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).
Ответы могут быть стандартными ("Это вещи, сделанные человеком"; "Они имеют глубину") и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете.
Побеждает тот у кого список общих признаков длиннее. Задача педагога – распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами.
Игра З.Исключение лишнего слова
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в "поле мышление" сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.
Игровое задание. Берутся три слова(например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими свойствами первых двух предметов признаками. Задача педагога - стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений(исключить слово "собака", т.к. и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
Игра 4.Поиск аналогов
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.
Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т.е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам
и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка - все они летают; вертолет, автобус, поезд - это транспортные средства).
Игра 5.Поиск "противоположных" предметов
Цель: Формировать способность находить в предмете как можно качеств, выделяя в них общее и различное.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, "противоположных" указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам(например, дом - сарай, противоположны по размеру и степени комфорта: дом - поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого — в другом и т.д.).
Игра 6.Поиск предметов по заданным признакам
Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами, оценивать предметы сточки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, переключатся с одного на другой.
Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожи на два-три названых педагогом предмета. Например: "Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции,
например дверь(она закрывает и открывает помещение) и выключатель(зажигает и гасит
свет)".
Игра 7.Поиск соединительных звеньев
Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга: находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т.е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является средством переноса земли.) Допускается использование двух — трех соединительных звеньев (лопата - тачка - прицеп - автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки. ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...
Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»
Школа родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...
«Игровой тренинг как средство развития межличностных отношений детей 5-6 лет»
Тема становления межличностных отношений черезвычайно актуальна в дошкольном учреждении....
Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе.
Игровой тренинг для родителей: Развитие игровых навыков у детей в использовании коррекционных игр и упражнений для подготовки к школе. В настоящее время родителям предлагается большое количеств...
"Проектно-исследовательская деятельность дошкольников, как основа развития познавательных интересов"
ВведениеДошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития:физического,интеллектуального,эмоционального,коммуникативного.Это период, ког...
Консультация для педагогов "Конструктивно-модельная деятельность как основа развития познавательных процессов у дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...
Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.
Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...