Конспекты НОД по ТРИЗ "Заколдованное солнце"
план-конспект занятия (старшая группа)

Гаврилова Юлия Александровна

ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к обучению – это возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakoldovannoe_solntse.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи

с использованием технологии ТРИЗ «Заколдованное солнце»

Возраст: 5-6 лет (старшая группа);

Приоритетная область: речевое развитие;

Тип НОД: классическое;

Формы организации: фронтальная;

Цель. Развитие коммуникативной активности дошкольников, развитие
наглядно-образного, логического
 мышления;

Задачи:

  • Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей. 
  • Обогащать словарь детей.
  • Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. 
  • Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие;

Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Планируемый результат: продолжает развиваться монологическая форма речи, дети доброжелательны и отзывчивы друг к другу, дети продолжают учиться решать нестандартные задачи.

Средства и оборудование:

Методические:  Игрушка Медведь;  солнышко с лучиками; карточки с заданиями; сундучок.


Ход НОД

  1. Мотивационный этап – Вводная часть

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся.

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Прежде чем мы начнем наше занятие нужно вспомнить правило.

Каждый день всегда, везде

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Если хочешь ты ответить, не шуми,

Только руку подними.

(Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель подводит детей к размышлению «Мне нравится, когда». Дети выдвигают версии ответов. Затем педагог озвучивает свою версию: «Мне нравится, когда приходят гости»)

  1. Содержательный этап – Основная часть

Воспитатель. У нас с вами сегодня тоже гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать, кто это может быть. Послушайте загадку.

Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Дети: Медведь.

Воспитатель: Да это медведь, но необычный, а сказочный.
Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Это Михаил Потапович. Поздоровайтесь с ним. Как вы думаете, каким образом он у нас появился?

Дети. Пришел.

Воспитатель. Как еще он мог появиться у нас?

Дети. Мог прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки, ковра-самолета и.т.д.

Воспитатель. Если Медведь прилетел, то на чем он мог это сделать?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле...

Воспитатель. Михаил Потапович говорит, что он появился у нас не просто так, а пришел попросить помощи. Дело в том, что в сказочном лесу, Злая колдунья заколдовала солнышко и разбросала лучики в разные стороны.

Солнышко загрустило, и теперь не может согревать жителей леса своими лучиками. Михаил Потапович со всеми своими жителями просят им, помочь, вернуть лучики солнышку. Злая колдунья оставила сундучок с заданиями если мы сможем выполнить все задания, то лучики вернутся на свои места. Ребята, вы готовы помочь? 
Дети. Да!

Воспитатель достает из сундучка первое задание.

Воспитатель: Ребята, а первое задание – это игра «Цепочки ассоциации»

(Ход игры: детям предлагается ассоциация из 2,3-х прилагательных, дети придумывают объект, к которому бы подходили данные свойства)

В: Желтое, мягкое, пушистое…

Д: цыпленок, клубок и т.д.

В: черное, длинное, холодное…

Д: ночь, коридор, труба и т.д.

В: круглое, сладкое…

Д: яблоко, конфета, печенье и т.д.

Воспитатель. Ребята мы с вами выполнили первое задание, и первый лучик возвращается на свое место. (Воспитатель достает из сундучка второе задание.)

Второе задание называется «Пинг-понг».  (Ход игры: воспитатель предлагает слово – дети называют слово противоположное по значению)

Воспитатель: Молодцы ребята с этим заданием мы тоже справились, и ещё один лучик вернулся на место. Нашему гостю очень нравится, как вы справляетесь с заданиями. (Воспитатель достает из сундучка третье задание) Но прежде чем мы прочитаем следующее задание нам нужно отдохнуть.

Физкультурная минутка

Три медведя шли домой

                         (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой.

                         (Поднять руки над головой, потянуть вверх)        
Мама с ним поменьше ростом,

                         (Руки на уровне груди)
А сынок — малютка просто.

                         (Присесть)
Очень маленький он был,

                        (Присев, качаться по-медвежьи)
С погремушками ходил.

                        (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

                       (Дети имитируют игру с погремушками)

 Воспитатель: Мы немного отдохнули и можем продолжать выполнять задания. Следующее задание такое: Игра «Маша – растеряша»

Один из детей берёт роль Маши – растеряши, остальные дети ведут с ней диалог:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла ложку (что либо другое). Чем я теперь кашку буду кушать?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки.

 Воспитатель: Ребята и с этим заданием мы справились, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, какое задание приготовил еще для нас сказочный мишка. Колдунья прочитала сказку «Колобок» и решила испортить ее. Нам с вами нужно в сказке все вернуть на свои места. Слушайте внимательно, и поправляйте меня, если есть ошибки.

 Воспитатель: - Жили – были Дед и Баба, и решили они испечь Рогалик:

Дети: - Не Рогалик, а Колобок.

Воспитатель: Ах, да Колобка. Спекли и оставили его на столе остывать.

 Дети: Не на столе, а на окошке.

Воспитатель: Правильно. Колобок лежал, лежал и ускакал.

 Дети: Не ускакал, а укатился.

Воспитатель: Катится он по полю, катится...

 Дети: Нет не по полю, а по дорожке.

Воспитатель: Катится он по дорожке, а на встречу ему змея...

Дети: Не змея, а зайчик.

Воспитатель: Зайчик и говорит: «Колобок, колобок пойдем гулять..».

Дети: Не гулять, а «я тебя съем».

Воспитатель: а Колобок ответил, «не ешь меня я тебе песенку спою.. И укатился дальше по дорожке. Попалась ему на встречу лиса, которая плохо видела..»

Дети: нет, она плохо слышала..

Воспитатель: Ребята сказку мы с вами исправили, теперь все вернулось на свои места, и еще один лучик вернулся на свое место.

Ребята посмотрите, мы справились и этим заданием, и еще один лучик вернулся на свое место. Давайте посмотрим, есть ли в сундучке еще задание. Ребята мы выполнили все задания.

 Давайте посмотрим на солнышко у него все лучики на месте, оно стало радостным и веселым. Теперь в сказочном лесу станет весело. Солнышко, будет согревать жителей и все живое на земле. Михаил Потапович, очень благодарен вам за помощь. Ему нужно возвращаться в лес и рассказать всем что вы умные ребята и справились со всеми заданиями Злой колдуньи и вернули лучи солнышку.

  1. Рефлексивный этап – Заключительная часть

Воспитатель:  Давайте с вами вспомним, какие задания вы с вами сегодня выполняли? Понравилось помогать жителям леса? Вы все большие молодцы!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Страна восходящего солнца"

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, труд. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная....

Конспект НОД "Доброта-что солнце" (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у воспитанников коммуникативных качеств, ценностных ориентаций....

Конспект прогулки "Наблюдение за солнцем"

Формирование у детей интереса к неживым объектам природы...

Конспект занятия "Медведь и солнце".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Конспект приключенческой игры «Подарок солнца»

Конспект приключенческой игры для детей старшего возраста...

Конспект занятия "Приглашение от солнца в весенний лес".

Создание благоприятных условий для использования разнообраных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно - образовательного процесса....

Конспект ООД по ЗОЖ Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья

Конспект ООД по ЗОЖ Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья...