«Инновационное образовательное пространство для детей раннего возраста в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
статья (младшая группа)
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство познавательного развития детей раннего возраста»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
«Инновационное образовательное пространство для детей раннего возраста
в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство познавательного развития детей раннего возраста»
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.
Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.
Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Цели организации РППС:
•обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
•обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;
•обеспечение реализации различных общеобразовательных программ
(ФГОС ДО)
Содержание предметно-развивающей, игровой среды группы «Полянка»
Обстановка в группе прежде всего создана как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим расстановку оборудования спланировали еще до прихода малышей в детский сад.
В построении развивающей предметно- пространственной среды в группе учитывались основные характеристики:
Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.
Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.
Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда группы, красочна, привлекающая внимание ребенка и вызывающая у него положительные эмоции; позволяет ребенку проявить свои эмоции.
Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.
Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.
Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — это период повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.
Предметно-пространственная среда группы организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Каждая зона хорошо просматривается из разных уголков группы, это сделано с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.
Предметная развивающая среда группы способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
3. Процессуальная игра: развитие символической функции мышления.
- Предметы-заместители, неоформленный материал.
4. Сенсорное развитие: обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания.
- Дидактические игрушки
- Дидактические игры
- Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.
5. Продуктивная деятельность:
- Уголок изобразительной деятельности.
6. Физическое развитие: умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка.
- Физкультурный уголок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Статья посвящена организации работы с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....
«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации...
Организация правового воспитания в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС
Презинтация для воспитателей детского сада...
«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»
.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» Образование детей с ограниченн...