«Инновационное образовательное пространство для детей раннего возраста в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
статья (младшая группа)

Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство познавательного развития детей раннего возраста»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

 «Инновационное образовательное пространство для детей раннего возраста

в дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда, как средство познавательного развития детей раннего возраста»

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

Е.И Тихеева

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития российского дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды при условии, что учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.

Требования  сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.

Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.

Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.

Развивающая предметно-пространственная среда группы (РППС): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 

Цели организации РППС:

•обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства;

•обеспечение полноценного общения и совместной деятельности детей и взрослых;

•обеспечение реализации различных общеобразовательных программ

(ФГОС ДО)

Содержание предметно-развивающей, игровой среды группы «Полянка»

Обстановка в группе прежде всего создана как комфортная и безопасная для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предпочитают стабильность в этом отношении. В связи с этим расстановку оборудования спланировали еще до прихода малышей в детский сад.

    В построении развивающей предметно- пространственной среды в группе учитывались основные характеристики:

Разнообразие: наличие всевозможного и максимально вариативного игрового и дидактического материала для развития ребенка, позволяющего усваивать знания и умения одного плана, но разными способами.

Доступность (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения и досягаемости ребенка), а также доступность по показателям возрастного развития.

Эмоциогенность (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия): среда группы, красочна, привлекающая внимание ребенка и вызывающая у него положительные эмоции; позволяет ребенку проявить свои эмоции.

Гибкое зонирование пространства по направлениям деятельности: построение не пересекающихся друг с другом развивающих зон, некая параллельность — это связано с особенностями возраста: играем не вместе, а рядом.

Взаимодополняемость, взаимозаменяемость предметов одной зоны и другой.

Удовлетворение естественной детской активности (ранний возраст — это период повышенной двигательной активности, исследовательского характера). Для  удовлетворения возрастной активности ребенка необходимо, чтобы он имел возможность преобразовывать окружающую среду, изменять ее самыми разнообразными способами.

   

Предметно-пространственная среда группы организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3—5 человек. Каждая зона хорошо просматривается из разных уголков группы, это сделано  с целью обеспечения безопасности малышей. Положительный эффект зонирования пространства заключается в возможности ребенка сосредоточиться на интересующем его виде деятельности, не отвлекаясь на другие занятия.

Предметная развивающая среда группы способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

3. Процессуальная игра:  развитие символической функции мышления.

  •  Предметы-заместители, неоформленный материал.

4. Сенсорное развитие: обеспечение накопления представлений о форме, величине, цвете, навыков самообслуживания.

  •  Дидактические игрушки
  •  Дидактические игры
  •  Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику.  

5. Продуктивная деятельность:

  •  Уголок изобразительной деятельности.

6. Физическое развитие: умение действовать самостоятельно, ориентироваться в пространстве. Пространство в группе для свободного перемещения, удовлетворяющее двигательную потребность ребенка.

  •  Физкультурный уголок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей ребенка раннего возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Статья посвящена организации  работы  с семьей в первый год пребывания малыша с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении с учетом ФГОС....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

«Новые подходы к адаптации детей раннего возраста дошкольной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема : Внедрение инновационных технологий «Песочная терапия» как средство комфортной адаптации  детей раннего возраста к дошкольной организации...

«Инновационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

    Основная задача педагогов, воспитателей и родителей ДОУ: помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и мо...

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»

.Преемственность традиционных и инновационных методов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС»       Образование детей с ограниченн...