Доклад на тему: «Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы»
электронный образовательный ресурс (младшая группа)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Доклад на тему:
«Использование средств художественной литературы в
процессе сенсорного развития детей
младшего возраста»
Разработал: воспитатель
Мельчанова И. Е.
г. Арзамас, 2021
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников.
Одним из таких способов является использование средств художественной литературы.
Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников:
- Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский
Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- является основой для развития воображения;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание.
Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-4 лет.
Цель: Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через ознакомление с
художественной литературой.
Задачи:
1. Создать условия для сенсорного развития детей средствами художественной литературы.
2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных эталонах через ознакомление с художественной литературой.
3. Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей средствами художественной литературы.
1. Создать условия для сенсорного развития детей
средствами художественной литературы.
Основная работа по сенсорному развитию средствами художественной литературы организована в центре познания, центре творчества, литературном центре.
- В центре познания имеются различные игры с героями сказок (например, вкладыш «Лошадка», вкладыш «Медвежонок», вкладыш «Курочка Ряба», вкладыш «Теремок»), так же сформированы картотеки загадок, картотеки пальчиковых игр, картотеки артикуляционных гимнастик, вкладыши «Собери сказку» - которые способствуют развитию моторики рук и развитию речи.
- В литературном центре выставляются книги по темам недели, которые различаются не только по содержанию, но и по форме: музыкальные книги, книжки – раскладушки, объёмные книги.
- Центр творчества представлен различными видами театров:
Настольный («Заюшкина избушка», «Колобок»);
Пальчиковый («Колобок»);
Театр масок, Театр Би-Ба-Бо.
Так же есть игры, на определение сенсорных эталонов, сделанные самостоятельно. (Д/и «Теремок», д/и «Укрась шапку»).
2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных
эталонах через ознакомление с художественной литературой.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия
сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки,
пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных
видах деятельности.
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний.
В группе проводятся и организуются следующие дидактические игры:
1. Д/и «Собери Мишку».
Вначале игры ребёнок рассматривает данный вкладыш, начинает собирать, сначала собирает голову, можно спросить: «Какого цвета?»,
- « Что дальше собираем?» - туловище, руки, ноги. После того, как собрали данный вкладыш, можно спросить: «Что получилось?» , «Кого собрали?», и затем рассказать стихотворение про Мишку. «Уронили Мишку на пол»
2. Д/и «Весёлые прищепки», дети собирают недостающий предмет, называют какой детали не хватает, называют форму и цвет предмета который получился.
3.Д/и «Собери пирамидку», расскажи сказку.
В процессе игры, дети составляют сказку, тем самым называют сказку, отвечают на вопросы воспитателя: «Что посадил дед?», «Кто ему помогал?»
4. Хорошо идёт восприятие сенсорных эталонов, на примере сказки: «Три Медведя» - дети знакомятся с одним из сенсорных эталонов – величиной (большой, средний, маленький).
5. В процессе театрализованной игры – (на примере сказки «Колобок»), дети также знакомятся с сенсорными эталонами, такими так цвет и форма. Можно спросить ребёнка:
«Какой колобок?» «Какой он формы?»;
«Какой заяц?»,
«Какой волк?»,
«Какой медведь?»,
«Какая лисица?».
3.Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей
средствами художественной литературы.
Важнейшими условиями успешного сенсорного и речевого развития является общее благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорно-речевого развития детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:
размещение информации в уголках для родителей, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные беседы. Групповые беседы.
Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорно-речевого развития, мной проведены консультации на следующие темы:
- «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры дома»
- «Знакомство детей с литературными произведениями играя в настольные игры»
- «Как организовать театр дома».
- «Чтение художественной литературы детей 3 – 4 лет».
В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».
В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры,способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.
4. Результативность
Развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее интенсивен для развития восприятия.
Игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.
Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания.
В результате моей работы дети стали проявлять активность. Умеют составлять по картинкам и по вопросам воспитателя рассказ из 3 - 4 предложений. Называют предмет, характеризуя его, называя цвет, форму, размер. Совместно со взрослым пересказывают знакомые сказки, читают короткие стихи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sredstv_hudozhestvennoy_literatury.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 6»
Доклад на тему:
«Использование средств художественной литературы в
процессе сенсорного развития детей
младшего возраста»
Разработал: воспитатель
Мельчанова И. Е.
г. Арзамас, 2021
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают сенсорному развитию воспитанников.
Одним из таких способов является использование средств художественной литературы.
Сенсорное воспитание является основой для речевого развития воспитанников:
- Совершенствование функций мелкой моторики рук —это одна из составляющих процесса осязания. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал известный педагог В. А. Сухомлинский
Все дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику рук, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- является основой для развития воображения;
- развивает наблюдательность;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание.
Поэтому можно сделать вывод, что сенсорное воспитание является основой для речевого развития детей 2-4 лет.
Цель: Сенсорное развитие детей 3 - 4 лет через ознакомление с
художественной литературой.
Задачи:
1. Создать условия для сенсорного развития детей средствами художественной литературы.
2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных эталонах через ознакомление с художественной литературой.
3. Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей средствами художественной литературы.
1. Создать условия для сенсорного развития детей
средствами художественной литературы.
Основная работа по сенсорному развитию средствами художественной литературы организована в центре познания, центре творчества, литературном центре.
- В центре познания имеются различные игры с героями сказок (например, вкладыш «Лошадка», вкладыш «Медвежонок», вкладыш «Курочка Ряба», вкладыш «Теремок»), так же сформированы картотеки загадок, картотеки пальчиковых игр, картотеки артикуляционных гимнастик, вкладыши «Собери сказку» - которые способствуют развитию моторики рук и развитию речи.
- В литературном центре выставляются книги по темам недели, которые различаются не только по содержанию, но и по форме: музыкальные книги, книжки – раскладушки, объёмные книги.
- Центр творчества представлен различными видами театров:
Настольный («Заюшкина избушка», «Колобок»);
Пальчиковый («Колобок»);
Театр масок, Театр Би-Ба-Бо.
Так же есть игры, на определение сенсорных эталонов, сделанные самостоятельно. (Д/и «Теремок», д/и «Укрась шапку»).
2. Способствовать формированию у детей представлений о сенсорных
эталонах через ознакомление с художественной литературой.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия
сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки,
пять геометрических форм (круг, квадрат, треугольник, овал,
прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Сенсорное воспитание детей младшего возраста происходит в разных
видах деятельности.
Сенсорное воспитание у детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Сенсорные дидактические игры проводятся во всех режимных моментах и периодически повторяются для закрепления знаний.
В группе проводятся и организуются следующие дидактические игры:
1. Д/и «Собери Мишку».
Вначале игры ребёнок рассматривает данный вкладыш, начинает собирать, сначала собирает голову, можно спросить: «Какого цвета?»,
- « Что дальше собираем?» - туловище, руки, ноги. После того, как собрали данный вкладыш, можно спросить: «Что получилось?» , «Кого собрали?», и затем рассказать стихотворение про Мишку. «Уронили Мишку на пол»
2. Д/и «Весёлые прищепки», дети собирают недостающий предмет, называют какой детали не хватает, называют форму и цвет предмета который получился.
3.Д/и «Собери пирамидку», расскажи сказку.
В процессе игры, дети составляют сказку, тем самым называют сказку, отвечают на вопросы воспитателя: «Что посадил дед?», «Кто ему помогал?»
4. Хорошо идёт восприятие сенсорных эталонов, на примере сказки: «Три Медведя» - дети знакомятся с одним из сенсорных эталонов – величиной (большой, средний, маленький).
5. В процессе театрализованной игры – (на примере сказки «Колобок»), дети также знакомятся с сенсорными эталонами, такими так цвет и форма. Можно спросить ребёнка:
«Какой колобок?» «Какой он формы?»;
«Какой заяц?»,
«Какой волк?»,
«Какой медведь?»,
«Какая лисица?».
3.Вовлечение родителей в работу по сенсорному развитию детей
средствами художественной литературы.
Важнейшими условиями успешного сенсорного и речевого развития является общее благополучие ребенка и педагогическая грамотность, как воспитателя, так и родителей.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников представляет собой взаимную деятельность ответственных взрослых, направленную на введение детей в пространство культуры, постижения ее ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы сенсорно-речевого развития детей. Просвещение родителей воспитанников, повышение их компетентности осуществляется мной в разнообразных формах работы. В своей работе я использую следующие формы:
размещение информации в уголках для родителей, групповые и индивидуальные консультации, индивидуальные беседы. Групповые беседы.
Консультации – одна из форм индивидуальной работы с семьей. Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Работая над проблемой сенсорно-речевого развития, мной проведены консультации на следующие темы:
- «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры дома»
- «Знакомство детей с литературными произведениями играя в настольные игры»
- «Как организовать театр дома».
- «Чтение художественной литературы детей 3 – 4 лет».
В уголке для родителей оформила методические рекомендации на тему: «Использование дидактических игр по сенсорике в домашних условиях».
В общении с детьми рекомендую родителям использовать художественное слово: потешки, прибаутки, сказки; пальчиковые игры,способствующие развитию фонематического восприятия, слухового внимания, мелкой моторику рук.
4. Результативность
Развитие сенсорных способностей активно происходит в младшем дошкольном возрасте, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее интенсивен для развития восприятия.
Игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное развитие и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.
Использование художественной литературы и фольклора позволяет поддерживать интерес ребёнка к овладению средствами и способами познания.
В результате моей работы дети стали проявлять активность. Умеют составлять по картинкам и по вопросам воспитателя рассказ из 3 - 4 предложений. Называют предмет, характеризуя его, называя цвет, форму, размер. Совместно со взрослым пересказывают знакомые сказки, читают короткие стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы
Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспи...
Использование художественной литературы в познавательно-речевом развитии детей 2 младшей группы
Доклад для методического объединения воспитателей 2 младшей группы города.Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании ...
Конспект занятия по сенсорному развитию во второй младшей группе на тему: «Фрукты»
Ознакомление детей с фруктами, их характерными свойствами, путем зрительного и осязательного обследования....
Интегрированное занятие по художественной литературе «Сказки дедушки Корнея » для детей второй младшей группы
Дети с удовольствием интересуется сказками, знают сказки К.Чуковского, поэтому занятие понравилось ребяткам...
Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В.Берестов » (вторая младшая группа)
Конспект занятия по заучиванию с детьми второй младшей группы стихотворения В.Берестова "Октябрь"...
Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
В работе представлен план учителя-дефектолога ДОУ по теме "Использование современных игровых технологий в процессе сенсорного развития детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста"...
Педагогический совет деловая игра №4: Тема: «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (из опыта работы).
1.Обучение трудовым умениям и навыкам 2.Воспитание интереса к труду и трудолюбия, ответственности и самостоятельности 3.Ознакомление с трудом взрослых, воспитание и уважение к труженик...