Проект "Удивительный песок" средняя группа
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №4
Проект «Удивительный песок»
Подготовили воспитатели средней группы
Моглевец Валентина Владимировна,
Змёрзлая Наталья Владимировна.
ст. Кущёвская 2021г.
Проект «Удивительный песок»
Тип проекта: поисково-исследовательский
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: средней продолжительности с 17.06. 2021г.-16.07 2021 г.
Возраст: 4-5 лет.
Участники проекта:
-педагоги;
-воспитанники;
-родители (Законные представители).
Воспитатели: Моглевец В.В., Змёрзлая Н.В.
Актуальность проекта:
В настоящее время значительно возрос интерес - педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-Закон Российской Федерации « Об образовании».
-Закон Российской Федерации от 24 июля 1998г.№124-Ф3 « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ( с изменениями от 20 июля 2000г).
-Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу , 1989г. для СССР 15.09.1990).
- Примерная основная общеобразовательная программа « От рождения до школы», Программы воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
-Устав МБДОУ д\с ОВ №4.
Цель проекта: Ознакомление дошкольников со свойствами песка и его значением в жизни человека, развитие творческих способностей детей.
Объект проекта: семья, детский сад.
Проблема проекта: необходимость расширения знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о свойствах песка; осознание детьми значения песка в жизни людей и для здоровья.
Гипотеза: Если в группе создать благоприятные условия для проведения проекта (беседы, заучивание стихов, эксперименты), то у детей будут сформированы познавательные знания, доступные пониманию дошкольников; родители будут проявлять интерес к организации совместной образовательной деятельности в детском саду.
Задачи проекта:
1. Углублять знания детей о песке.
2. Формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, путем опытов и экспериментов.
3. Познакомить детей со значением песка в жизни человека.
4. Воспитывать заботливое отношение к природе и окружающему миру.
5. Развивать любознательность и активность, уверенность.
Принципы реализации проекта:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип прочности;
- принцип целенаправленности;
- принцип новизны;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.
Предварительная работа:
1.Подбор художественной литературы, статей и иллюстраций из журналов по теме для просмотра и сравнения .
2.Анкетирование и консультации для родителей.
3.Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. При необходимости добавлять воду в сухой песок.
2.Проявление у детей элементарного контроля , за способом действия.
3.Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Материал и оборудование: наборы для юного экспериментатора (все необходимое в уголке экспериментирования), стекло для рисования песком, песочница, лопатки и формочки для песка, вода в детских лейках.
Прогнозируемые результаты:
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями воспитанников.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта.
Содержание работы: Этапы деятельности.
Организованная деятельность: вводная беседа «Что мы знаем о песке» Дети рассказывают, о том, что они знают о песке, его свойствах и значении. Повторить правила безопасного и правильного обращения с песком.
Организованная деятельность «Знакомство со свойствами сухого песка»
Опыт №1: «Песок сыпучий» - предлагается детям поочередно пересыпать песокиз стаканчиков в емкость.
Опыт №2: «Ситечко» - Дети поочередно просеивают песок через ситечко. Организованная деятельность «Знакомство со свойствами мокрого песка»
Опыт №3: «Поливаем песок» - выясняем, что песок впитывает влагу.
Опыт №4: «Сравнилочки» - сравниваем сухой и мокрый песок по цвету, мокрый песок темнее сухого.
Опыт №5: «Песок сыпучий» - дети по очереди пробуют пересыпать мокрый песок из стаканчика в емкость.
Опыт №6: «Ситечко» - дети пробуют мокрый песок просеять через ситечко.
Опыт №7: «Лепим пирожки» - дети лепят из песка пирожки.
Организованная деятельность «Из чего состоит песок»
Опыт №8: «Посмотрим поближе» - дети через лупу разглядывают песок и видят, что он состоит из песчинок непохожих друг на друга.
Организованная деятельность «Мы рисуем песком»
Показать детям способы рисования песком на плоскости:
1. Рисование пальчиками и предметами;
2. Рисование способом пересыпания песка.
Рисование на тему «Песочная страна»
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Совместная деятельность. «Любимый песок»
Предложить детям делать из песка пирожки куличи и небольшие постройки при помощи формочек и игрушек для песка.
Организованная деятельность. Беседа «Такой нужный песок» Вспоминаем с детьми, где мы можем встретить песок в природе. Ведем беседу о том, где используется песок. (для изготовления стекла, в строительстве)
Совместная деятельность: «Мы строители». Предложить детям построить из песка замок, используя формочки, игрушки для песка, и различный природный материал. Организованная деятельность «Наша песочница!»
Чтение стихов об играх детей с песком: А. Полетаева, И. Финк.
Самостоятельная деятельность детей.
Предложить детям самостоятельно играть с песком, выполнять постройки, используя игрушки для игр с песком, различный природный материал.
Работа с родителями воспитанников.
Консультации: «Игры с песком или песочная терапия».
Советы родителям: «Играем вместе с детьми», «Развитие детей во время игры с песком».
Подведение итогов:
1. Дети познакомились с различными свойствами сухого и мокрого песка.
2. Дети научились играть с песком, экспериментировать, рисовать.
3. В результате проекта дети узнали значение песка в жизни людей.
Продукты проекта: детские постройки из песка.
Вывод:
Мы доказали, что использование различных методов и форм: игровой, исследовательской, экспериментальной, НОД , при ознакомлении детей со свойствами песка позволили раскрыть важные особенности и свойства этого материала.
Планирование работы над проектом по разным видам деятельности
Совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей
( законных представителей):
Критерии и показатели эффективности проектной деятельности:
- В привлечении всех участников проекта в активную образовательную работу.
-Родители отмечают высокий уровень подготовки проекта, его ярко выраженную социальную направленность, результативность.
-Расширились познавательные интересы у детей.
-У детей сформировалась любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки.
-Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте.
- Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.
-Взаимодействие педагогов, родителей, воспитанников ДОУ на основе открытости, взаимообогащения, установления и расширения деловых и творческих контактов.
Практическая значимость проекта заключается в том, что был систематизирован материал по теме « Удивительный песок», который будет использоваться, как методический материал, для обмена опытом работы.
Трансляция проекта:
После завершения проекта размещение материала на сайте ДОУ.
Перспективы проекта:
В дальнейшем разработать проекты для познавательного, творческого, нравственного развития дошкольников.
Необходимые ресурсы для реализации проекта:
В реализации проекта принимают участие воспитатели средней группы
« Солнышко», воспитанники группы и их родители.
Материально-техническое обеспечение
-мультимедийное оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс.
Информационно-методическое обеспечение:
-интернет ресурсы,
-библиотека детской художественной литературы,
- дидактический материал,
- презентации,
- картотека народных и хороводных, подвижных игр.
- конспекты НОД, сценарии развлечений.
- книжный уголок.
-уголок творчества.
-участок и помещение группы.
Список литературы:
1. Песочная терапия в развитии дошкольников. / О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова. – М.: ТЦ Сфера, 2014г.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001г.
3. Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков» Москва «Олма-пресс» 2003г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) Творческий центр «Сфера», Москва 2002г.
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» Москва. Педагогическое общество России, 2005г.
6. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».
7. Варыгина В.В., Горбач Т.В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск., 2010.
18. Зубкова Н. м. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет», - Спб.: Речь, 2006г.
21. Нищева Н.В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры», СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013г.
Конспект досуга на прогулке «Игры с песком»
Задачи:
-формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (песком, стимулировать интерес к играм с использованием природного материала (песка);
-формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком;
-формировать умение отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;
-воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
-воспитывать желание слушать народные песенки, стихотворения;
-организовывать дидактические игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики руки.
Приемы работы:
-показ и объяснение способов выполнения работы, помощь, вопросы, указания, обыгрывание, поощрение, художественное слово, совместное выполнение действий, самостоятельное выполнение действии детьми, игровая ситуация.
Материалы: -игрушечные ведерки, совочки, формы для игр с песком.
Ход:
На прогулке воспитатель привлекает внимание детей к песочнице, приглашая поиграть в игры с песком.
Воспитатель: Песочница, песочница!
А в ней песок, песок.
Песочница, песочница!
Идём играть, дружок! И. Финк
Отгадайте другую загадку:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Как намочишь ты его,
Так построишь хоть чего. (песок)
Воспитатель показывает детям сухой и мокрый песок, обращает внимание, что сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет.
Воспитатель: Сухой песок рассыпчатый. Наберите песок в ладошку! Протирайте песок между ладошками! Вот как сыплется песок! А этот песок мокрый. Потрогайте его пальцем, ладошкой. Давайте попробуем нарисовать на песке пальцем. Дети пальцем рисуют дорожку на сухом и мокром песке. Взрослый обращает внимание на разницу получившихся изображений.
Воспитатель: Дети, смотрите, сколько в нашей песочнице игрушек. А, давайте для игрушек сделаем дорожки из песка. Дети выполняют задание воспитателя. Как много мы сделали дорожек! Давайте проведём игрушки по дорожке. Дети играют с игрушками.
Воспитатель обращает внимание детей на совок с игрушечным ведёрком. Воспитатель набирает совком сухой песок и высыпает его в ведёрко, обращая внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, его можно пересыпать.
Воспитатель: Песочница, песочница!
В руках у нас совок.
Песочница, песочница!
Мы черпаем песок. И. Финк.
Возьмите совочки и помогайте мне насыпать песок в ведёрко.
Дети выполняют задание. Воспитатель следит за соблюдением техники безопасности при работе с сухим песком.
Воспитатель: А теперь давайте, попробуем нарисовать на сухом и мокром песке палочками. Дети рисуют на мокром и сухом песке.
Воспитатель обращает внимание на разницу получившихся изображений. Воспитатель: «Пошагаем» пальцами по песку!
Топ-топ, топ-топ. Вот как они «шагают»!
На каком песке хорошо видны следы от пальцев – мокром или сухом? (Ответы детей.) На мокром песке остаются чёткие следы. А теперь ладошками «пройдём» по песку. То-о-оп, то-о-оп. Посмотрите, какие следы остались на песке от ладошек! На мокром или на сухом песке остаются четкие следы? Ответы детей. Дети идут по песку ладошками, пальцами.
Взрослый показывает разные формочки для игры с песком, рассматривает их с детьми, предлагает потрогать, определить цвет и форму. Воспитатель показывает и объясняет, как надо наполнять мокрым песком формочки, обращая внимание на то, что песок нужно утрамбовывать, и как надо делать куличик. Воспитатель: Вот какой куличик я сделала из мокрого песка. Интересно, а из сухого песка можно сделать куличик (Выслушивает предположения детей.) Давайте попробуем сделать куличики из сухого песка. Взрослый вместе с ребёнком насыпает сухой песок в формочку, переворачивает и поднимает формочку.
Воспитатель: Получился куличик из сухого песка? (Ответы детей.)
Что с ним случилось? (Ответы детей.)
Куличик рассыпался! Из какого песка можно строить куличики? (Ответы детей.) Воспитатель предоставляет детям время для самостоятельных игр с песком, напоминая, что пересыпать песок надо аккуратно, стараясь не попадать песком, друг на друга, и не следует ломать постройки других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...