Консультация для педагогов «Мостик понимания между родителями и детским садом»
консультация
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.ped-mostik_ponimaniya.docx | 107.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Раздольненский детский сад №1 «Звездочка»
Раздольненского района Республики Крым
Консультация для педагогов
«Мостик понимания между родителями
и детским садом»
Старший воспитатель Моргун Л.Н.
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
2.Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения.
Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы воспитание стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду?
В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей наших воспитанников соучастниками всего педагогического процесса.
Формы работы в ДОУ делятся на: традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы- это такие формы, которые проверены временем и стандартом, как правило в традиционных формах родители мало активны в основном участниками являются педагоги и дети. А родители являются зрителями и слушателями. Традиционные: беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации педагога, посещения на дому.
Нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов в работе с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами, с детьми и с другими родителями.
Нетрадиционные: родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги.
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний
«Педагогическая лаборатория»
На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на определенную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.
«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
Заключение:
- воспитание функции семьи и ДОУ различны, до для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
- важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
- использование разнообразных форм работы, как традиционных так и нетрадиционных, помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного, воспитательного процесса их детей.
Список литературы:
- Зверева О.Л., Кротова Т.В.
Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80с.
- Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/23/netraditsionnye-formy-raboty-s-roditelyami
- Е.В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Интегрированная образовательная деятельность в детском саду"
Консультация для педагогов раскрывает в доступной форме понятие интегрированного занятия, его структуру, рекомендуемые методы и приемы. Предлагает сравнение с другими видами занятий. Имеет в...
Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....
Консультация для педагогов на тему «Адаптация к детскому саду»
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием п...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное воспитание в детском саду"
Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ДЕТСКОМ САДУ»
Основной задачей организации процесса обучения дошкольника является – активное участие и заинтересованность ребенка в образовательной деятельности. В решении этой непростой задачи успешно помогае...
Консультация для педагогов «Фоновая музыка в жизни детского сада»
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируются первоначальные цен...
Консультация для педагогов «Вовлечение родителей в деятельность детского сада через детско-родительский клуб»
Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, которые родители поглощают пассивно, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников ...