Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов "Экспериментирование в дошкольном возрасте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogv_po_eksperimentirovaniyu.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Детское экспериментирование в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.
Задачи:
- Обобщение и обмен педагогическим опытом по данной теме.
- Повысить уровень мастерства педагогов.
- Создание положительного эмоционального климата у педагогов.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
Ни для кого, ни секрет, что нас людей завораживает всё неизвестное, чудесное, неизведанное. Мы всему пытаемся найти объяснение, а когда не находим то называем это: - «Чудом».
Дети, как никто любят всё таинственное, загадочное и необычное. И мы педагоги, можем воспользоваться этой природной особенностью малышей, создавая все необходимые условия для познания мира через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Ведь исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, давая возможность самим найти ответы на вопросы, как и почему, обуславливает формирование новых способностей у детей. Развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала). Она способствует всестороннему развитию личности ребенка-дошкольника на основе познавательно-творческой активности в центре экспериментирования.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому мы в своей работе не лишаем их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае мы не устраиваем фронтальный опрос, а предоставляем детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Чтобы у детей была возможность попробовать разобраться в интересующих их вопросах, проявить заинтересованность и активность, необходимо создать развивающую предметную среду, для того чтобы педагогический процесс был целостным и эффективным. Так как предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Предлагаем вместе вспомнить, что же необходимо учитывать при создании центра экспериментирования. Центр делится на следующие компоненты:
- Компонент дидактический.
- Компонент оборудования.
- Компонент стимулирующий.
1.Дидактический компонент.
• Познавательные книги
• Атласы
• Тематические альбомы
• Серии картин с изображением природных сообществ
• Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны:
• Алгоритмы выполнения опытов
• Карточки-схемы проведения экспериментов, опытов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
• Правила поведения в уголке экспериментирования
2.Компонент оборудования, приборы-помощники:
• микроскоп, лупы, увеличительные стекла
• весы, безмен
• песочные, механические часы,
• компас,
• магниты;
• портновский метр, линейки, треугольник т. д.
3.Компонент стимулирующий.
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
• сита, воронки разного размера и материала;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки,
• шишки, перья, мох, листья и др.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи,
• меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показывают детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Воспитатель 2.
Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.
Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Всё усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями. А сейчас мы Вам предлагаем немного поиграть.
Наши дети любят не только экспериментировать, играть, но ещё слушать стихи и сказки, отгадывать загадки. Сейчас мы вам покажем, как мы проводим игры – эксперименты.
Опыт №1 Разноцветные лужицы
Педагог берёт в руки игрушку зайчика и начинает рассказывать сказку.
Однажды Зайка решил показать своим друзьям Лисичке и Волчонку фокус. Но у него не оказалось прозрачных стаканчиков с водой. Зайчик сначала очень расстроился. Но вдруг обратил внимание на лужицы перед домом и решил показать фокус с помощью лужиц.
Для проведения этого эксперимента вам понадобится:
- Раствор: клей ПВА, обойный клей, канцелярский клей;
- Акриловые краски;
- Пипетки или шприцы без игол;
- Палочки деревянные;
- Алкозельцер;
- Одноразовая посуда.
1.Приготовить раствор из смеси клеев.
2.Подготовить акриловые краски (разбавить немного водой).
3.Капнуть при помощи пипетки несколько капель краски в раствор.
4.Деревянными палочками развести цветные капли, делая узор.
5.Положить в посуду с полученными в растворе узорами таблетку алкозельцера.
При помощи алкозельцера, краски стали двигаться, соединяясь в еще более затейливые узоры.
Опыт №2 Радужная пыль
Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,
Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты! (пыль)
Сегодня мы с вами будем делать радужную пыль. Для этого опыта Вам понадобится:
- Крахмал;
- Акриловые краски;
- Вода;
- Одноразовая посуда.
1.Насыпать в одноразовую тарелку крахмал.
2.Добавить акриловую краску одного цвета.
3. Залить теплой водой, размешать до получения однородной массы.
4.Дать раствору высохнуть. Радужная пыль готова
5.Таким же способом приготовить пыль разных цветов.
Можно использовать радужную пыль при проведении праздничных мероприятий.
Опыт №3 Дождевое облако в банке
Облака, какое чудо!
Замечал ли ты, дружок,
Как они под сильным ветром,
Превращаются в рожок.
А бывают, как овечки,
Что гулять спустились к речке.
К вечеру, когда заход —
Аметистом небосвод.
Гонит их пастух домой,
И они летят стрелой.
Вот какие облака,
Видишь ты, и вижу я
Когда маленькие капли воды скапливаются в облаке, они становятся все тяжелее и тяжелее. В итоге они достигнут такого веса, что больше не смогут оставаться в воздухе, и начнут падать на землю - так появляется дождь. Это явление можно показать детям с помощью простых материалов.
Вам понадобится:
- пена для бритья;
- банка;
- вода;
- пищевой краситель.
1. Наполните банку водой.
2. Сверху нанесите пену для бритья - это будет облако.
3. Пусть ребенок начнет капать пищевой краситель на "облако", пока не начнется "дождь" - капли красителя начнут падать на дно банки.
Во время эксперимента объясните данное явление ребенку.
Опыт №4 Зубная паста для слона
(Взять игрушки маленького слона и прочитать стихотворение)
Симпатичный маленький слоненок
Лишь выходит из пелёнок
Чистит зубы щёткой с пастою
Говорит нам: «Я зубастый!»
Зубки в белые все в ряд,
И нисколько не болят.
Сегодня мы вместе с вами будем делать зубную пасту для слона. Для этого Вам понадобится:
- пластиковая бутылка поднос или стеклянная форма для запекания
- сухие дрожжи
- перекись водорода (6%)
- пищевой краситель
- средство для мытья посуды.
- В пустую пластиковую бутылку залить 150 мл. перекиси.
- Добавить средства для мытья посуды и пищевой краситель.
- В отдельной мисочке смешать чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешать смесь до однородной консистенции, затем влить в бутылку.
Из бутылки тут же начнет появляться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика. Обязательно необходимо поставить бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не разлилась.
Для подведения итогов с детьми средней группы мы в своей работе используем карточки с изображением разных предметов определяющих их свойства.
Эти картинки мы подобрали с детьми в конце второй младшей группы по предложению детей по возникшим у них ассоциациям свойств предметов.
В качестве примера мы с вами подведём итог последнего эксперимента.
- Что мы сегодня с вами делали? Правильно зубную пасту для слона.
Что появилось из бутылки? Конечно пена.
- Вот при помощи наших волшебных картинок давайте определим свойства пены.
На магнитной доске выставляются картинки, пена какая: скользкая – лёд, гладкая – детские щёчки, пенится – мыльная пена, пена лёгкая – пёрышко, жидкая – вода льётся, белая – снег.
Так, почему образуется пена?
III. Заключительная часть
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Уважаемые коллеги!
Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к опытно – экспериментальной деятельности! Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Мы считаем, что в результате проделанной нами работы есть положительные результаты:
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.
Памятка для педагога, организующего опытно-экспериментальную деятельность:
1. Критика – враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов;
2. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения;
3. Воспитывать веру ребенка в свои силы;
4. Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца;
5. Заканчивать обсуждение по решению проблемы до появления признаков потери интереса у детей;
6. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать оставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Вывод Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных. Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь-взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей детей младшего дошкольного возраста в рамках работы клуба «Семейная академия» по теме: «Играем пальчиками и развиваем речь»
Мастер-класс для повышения компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики в домашних условиях....
Мастер - класс "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста"
-Описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии; Определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям....
Конспект мастер-класса для родителей групп старшего дошкольного возраста по теме: «Оздоровительный самомассаж»
Проведение комплекса закаливающих процедурУважаемые родители! Сегодня мы с вами проведем комплекс закаливающих процедур после сна, которые способствуют укреплению здоровья, повышению сопротивляе...
Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге
Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....
МАСТЕР-КЛАСС НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В.А.Сухомлинский говорил: « Ум ребенка - на кончике его пальцев». Каждый ребенок с упоение рисует все, что видит, слышит, ощущает, воображает. Как правило , творческие способности лю...
Мастер- класс "Организация конструктивной деятельности детей дошкольного возраста (лего-конструирование)
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. В нашем детском саду кроме занятий Лего, используется практически на всех занятий. Дети любят играть в ...
мастер -класс по ЗОЖ у детей дошкольного возраста (для родителей)
Активизация участия родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни...